Файл: Педагогические особенности обучения и совершенствования техники гребли у байдаристов.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимыми общепедагогическими условиями совершенствования координационных способностей и технического мастерства байдарочников является соблюдение принципов спортивной тренировки:
- систематичности, то есть длительность перерывов между тренировочными занятиями, а также паузы отдыха между выполнений серий упражнений в одной тренировке не должны быть длительными, приводящими или к угасанию сформированных способностей и умений, или к потере проприоцептивных ощущений (чувства степени мышечного напряжения и относительного взаимного положения отдельных частей тела), чувства времени и расстояния, чувства лодки, весла, партнера, воды и др.);
- психофизической готовности и доступности к тренировочным воздействиям, то есть тренировочные задания, направленные на совершенствование координационных способностей и освоение технического мастерства байдарочников, мы проводили в начале основной части тренировочного занятия, а паузы отдыха между повторениями выбирали таким образом, чтобы качество каждого последующего повторения задания не снижалась более чем на 5-7% от лучшего результата, при этом в качестве критерия результата мы брали скорость и точность выполнения задания, так как при общем утомлении свежесть восприятия информации от рецепторов снижается, что приводит к ее искажению и является одной их причин технических ошибок, а многократное повторение даже незначительных ошибок приводит к их закреплению и формированию устойчивого двигательного навыка неправильной техники гребли, что впоследствии может стать причиной стагнации или снижения спортивных результатов и ухода из спорта;
- наглядности, то есть в экспериментальной группе мы применяли все доступные нам средства, обеспечивающие возможность получения достоверной информации о том, как спортсмен должен выполнить то или иное упражнение и как он выполняет его реально, для чего использовались видеоролики «эталонной» техники гребли и видеозапись на смартфон реального выполнения технических элементов в процессе тренировки.
По мере повышения работоспособности и технического мастерства байдарочников экспериментальной группы, через каждые две недели в тренировочный процесс мы включали разгрузочный недельный микроцикл, основным содержанием которого являлись спортивные и подвижные игры в сочетании с лёгкими тренировками на воде или гребном тренажёре (в зимнее время), координационная нагрузка в последующие две недели тренировок увеличивалась по сравнению с предыдущими приблизительно на 5%, что по нашему мнению должно было обеспечивать прогресс в технической подготовленности гребцов.
С выходом на воду в содержание тренировок, связанных с избирательной направленностью на техническое мастерство, включалось многократное выполнение разнообразных вышеотмеченных специальных подводящих упражнений и отдельных технических элементов гребли, а также гребли в целом, в изменяющихся условиях, и при различных функциональных состояниях организма.
В экспериментально группе мы уделяли внимание также освоению координации движений гребца с его дыханием, так как дыхание максимальная мощность мышечной деятельности гребца реализуется в максимальную скорость лодки на всем протяжении соревновательной дистанции при только при определенном ритме и виде дыхания, соответствующему темпу и ритму выполнения элементов гребка.
Нарушение гармоничного соответствия между ритмом, движений и ритмом дыхания, не только нарушает правильность исполнения гребка, но и может нанести вред здоровью. А из результатов исследований известно, что только гармоничное соответствие между дыханием и движением способствует точному выполнению техники гребка и повышению физических кондиций [33]. То есть гармоничное соответствие между ритмом, движений и ритмом дыхания приводит к повышению эффективности техники гребли как в аспекте экономичности, так и в аспекте результативности, что даёт двойной эффект.
К сожалению, нам не удалось в необходимой мере в процессе эксперимента реализовать и такое средство обучения и совершенствования технического мастерства гребцов, как идеомоторная тренировка (в западных странах ментальная тренировка), которая применяется во многих видах спорта, в том числе и в гребном спорте [13].
Но в процессе тренировок с гребцами экспериментальной группы нами предлагались им задания на мысленное представление правильного образа технического приёма и мысленное его выполнение занимающимися, после просмотра видеозаписи эталонного выполнения технического элемента, с последующим его выполнением.
Также нами применялись отдельные элементы психостимуляции, а именно: концентрации внимания гребцов на произвольной мобилизации психического состояния к точному воспроизведению технического действия, достижение максимальной частоты гребков или максимальной скорости лодки без искажения техники гребли, или поддержание заданной скорости хода лодки при концентрации внимания максимально возможном расслаблении определённой части тела (мышцы лица, шеи, ног, и др.).
Совершенствование техники гребли невозможно без своевременного выявления и устранения конкретных ошибок у каждого конкретного гребца. Для каждого байдарочника экспериментальной группы в начале эксперимента были выявлены, а затем уточнялись грубые и незначительные технические ошибки, и предлагались способы их устранения, которые также корректировались при необходимости.
Также на всех этапах спортивной подготовки обучение и совершенствование техники гребли, или её элементов, постоянно сопряжённо с развитием физических способностей:
- координации движений – способности к ориентации в пространстве, удержанию равновесия, чувств: времени, ритма, лодки, воды, партнёра;
- быстроты и силы, для чего используется контрастный метод тренировки, сначала с дополнительным сопротивлением, затем без него;
- выносливости, для чего после освоения определенных технических элементов, гребли, они многократно выполняются повторным, непрерывным, интервальным и другими методами тренировки выносливости.
