Файл: Особенности мотивационной сферы студенческой молодежи.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование адекватной образовательной мотивации не только может обеспечить успех профессиональной подготовки студента, но и способствует направлению его активности в русло саморазвития и самореализации. [5]
От степени сформированности профессиональной мотивации зависит не только успешность обучения, профессионального и личностного развития студентов, но и их профессионализация и социализации после окончания вуза [14]
-
Факторы и средства формирования мотивационной сферы личности студента
Рассматривая теоретическую базу, можно сделать вывод, что под мотивационной сферой понимают совокупность мотивов, имеющих определенную подчиненность и выражающих направленность личности в различных сферах.
И именно такие мотивационные образования: диспозиции (или мотивы), потребности, цели – являются основополагающими составляющими мотивационной сферы человека и конечно студента. Каждая из диспозиций может быть реализована в различных потребностях. Таким образом, поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на различные виды деятельности, соответствующие целям. [12]
Кроме мотивов, целей и потребностей, в качестве действующей силы человеческого поведения рассматриваются также интересы, желания задачи, и намерения.
Интерес – это такое мотивационное состояние познающего характера, которое, обычно, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени, потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Задача - возникает тогда, когда в ходе действия, направленного на достижение цели, организм наталкивается на препятствие, которое важно преодолеть, чтобы продвинуться дальше.
Желания и намерения - это возникающие и сменяющие друг друга мотивационные состояния, отвечающие изменениями в данный момент времени условиям для выполнения действия.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни цели, человеком осознаются, другие нет. Порой психологические проблемы находят свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно такие, какими они кажутся на первый взгляд. [1]
Источниками понимания, определяющего, что для человека значимо, а что нет, являются потребности и свои ценности человека. Оба пункта занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре нахождения смыслов. Эти смыслы сугубо индивидуальны, что вытекает не только из несовпадения потребностей и ценностей разных людей, но и из своеобразия индивидуальных путей их реализации.
Помещая в центре внимания потребности, внутренний мир личности ставиться в зависимость от внешнего мира, в котором личность проявляет активность. Важно, что помимо этого в личности есть точка опоры, позволяющая ей занять независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его нормам и требованиям. Именно такую точку опоры создают личностные ценности.
Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнью социума и отдельных социальных групп. Любой социальной группе – от семьи до всего человечества - присуща направленность на определенные общие ценности: представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Превращение социальной ценности в личную возможно только тогда, когда человек вместе с группой включился в деятельностную реализацию этой общей ценности, принимая ее как свою. Тогда в структуре личности возникает личностная ценность - идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. Формальное отношение к социальным ценностям не приводит к превращению их в личностные.
Мотив начинает создаваться с возникновением потребности, порождаемой беспокойством, неудовольствием в какой-то сфере. Само осознание мотива ступенчато:
-
вначале осознается в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, -
затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), -
позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого. -
Впоследствии все заканчивается реализацией энергетического компонента мотива в реальных поступках.
Также мотивационная сфера может быть образована такими характеристиками, как потребность в общении (или аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность.
Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом
мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.
Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.
Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.
Особое место в мотивационной сфере личности занимают мотивы общения с социумом, которые, с одной стороны, тесно связаны с мотивами деятельности, ибо в процессе совместной деятельности люди неизбежно вступают в общение; с другой стороны, они тесно связаны с мотивами поведения, которое не ограничивается рамками деятельности. Эта тесная связь не исключает их самостоятельности в мотивационной сфере личности. [22]
Процесс возникновения и становления мотивов, целей, потребностей, задач обычно предполагает усвоение социального опыта, а также личный индивидуальный опыт, его осмысливание, рефлексирование, отрицательные или положительные успехи в данной деятельности, благоприятное отношение социального окружения к данной деятельности (данному поведению).
Укреплению мотивации и ее развитию, повышению ее устойчивости способствуют многие факторы:
-
наблюдаемая жизнь общества; -
существующие общественные отношения; -
целенаправленное воспитание личности; -
формирование идейной убежденности, трудолюбия; -
систематическая эффективная деятельность; -
оптимальная ее организация; -
своевременное оценочное воздействие; -
положительное влияние коллектива и др.
Эмоциональная сфера студента оказывает влияние на мотивационную сферу с энергетической стороны. От ее особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, динамика ее протекания в процессе поведения и деятельности.
