Файл: Особенности мотивационной сферы студенческой молодежи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии

Курсовая работа

на тему: Особенности мотивационной сферы студенческой молодежи

Обучающейся 2 курса

очно-заочной формы обучения

Направление подготовки

37.03.01 Психология

Направленность (профиль)

Психология. Социальная психология

Бариновой Екатерины Валерьевны

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии

Беляева Елена Вячеславовна

Курск 2021


Оглавление
Введение…………………………………………………………….……………..3

Глава 1. Теоретические аспекты определения мотивации и особенности мотивации студентов

1.1 Сущность понятия мотивация и виды ее источника…………………..……5

1.2 Факторы и средства формирования мотивационной сферы личности студента………………………………………………………………………...….8

1.3 Влияние учебной мотивации на будущие достижения студента……...…13

Глава 2. Организация и методики исследования

2.1 Выборка и организация исследования…………………….……………….15

2.2 Обработка и описание результатов исследования……………………..….17

Заключение………………………………………………………………….……23

Список использованной литературы………………………………….….…….25

Приложение №1………………………………………………………...………..27

Приложение №2………………………………………………………………….29

Введение



В условиях новых социально-экономических отношений в обществе, проблема мотивации студентов становиться все более актуальной. Вопрос о корреляции формы оплаты и успешностью студента имеет большое значение.

В этой ситуации становится очевидной необходимость новой стратегии образования, ориентированной на учет мотивационной и ценностной сфер личности студента.

На данный момент любой молодой человек, ставящий своей целью получение высшего образования, сталкивается с задачей определения области своей будущей деятельности исходя не только из внешних и внутренних форм мотивации но и возможностью оплатить это образование.


Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента становится особенно актуальной в психологической науке в настоящих условиях общественного развития. Проблема изучения мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием.

Изучая вклад отечественных, зарубежных ученых и полученные ими научные, методологические и практические результаты, нужно отметить, что в проблема мотивации учебной деятельности студентов требует их дополнительного исследования.

Теоретический и практический изучение темы позволило определить психологическую структуру мотивационной сферы студента, определили влияние внешней мотивации: Коммуникативных мотивов, эмоциональных, социальных. И внутренних: Профессиональных, учебно-познавательных мотивов, а так же мотивов творческой самореализации.
Объект исследования: мотивация студентов к учебной деятельности

Предмет исследования: специфика мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе.

Цель исследования: рассмотрение теоретических аспектов и выявление особенностей мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе.

Задачи исследования:

1. Анализ понятия мотивация.

2. Изучение особенностей мотивации к обучению студентов.

3. Подбор инструментария исследования.

4. Проведение эмпирического исследования.

5. Анализ результатов исследования.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в специфике мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе. Ведущим фактором мотивации на первом курсе являются внутренние мотивы.



Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и двух приложений. Объем работы составляет 30 страниц.


Глава 1. Теоретические аспекты определения мотивации и особенности мотивации студентов

    1. Сущность понятия мотивация



Мотивация является одной из основополагающих проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана, прежде всего с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет.

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес.

Мотивация является одним из ключевых компонентов в структуре личности, так как служит своего рода побудителем к деятельности. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Она представляет собой систему мотивов, включающую в себя познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов:

• характером образовательной системы;

• организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;

• особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);

• личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности; спецификой учебного предмета [4].

Учебная деятельность всегда является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности: внутренние, внешние, личные.

К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).

Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Возможности – это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (например, наличие учебников, библиотеки) [5].


Среди личных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, можно выделить интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации. Все мотивы, обусловливающие учебную деятельность, не существуют в изолированном виде. Они находятся в постоянной и тесной взаимосвязи друг с другом.

Учебные мотивы различаются не только по содержанию, но и по мере их осознанности. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие – дополнительное.

К основным характеристикам учебной мотивации относят устойчивость и динамичность.

Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений.

Таким образом, психологическая стратегия современной системы высшего, как и послевузовского профессионального образования, состоит в том, чтобы обеспечить:

1.усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста;

2.стимулирование творческого потенциала;

3.развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств;

4.дифференциацию «Я – концепции».

5.углубленное осмысление и переосмысление им отечественного и зарубежного опыта, его творческое преобразование и адаптацию к новым условиям.

Для выявления и исследования условий и факторов формирования профессиональной мотивации необходимо учитывать ряд условий и факторов различного характера по трем основным направлениям:

  • формирование потребностей и мотивов профессионального развития;

  • формирование знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности по самовоспитанию и саморазвитию;

  • оценка профессиональных способностей и возможностей, сравнение их с образом искомого результата (предметом, целью), планирование изменений в системе мотивации достижения.