Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
390
ных средств между собой или с другими объектами, причем процесс следообразования происходит при движении относительно друг друга одного или двух контактирующих объектов. Такие следы принято подразделять на следующие виды: царапины, вмятины, разрезы, разрывы.
Если производится осмотр места происшествия, при котором неустановленное транспортное средство совершило наезд на мотоциклиста, велосипедиста или столкнулось с автомобилем, то тщательному изучению и фиксации подлежат все повреждения на указанных транспортных средствах, которые целесообразно изъять для проведения транспортно-трассологической экспертизы. При наезде на пешехода со смертельным исходом следы выступающих частей на теле трупа исследуются в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы. Однако на месте происшествия важно сразу получить данные, необходимые для определения вида транспортного средства и проведения неотложных поисковых работ. Поэтому при предварительном осмотре трупа необходимо изучить имеющиеся повреждения, зафиксировать их взаимное расположение и, главное, определить их положение относительно уровня земли (например, измерив расстояние от подошвы обуви потерпевшего до участков перелома ног, можно определить высоту расположения бампера, что сразу сузит круг разыскиваемых автомобилей) . С аналогичной целью на месте происшествия исследуется и одежда потерпевшего.
Следы выступающих частей транспортного средства следует искать и при расследовании преступлений, не связанных с ДТП.
Если автотранспортное средство используется в преступных целях, то во время движения оно может контактировать с различными объектами и оставлять на них различные следы. Поэтому при осмотре места происшествия необходимо обращать внимание на заборы, столбы, бортовые камни, деревья и другие объекты, находящиеся на пути движения транспортного средства.
Наиболее часто следы выступающих частей можно обнаружить при осмотре места происшествия в лесу. В этом случае тщательному исследованию подлежат стволы деревьев на пути движения, все ветки, с которыми мог произойти контакт; обращают внимание на пни, на которых могут остаться следы днища автомобиля, изучают все неровности дороги (бугры и ямы), на которых часто остаются хорошо различимые следы скольжения от выступающих частей нижней части транспортного средства. Все обнаруженные следы тщательно фиксируют, производят точные измерения их расположения относительно друг друга и относительно поверхности земли. При этом надо учесть рельеф поверхности, так как в случае
391
правого или левого уклона измеренное расстояние не будет соответствовать фактическому расположению выступающей части.
Динамические следы на деревьях изымаются вместе с объектом (выпиливаются), со следов скольжения днища по грунту изготавливаются гипсовые слепки.
Определение типа и модели автотранспортного средства по следам выступающих частей производится с использованием справочных пособий и каталогов1. Как показала практика, в экспертно-криминалистических подразделениях целесообразно иметь свои фотокаталоги или видеотеки выступающих частей используемых в регионе автотранспортных средств.
4.10.1.4. ЧАСТИЦЫ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ
V
В результате дорожно-транспортного происшествия при контакте транспортных средств между собой и с различными объектами нередко происходит перенос частиц лакокрасочного покрытия на контактирующую поверхность. Лакокрасочное покрытие включает в себя следующие элементы: грунтовку, шпатлевку и краску. Отделение частиц ЛКП происходит вследствие деформа-ц.ии поверхности транспортного средства, которая обусловлена столкновением или наездом. Этот процесс вызывает отслаивание, растрескивание и рассеивание фрагментов покрытия.
Частицы лакокрасочного покрытия, обнаруженные на месте ДТП, позволяют установить точку первичного контакта транспортных средств при столкновении или наезде.
Обнаруженные частицы ЛКП имеют большое розыскное значение, так как несут в себе информацию о цвете покраски автотранспортного средства и в большинстве случаев позволяют судить о типе и марке автомобиля, годе его выпуска. В результате трас-сологических исследований возможна идентификация транспортного средства по обнаруженным на месте происшествия частицам ЛКП. Важная розыскная и доказательственная информация может быть получена в результате физико-химического исследования лакокрасочного покрытия. Например, в ряде случаев можно судить о производимых ремонтах разыскиваемого автомобиля, количестве покрасок, первоначальном цвете, а также установить комплекс, признаков, практически индивидуализирующих конкретное транспортное средство (для многослойных покрытий).
1 Чубченко А. Л., Нагайцев А. А., Митричев Л. С., Пушное А. В. Определение типа, марки, модели автотранспортного средства по следам шин, выступающих частей и осколков светосигнальных приборов. М., 1987.
