Файл: Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан чирчикский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


IV уровень - 100-80%;

III уровень - 79,9-65%;

II уровень - 64,9-45%;

I уровень - 44,95% и ниже.

Речевые пробы и система оценки методики представлены в приложении.

Как мы уже отметили, первая серия состоит из такие заданий, как:

1. Проверка фонематического восприятия;

2. исследования состояния артикуляционной моторики;

3. исследование звукопроизношения;

4. проверка сформированности звукослоговой структуры слова.

Вторая серия состоит из заданий:

1. Повторение предложение;

2. Верификация предложений;

3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме;

4. Добавление предлогов в предложение;

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Третья серия включает задания на образование прилагательных от существительных:

а) Относительных

б) Качественных

в) Притяжательных

Серия номер четыре состоит из заданий таких, как:

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок;

2. Пересказ прослушанного текста;

3. Исследование интеллектуальных способностей.

Таким образом, проведение обследования устной речи поможет выявить различные ее нарушения, а также те компоненты, которые не сформированы в большей степени. [18]

Далее мы рассмотрим диагностический материал, автором которого является учитель начальных классов МБОУ "Школа №59", г.Рязань Ганьшина Юлия Владимировна. Данный материал представлен в виде теста, который направлен на выявление уровня речевой культуры учащихся.

Цель 1-го задания - выявление уровня знаний норм ударения в словах.

Цель 2-го, 3-го, 4-го заданий выявление уровня знаний норм произношения.

Цель 5-го задания - определение способности установления синонимического ряда.

Цель 6-го задания - определение умения находить антоним к данному слову.

Цель 7-го задания - определение умения разграничивать значения паронимов.

Цель 8-го задания - выявление умения определять форму имен существительных во множественном числе родительном падеже.

Цель 9-го задания - выявление умения определять род имен существительных и согласовывать их с именами прилагательными.

Цель 10-го задания - определение умения правильно употреблять предлоги.

Цель 11-го задания - определение словарного запаса младшего школьника.


1. Поставь ударение.

Портфель, случай, балованный, жалюзи, каталог, кладовая, облегчить, дремота, досуг, километр, повторили красивее, статуя.

2. Подчеркни слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН.

Конечно, скворечник, дачник, скучно, крошечный, нарочно,

3. Подчеркни слова, в которых сочетание ТЕ произносится как ТЭ.

Свитер, коттедж, тема, темп, отель, текст, территория, терапевт.

4. Подчеркни слова, в которых перед звуком Э произносится твердый согласный.

Километр, крем, бассейн, антенна, модель, термос, террор, компьютер.

5. Вычеркни лишнее слово:

а) плакать, грустить, хныкать, рыдать;

б) петь, смеяться, хихикать, хохотать;

в) смелый, храбрый, отважный, добрый;

г) враг, хвастун, противник, неприятель.

6. Подчеркни слово, противоположное по смыслу:

а) день-утро, вечер, сутки, ночь, час;

б) весёлый - старый, умный, белый, грустный, светлый;

в) горячий — тёплый, холодный, молодой, зелёный, круглый;

г) терять - покупать, собирать, находить, выбирать;

д) далеко - мокро, близко, сильно, страшно,

7. Подчеркни нужное слово.

Мы собирали грибы в (елочном, еловом) лесу.

Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.

Не будь таким (обидным, обидчивым)!

На море разыгрался сильный (шторм, штурм).

Животноводческая (ферма, фирма); цветок (душистый, душный); свитер (пушной, пушистый).

8. Подчеркни правильную форму слова.

Пара ботинок - пара ботинков; пара сапогов - пара сапог; килограмм помидор - килограмм помидоров; пара носок — пара носков; много яблоков - много яблок; пять килограмм - пять килограммов.

9. Определи род имён существительных. Вставь пропущенные окончания.

Бел... лебедь, длин… шоссе, горяч... какао, прав... туфля, сладк... кофе, яблочн... повидло, нов... шампунь.

10. Вставь нужный предлог (на, из, с, в).


Идут __ работу, сойти ___ поезда, прийти __ школы, идти __ магазина, возвращаться __ кино, заходить __ школу.

11. Вставь подходящие по смыслу слова.

Весенние дни.