Основными требованием к выполнению тренировочных заданий на сопряженное развитие физических способностей является сохранение в течение времени выполнения задания сохранение всех параметров техники гребли, а также показателей быстроты и силы при тренировке этих способностей.
3.2 Факторы, влияющие на процесс обучения и совершенствования техники гребли байдарочников, которые мы учитывали
Обучение и совершенствование техники гребли байдарочников, как педагогический процесс зависит от множества факторов. Эти факторы настолько многочисленны и разнообразны, что, очевидно, далеко не все из них в настоящее время выявлены и исследованы.
Анализ доступной нам литературы показывает, что абсолютное большинство специалистов, занимающихся подготовкой байдарочников, не только не уделяет специального внимания исследованию этих факторов, которые определяют успешность педагогического процесса, но даже и не задумываются над этим, слепо копируя те или иные методы и средства без учета конкретных условий реализации программ спортивной подготовки [5].
Все факторы, определяющие успешность педагогического процесса, специалисты условно разделяют на две группы – внешние и внутренние [5].
К первой группе факторов, или внешним условиям осуществления педагогического процесса при подготовке спортивного резерва, принято относить: систему государственного управления спортом и образованием, нормативно-правовое обеспечение системы спортивной подготовки в РФ, а именно, законы: «Об образовании в РФ» и «О Физической культуре и спорте в РФ»; Государственные образовательные стандарты РФ; Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта в РФ и др.
К первой группе факторов относятся также системы: финансирования, здравоохранения, специального профессионального образования, и др.
Ко второй группе факторов (внутренние) принято относить тренерский и педагогический состав, спортсменов, систему материально-технического обеспечения спортивной подготовки, информационно-методическое обеспечение, технологии спортивной подготовки и воспитательной работы. Естественно, что в каждой конкретной спортивной организации эти факторы могут существенно отличаться.
Необходимыми элементами любого учебно-тренировочного процесса являются система управления его качеством и рабочая образовательная программа, которая предопределяет технологию спортивной подготовки спортсмена.
В конечном итоге, вышеперечисленные факторы, и определяют качество учебно-тренировочного процесса, и как следствие, результат этого процесса.
Каждый из факторов может представлять сложную структуру. Например, к психологическим факторам, влияющим на процесс обучения двигательным действиям, в первом приближении относятся: мотивация спортсменов к занятиям спортом вообще, и гребле на байдарках в частности; интеллектуальные и психомоторные способности и уровень их развития; особенности восприятия, внимания, реактивности, темперамента у спортсмена, и др.
В теории спорта анализу, вышеперечисленных факторов, влияющих на результативность учебно-тренировочного процесса подготовки гребцов, посвящено значительное количество исследований, результаты которых могут успешно использоваться тренерами [5].
Вместе с тем, специфика соревновательной деятельности байдарочников, а также современные условия деятельности спортивных школ и центров гребного спорта, позволили нам выявить специфические особенности внешних и внутренних условий подготовки байдарочников.
В качестве специфических внешних факторов мы выделили следующие:
– особенности содержания и организации спортивной подготовки в гребле на байдарках;
– комплектования тренировочных групп в гребле на байдарках;
– особенности обеспечения спортивной подготовки в гребле на байдарках;
– особенности требований к форме поведения и взаимоотношений между тренером и спортсменом, а также к отдельным элементам процесса проведения тренировочных занятий;
– методическое, медицинское, материально-техническое обеспечение спортивной подготовки байдарочника
;
– социально-экономические и бытовые условия жизни байдарочника.
То есть к внешним, мы относим факторы, которые в процессе обучающего взаимодействия тренера и ученика опосредовано влияют на эффективность обучения и практически не зависят от тренера.
В качестве специфических внутренних факторов, влияющих на качество обучения мы выделили факторы, которые в процессе обучающего взаимодействия тренера и ученика непосредственно влияют на эффективность обучения [5]. К ним мы отнесли:
- психологические и психомоторные особенности байдарочников;
- психологические особенности тренеров байдарочников;
- состояние здоровья ученика и тренера.
Выше перечисленные специфические внешние факторы нами уже рассмотрены, поэтому остановимся на внутренних факторах.
К психологическим и психомоторным особенностям тренеров по гребле мы относим: способность к восприятию всех особенностей техники гребли ученика, способность к выявлению ошибок в технике гребца, их причин и способности к их устранению.
В качестве основных психологических особенностей байдарочников мы выделили: мотивацию и отношение к занятиям греблей, настроение, память и способность к концентрации внимания.
К психомоторным особенностям байдарочников, специализирующихся в гребле, мы относим: моторную память, способность к сохранению равновесия и способность к точному воспроизведению кинематических, динамических и ритмических характеристик движения.