Файл: Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан чирчикский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. «Если бы…»

       «Если бы я был волшебником…»  (Каким, зачем, что делал бы?)

«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)

  1. Повествование от имени неживого предмета.

                   «История из жизни старого башмака»

                   «Кочан капусты»

                   «Новая сковорода»

  1. «Ролевые диалоги»

 - придумать разговор сказочных персонажей по телефону.

На всех четырех уровнях развития речевой деятельности педагог представил упражнения, которые учат детей создавать высказывания. Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать: умению слушать и понимать обращенную речь. [1]

Проанализировав опыт учителей-практиков, мы сделали вывод, что благодаря дыхательным гимнастикам, созданию речевых ситуаций, заданиям и упражнениям, которые направлены на формирование речевой деятельности младших школьников, будет виден уровень повышения речевой культуры детей.

Далее мы рассмотрим опыт учителя начальных классов, которая большое внимание уделяет созданию учебных ситуация на уроках. Она считает, что по отношению к обучающимся учебная ситуация представляет собой единицу учебной деятельности, в результате овладение которой школьники получают специфические комплексные результаты предметного, межпредметного и метапредметного характера.

В своей работе учитель рассматривает вопрос: как соотносится учебная ситуация с учебной задачей. Для ответа она выясняет, что понимается под учебной задачей и приходит к выводу, что учебная задача решается в рамках учебной ситуации.

По мнению педагога цель учебной ситуации состоит в создании такой среды, которая позволила бы ученикам творчески реализовать себя и получить собственный продукт определенного качества. Задача учителя заключается в том, чтобы создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, уметь переводить учебные задачи и учебную ситуацию, побуждающую учеников к активному действию и создающую мотивацию учения.

Под учебной ситуацией понимается аналог жизненно важной для учащихся проблемы. Также учитель считает, что любая учебная ситуация направлена на совершенствование предметных и формирование универсальных умений, и выделяет следующие типы учебных ситуаций: «Поиск информации», «Алгоритм», «Работа с текстом», «Анализ», «Логическая цепь», «Контроль», Причина и следствие» и др. Если учебная ситуация решается в паре или группе, то она становится учебной ситуацией, способствующей формированию коммуникативных УУД.


Рассмотрим некоторые примеры учебных ситуаций:

Учебная ситуация «Анализ» (русский язык). Учащиеся анализируют разные речевые ситуации (их нужно разыграть в группах, затем представить членам жюри): «Начните телефонный разговор в соответствии с ситуацией: вы звоните однокласснику, трубку телефона поднял кто-то из его родственников ( мама, папа, бабушка, дедушка); трубку телефона поднял младший брат одноклассника; вы не уверены, что правильно набрали номер телефона. Как вы общаетесь в разных ситуациях, какие формулы вежливости используете?»

Совершенствуется речь учеников, умение применять формы вежливости.

Учебная ситуация «Кто прав?» (русский язык) также представляет собой ситуацию «Анализ»: «Перед уроком Севара и Диля увидели на доске запись: едете – едите. Севара сказала, что это учительница написала одно и то же слово, а на уроке попросит определить, как писать правильно. Диля сказала, что учительница написала два разных слова, а на уроке попросит придумать предложение с каждым из них. Определите, какая из девочек права, и выполните то задание, которое она предлагала».

Следующая учебная ситуация «Работа с текстом» может быть применена уже в период обучения грамоте. Ситуации такого типа нацелены на формирование у первоклассников умение наблюдать признаки текста, определять его тему и озаглавливать.
Учебная ситуация «Выбери заголовок».

Учащимся необходимо не только выбрать один из предложенных заголовков, но и обосновать свою точку зрения, доказать, читая предложения из текста, почему остальные заголовки не подходят.

В ходе работы учитель может организовать многократное перечитывание текста по разным основаниям, каждый раз создавая новый мотив для чтения и анализа предложенного языкового материала, что позволяет уже в период обучения грамоте решать задачи по развитию речи учащихся.

Из опыта Натальи Владимировны Незваненко мы сделали вывод, что учебный материал, который изучается в начальной школе, выступает как материал для создания учебных ситуаций. Их применение в учебной процессе мотивирует учеников, позволяет совершенствовать предметные и формировать метапредметные результаты.[11]

Рассмотрим еще один опыт учителя начальных классов

Тема опыта: «Работа над развитием речи на уроках русского языка важнейшее условие формирования коммуникативной компетентности»

Актуальность исследования, как говорил учитель, обусловлена потребностью общества в развитии речи детей, так как развитая речь детей является не только основой их школьной жизни, но и потенциалом овладения информационными и коммуникативными технологиями.

