Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.10. СЛЕДЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

При расследовании целого ряда преступлений возникает необходимость установить автотранспортное средство, побывавшее на месте происшествия. Прежде всего это необходимо для раскры­тия дорожно-транспортных происшествий, с мест которых води­тели скрылись, а также иных преступлений, связанных с исполь­зованием автомототранспортного средства. Часто решение этих вопросов имеет большое значение при расследовании убийств (на­пример, если труп вывозился на автомашине), крупных краж, раз­бойных нападений, изнасилований и т. д. Поиски следов автотран­спорта должны быть организованы во всех случаях, когда харак­тер совершенного преступления или обстановка на месте проис-.шествия дают основание предполагать, что преступники использо­вали транспортное средство. На это, в частности, может указывать

большое количество похищенных ценностей, которые нельзя унес­ти в руках, применение громоздкого оборудования для взлома (ап­паратура термической резки), наличие свидетельских показаний л т. д.

Одним из важнейших источников информации об автотранс­портном средстве являются следы, оставленные на месте происше­ствия. Под следами транспортных средств в широком смысле пони­маются:

— следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства (например, следы шин, выступающих час­тей);

— части, составляющие с транспортным средством единое це­лое и отделившиеся от него (например, осколки фарного рассеи-вателя, кусочки краски);

— вещества, используемые при эксплуатации транспортных

средств (например, смазочные материалы, тормозная жидкость);

379

— вещества, связанные с эксплуатацией транспорта: почвен­ные и иные загрязнения, части перевозимого груза;

— следы, отображающие техническое состояние некоторых ме­ханизмов и агрегатов.

Криминалистическое значение следов транспортных средств оп­ределяется данными, которые могут быть установлены в резуль­тате их осмотра и экспертного исследования. По этим следам, в частности, можно установить:

— групповую принадлежность транспортного средства (его вид„ марку, модель);

— тождество транспортного средства или отдельной его части (например, шины);

— какие повреждения возникли на транспортном средстве в результате происшествия (например, разрушение фарного рассей-вателя);


— наличие неисправностей некоторых механизмов (так, по сле­дам торможения можно сделать вывод о неодновременном дейст­вии колесных тормозов);

— отдельные обстоятельства происшествия (например, направ­ление движения транспортного средства).

Изучение следов на месте происшествия и дальнейшее их ис­следование иногда помогают установить и другие факты, напри­мер вид перевозившегося груза, какие вещества могли попасть на транспортное средство с места происшествия и т. д.

4.10.1. ВИДЫ СЛЕДОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

4.10.1.1. СЛЕДЫ КОЛЕС

Чаще всего на местах происшествий обнаруживают следы колес (шин) транспортных средств, которые содержат важную ро­зыскную и доказательственную информацию.

Различают объемные и поверхностные следы колес.

Объемные следы образуются на мягком грунте, снегу и других аналогичных поверхностях вследствие их деформации. В сравни­тельно глубоких следах отображается не только беговая дорожка шины, но и ее боковина. Чтобы правильно определить ширину бе­говой дорожки шины, измерение нужно производить по дну следа.

Поверхностные следы образуются на твердом дорожном покры­тии или на предметах, которые переехало колесо. Они, в свою очередь, делятся на следы наслоения и отслоения. Поверхностные следы наслоения могут быть позитивными, если они образованы;

380

частицами, находившимися на выступах протектора, или негатив­ными — когда на дорожное покрытие наслоились частицы, нахо­дившиеся в углублениях протектора. Следы отслоения образуются, если выступы протектора соприкасаются с дорожным покрытием, снимают с него часть пыли, снега или другие вещества и таким образом воспроизводится рисунок протектора.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различают следы качения и следы скольжения. Следы скольжения образуются при полной блокировке колес в процессе торможения или их пробуксовке, а следы качения — при обычном движении.

С учетом того, движется транспортное средство или находится в состоянии покоя, выделяют две группы следов: следы, образо­вавшиеся во время стоянки (остановки) транспортного средства, и следы, возникшие в процессе его движения. .

Информационная ценность названных групп следов различна. На стоянке могут быть обнаружены следы всех колес; они отли­чаются от следов, возникших при движении: объемные — более глубокие; поверхностные, окрашенные — интенсивнее по степени отложения следообразующего вещества. Следы первой группы со­держат больше информации о ходовой части, чем те, которые об­разуются при движении. По ним можно определить количество осей, установить количество колес на средних осях.


Следы второй группы образуются при прямолинейном и кри­волинейном движении (при повороте и развороте). При криволи­нейном движении следы передних колес, как правило, сохраняют­ся, что позволяет выявить признаки всех шин и установить обе колеи. По следам разворота с применением заднего хода можно определить базу транспортного средства.

Следы шин являются источником информации о признаках транспортных средств, среди которых выделяются две основные группы:

— технические характеристики транспортного средства и его шин, а также другие признаки, на основании которых устанавлива­ется групповая принадлежность этих объектов;

— признаки, которые индивидуализируют шины и могут быть использованы для идентификации.

