Файл: Особенности мотивационной сферы студенческой молодежи.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, определить преобладающий уровень мотивации;
2) установить связи между ведущим типом мотивацией учебной деятельности студентов и бюджетной или внебюджетной формой обучения.
3) выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов;
Объектом исследования является группа молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет. Выборка осуществляется по критерию, что все испытуемые являются студентами ВУЗа.
Исследование проходило в удаленном режиме посредством заполнения
респондентами опросников через сервис интернет-опросов и вручную на добровольной основе. О целях исследования испытуемые не были осведомлены, чтобы эта информация не отражалась на валидности результатов. К каждому опроснику прилагалась своя инструкция Опросники заполнялись респондентами один раз.
Нами использовались следующие методики:
1. Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин), модификация Н.Ц.Бадмаевой.
2. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза. Пакулина С. А.
Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза разработана Пакулиной С. А., кандидатом психологических наук, доцент кафедры психологии Челябинского государственного педагогического университета. И Кетько С. М.,кандидатом философских наук, профессор Челябинского военного авиационного института штурманов.
Авторами разработана и апробирована методика для изучения мотивации учения студентов педагогического вуза. При разработке методики авторы опираются на теоретические исследования мотивационной структуры студентов в вузе Т. А. Ивановой, А. К. Марковой, В. И. Чиркова, К. Штарке. Методика позволяет выделить во внешней и внутренней мотивации учения три группы мотивов: поступление в вуз, реально действующие профессиональные мотивы и их доминирование, определение уровней развития мотивации учения. Результаты диагностики показывают, что резервы вуза по мотивированию студентов к учению достаточно обширны и требуют вдумчивых организационных и напряженных управленческо-воспитательных усилий профессорско преподавательского состава для компетентного влияния на повышение мотивационных структур студентов вуза к учебной деятельности.
Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности. [23]
2.2 Обработка и описание результатов исследования
В исследовании приняло участие 15 студентов.
Математическая и статистическая обработка осуществлялась вручную с представлением результатов в виде таблиц и диаграмм в формате MS Excel.
Все стороны обучения студентов сопровождаются теми или иными мотивами. Наиболее часто отмечающиеся в психолого-педагогической литературе особенности эмоционального климата, необходимые для создания и поддержания мотивации учения:
1) положительные эмоции, связанные с ВУЗом в целом и пребыванием в нем. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к учебе в семье;
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношения студента с преподавателями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни группового и институтского коллектива.
К этим эмоциям относятся, например, эмоции престижности, возникающие при новом типе отношений преподавателя и студента, складывающимся в ходе применения преподавателем современных методов обучения, при наличии взаимоотношений их как коллег в совместном поиске нового знания. А также социальные и коммуникативные факторы.
Так же, важную роль в мотивированности к учебе играют учебно-познавательные и профессиональные мотивы, как базовые, внутренние факторы стремления к овладению новых высот в учебном процессе.
Для некоторых студентов отдельную роль в этом процессе занимает творческий фактор. Возможность реализоваться и раскрыться в обучении и профессии с помощью творчества, дает достаточный толчок внутренней мотивации.
Мотивация избегания неудач побуждает человека выстраивать своё поведение и свою жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше провалов, ошибок, неуспеха. Поэтому фактор избегания так же занимает отдельное место в иерархии мотивов.
Исходя из этого, проводился тест А. Реана и В. Якунина, направленный на изучение мотивов учебной деятельности студентов.
Рис. 1. Результаты изучения учебной деятельности студентов по тесту А.А. Реана и В.А. Якунина, где:
Шкала 1. Коммуникативные мотивы
Шкала 2. Мотивы избегания
Шкала 3. Мотивы престижа
Шкала 4. Профессиональные мотивы
Шкала 5. Мотивы творческой самореализации
Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы
Шкала 7. Социальные мотивы
Рис. 2. Результаты изучения учебной деятельности студентов по тесту А.А. Реана и В.А. Якунина по средним показателям.
По итогам исследования можно сделать вывод, что средний уровень мотивации по таким факторам как учебно-познавательный, профессиональный, социальные и коммуникативные у студентов внебюджетной формы обучения немного выше. Это говорит о более четкой позиции этих учащихся и внутренней иерархии мотивов.
