Файл: Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан чирчикский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для решения второй задачи мы рассмотрели типологию упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций и пришли к выводу, что моделирование учебно-речевых ситуаций в словообразовании с употреблением стереотипных выражений соответствует современным требованиям к приемам обучения и будет способствовать развитию речевой культуры детей младшего школьного возраста.

Для решения третьей задачи нашего исследования мы изучили опыт педагогов-практиков по исследуемой проблеме. Мы увидели, что с помощью различных методов, заданий и упражнений учитель может формировать речевую культуру на уроках. Также многие учителя создают речевые ситуации, которые ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то. Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. И, как показывают опыты, наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. И чем раньше начать развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее сможем добиться желаемых результатов.

Для решения четвертой задачи, мы выбрали диагностики на выявление уровня развития речевой культуры младших школьников:

  • Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников;

  • тест для выявления уровня речевой культуры учащихся;

  • комплекс упражнений, направленных:

1. На развитие логической последовательности речи;

2. на развитие содержательной стороны речи;

3. на развитие точности употребления слов в речи;

4. на определение активного словарного запаса.

Так как задачи исследования решены, мы можем сказать, что цель исследования достигнута. Результаты нашей исследовательской работы по изучению развития речевой культуры младших школьников на основе речевых ситуаций частично подтвердили выдвинутую нами гипотезу: формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка будет проходить эффективно, если учитель:

- знает возрастные особенности младших школьников, связанных с развитием их речевой культуры;


- владеет методами и приемами создания речевых ситуаций на уроках русского языка в начальных классах;

- систематически организует работу с младшими школьниками по формированию речевой культуры на основе диагностики.

Наша исследовательская деятельность на этом не окончена, так как мы планируем реализовать данный теоретический материал в организации практической деятельности, направленной на развитие речевой культуры младших школьников на уроке русского языка посредством решения речевых ситуаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1.Реформы в образовании - шаг в будущее страны. Режим доступа:
https://yuz.uz/ru/news/reform-v-obrazovanii---shag-v-buduee-stran
2. Указ Президента Республики Узбекистан об утверждении национальной программы по развитию народного образования в 2022 — 2026 годах
Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/6008668
3. Беляева, Е.А. Формирование культуры речи младших школьников как средства развития образовательной компетентности в соответствии с требованиями начального общего образования. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/formirovaniie-kul-tury-riechi-mladshikh-shkol-nikov

4. Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2016.- 392 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/pedologiya-393831#page/2

5. Винокур, Т. Г. Десять заповедей культуры речевого поведения // Русский язык. 2002 № 31. Режим доступа: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200203102

6. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д.Ващенко - Изд. 6-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 349 с.

7. Ганьшина, Ю. В. «Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале» 2007.

8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/ под ред. В.Е. Клочко.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-264с.

9. Иванов Д. А. Новый ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия.-М.: Издательсво УЦ «Перпектива»

10. Измайлова, Л.В., Демьянова Н.И. Русский язык и культура речи для педагогических колледжей: - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с.

12. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК 2002.- 302 с.

13. Методика преподавания риторики: учебное пособие / под ред. докт. пед. наук, проф. Н. А. Ипполитовой. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 335 с.


14. Незваненко Н. В. Учебные ситуации на уроках в начальной школе / Журнал "Начальная школа" №5. 2019 – 124 с. Режим доступа: https://n-shkola.ru/archive/view/363

15. Нелюбин, Л.Л. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л.Нелюбин. – 3-е изд., перераб. – М.: Флинта: Наука, 2003.-320 с.

16. Пальцева, Л.И. «Формирование речевой культуры у младших школьников». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-i-formirovanie-rechevyh-umeniy-i-navykov-v-nachalnoy-shkole

17. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник - Изд. П 24 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А.А. Князьков.- М.: Флинта, Наука, 1998.- 312 с.

18. Петрова, С.В. Учебно-речевые ситуации как средство совершенствования речевой культуры младших школьников. 2019. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38163297

19. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик.- М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994.-383 с.

20. Русский язык и культура речи. Учебник / А. И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева, В.Д. Черняк. Под ред. В.Д.Черняк - СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2004. – 368 с.

21. Скворцов, Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи / Л. И. Скворцов. – М.: Дрофа, 2010. – 431, [1] с.

22. Тестовая методика экспресс -диагностики устной речи младших школьников Татьяны Анатольевны Фотековой (2000г.) Режим доступа: http://www.stepancevoschool.edusite.ru/DswMedia/testovayametodikafotekovoy.pdf

23. Цейтлин, С.Н., Погосян В.А., Еливанова М. А, Шапиро Е.И. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь: Лингвистам, преподавателям иностранных языков, методистам по развитию речи, учителям словесникам, логопедам и студентам - СПб.: КАРО, 2006.-128 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СЕРИЯ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ.

1. Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение:

 ба - па - па - ба -  са - ша - ша - са –

 ша - жа - ша - жа - ша - жа –

 ца - са - ца - са - ца - са –

 ра - ла - ра - ла - ра - ла –

Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (паба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, так как задача обследования – измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па): 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.


2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

 губы в улыбке;

 язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

 язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

 “маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

 чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”.

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три – пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, то есть сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении движения “маятник” нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже – головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, то есть насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, то есть дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 баллов – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигураци, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.

3. Исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова:

 Собака - Маска - Нос

 Сено - Василек - Высь

 Замок - Коза

 Зима - Магазин

 Цапля - Овца - Палец

 Шуба - Кошка - Камыш

 Жук - Ножи

 Щука - Вещи - Лещ

 Чайка - Очки - Ночь

 Рыба - Корова - Топор

 Река - Варенье - Дверь

 Лампа - Молоко - Пол

 Лето - Колесо - Соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х) т Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, так как возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляются в ходе дальнейшего обследования.


Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; вторая - шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья – Л, ЛЬ; четвертая – Р,РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г,Х, К и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).

Произношения звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы. Начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова:

 танкист

 космонавт

 сковорода

 аквалангист

 термометр

Слова предъявляются до первого воспроизведения .

Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова); 0 баллов невоспроизведение.
СЕРИЯ II. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. Повторение предложение.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее.

 Птичка свила гнездо.

 В саду много красных яблок.

 Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

 Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

 На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.