Файл: Особенности мотивационной сферы студенческой молодежи.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии
Курсовая работа
на тему: Особенности мотивационной сферы студенческой молодежи
Обучающейся 2 курса
очно-заочной формы обучения
Направление подготовки
37.03.01 Психология
Направленность (профиль)
Психология. Социальная психология
Бариновой Екатерины Валерьевны
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии
Беляева Елена Вячеславовна
Курск 2021
Оглавление
Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава 1. Теоретические аспекты определения мотивации и особенности мотивации студентов
1.1 Сущность понятия мотивация и виды ее источника…………………..……5
1.2 Факторы и средства формирования мотивационной сферы личности студента………………………………………………………………………...….8
1.3 Влияние учебной мотивации на будущие достижения студента……...…13
Глава 2. Организация и методики исследования
2.1 Выборка и организация исследования…………………….……………….15
2.2 Обработка и описание результатов исследования……………………..….17
Заключение………………………………………………………………….……23
Список использованной литературы………………………………….….…….25
Приложение №1………………………………………………………...………..27
Приложение №2………………………………………………………………….29
Введение
В условиях новых социально-экономических отношений в обществе, проблема мотивации студентов становиться все более актуальной. Вопрос о корреляции формы оплаты и успешностью студента имеет большое значение.
В этой ситуации становится очевидной необходимость новой стратегии образования, ориентированной на учет мотивационной и ценностной сфер личности студента.
На данный момент любой молодой человек, ставящий своей целью получение высшего образования, сталкивается с задачей определения области своей будущей деятельности исходя не только из внешних и внутренних форм мотивации но и возможностью оплатить это образование.
Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента становится особенно актуальной в психологической науке в настоящих условиях общественного развития. Проблема изучения мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием.
Изучая вклад отечественных, зарубежных ученых и полученные ими научные, методологические и практические результаты, нужно отметить, что в проблема мотивации учебной деятельности студентов требует их дополнительного исследования.
Теоретический и практический изучение темы позволило определить психологическую структуру мотивационной сферы студента, определили влияние внешней мотивации: Коммуникативных мотивов, эмоциональных, социальных. И внутренних: Профессиональных, учебно-познавательных мотивов, а так же мотивов творческой самореализации.
Объект исследования: мотивация студентов к учебной деятельности
Предмет исследования: специфика мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе.
Цель исследования: рассмотрение теоретических аспектов и выявление особенностей мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе.
Задачи исследования:
1. Анализ понятия мотивация.
2. Изучение особенностей мотивации к обучению студентов.
3. Подбор инструментария исследования.
4. Проведение эмпирического исследования.
5. Анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в специфике мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе. Ведущим фактором мотивации на первом курсе являются внутренние мотивы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и двух приложений. Объем работы составляет 30 страниц.
Глава 1. Теоретические аспекты определения мотивации и особенности мотивации студентов
-
Сущность понятия мотивация
Мотивация является одной из основополагающих проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана, прежде всего с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет.
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес.
Мотивация является одним из ключевых компонентов в структуре личности, так как служит своего рода побудителем к деятельности. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Она представляет собой систему мотивов, включающую в себя познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов:
• характером образовательной системы;
• организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
• особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);
• личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности; спецификой учебного предмета [4].
Учебная деятельность всегда является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности: внутренние, внешние, личные.
К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).
Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Возможности – это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (например, наличие учебников, библиотеки) [5].
Среди личных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, можно выделить интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.
Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации. Все мотивы, обусловливающие учебную деятельность, не существуют в изолированном виде. Они находятся в постоянной и тесной взаимосвязи друг с другом.
Учебные мотивы различаются не только по содержанию, но и по мере их осознанности. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие – дополнительное.
К основным характеристикам учебной мотивации относят устойчивость и динамичность.
Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений.
Таким образом, психологическая стратегия современной системы высшего, как и послевузовского профессионального образования, состоит в том, чтобы обеспечить:
1.усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста;
2.стимулирование творческого потенциала;
3.развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств;
4.дифференциацию «Я – концепции».
5.углубленное осмысление и переосмысление им отечественного и зарубежного опыта, его творческое преобразование и адаптацию к новым условиям.
Для выявления и исследования условий и факторов формирования профессиональной мотивации необходимо учитывать ряд условий и факторов различного характера по трем основным направлениям:
-
формирование потребностей и мотивов профессионального развития; -
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности по самовоспитанию и саморазвитию; -
оценка профессиональных способностей и возможностей, сравнение их с образом искомого результата (предметом, целью), планирование изменений в системе мотивации достижения.