Результаты исследования показывают, что между формой обучения и уровнем мотивацией студентов имеется взаимосвязь. Так, студенты с внебюджетной формой обучения демонстрировали более высокие показатели учебной мотивации. Это подтверждается результатами сравнения средних значений.
Следующая методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза разработана Пакулиной С. А., Кетько С. М. и применяется для измерения мотивации учебной деятельности. Составители методики опирались на теорию о внутренней и внешней мотивации. По мнению авторов, если деятельность является субъективно значимой для личности, то это свидетельствует о наличие внутренней мотивации; о внешнем же типе мотивации можно говорить в случае, если личность сосредоточена к удовлетворению потребностей вне самой деятельности, внешних по отношению к оной (престиж, высокая зарплата и т.д.).
Диагностические значения шкал внешней и внутренней мотивации учения:
Внутренняя мотивация учения включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования, релевантные профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:
• широкие учебно-познавательные мотивы заложены в самом процессе учения (интерес к профессии, успешно учиться, приобретать глубокие знания, получать интеллектуальное удовлетворение, самореализации, самосовершенствования);
• тенденцию к продолжению учебной деятельности исходя из активности и самостоятельности самого субъекта учения;
• предпочтение сложности и объема учебной задачи (предпочитают задания оптимальной трудности и трудные задания);
• высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности;
• творческое решение проблемы, учебной задачи;
• субъект учения продуктивно адаптируется к вузовской среде и в вузовской системе обучения.
Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие познавательные мотивы, профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:
• мотивы не связаны с самим процессом учения, находятся вне учебной деятельности (не отставать от сокурсников, достичь уважения преподавателей, добиться одобрения окружающих, избежать осуждения и наказания, работать в частных организациях);
• тенденцию к продолжению учебной деятельности исходя из присутствия внешнего подкрепления, зависимости от других;
• предпочтение отдается упрощенному и не требующего много времени учебному действию (предпочитают простые задания, то, что положено, чтобы получить оценку);
• когнитивная гибкость в учебной деятельности слабая;
• креативность подавляется, способствует росту напряженности;
• субъект учения приспосабливается к вузовской среде и в вузовской системе обучения.
Рис. 3. Методика диагностики мотивации учения студентов, разработанная Пакулиной С. А., Кетько С. М.
Исследуемая выборка студентов в целом мотивированная преимущественно внутренне. т.е. для данной группы студентов значение имеет сама будущая деятельность как таковая, а не внешние стимулы.
Также исследование показало, что студенты внебюджетной формы обучения демонстрировали более высокие показатели мотивации профессионального обучения.
Результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу о связи
формы обучения и уровня мотивации.
Заключение
В результате проведенных теоретических и практических исследований, можно заключить, что мотивационная сфера – это многоуровневая организация, со сложной структурой и механизмами ее формирования. Мотивация, как устойчивое личностное образование рассматривается с позиции направленности, намерений в удовлетворения потребностей.
Психологические средства трактуются как система внешних и внутренних психологических воздействий на мотивационную сферу личности. Сложность проблемы мотивации обусловливает многочисленные подходы к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения.
Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения. Необходимо создать механизм повышения мотивации обучения. Подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на студента со стороны преподавателя, которые побуждали бы студентов к определённому поведению в процессе обучения для достижения целей преподавателя (обучения), основанных на необходимости удовлетворения личных потребностей студентов.
Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Важность которого предопределил постановку гипотезы исследования, которая заключается в следующем: студенты, поступающие на внебюджетную форму обучения имеют более высокий уровень мотивации.
В практической части работы было проведено исследование взаимосвязи уровня мотивации и формы обучения студентов, а также взаимосвязь с внешней и внутренней мотивацией.
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы: существует прямая связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. Существуют различия в специфике мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе. Ведущим фактором мотивации на первом курсе являются внутренние мотивы.
Поставленная цель достигнута, задачи решены. Предполагается подтвердить полученные данные на большей выборке по количеству участников.
Начатое исследование можно продолжить в направлении создания психологической модели по формированию мотивов учебной деятельности, на основе которой преподавателям можно будет осуществлять работу со студентами по преобразованию структуры мотивации и факторов, обуславливающих ее, и, соответственно, повышать уровень успешности учебного процесса.
