Файл: 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экзистенциализм-философия свободы человека.

Пик этого направления приходится на 2 мировую войну.

Представители этого направление Камю и Сартр.

Истоки этого направления произошли в 19 веке.Кьеркегора интересует вопрос смерти.Смерть-ничто(для экзистенциализма).

Проблема смерти и наша реакция на нашу смерть (после смерти ничего не будет).Так как мы не знаем смысла,то значит у нас полная свобода.

Экзистенциалисты различают подлинное и неподлинное бытие. Неподлинное бытие – это обыденная жизнь человека, по правилам, нормам и устоям той среды, в которой он живет, и целям которой он должен подчиняться. В этом неподлинном бытии человек теряет свою индивидуальность и уникальность. Подлинное бытие – это трансцендентный(недоступный познанию) выход за пределы повседневной обыденности в свободное бытие, позволяющее человеку делать выбор и нести ответственность за его последствия перед другими людьми и перед самим собой.

Философия Камю.

Камю ставит вопрос самоубийства.

Его философия делится на 2 блока:абсурд(человек ищет смысл там,где его нет) и бунт.

Ключевая проблема человека-это необходимость прожить собственную жизнь.

Есть 3 варианта решения абсурда

1.Самоубийство

2.Капитуляция перед лицом абсурда

3.Бунт против абсурда

Самый идеальный вариант решения является бунт.Мы должны стать счастливыми,зная что все равно умрем.

Философия Сартр.

Изначально человек это ничто.Мы делаем выбор и совершаем поступки,которые формируют нашу сущность.Как только мы умрем,то мы теряем нашу свободы жить.Только с концом нашей жизни мы обретаем сущность.Человек осужден быть свободным(главный тезис Сартра)

Прагматизм-течение современной философской мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа философии.

Основоположник прагматизма -Чарльз Пирс.Согласно Пирсу, действиями человека руководят не знания, а вера. Сомнение мешает действовать, поэтому человек стремится избавиться от него и достичь веры.

Другим представителем прагматизма был Уильям Джеймс . Для Джеймса прагматизм – это метод и особая теория истины. Прагматизм как метод был предназначен для улаживания философских и иных споров путем выявления практических последствий каждого учения, их сопоставления и оценки.

Третий представитель прагматизма – Джон Дьюи (1859-1952). Прагматизм получил название «инструментализм». Дьюи предложил свой метод анализа социального опыта:


1.Нужно установить специфику данного затруднения или проблемной ситуации.

2.Необходимо выдвинуть гипотезу

3 Теоретически проследить все возможные следствия предлагаемого решения.

4.Наступает период реализации решения и его экспериментальной проверки.

Прагматизм предложил новый подход к проблеме познания: проблема познания рассматривалась в прагматизме только с позиций психологии, как переход от сомнения к вере.

Позитивизм-философское направление, настаивающее на том, что всѐ положительное (позитивное) философское знание сводится к содержанию отдельных специальных наук и обобщению их достижений.

Основателем этого направления является Огюст Конт , еще в 30-х гг. XIX в. он ввел этот термин.

Положительная философия, согласно Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями.

По мнению Конта, наука не объясняет, а лишь описывает изучаемые явления, отвечает на вопрос «как», а не «почему».

По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон.Согласно этому закону, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное.

1-Теологическая фаза

Характерно существование Богов или Бога,как первоисточника и причиной абсолютно всего.

2-Метафизическая фаза

В сущности, на этой стадии человеческий разум направлен на решение тех же задач, что и на предыдущей стадии, но уже руководствуется не теологическими, а философскими, метафизическими принципами.

3-Позитивизм(описательная наука)

Позитивизм, начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по самой своей сути является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества



Неопозитивизм.(логический позитивизм)

возник и оформился как философское направление в 20-х годах XX в. Наибольшую известность получил Венский кружок, которым руководил М. Шлик.

Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой материализма и идеализма. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания и эмпирической социологии, что впрямую подвело к вопросу о теоретической деятельности как деятельности, связанной только с логическим языком науки: наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задача науки ограничивается описанием ее языка.

Логические позитивисты полагали, что надежным, устойчивым базисом научного знания являются эмпирические факты, а теории ненадежны, изменчивы. Высказывания, которые нельзя верифицировать, должны из науки удаляться. В таком случае, реализуя этот замысел, из философии придется удалить моральные требования, ценностные суждения, представления о добре и зле, а теоретические положения естествознания окажутся неверифицируемыми.

Центральная проблема неопозитивизма является демаркации(проведении границы отделяющих науку от ненауки) науки.

Общая черта демонстрирует то,что наука воспринимается с опытным знанием или факты опыта.

Постпозитивизм.

Одним из видных представителей постпозитивизма стал в 50-е годы австрийский философ Карл Раймунд Поппер, работавший в то время в Англии.

Поппер соглашается с неопозитивистами в том, что классическая философия не является наукой.

