Файл: Педагогические особенности обучения и совершенствования техники гребли у байдаристов.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Техническая подготовка на всех этапах должна сопровождаться тщательным анализом особенностей техники спортсмена и совместно со спортсменом поиском возможностей совершенствования технического мастерства, это лучший путь к высшим спортивным результатам, без риска заболеваний и травм.
1.3 Педагогические принципы обучения и совершенствования техники гребли в современной системе спортивной подготовки
Обучение и совершенствование спортивной техники гребли на байдарках, должно базироваться на общепедагогических и специфических принципах освоения спортивной техники упражнений [22,25,44].
К общепедагогическим принципам специалисты относят: научность, систематичность, доступность и последовательность обучения спортивной технике, сознательность и активность, наглядность, прочность, единство индивидуального подхода групповых методов организации обучения и воспитания, связь с практикой [5,24,].
В процессе обучения спортивной технике необходимо также придерживаться и общепедагогических принципов физической культуры: всестороннего и гармоничного развития личности, оздоровительной направленности и прикладности [30,38].
В большинстве исследований, посвященных методологии обучения спортивной техники, акцентируется внимание на общих дидактических принципах обучения [35].
Однако, по мнению Ю.К. Гавердовского и В.М. Платонова, общие принципы представляют собой лишь основу для формирования специальных вариантов спортивной дидактики и, следовательно, специфических дидактических принципов спортивной подготовки и обучения [7,44].
Современные дидактические принципы обучения спортивной технике любого вида спорта, в том числе и гребле, нашли свое отражение в фундаментальных исследованиях Ю.К. Гавердовского, Л.М. Матвеева, В.Н. Платонова и др. [7,37,44].
По мнению В.Н. Платонова, наиболее удачной адаптацией дидактических принципов к нуждам современного спорта являются, разработанные Ю.К. Гавердовским дидактические положения, наиболее полно и точно отражающие общедидактические принципы, а также значимые для спортивной подготовки закономерности, учет которых особенно актуален при освоении сложных двигательных навыков, к которым мы относим и греблю [44].
По Ю.К. Гавердовскому
принцип целесообразности и практичности определяет целеполагающий характер обучения техническому элементу, в нашем случае элементам техники гребли на байдарке [7].
То есть, соответствие всех компонентов обучения, и в особенности его содержание и методика, должны соответствовать как ближним целям обучения, так и отдаленным целям спортивной подготовки, рассчитанным на достижение максимального спортивного результата.
Поэтому конечной целью обучения каждому движению, является освоение наиболее совершенных вариантов техники, а процесс технической подготовки гребца, будет в последующем определять класс спортсмена и его спортивный результат.
Ю.К. Гавердовский считает, что работа над каждым движением должна быть, также практичной, то есть осмысление каждого нового упражнения в аспекте его полезности для будущей соревновательной деятельности, и отсеивании всего бесперспективного [7].
Принцип готовности Ю.К. Гавердовский рассматривает, как готовность всех участников процесса спортивной тренировки к обучению конкретного технического элемента, в нашем случае технике гребка [7].
Тренер должен быть подготовлен к обучению конкретному упражнению конкретных учеников, то есть быть компетентным и владеть определенными профессиональными знаниями, умениями, навыками в определенной степени.
Спортсмен также должен обладать определенной достаточной готовностью, чтобы в данных условиях спортивной подготовки, осваивая конкретный технический элемент гребка, рассчитывать на успешное его освоение.
При этом, по мнению Ю.К. Гавердовского, необходимо принимать во внимание, не только уровень квалификации спортсмена, индивидуальные параметры его организма и личности, но и особенности реакции его функциональных систем на текущую нагрузку, так как особенности динамики утомления в каждом конкретном случае не всегда удается спрогнозировать [7].
В определенной степени, принцип готовности, предопределяет принципы планомерности и постепенности, под которыми Ю.К. Гавердовский понимает то, что освоение сложных упражнений должно планироваться на основе определенной стратегии, заблаговременный выбор которой предопределен степенью готовности спортсмена к достижению цели обучения. А вот тактика обучения оперативно выбирается, непосредственно в ходе процесса обучения, при этом и стратегия, и тактика должны заранее планироваться, чтобы тренер был в готовности на всех этапах обучения действовать последовательно и уверенно, постепенно повышая сложность и трудность заданий.
Процесс обучения на основе принципа управляемости и подконтрольности Ю.К. Гавердовский рассматривает, как систему с развитыми обратными связями между тренером и спортсменом, в противном случае процесс обучения становиться неуправляемым и стихийным [7].
Поэтому необходимым структурным элементом системы управления процессом обучения является текущий и оперативный контроль, как для тренера, так и для спортсмена, даже в случаях, когда обучение носит спонтанный характер, его результаты должны оставаться подконтрольными и для тренера, и для спортсмена.
Принцип систематичности, по мнению большинства авторов, предполагает построение процесса обучения элементам гребли, только при условии, что совместная деятельность и тренера, и спортсмена, является систематической и упорядоченной в соответствии с физиологическими и психическими закономерностями обучения и адаптации организма к тренировочным нагрузкам [7,43].
Особое значение при обучении спортивной технике имеют принципы, отражающие психологические закономерности.
Принцип позитивной мотивации, по мнению Ю.К. Гавердовского, обеспечивает успешность обучения, и особенно при освоении сложных упражнений, так как без определенного психологического стимула обучение практически невозможно. Этот принцип предполагает, во-первых, наличие определенного желания у спортсмена к занятиям греблей, и во-вторых, поощрение любого, даже незначительного, прогресса в освоении спортивной техники гребли. При этом формы поощрения могут быть самые разнообразные [7,33].