2) установить связи между ведущим типом мотивацией учебной деятельности студентов и бюджетной или внебюджетной формой обучения.
3) выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов;
Объектом исследования является группа молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет. Выборка осуществляется по критерию, что все испытуемые являются студентами ВУЗа.
Исследование проходило в удаленном режиме посредством заполнения
респондентами опросников через сервис интернет-опросов и вручную на добровольной основе. О целях исследования испытуемые не были осведомлены, чтобы эта информация не отражалась на валидности результатов. К каждому опроснику прилагалась своя инструкция Опросники заполнялись респондентами один раз.
Нами использовались следующие методики:
1. Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин), модификация Н.Ц.Бадмаевой.
2. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза. Пакулина С. А.
Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза разработана Пакулиной С. А., кандидатом психологических наук, доцент кафедры психологии Челябинского государственного педагогического университета. И Кетько С. М.,кандидатом философских наук, профессор Челябинского военного авиационного института штурманов.
Авторами разработана и апробирована методика для изучения мотивации учения студентов педагогического вуза. При разработке методики авторы опираются на теоретические исследования мотивационной структуры студентов в вузе Т. А. Ивановой, А. К. Марковой, В. И. Чиркова, К. Штарке. Методика позволяет выделить во внешней и внутренней мотивации учения три группы мотивов: поступление в вуз, реально действующие профессиональные мотивы и их доминирование, определение уровней развития мотивации учения. Результаты диагностики показывают, что резервы вуза по мотивированию студентов к учению достаточно обширны и требуют вдумчивых организационных и напряженных управленческо-воспитательных усилий профессорско преподавательского состава для компетентного влияния на повышение мотивационных структур студентов вуза к учебной деятельности.
Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности. [23]
2.2 Обработка и описание результатов исследования
В исследовании приняло участие 15 студентов.
Математическая и статистическая обработка осуществлялась вручную с представлением результатов в виде таблиц и диаграмм в формате MS Excel.
Все стороны обучения студентов сопровождаются теми или иными мотивами. Наиболее часто отмечающиеся в психолого-педагогической литературе особенности эмоционального климата, необходимые для создания и поддержания мотивации учения:
1) положительные эмоции, связанные с ВУЗом в целом и пребыванием в нем. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к учебе в семье;
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношения студента с преподавателями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни группового и институтского коллектива.
К этим эмоциям относятся, например, эмоции престижности, возникающие при новом типе отношений преподавателя и студента, складывающимся в ходе применения преподавателем современных методов обучения, при наличии взаимоотношений их как коллег в совместном поиске нового знания. А также социальные и коммуникативные факторы.
Так же, важную роль в мотивированности к учебе играют учебно-познавательные и профессиональные мотивы, как базовые, внутренние факторы стремления к овладению новых высот в учебном процессе.
Для некоторых студентов отдельную роль в этом процессе занимает творческий фактор. Возможность реализоваться и раскрыться в обучении и профессии с помощью творчества, дает достаточный толчок внутренней мотивации.
Мотивация избегания неудач побуждает человека выстраивать своё поведение и свою жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше провалов, ошибок, неуспеха. Поэтому фактор избегания так же занимает отдельное место в иерархии мотивов.
Исходя из этого, проводился тест А. Реана и В. Якунина, направленный на изучение мотивов учебной деятельности студентов.
Рис. 1. Результаты изучения учебной деятельности студентов по тесту А.А. Реана и В.А. Якунина, где:
Шкала 1. Коммуникативные мотивы
Шкала 2. Мотивы избегания
Шкала 3. Мотивы престижа
Шкала 4. Профессиональные мотивы
Шкала 5. Мотивы творческой самореализации
Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы
Шкала 7. Социальные мотивы
Рис. 2. Результаты изучения учебной деятельности студентов по тесту А.А. Реана и В.А. Якунина по средним показателям.
По итогам исследования можно сделать вывод, что средний уровень мотивации по таким факторам как учебно-познавательный, профессиональный, социальные и коммуникативные у студентов внебюджетной формы обучения немного выше. Это говорит о более четкой позиции этих учащихся и внутренней иерархии мотивов.