Пришла ранняя весна. С неба светит солнышко. С весёлым шумом ­­ручьи. На старой берёзе стоит чёрный грач. … в воздухе поют птицы
Критерии оценки: Высокий уровень – нет ошибок или 1 ошибка;

Средний уровень 2-4 ошибки:

Низкий уровень более пяти ошибок. [5]

В своих трудах Л.И. Пальцева предлагает комплекс упражнений, направленных:

1.На развитие логической последовательности речи:

- деление текста на логически законченные части в соответствии с моделями;

- составление плана готового текста, опираясь на ключевые слова или этапные предложения текста, а также планирование собственных речевых высказываний;

- определение и установление основных лексических и синтаксических средств в определенном тексте;

- перестраивание текста в соответствии с речевой задачей.

2. На развитие содержательной стороны речи:

- понимание темы текста и определение ее границы;

- понимание основной мысли текста и использование ее в собственном речевом высказывании;

- понимание заголовка текста и прогнозирование на его основе содержания, а также оглавление текста в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания;

-выделение в тексте ключевых слов, словосочетаний и предложений и определение с их помощью основного содержания текста.

3. На развитие точности употребления слов в речи:

- отбор языковых средств в соответствии с таким типом текста

(повествование, описание, рассуждение);

- различение языкового средства, используемого в разговорном и художественном, деловом, научно - познавательном стилях речи.

4. На определение активного словарного запаса:

- знакомство с новыми словами;

- уточнение значений слов;

- активизация слов, находящихся в пассивном словаре.

Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:

а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по
сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям

- толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

Пальцева Л. И. считает, что предложенные упражнения будут результативны только в том случае, если они будут проводиться на каждых уроках русского языка, а также, литературного чтения.

Проанализировав диагностику Пальцевой Л. И., можно сделать вывод о том, что коммуникативные умения младших школьников находятся на стадии формирования.

Мы проанализировали все диагностики и пришли к выводу, что они направлены на формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте и позволят нам правильно организовать педагогическую деятельность.

Итак, во второй главе мы рассмотрели педагогические условия формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка посредством решения речевых ситуаций и пришли к выводу, что опыты таких учителей начальной школы подходят для нашего исследования. Они раскрыли авторскую систему использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением культуры речи младших школьников, и данный опыт мы будем использовать в своем исследовании.

Далее мы рассмотрели диагностический материал, который направлен на формирование речевой культуры младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Актуальность проблемы формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка обусловлено снижением уровня речевой культуры у младших школьников. Исходя из этого, была сформулирована тема исследования «Развитие речевой культуры младших школьников на основе речевых ситуаций»

Перед исследованием была поставлена цель «изучить педагогические условия развития речевой культуры в младшем школьном возрасте в словообразовании посредством решения речевых ситуаций».

Для достижения цели были поставлены и решены задачи исследования.

Для решения первой задачи нами были рассмотрены основные понятия исследования «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации». Эти определения мы брали из учебников, книг и словарей таких, как: «Школьный словарь» Л.И. Скворцов, «Русский язык и культура речи» Е.Д. Ващенко, «Популярный словарь русского языка» А.П. Гуськова, «Новый ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия» Д. А. Иванов, «Русский язык и культура речи для педагогических колледжей» Л.В. Измайлова, Н.И. Демьянова, «Речевая коммуникация» Е.В. Клюев, «Словарь-справочник по методике преподавания русского языка» М.Р. Львов, «Риторика. Культура речи» М.Р. Львов, «Русский язык и культура речи» В.Д. Черняк, «Педагогическое речеведение. Словарь-справочник» Т.А. Ладыженская.

Проанализировав все пособия, мы сделали вывод, что ученые, работавшие над проблемой формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте, придерживаются одной точки зрения по определению понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации».

  • Рассмотрев все понятия, мы пришли к общему мнению, что речевая культуры – это степень или уровень владения литературным языком, его нормами в области произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, а также – что не менее важно – умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями и содержанием речи. Речевая ситуация – это такое стечение обстоятельств жизни, которое создает, порождает потребность высказывания (или диалога). Речевые ситуации могут создаваться искусственно, с учебной целью, особенно в ролевой игре. Компоненты речевой ситуации:
    1) участники, 2) предмет речи, 3) обстоятельства, 4) канал общения, 5) код, 6) речевой жанр, 7) событие, 8) оценка эффективности речи, 9) цель.