Ю.К. Гавердовский, на основе традиционного в педагогике принципа наглядности, сформулировал принцип смысловой и перцептивной наглядности. Этот принцип более точно и полно отражает закономерности обучения двигательным действиям, так как формирование правильного образа осваиваемого упражнения предполагает получение информации не только от зрительного анализатора, но и от тактильного, слухового, и в большей степени проприоцептивного, и других анализаторов. То есть в процессе обучения упражнению необходимо получать информацию по всему перцептивному полю, задействованному в его выполнении [7,18].
Результативность процесса освоения и совершенствования спортивной техники обучения, в практике спорта оценивается, как правило, по реальным спортивным результатам, которые повышаются вместе с ростом спортивного мастерства, и, следовательно, требуют изменения методики тренировки в случае прекращения роста.
Поэтому для спортивной подготовки особую актуальность имеет сформулированный Ю.К. Гавердовским принцип методического динамизма и прогрессирования [7]. Результаты исследований и показывают, что причинами стагнации результатов и технического мастерства спортсмена могут быть: неверный выбор средств и методов обучения, их однообразие, когда апробированные эффективные средства и методы тренировки в изменившихся условиях спортивной подготовки резко снижают свою эффективность, но продолжают по инерции использоваться тренером. Это отдаляет или снижает конечный результат обучения [26].
Таким образом, правильно выстроенный процесс технической подготовки гребца требует не только определения возможно более полной адекватности методологии и методики обучения его текущим задачам, но и, как следствие, необходимой своевременной ротации методов, приемов, средств обучения. Результативность процесса обучения и совершенствования в технической подготовке гребцов на всех этапах спортивной подготовки ограничивается множеством факторов, основным из которых, является уровень физической и функциональной готовности спортсмена [1,10].
Исходя из этого, Ю.К. Гавердовский сформулировал принцип функциональной избыточности и надежности, предполагающий у спортсмена определенный запас двигательных ресурсов, который позволяет уверенно действовать в условиях повышенного напряжения и предельной мобилизации, как в процессе освоения сложных технических приемов и действий, так и в процессе их совершенствования и применения в условиях соревнований. Выполнение этого требования позволяет достаточно гибко управлять движением, обеспечивая возможность не только поиска нужных оптимальных форм двигательного действия, но и его надежность в условиях утомления и различных сбивающих факторов [1,7,10].
Известно, что необходимым атрибутом сформированного двигательного навыка является автоматизация двигательных действий. Но также известно и то, что высокая степень автоматизации двигательного навыка, является одной из причин его косности и не возможности его быстрой адаптации к изменяющимся условиям (внутренним и внешним) соревновательного поединка, что в условиях гребли на открытой воде является архиактуальным.
Заученные до высокой степени автоматизма, существенные и мелкие ошибки на начальных этапах спортивной подготовки, в последующем практически не поддаются их исправлению и не поддаются коррекциям [10,20].
Добиваясь достаточной прочности освоения двигательного навыка, следует обеспечить и достаточную его пластичность, поэтому в спорте невозможно достичь высоких спортивных результатов, если техническая подготовка не преломляется через принцип прочности и пластичности, а
одним из средств, реализации этого принципа, являются вариативные методы тренировки [7, 11].
Сформулированный в «Великой дидактике» Я.А. Коменским принцип доступности обучения, или посильной трудности, в спортивной подготовке имеет особое значение. Учитывая, что цель спорта достижение максимально возможного результата, обучение спортсменов должно быть не только и не столько доступным, сколько достаточно трудным, чтобы стимулировать их к полной мобилизации интеллектуальных, психических и физических способностей, то есть строиться на принципе доступности и стимулирующей трудности [1,16].
Существующая система спортивной подготовки на начальных этапах предполагает групповые формы организации учебно-тренировочных занятий, а также индивидуальный подход к каждому занимающемуся, что отражается в принципе индивидуализированного обучения в коллективе.
Взаимодействие спортсменов в коллективе в процессе обучения важно не только в связи с воспитательными моментами, но и потому, что это содействует повышению эффективности обучения, так как создает условия для обмена информацией и взаимопомощи [41,47].
Следует отметить также, для коллектива спортсменов присущая атмосфера соперничества, положительно сказывается на их отношении к работе, способствует более эффективному ее выполнению, повышению работоспособности.
Одним из установленных Гавердовским Ю.К. принципов, является принцип формально-эвристического единства, который требует при обучении спортсменов опираться на единство традиций и новаторства. [7,48].
Тренеру необходимо знать все известные средства и методики обучения определенному техническому действию и уметь выбирать из этой информации главное, вместе с тем, критически оценивать возможности существующих средств и методик, без чего невозможно обновление и движение вперед. То есть сохранять диалектический баланс между традициями и новаторством. Особенно это актуально в гребле, процесс обучения и воспитания в которых опирается на богатые, и во многом специфические традиции. Поэтому использование только традиционных средств и методов обучения приводит к консерватизму и застою, а склонность к неуместному новаторству приводит к неопределенности, неустойчивости и нестабильности учебно-тренировочного процесса.
Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства отражается в том, что часто низкая эффективность учебно-тренировочной работы объясняется научно-методической неосведомленностью тренеров и их недостаточным профессионализмом.