Результаты исследования показывают, что между формой обучения и уровнем мотивацией студентов имеется взаимосвязь. Так, студенты с внебюджетной формой обучения демонстрировали более высокие показатели учебной мотивации. Это подтверждается результатами сравнения средних значений.
Следующая методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза разработана Пакулиной С. А., Кетько С. М. и применяется для измерения мотивации учебной деятельности. Составители методики опирались на теорию о внутренней и внешней мотивации. По мнению авторов, если деятельность является субъективно значимой для личности, то это свидетельствует о наличие внутренней мотивации; о внешнем же типе мотивации можно говорить в случае, если личность сосредоточена к удовлетворению потребностей вне самой деятельности, внешних по отношению к оной (престиж, высокая зарплата и т.д.).
Диагностические значения шкал внешней и внутренней мотивации учения:
Внутренняя мотивация учения включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования, релевантные профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:
• широкие учебно-познавательные мотивы заложены в самом процессе учения (интерес к профессии, успешно учиться, приобретать глубокие знания, получать интеллектуальное удовлетворение, самореализации, самосовершенствования);
• тенденцию к продолжению учебной деятельности исходя из активности и самостоятельности самого субъекта учения;
• предпочтение сложности и объема учебной задачи (предпочитают задания оптимальной трудности и трудные задания);
• высокая когнитивная гибкость в учебной деятельности;
• творческое решение проблемы, учебной задачи;
• субъект учения продуктивно адаптируется к вузовской среде и в вузовской системе обучения.
Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие познавательные мотивы, профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:
• мотивы не связаны с самим процессом учения, находятся вне учебной деятельности (не отставать от сокурсников, достичь уважения преподавателей, добиться одобрения окружающих, избежать осуждения и наказания, работать в частных организациях);
• тенденцию к продолжению учебной деятельности исходя из присутствия внешнего подкрепления, зависимости от других;
• предпочтение отдается упрощенному и не требующего много времени учебному действию (предпочитают простые задания, то, что положено, чтобы получить оценку);
• когнитивная гибкость в учебной деятельности слабая;
• креативность подавляется, способствует росту напряженности;
• субъект учения приспосабливается к вузовской среде и в вузовской системе обучения.
Рис. 3. Методика диагностики мотивации учения студентов, разработанная Пакулиной С. А., Кетько С. М.
Исследуемая выборка студентов в целом мотивированная преимущественно внутренне. т.е. для данной группы студентов значение имеет сама будущая деятельность как таковая, а не внешние стимулы.
Также исследование показало, что студенты внебюджетной формы обучения демонстрировали более высокие показатели мотивации профессионального обучения.
Результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу о связи
формы обучения и уровня мотивации.
Заключение
В результате проведенных теоретических и практических исследований, можно заключить, что мотивационная сфера – это многоуровневая организация, со сложной структурой и механизмами ее формирования. Мотивация, как устойчивое личностное образование рассматривается с позиции направленности, намерений в удовлетворения потребностей.
Психологические средства трактуются как система внешних и внутренних психологических воздействий на мотивационную сферу личности. Сложность проблемы мотивации обусловливает многочисленные подходы к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения.
Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения. Необходимо создать механизм повышения мотивации обучения. Подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на студента со стороны преподавателя, которые побуждали бы студентов к определённому поведению в процессе обучения для достижения целей преподавателя (обучения), основанных на необходимости удовлетворения личных потребностей студентов.
Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Важность которого предопределил постановку гипотезы исследования, которая заключается в следующем: студенты, поступающие на внебюджетную форму обучения имеют более высокий уровень мотивации.
В практической части работы было проведено исследование взаимосвязи уровня мотивации и формы обучения студентов, а также взаимосвязь с внешней и внутренней мотивацией.
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы: существует прямая связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. Существуют различия в специфике мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе. Ведущим фактором мотивации на первом курсе являются внутренние мотивы.
Поставленная цель достигнута, задачи решены. Предполагается подтвердить полученные данные на большей выборке по количеству участников.
Начатое исследование можно продолжить в направлении создания психологической модели по формированию мотивов учебной деятельности, на основе которой преподавателям можно будет осуществлять работу со студентами по преобразованию структуры мотивации и факторов, обуславливающих ее, и, соответственно, повышать уровень успешности учебного процесса.