Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.10. СЛЕДЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
При расследовании целого ряда преступлений возникает необходимость установить автотранспортное средство, побывавшее на месте происшествия. Прежде всего это необходимо для раскрытия дорожно-транспортных происшествий, с мест которых водители скрылись, а также иных преступлений, связанных с использованием автомототранспортного средства. Часто решение этих вопросов имеет большое значение при расследовании убийств (например, если труп вывозился на автомашине), крупных краж, разбойных нападений, изнасилований и т. д. Поиски следов автотранспорта должны быть организованы во всех случаях, когда характер совершенного преступления или обстановка на месте проис-.шествия дают основание предполагать, что преступники использовали транспортное средство. На это, в частности, может указывать
большое количество похищенных ценностей, которые нельзя унести в руках, применение громоздкого оборудования для взлома (аппаратура термической резки), наличие свидетельских показаний л т. д.
Одним из важнейших источников информации об автотранспортном средстве являются следы, оставленные на месте происшествия. Под следами транспортных средств в широком смысле понимаются:
— следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства (например, следы шин, выступающих частей);
— части, составляющие с транспортным средством единое целое и отделившиеся от него (например, осколки фарного рассеи-вателя, кусочки краски);
— вещества, используемые при эксплуатации транспортных
средств (например, смазочные материалы, тормозная жидкость);
379
— вещества, связанные с эксплуатацией транспорта: почвенные и иные загрязнения, части перевозимого груза;
— следы, отображающие техническое состояние некоторых механизмов и агрегатов.
Криминалистическое значение следов транспортных средств определяется данными, которые могут быть установлены в результате их осмотра и экспертного исследования. По этим следам, в частности, можно установить:
— групповую принадлежность транспортного средства (его вид„ марку, модель);
— тождество транспортного средства или отдельной его части (например, шины);
— какие повреждения возникли на транспортном средстве в результате происшествия (например, разрушение фарного рассей-вателя);
— наличие неисправностей некоторых механизмов (так, по следам торможения можно сделать вывод о неодновременном действии колесных тормозов);
— отдельные обстоятельства происшествия (например, направление движения транспортного средства).
Изучение следов на месте происшествия и дальнейшее их исследование иногда помогают установить и другие факты, например вид перевозившегося груза, какие вещества могли попасть на транспортное средство с места происшествия и т. д.
4.10.1. ВИДЫ СЛЕДОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
4.10.1.1. СЛЕДЫ КОЛЕС
Чаще всего на местах происшествий обнаруживают следы колес (шин) транспортных средств, которые содержат важную розыскную и доказательственную информацию.
Различают объемные и поверхностные следы колес.
Объемные следы образуются на мягком грунте, снегу и других аналогичных поверхностях вследствие их деформации. В сравнительно глубоких следах отображается не только беговая дорожка шины, но и ее боковина. Чтобы правильно определить ширину беговой дорожки шины, измерение нужно производить по дну следа.
Поверхностные следы образуются на твердом дорожном покрытии или на предметах, которые переехало колесо. Они, в свою очередь, делятся на следы наслоения и отслоения. Поверхностные следы наслоения могут быть позитивными, если они образованы;
380
частицами, находившимися на выступах протектора, или негативными — когда на дорожное покрытие наслоились частицы, находившиеся в углублениях протектора. Следы отслоения образуются, если выступы протектора соприкасаются с дорожным покрытием, снимают с него часть пыли, снега или другие вещества и таким образом воспроизводится рисунок протектора.
В зависимости от состояния колес в момент следообразования различают следы качения и следы скольжения. Следы скольжения образуются при полной блокировке колес в процессе торможения или их пробуксовке, а следы качения — при обычном движении.
С учетом того, движется транспортное средство или находится в состоянии покоя, выделяют две группы следов: следы, образовавшиеся во время стоянки (остановки) транспортного средства, и следы, возникшие в процессе его движения. .
Информационная ценность названных групп следов различна. На стоянке могут быть обнаружены следы всех колес; они отличаются от следов, возникших при движении: объемные — более глубокие; поверхностные, окрашенные — интенсивнее по степени отложения следообразующего вещества. Следы первой группы содержат больше информации о ходовой части, чем те, которые образуются при движении. По ним можно определить количество осей, установить количество колес на средних осях.
Следы второй группы образуются при прямолинейном и криволинейном движении (при повороте и развороте). При криволинейном движении следы передних колес, как правило, сохраняются, что позволяет выявить признаки всех шин и установить обе колеи. По следам разворота с применением заднего хода можно определить базу транспортного средства.
Следы шин являются источником информации о признаках транспортных средств, среди которых выделяются две основные группы:
— технические характеристики транспортного средства и его шин, а также другие признаки, на основании которых устанавливается групповая принадлежность этих объектов;
— признаки, которые индивидуализируют шины и могут быть использованы для идентификации.