Признаки, позволяющие идентифицировать конкретную шину, возникают в процессе производства, эксплуатации и ремонта шин. Они представляют собой различные повреждения и дефекты на бе­говой дорожке шины, в частности трещины и выкрошенности ре­зины на выступающих элементах рисунка протектора; участки без рельефного рисунка, образовавшиеся в результате отслоения или износа резины; заплаты, дефекты производства и др.

381

Чтобы определить тип и модель автомототранспортного сред­ства по следам колес, необходимо установить: количество колес; модель шин; колею передних и задних колес; базу.

Для определения модели шины достаточно знать рисунок про­тектора и ширину ее беговой дорожки. Полезно также иметь до­полнительную информацию о размерах основных элементов ри­сунка протектора.

Ширина беговой дорожки шины определяется путем измере­ния ширины следа. Чтобы результаты измерения наиболее точно соответствовали ширине беговой дорожки, выбирается участок сле­да, где последняя полностью отобразилась. Измерения проводятся по перпендикуляру к продольной оси следа. В объемном следе гра­ницами отображения беговой дорожки являются следы вертикаль­ных стенок шины. В поверхностных следах границами дорожки яв­ляются крайние точки отобразившихся элементов рисунка протек­тора. При этом для установления полноты отображения беговой части шины обращают внимание на симметричность отображения рисунка протектора, количество и размеры отобразившихся эле­ментов.

Симметричность рисунка протектора означает, что на каждой половине беговой дорожки расположено равное количество состав­ляющих элементов, аналогичных по форме и размерам. Поэтому при изучении следа необходимо определять количество отобразив­шихся в нем продольных рядов выступов и канавок рисунка про­тектора и исходя из этого судить о полноте следа. Следует учиты­вать, что вдоль боковых границ протектора шин большинства мо­делей с универсальным рисунком расположены изолированные вы­ступы. Наличие отпечатков этих выступов по краям следа свиде­тельствует о том, что ширина беговой дорожки шины отобрази­лась в следе полностью.


О полноте следа в определенной степени можно судить по его ширине, учитывая при этом, что ширина беговой дорожки шин для легковых автомобилей и легких грузовиков колеблется от 92 до 160 мм, а для грузовых автомобилей — от 140 до 590 мм.

При осмотре места происшествия необходимо также устанав­ливать, достаточно ли было вещества для окрашивания беговой дорожки по всей ее ширине, в частности, образовался ли след пос­ле переезда большой лужи или небольшого масляного пятна. Для определения полноты отображения беговой дорожки надо учиты­вать и величину следовоспринимающего объекта (например, рука-

1 Некоторые современные модели шин имеют переменный шаг рисунка, что улучшает сцепление с дорогой и снижает износ протектора.
ва одежды пострадавшего), и положение следа на нем (в средней части или у края объекта).

Если в следе качения устанавливается чередующееся отобра­жение какой-либо индивидуальной особенности (повреждение ши­ны, след камня и т. д.), то необходимо определить наружный диа­метр колес с шиной. Для этого измеряют расстояние между се­рединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины определяется по формуле

длина окружности шины

Д=1,1 ———————————— ; при вычислениях следует учесть

возможные отклонения от истинного размера, обусловленные из­менением давления в шинах, степенью загрузки транспортного-средства, характером дорожного покрытия.

Кроме рассмотренных технических характеристик шины могут иметь и другие признаки, в частности сдвиг элементов рисунка протектора, шины противоскольжения, степень изношенности ри­сунка протектора, наличие веществ, унесенных с места происше­ствия, броские дефекты беговой дорожки.

Сдвиг (смещение) элементов рисунка — это несовпадение их на двух частях протектора, которые разделены продольной сре­динной линией. На наличие шипов указывают вмятины (кружки) в следе качения или полосы (царапины) в следе скольжения. Сте­пень изношенности шин оценивают по наличию или отсутствию-в следах отображений выпрессовок1 и всех границ выступов, рас­положенных в средней части беговой дорожки.

В объемных следах степень изношенности определяется по глу­бине отобразившихся элементов рисунка протектора.

По следам шин можно судить о таком временном, но весьма существенном признаке, как наличие веществ, унесенных с места-происшествия. Ими могут быть частицы крови, мозгового вещест­ва, древесины, цементного оградительного столбика и других объ­ектов, с которыми контактировала шина.


Все эти признаки можно обнаружить при осмотре следов и использовать для розыска транспортного средства, поскольку они позволяют выделить более узкую группу шин определенной мо­дели.

Для установления модели автотранспортного средства важное-значение имеет правильное определение колеи.

Колея автотранспортного средства — это расстояние между

1 Выпрессовки— это круглые выступы диаметром до 2 мм или тонкие по­лосы («гребешки»), которые образуются в результате выдавливания резины из прессформы.
средними линиями беговых дорожек шин одинарных колес или между средними линиями спаренных колес.

При изучении на месте происшествия следов колес этот приз­нак ходовой части транспортного средства достаточно часто под­дается точному определению; из всех рассматриваемых признаков юн имеет наибольшее информативное значение для розыска кон­кретной модели автотранспортного средства. Однако любые не­точности при проведении измерений, неумение это делать могут