Файл: Психологопедагогические условия развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет психолого-педагогического образования
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
на подготовку выпускной квалификационной работы
Утверждена приказом по НТГСПИ:
Решением кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования
от 05.06.2018 г., протокол № 9, выпускная квалификационная работа студента
признана завершенной и допущена к защите в государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
Один оучющися показал высокий уровень развития классификации, один обучающийся средний уровень и трое обучающихся низкий уровень развития классификации. Классифицировать карточки первой серии не составило труда, однако не все смогли подобрать обобщающее слово, что касается второй серии методики, детям понадобилась стимулирующая или направляющая помощь, обобщающие слова назвали не все, некоторые называли группу объектов, которые входят в укрупненную группу, например: «Здесь плавают и летают»
Рис. 2. Графические результаты выполнения методики «Группировка предметов (модифицированная методика У. В. Ульенковой)».
Классифицировать карточки первой серии не составило труда, однако не все смогли подобрать обобщающее слово.
На выявление уровня анализа и синтеза проводилась следующая методика. Методика «Разрезные картинки (модифицированный вариант)Л.Ф.Фатиховой». Данная методика выявила следующие уровни развития мыслительных операций анализа и синтеза.
Таблица 3
Результаты выполнения методики «Разрезные картинки
(модифицированный вариант) Л. Ф. Фатиховой»
№ п/п | Ф И ребенка | Результаты вполнения заданий (баллы) | Результаты вполнения заданий (%) | Уровни сформированности анализа и синтеза |
1. | Г.С. | 17 | 85 | средний уровень |
2. | Д.Д. | 12 | 60 | низкий уровень |
3. | Н.Д. | 11 | 55 | низкий уровень |
4. | И.О. | 17 | 85 | средний уровень |
5. | В.Ш. | 15 | 75 | низкий уровень |
Д вое обучающихся показали средний уровень развития анализа и синтеза и трое испытуемых показали низкий уровень развития данных мыслительных операций. Все дети собирали картинку на уровне зрительного соотнесения. Методом проб пользовались лишь некоторые, при собирании картинки из 5–6 элементов.
Рис. 3. Графические результаты выполнения методики «Исключение не подходящих к группе предметов (модифицированныйвариант) Л.Ф.Фатиховой».
Таким образом, результаты диагностики показали, что уровень развития обобщения и сравнения у 60% испытуемых — низкий, у 40% — средний уровень.
Высокий уровень конкретизаии и аналогии имеет 20% испытуемых, средний уровень — 60% испытуемых и низкий уровень — 20% испытуемых. Конкретизаия и аналогия по сравнению с другими исследуемыми мыслительными операциями развита на более высоком уровне.
Рис. 4. Графические результаты выполнения методики «Группировка предметов (модифицированная методика У. В. Ульенковой)».
Рис. 5. Графические результаты выполнения методики «Разрезные картинки (модифицированный вариант) Л. Ф. Фатиховой». Что касается операций анализа и синтеза, мы получили следующие результаты: 40% — средний уровень, 60% — низкий уровень анализа и синтеза. Данные результаты показывают, что испытуемым непросто справиться с поставленными задачами, построенными на усложнении материала. Текст выравнивается по ширине.
2.2. Проект деятельности педагога-психолога по развитию мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психического развития
Текст выравнивается по ширине.
В данном параграфе представлен проект деятельности педагога-психолога по развитию мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психческого развития.
В ходе описанных ранее диагностиках были выявлены веские причины для создания профилактического проекта педагога-психолога в связи с тем, что уровень развития мвслительнх операций у младшего школьника с задержкой психического развития не достаточно развит и имеет критические фазы развития.
Данный проект будет направлен на развитие мыслительной операции у младшего школьника с задеркой психического развития. Все развиваемые в данном проекте мыслительные операиции необходимы в дальнейшем образовании младшего школьника с задержкой психического развития так и в будущей жизни.
Актуальность проекта определяется тем, что мыслительные операции играют ключевую роль в психологии способностей, психологии мышления, психологии обучения. Младшим школьникам с задержкой психического развития свойственны депрессивность, неусидчивость, импульсивность, что связано с их нервнопсихическим состоянием. Кроме того, у них отмечается недостаточная познавательная активность. Они имеют выраженные трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Недостаточная сформированность процессов познания, часто является одной из главных причин трудностей, которые возникают у детей с задержкой психического развития при обучении в школе.