Признаки, позволяющие идентифицировать конкретную шину, возникают в процессе производства, эксплуатации и ремонта шин. Они представляют собой различные повреждения и дефекты на беговой дорожке шины, в частности трещины и выкрошенности резины на выступающих элементах рисунка протектора; участки без рельефного рисунка, образовавшиеся в результате отслоения или износа резины; заплаты, дефекты производства и др.
381
Чтобы определить тип и модель автомототранспортного средства по следам колес, необходимо установить: количество колес; модель шин; колею передних и задних колес; базу.
Для определения модели шины достаточно знать рисунок протектора и ширину ее беговой дорожки. Полезно также иметь дополнительную информацию о размерах основных элементов рисунка протектора.
Ширина беговой дорожки шины определяется путем измерения ширины следа. Чтобы результаты измерения наиболее точно соответствовали ширине беговой дорожки, выбирается участок следа, где последняя полностью отобразилась. Измерения проводятся по перпендикуляру к продольной оси следа. В объемном следе границами отображения беговой дорожки являются следы вертикальных стенок шины. В поверхностных следах границами дорожки являются крайние точки отобразившихся элементов рисунка протектора. При этом для установления полноты отображения беговой части шины обращают внимание на симметричность отображения рисунка протектора, количество и размеры отобразившихся элементов.
Симметричность рисунка протектора означает, что на каждой половине беговой дорожки расположено равное количество составляющих элементов, аналогичных по форме и размерам. Поэтому при изучении следа необходимо определять количество отобразившихся в нем продольных рядов выступов и канавок рисунка протектора и исходя из этого судить о полноте следа. Следует учитывать, что вдоль боковых границ протектора шин большинства моделей с универсальным рисунком расположены изолированные выступы. Наличие отпечатков этих выступов по краям следа свидетельствует о том, что ширина беговой дорожки шины отобразилась в следе полностью.
О полноте следа в определенной степени можно судить по его ширине, учитывая при этом, что ширина беговой дорожки шин для легковых автомобилей и легких грузовиков колеблется от 92 до 160 мм, а для грузовых автомобилей — от 140 до 590 мм.
При осмотре места происшествия необходимо также устанавливать, достаточно ли было вещества для окрашивания беговой дорожки по всей ее ширине, в частности, образовался ли след после переезда большой лужи или небольшого масляного пятна. Для определения полноты отображения беговой дорожки надо учитывать и величину следовоспринимающего объекта (например, рука-
1 Некоторые современные модели шин имеют переменный шаг рисунка, что улучшает сцепление с дорогой и снижает износ протектора.
ва одежды пострадавшего), и положение следа на нем (в средней части или у края объекта).
Если в следе качения устанавливается чередующееся отображение какой-либо индивидуальной особенности (повреждение шины, след камня и т. д.), то необходимо определить наружный диаметр колес с шиной. Для этого измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины определяется по формуле
длина окружности шины
Д=1,1 ———————————— ; при вычислениях следует учесть
возможные отклонения от истинного размера, обусловленные изменением давления в шинах, степенью загрузки транспортного-средства, характером дорожного покрытия.
Кроме рассмотренных технических характеристик шины могут иметь и другие признаки, в частности сдвиг элементов рисунка протектора, шины противоскольжения, степень изношенности рисунка протектора, наличие веществ, унесенных с места происшествия, броские дефекты беговой дорожки.
Сдвиг (смещение) элементов рисунка — это несовпадение их на двух частях протектора, которые разделены продольной срединной линией. На наличие шипов указывают вмятины (кружки) в следе качения или полосы (царапины) в следе скольжения. Степень изношенности шин оценивают по наличию или отсутствию-в следах отображений выпрессовок1 и всех границ выступов, расположенных в средней части беговой дорожки.
В объемных следах степень изношенности определяется по глубине отобразившихся элементов рисунка протектора.
По следам шин можно судить о таком временном, но весьма существенном признаке, как наличие веществ, унесенных с места-происшествия. Ими могут быть частицы крови, мозгового вещества, древесины, цементного оградительного столбика и других объектов, с которыми контактировала шина.
Все эти признаки можно обнаружить при осмотре следов и использовать для розыска транспортного средства, поскольку они позволяют выделить более узкую группу шин определенной модели.
Для установления модели автотранспортного средства важное-значение имеет правильное определение колеи.
Колея автотранспортного средства — это расстояние между
1 Выпрессовки— это круглые выступы диаметром до 2 мм или тонкие полосы («гребешки»), которые образуются в результате выдавливания резины из прессформы.
средними линиями беговых дорожек шин одинарных колес или между средними линиями спаренных колес.
При изучении на месте происшествия следов колес этот признак ходовой части транспортного средства достаточно часто поддается точному определению; из всех рассматриваемых признаков юн имеет наибольшее информативное значение для розыска конкретной модели автотранспортного средства. Однако любые неточности при проведении измерений, неумение это делать могут