Работа началась с обследования уровня речи детей, их словарного запаса, владения грамматическим строем языка. Это обследование регулярно проводится школьным логопедом и дефектологом при поступлении детей в первый класс.

Проанализировав данные обследования, ориентированные на обязательный уровень усвоения программы детского сада, мы пришли к выводу, что необходимость формирования и развития речи учащихся, действительно, важная проблема, которая требует систематической работы на уроках русского языка, литературного чтения и словообразования. Поэтому очевидным стал поиск всевозможных путей решения проблемы развития речи младших школьников.

Диапазон опыта представлен системой работы по развитию речи на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой в развивающей системе обучения Л.В. Занкова как необходимое условие формирования коммуникативных универсальных учебных навыков.

Длительность работы над опытом – 4 года.

Система работы по развитию речи чётко выстроена во всех учебниках русского языка с первого по четвертый класс и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи. Предусмотрено выполнение заданий в парах, в группах при изучении каждой темы.

Работа по развитию речи осуществляется через следующие этапы деятельности

Развитие произносительной стороны речи:

  • постановка правильного речевого дыхания;

  • развитие органов речевого аппарата;

  • работа над дикцией;

  • развитие интонационной выразительности речи.

Цель данного этапа – овладение учащимися следующими техническими умениями:

  1. Соблюдение правильного речевого дыхания, чтобы обеспечить опору своему голосу.

  2. Правильное произнесение звуков речи.

  3. Умелое владение средствами речевой выразительности (сила голоса, тон, тембр, скорость и другие).

  4. Выражение голосом своих чувств.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому с самых первых уроков большое внимание учитель уделял работе над правильным произношением (орфоэпией), над хорошей и культурной речью: отрабатываются навыки интонирования. Организовала наблюдение над звукописью, работали над скороговорками в целях исправления дефектов произношения, обращали внимание на образные средства языка, на речевой этикет.


На разминках, орфоэпических минутках, на этапе актуализации субъективных знаний Любовь Николаевна проводила языковые игры, повышающие мотивацию обучения школьников, позволяющие сделать уроки живыми, интересными, познавательными.

Анализ опыта работы показал, что сложившаяся система работы по развитию речи дала положительные результаты в развитии коммуникативной компетентности учащихся, сформировала положительную мотивацию к обучению, увеличила результативность подготовки по русскому языку и литературному чтению, позволила в значительной мере повысить творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности.

Важный показатель хорошей, правильной речи - плавность изложения. Этому учит работа с тестом изложения, сочинения. Любовь Николаевна предлагает полный конспект урока-изложения для 3-4 класса.

Опыт показывает, что систематическая и углубленная работа над развитием речи приводит к большим сдвигам в речевом и общем умственном развитии младших школьников.

В данном параграфе мы изучили работу педагогов практиков и пришли к выводу, что ближе к нам была учительница начальных классов Беляева Елена Анатольевна. Она раскрыла авторскую систему использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением культуры речи младших школьников, и данный опыт мы будем использовать в своем исследовании.


2.2 Диагностический материал для выявления уровня развития речевой культуры в младшем школьном возрасте


Для того что бы организовать собственную педагогическую деятельность по формированию речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка посредством решения речевых ситуаций, нам необходимо опираться на результаты диагностики. Рассмотрим подробнее диагностический материал.

  • тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников;

  • тест для выявления уровня речевой культуры учащихся;

  • комплекс упражнений, направленных:

1. На развитие логической последовательности речи;

2. на развитие содержательной стороны речи;

3. на развитие точности употребления слов в речи;

4. на определение активного словарного запаса.

Рассмотрим первую диагностику: «Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников»

Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи.

Материалы: руководство к тексту, диагностические карты, сводная таблица регистрации результатов, стимульный материал (картинки).

Методика включает четыре серии.

Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:
1. Проверка фонематического восприятия;

2. исследования состояния артикуляционной моторики;

3. исследование звукопроизношения;

4. проверка сформированности звукослоговой структуры слова.

Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.

Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.

Серия 4 – Исследование связной речи.

Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальным оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.