Поэтому развитие мыслительных операций является немаловажным фактором становления всесторонне развитой личности.
Цель проекта — создание психолого-педагогических условий, для
Задачи:
— развивать у младшего школьника с задержкой психического развития мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии,
— стимулировать детское творчество;
— развивать анализ, синтез, аналогию, облагодаря созданию услови для развития мыслительных операций, работа по образцу, чертежу, заданной схеме
— совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
— развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее интеллектуальное развитие. Задачи должны соотноситься с положениями гпотезы и результатами диагностики.
Методы и формы работы: индивидуальная работа с ребенком; коллективные работы; совместные работы 2–3 детей; тематические занятия.
Материалы и оборудование: наборы игрушек (фигурки животных, людей), подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки, игрушки для обыгрывания построек: животные, люди.
Организация занятий. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 1 раз в неделю. Продолжительность 30–40 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с задержкой психического развития. Количество занятий — 12.
Критерием эффективности проекта является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методик Л. Ф. Фатиховой из сборника «Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями», по результатам которого составляется коррекционно-развивающая программа. В течение занятий используются нейропсихологические упражнения, игры с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.
Таблица 4
Тематическое планирование занятий
Темы занятий изменить в соответствии с темой вашей работы, темы должны как то соотноситься с мыслительными операциями!
Тема занятия добавить номер по порядку, количество часов | Цель занятия убрать | Ход занятия убрать | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Развитие мыслительных операций на основе знакомства с понятием «дружба». | 1.Инструктаж по правилам поведения во время занятия 2. Беседа на тему дружба. 3. Игра «Найди друга» 4.Нейропсихологическое упражнение №1«Гуляем вместе». 5. Упражнение №2 «На что похоже?» 6.Ф изминутка 7. Упражнение №3 «Ищи безостановочно» 8. Упражнение №4 «Назови одним словом» 9. Рефлексия | Сравнение Конкретизация Обобщение Анализ Синтез Аналогия |
Занятие 2 «Мы все разные» | Развитие мыслительных операций с помощью представлений об окружающем мире. | 1. «Приветствие». 2. Беседа «Вон человек, что скажешь ты о нем?» 3.Нейропсихологическое упражение «Разгадай слово» 4. Игра «Чем мы похожи» 5. Упражнение «Подбери признак» 6. Рефлексия. | Анализ Синтез Конкретизация |
Занятие 3 Сценическое представление - кукольный театр «Теремок» | Развитие мыслительных операций обобщения, сравнения, анализа и синтеза, на основе театрального представления. | 1.Приветствие. 3. Игра «Предмет похожий на меня» 2. Упражнение «Что не так?» 3. Игра «Теремок» 5. Рефлексия. | Обобщение, сравнение, анализ, аналогия. |
Занятие 4 «Секреты дружбы» | Развитие умения анализировать; определять пространственное расположение фигур. | 1. Приветствие. Беседа «В чем секрет дружбы?» 2. Упражнение «Соедини половинки» 3. Нейропсихологическая игра «Поймай сигнал» 4. Упражнение «Сосчитай фигуры» 5. Рефлексия. | Обобщение Сравнивать Нахождение общего и выделять различия. |
Затятие 5 «Учимся дружить». | Развитие умения анализировать; сравнивать пространством групповой работы. | 1. Приветствие.Упражнение «Круг радости». 2. Упражнение «Назови одним словом» 3. Нейропсихологическая игра «На что похоже». 3. Игра «непослушный робот». 4.Беседа «Секреты дружбы». 6. Рефлексия. | Сравнение Конкретизация Обобщение Анализ Синтез Аналогия |
Занятие 6 «Дружба – это ценный дар!». | | 1. Упражнение «От сердца к сердцу» 2. Игра «Мирилки». 3.Упражнение «Нарисую я себя». 4. Пальчиковая гимнастика«Если пальчики грустят – Доброты они хотят». 5. Игра «Танец Дружбы». 6. Рефлексия игра: «Тепло рук и сердец». | Сравнение Конкретизация Обобщение Анализ Синтез Аналогия |
Занятие 7 Дом, в котором мы живем. | Развитие мыслительных операций аналогии, анализа, синтеза и классификации на основе анализа конструкторской модели и изменении модели по условию. | | |
Занятие 8 Доброе слово | | Игра найди подходящее слово | |
Занятие 9 Друзья наши меньшие | | Упражнение "Найди смысловые пары" Упранене "найди одинаковые фигуры" Уупражнение найи тень | |
Занятие 10 Изделие «Пригласитель ный билет» | | Беседа на тему. что такое пригласитьльны билет. Упражнение дорисуй предмет Игра найди лишний предмет | |
Занятие 11 Дружная семья | | Беседа Что такое семья Упранение назови одним словом | |
Занятие 12 Друг вокруг | | | |
Основное содержание по ….