Формированию какой-то особенной мотивированности способствует стимулирование. Стимул может и не превратиться в мотив, если отвергается личностью (или не отвечает потребности человека).
Итак, возникновение мотивов можно представить следующим образом:
-
возникновение потребности; -
ее осознание; -
осознание стимула; -
трансформирование потребности в мотив и его осознание.
мотивация личность студент психология
Мотивационная сфера личности студента оценивается на основе всех параметров (сила, устойчивость, структурность), используемых для оценки как отдельного мотива, так и мотивации в целом. Для успешной, деятельности человека, необходимы некоторые условия формирование мотивационный сферы:
-
множественность мотивов к данной деятельности, обеспечивающая положительное отношение к ней; -
достаточная сила мотивов; -
устойчивость мотивов во времени и форме; -
определенная положительная структура мотивации; -
иерархичность мотивов.
В мотивации учебной деятельности студентов отличительной особенностью является то, что учебный и личностный компоненты мотивации постоянно сочетаются друг с другом.
Поэтому в структуре учения можно выделить собственно мотивы как «внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности» [15].
А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации «есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними» [13].
-
Влияние учебной мотивации на будущие достижения студента
На раннем этапе развития прикладной психологии, в период развития тестологии, традиционно считалось, что важнейшим фактором успешности в учебе являлся интеллект. Однако уже в первой четверти XX века исследователи всерьез стали обращать внимание на личностные и мотивационные факторы в качестве определяющих высоких достижений.
Так, А. Маслоу, занимаясь изучением самоактуализирующихся людей, обнаружил, что все они отличались особой устремленности на свою трудовую деятельность как смыслообразующую направленность.
Их цели и задачи стояли на порядок выше базовых человеческих потребностей, трудовая деятельность субъективно воспринималась ими как их важнейшая, определяющая характеристика. [16]
Таким образом, в последнее время отчетливо просматривается крен в сторону учета личностных и мотивационных детерминант.
Так, по результатам многочисленных исследований Р. Стернберг сделал вывод о том, что определенный уровень мотивации является лучшей детерминантой успеха, чем интеллект. Причиной этого автор находит в том, что люди в учебной или рабочей среде порой не имеют возможности проявлять уровень своих способностей, в отличие от диапазона мотивации. Поэтому уровень мотивации становится наиболее точным объясняющим фактором различий в достижении успеха между различными людьми, находящимися в одной среде. [24]
Можно сказать, что в последние годы роль мотивации в успешности обучения стала активно исследоваться. Т.О. Гордеева рассматривает интеллект и мотивацию, соответственно, как условие и движущую силу успешности в обучении. Данное положение хорошо подтверждается исследованием Бадмаевой, в котором было показано, что познавательная мотивация учения положительно влияет на формирование мыслительных способностей. [2]
Формирование адекватной образовательной мотивации не только может обеспечить успех профессиональной подготовки студента, но и способствует направлению его активности в русло саморазвития и самореализации.
От степени сформированности мотивации зависит не только успешность обучения, профессионального и личностного развития студентов, но и их профессионализация и социализации после окончания вуза.
Глава 2. Организация и методики исследования
2.1 Выборка и организация исследования
Мотивационная сфера современного студента ВУЗа имеет достаточно сложную структуру, на образование которой влияет большое количество факторов. Становление мотивационной сферы происходит главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. То какой она станет, зависит и от био-социальных предпосылок, и от воспитательного воздействия родителей, учителей, ближайшего социального окружения, и от среды, в которой развивается ребенок. То, что у каждого человека будет индивидуальный набор личностных характеристик – очевидно.
Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента становится особенно актуальной в психологической науке. Мотивация является одним из главных и формообразующих факторов успешного обучения. Но особенности этого фактора и его действенность различаются, на разных этапах учебного процесса, через которые проходит студент.
От первого к последнему курсу изменяется и сама учебно-профессиональная деятельность, и соответственно ее мотивация. Возможная неадекватность мотивов учебной деятельности студентов может быть причиной неуспеваемости, и, соответственно, совершенствование процесса вузовского обучения может быть направлено и на мотивационно—ориентированное направление учебной деятельности студентов.
Задачи исследовательской программы:
1) Исследовать особенности учебной мотивации студентов