Файл: Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан чирчикский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ЧИРЧИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОГЛАСОВАНО

Заведующая кафедры

«Теория начального образования»

ЧГПУ

_______ Ш.И.Ботирова

_____________________

«____» ____2022 г

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

«Начальное образование»

ЧГПУ

_______И.У.Таджибаев.

_____________________

«____» ____2022 г

ФАКУЛЬТЕТ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

КАФЕДРА «ТЕОРИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Методика преподавания родного языка»

Тема: “Комплекс упражнений для формирования речевой культуры учащихся при обучении словообразованию”

Исполнитель:

Студентка 2 курса группы БОТ21/6

Направление: 60110500 - «Начальное образование»

Абдуганиева Диера

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры «Теория начального образования»

__________Сулейманова Севара Абдумаликовна

«___» ___________________ 2022 г.




ЧИРЧИК - 2023



Содержани

ВВЕДЕНИЕ 3

1.1 Определение понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации» 6

1.2 Типология упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций 11

2.2 Диагностический материал для выявления уровня развития речевой культуры в младшем школьном возрасте 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

Введение………………………………………………………………………………

ГЛАВА I. Формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте при обучении словообразованию посредством решения речевых ситуаций, как психолого-педагогическая проблема
………………………………………………...............................................

1.1 Определение понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации».

1.2 Типология упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций

ГЛАВА II. Педагогические условия формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках посредством речевых ситуаций………..........................................................................................................

2.1 Опыт педагогов-практиков по проблеме формирования речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций. 17

2.2 Диагностический материал для выявления уровня развития речевой культуры в младшем школьном возрасте 24

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………...






ВВЕДЕНИЕ


«Наука, образование, воспитание – это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны.»
Президент Р.Уз. Шавкат Мирзиеев


Реформы образования, проведенные в Узбекистане, в корне изменили не только содержание системы, но и ее структуру. Были проведены изменения всех уровней, компонентов и направлений за небольшой период времени. Приоритетами изменений были увеличения инвестиционных вложений, способствующих тому, чтобы вырастить нового человека, главные характеристики которого – интеллектуальное развитие и высокая образованность. Благодаря этому сегодня учитель в Узбекистане – это высокообразованный интеллектуал с багажом новых знаний, имеющий к тому же практический опыт. Одним их важных проблем на сегодняшний день, вызывающих беспокойство, является состояние современного языка, снижение культуры речи наших сограждан, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как норму. Речь современных учащихся начальных классов — детей XXI в. — можно сказать «хромает», дети мало общаются, много времени проводят у гаджетов, поэтому зачастую не в состоянии оформить свою мысль без слов «паразитов», которыми и заполняются паузы в речи. Речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи.



Проблема формирования речевой культуры в начальных классах стала весьма актуальной. Это связано с тем, что меняются представления о нормах русского языка и о правилах речевой культуры в младшем школьном возрасте при обучении словообразованию, что подтверждается нормативными документами системы образования. Государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве личностных результатов определяет «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»; «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций», что является неотъемлемой частью речевой культуры младших школьников. Достижение таких метапредметных результатов, как «готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества», теснейшим образом связано также с формированием речевой культуры.

Сегодня каждый учитель испытывает сложность в развитии речевой культуры младших школьников. В учебниках русского языка мы видим, что мало внимания уделяется упражнениям, направленным на развитие культуры речи. Учителю необходимо подбирать дополнительные материалы для решения речевых задач. Развивать речевую культуру обучающихся необходимо при изучении всех учебных дисциплин, но особое внимание формированию этого умения следует уделять на уроках русского языка. С помощью определенных методов, приемов и упражнений учитель может показать учащимся, насколько важно знать нормы речевой культуры и как правильно решать речевые ситуации не только на уроках, но и в жизни.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем считать тему нашей работы актуальной

Объект исследования: учебный процесс при изучении словообразования в начальной школе.

Предмет исследования: процесс развития речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка.


В соответствии с объектом и предметом исследования можно определить цель исследования – изучить педагогические условия развития речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка и слообразования посредством решения речевых ситуаций.

Гипотеза исследования - формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка будет проходить эффективно, если учитель:

- знает возрастные особенности младших школьников, связанных с развитием их речевой культуры;

- владеет методами и приемами создания речевых ситуаций на уроках русского языка в начальных классах;

- систематически организует работу с младшими школьниками по формированию речевой культуры на основе диагностики.

В соответствии с намеченной целью и рабочей гипотезой нами были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. раскрыть определение понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой культуры»;

  2. описать типологию упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций;

  3. проанализировать опыт педагогов-практиков по проблеме формирования речевой культуры младших школьников;

  4. подобрать диагностический материал для выявления уровня развития речевой культуры в младшем школьном возрасте.

Методы исследования:

При исследовании нами были использованы такие методы как:

-изучение и анализ научной литературы;

-изучение и обобщение опыта педагогов – практиков.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы, приложения


ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА




1.1 Определение понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации»


На современном этапе развития общества в целом и системы образования в частности особенное место отводится русскому языку как учебному предмету, обеспечивающему культурно-гуманистическую направленность, формирование нравственного и эстетического мира личности, развитие ее духовной среды. Развитие культуры речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Проблема формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте находилась в центре внимания педагогов с давних времен.

Для более детального изучения данной проблемы нам необходимо рассмотреть понятия, такие как: «речевая культура», «речевая ситуация».

Рассмотрим такое понятие, как «культура речи».

По мнению советского и российского ботаника, профессора, доктора биологических наук, академика РАЕН, лауреата Государственной премии СССР, специалиста в области систематики высших растений, флористики и интродукции Скворцова Л.И, культура речи – это степень или уровень владения литературным языком, его нормами в области произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, а также – что не менее важно – умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями и содержанием речи. Кроме того, культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, наука, направленная на изучение, сохранение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранители духовных богатств народа. [17, с. 11]

Автор учебника «Русский язык и культура речи» Ващенко Е.Д. рассматривает культуру речи как раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как овладеть нормами литературного языка и как использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Также она считает, что раздел изучает, как человеку пользоваться речью в зависимости от целей и места общения, от адресата речи. Ведь в рамках одного и того же стиля может быть создано бесконечное число высказываний: одни из них будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Вопросами качественной оценки высказываний занимается культура речи, то есть она выясняет, говорит человек правильно или неправильно, хорошо или плохо. [4, с. 25]