Занятие 1. Что такое «дружба.
Цель: Развитие мыслительных операций на основе знакомства с понятием «Дружба». Должны соотноситься с задачами проекта.
-
формирование умения осуществлять зрительный анализ фигуры: находить части целого;запоминать составляющие её части, воспроизводить её в тетради; -
формирование умения понимать и обобщать смысл фразы; -
закрепление умения осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения заданий, умения осуществлять самооценку своей деятельности.убрать
Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, дидактически и наглядный материал.
Ход занятия здесь размещаем план занятия, кратко, а планы конспекты размещаем в приложении.
Организационный этап:
Знакомство с младшими школьниками с задержкой психического развития. Создание благоприятной обстановки с помощью Игры «Найди друга»,
Оснавной этап: индивидуальная работа с обучающимися нейропсихологическое упражнение «Гуляем вместе».
Упражнение на развитие аналогии «На что похоже?».
Физминутка
Упражнение «Ищи безостановочно» направлено на развитие мыслительной операции конкретизации.
Заключительный этап
Упражнение №4 «Назови одним словом» направлено на развитие мыслительной операции ообщения.
Этап рефлексии:
Оценка ребенком своей работы смайликами (веселый, задумчивый, грустный).
Занятие 2
Тема: Мы все разные
Цель: Развитие мыслительных операций с помощью представлений об окружающем мире.
Задачи:
-
формирование умения осуществлять зрительный анализ фигуры: находить части целого; запоминать составляющие её части,воспроизводить её в тетради; -
формирование умения понимать и обобщать смысл фразы; -
закрепление умения осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения заданий, умения осуществлять самооценку своей деятельности.
Оборудование:
Ход занятия
Организаионный момент
Беседа о стихотворении Расулом Гамзатовым «Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Упражнение №1 «Рaзгадай слово»
Цель: развитие мыслительной операции синтеза при помощи нейропсихологического упражнения.
Ход упражнения: На доске вывешивается три слова на тему занятия, обучающимся нужно определить, какой буквы не хватает в слове, построить ее с помощью пальцев рук.
Основная часть
Игра «Чем мы похожи»
Цель: Развитие мыслительной операции сравнения.
Ход игры: Передача игрушки по кругу, поиск сходствт себя и того кому передал игрушку, при том говорить «Я даю тебе эту игрушку, потому что мы с тобой похожи» ( назвать причину)
Упражнение №2 ««Подбери признак»
Цель: Развитие мыслительной операции обощения и синтеза.
Ход упражнения: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды. Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Заклюительны этап
Беседа на тему чем мы похожи.
Релексия:оценка свое работы.
Занятие 3
Тема: Сценическое представление - кукольный театр «Теремок»
Цель: Развитие мыслительных операций обобщения, сравнения, анализа и синтеза, на основе театрального представления.
Задачи:
-
формирование умения осуществлять анализ: развитие мыслительных операцийпосредством театрального представления; -
формирование умения понимать и обобщать смысл фразы; -
закрепление умения осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения заданий, умения осуществлять самооценку своей деятельности.
Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, дидактически и наглядный материал.
Ход занятия
Организационный этап
Приветствие, повторение правил поведения на занятии.
Игра «Предмет, похожий на меня».
Цель игры:Развитие мыслительных операций обобщения,анализа, синтеза.
Ход игры: Участникам предлагается выбрать по своему усмотрению один предмет, отождествляя его с собой, который отражал бы «его суть».
Необходимо рассказать каждому небольшой рассказ составленный ими.
Основной этап
Упражнение «Что не так?»
Цель: развитие мыслительной операции сравнения при помощи дидактического материала.
Ход упражнения:Педагог-психолог объясняет ребятам их действия. Перед вами лежат картинки, где художник что-то перепутал. Вам необходимо рассмотреть изображения и найти все ошибки. На выявление недочётов одной каточки с иллюстрацией вам дается минута. После моего сигнала вы должны назвать 5 ошибок художника. Время пошло!
Игра «Теремок»