Он выделяет проблема космологии, т.е проблема понимания мира, включая нас самих и наше познание его как части. По мнению Поппера, философия выступает в функции инициатора, провокатора научных знаний. Поппер выдвинул концепцию критерия научности (наука отличается от метафизики тем, что научные теории опровержимы, но все что находится за пределами науки можно опровергнуть)

В понятие парадигмы он включил общепризнанные научные достижения, господствующие научные теории, наиболее общие идеи, убеждения, стандартные образцы формулировки и решения научных проблем, технику проведения экспериментов, а также философско методологические установки, разделяемые научным сообществом.


На «нормальном» этапе развития науки научное сообщество, опираясь на базовые положения парадигмы и задаваемые ею способы научной деятельности, занимается решением «головоломок». Но наступает момент, когда накапливаются аномальные факты, которые невозможно объяснить в рамках действующей парадигмы, количество нерешенных проблем достигает критической массы и наступает кризис. Наука вступает в революционный этап, который, по мнению Куна, можно характеризовать только в психологических понятиях – как «заразительную панику», в которую впадает всѐ большее число членов существующего сообщества. Происходит переход к новой парадигме и смена одного научного сообщества другим. Новое поколение учѐных объединяется вокруг новой парадигмы, создавая предпосылки для перехода науки на новый «нормальный» этап.

Герменевтика-направление в философии, нацеленное на теоретическое осмысление процесса понимания, а также теоретически обоснованное и методически выверенное истолкование текстов в качестве основы развития гуманитарного знания.

Становление герменевтики берет свое начало в трудах Фридриха Шлейермахера и Вильгельма Дильтея.

В ХХ в. развитие герменевтики связано с именем немецкого философа Мартина Хайдеггера, который стал рассматривать «понимание» в онтологическом плане, т. е. не как способ познания, но как способ существования, как одну из основных характеристик человеческого бытия, изначально находящегося в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации, а герменевтический круг выражает взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого само истолкования. Эти положения легли в основу философской герменевтики Ганса-Георга Гадамера , для которого, как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку, оно определяет наше отношение к миру. Постепенно в герменевтике текст стал пониматься более широко: текст – это любой фрагмент культуры, который можно «прочесть» (архитектурное сооружение и т.д.

Феноменология- – направление современной философии, основатель – Эдмунд Гуссерль. Понятие «феноменология» означает описание, или изучения явлений – феноменов, которые понимаются как самообнаружение предмета в сознании.

Сознание, согласно Гуссерлю интенционально, т.е. является смыслообразующей устремленностью к предметному миру.

Гуссерль считал, что философия, осуществляя феноменологический анализ, должна стать эйдетической наукой (т.е. наукой о сущностях).


Для этого необходимо сформировать специфическую установку, противоположную «естественной установке», при которой мир предстает как «мир вещей, благ, ценностей, как практический мир», как непосредственно данная, наличная действительность. Средством освобождения от естественной установки является феноменологическая редукция, очищение сознания с помощью «эпохэ» - воздержания от суждения.

Структурализм.

как философское направление получает свое развитие в 50-60 гг. XX в. Его развитие связывают прежде всего с именем Клода Леви-Стросса, который применил метод структурной лингвистики к изучению других областей культуры. Леви-Стросс искал то, что было бы общим для всех культур и всех людей. Он сформулировал понятие сверхрационализма, которое означает гармонию чувственного и рационального начал, утраченную современной европейской цивилизацией, но сохранившуюся на уровне первобытного мифологического мышления. Мифологическое мышление стремится к опосредованию фундаментальных противоречий человеческого бытия (например, между жизнью и смертью) и восходит от оперирования отдельными предметами к логике чувств, форм и даже элементам логики отношений. Ролан Барт распространил подход Леви-Стросса на предметы и устройство современного европейского общества. Он обратился к анализу структуры таких знаково-символических систем культуры как мода, структура города и т.д. Мишель Фуко развивал установки структурного анализа на материале истории идей. Его основными задачами было описание отношения между словами и вещами, исследование «археологии» субъекта и генеалогии власти.

Постмодернизм-это культурное течение и философское направление, которое соответствует эпохе постмодерна.

Наиболее яркими представителями постмодернизма являются французские философы: Жан Бодрийяр, Жак Деррида, Жан-Франсуа Лиотар.

Основные черты философии постмодернизма.

– отказ от уверенности в прогрессе (Г. Гегеля и К. Маркса). Будущее постмодернизм рассматривает как многообразие различных социальных форм. Мир не развивается, а изменяется.

– отказ от проектного мышления. Общество рассматривается как спектакль, где акцент сделан на поверхностности. На смену единству пришел плюрализм.

– отказ от авторитета знания и рациональности. Язык - есть средство с помощью, которого различные люди создают различные истины

–отказ от поиска исторических закономерностей и общественных законов. Изучение частного.