Поиск частиц ЛКП на месте происшествия обычно не представляет особых трудностей
, за исключением случаев обнаружения микроколичеств лакокрасочного покрытия. Обычно участки отделившихся частиц ЛКП при дорожно-транспортном происшествии концентрируются в местах падения осколков стекла и осыпавшегося при ударе грунта. В других случаях частицы ЛКП следует искать во всех местах контакта выступающих частей транспортного средства с различными объектами. Поэтому все следы контактного взаимодействия следует изучать как для получения трас-сологической информации, так и с целью выявления в следах частиц ЛКП. В зависимости от характера следообразования, силы и направления удара, силы контактного взаимодействия на следовос-принимающую поверхность могут быть перенесены как макроколичества ЛКП с отображением всех слоев покраски транспортного средства, так и микроколичества ЛКП лишь верхнего слоя краски.
При наезде на одежде потерпевшего обычно остаются микрочастицы лакокрасочного покрытия. Поэтому очень важно сразу же тщательно ее осмотреть, обращая особое внимание на места разрыва тканей. Крупные частицы ЛКП фиксируют, снимают и по отдельности упаковывают.
Микрочастицы ЛКП выявляют и исследуют в лабораторных условиях. Оптимальным вариантом является изъятие верхней одежды непосредственно на месте происшествия, а не после того, как труп будет отправлен в морг. Если потерпевшего отвозят в больницу, нужно принять меры к изъятию одежды в кратчайшие сроки, а при невозможности это сделать — обеспечить условия, исключающие ее контакт с предметами вещной обстановки. Желательно, чтобы один из участников группы сопровождал потерпевшего до больницы и там упаковал его одежду для направления на исследование. Важно отметить, что предметы одежды должны быть упакованы каждый в отдельности в чистую, гладкую бумагу наружной стороной вовнутрь. При этом следует производить как можно меньше операций, чтобы не потерять микрочастицы.
При изъятии частиц лакокрасочного покрытия рекомендуется соблюдать следующие правила:
— нужно стремиться изъять максимальное количество частиц, ЛКП;
— собранные частицы следует хранить в бумажной или полиэтиленовой упаковке (не рекомендуется применять липкую ленту, поскольку содержащиеся в ней растворители проникают в вещество ЛКП);
— следы лакокрасочного покрытия, обнаруженные на одежде потерпевшего, следует обшить куском иной ткани;
— необходимо избегать механического повреждения объектов с целью сохранения их идентификационных признаков;
— если следы лакокрасочного покрытия находятся на каких-либо объектах (заборе, дереве, ветках, столбе и др.), надо произвести демонтаж детали, вырезку участка дерева и т. д. К соскобу прибегают в крайних случаях — когда объект-следоноситель не может быть изъят целиком или частями.
Часто уже во время осмотра места происшествия возникает необходимость осмотреть проверяемый автомобиль, и в этом случае очень важно правильно отобрать образцы ЛКП для дальнейшего ясследования. При этом надо учитывать, что автотранспортные средства, особенно грузовые автомобили, на разных деталях имеют разную систему ЛКП. Кроме того, возможны случаи подкраски или частичной перекраски. Поэтому при отборе ЛКП следует изымать образцы с каждой съемной детали отдельно, т. е. с правого и левого крыла, передней облицовки капота, правой и левой дверцы, правого и левого борта кузова и т. п. Особое внимание нужно обращать на места, где имеются вмятины, трещины, царапины, повреждения ЛКП. Именно с этих мест важно получить образцы для сравнения в достаточном количестве. Образцы ЛКП с разных деталей упаковывают отдельно с обязательным указанием места их отбора.
На основании лабораторного исследования изъятых с места происшествия частиц ЛКП во многих случаях удается установить тип и марку автомобиля. Этому в значительной степени способствует создание в ЭКО коллекции образцов ЛКП и технологические схемы окраски автомобилей.
4.10.1.5. СЛЕДЫ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
На местах дорожно-транспортных и других происшествий можно обнаружить следы горюче-смазочных материалов, которые произошли от разыскиваемого автотранспортного средства. Этот вид следов также эффективно используют при расследовании; в результате их изучения можно получить информацию о виде ГСМ, сузить круг поиска автотранспортных средств, добыть дополнительные данные, которые можно использовать в процессе доказывания.
Следы ГСМ, как правило, обнаруживаются при осмотре участка дороги, где непосредственно произошло ДТП. Они могут быть
Характеристика люминесцентного свечения некоторых горюче-смазочных материалов
Таблица 14
| Цвет люминесценции | | |
Наименование | | ————————————— | Интенсив- |
ГСМ | прибор «ОЛД-41» светофильтр УФС-6 | прибор «Фотон-М» светофильтр УФС-1 | ность свечения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Автомобильное масло | | | |
М6/10Г1 (моторное) ТАД 17И (транс- | светло-синий | светло-синий | умеренная |
миссионное) Литол-24 | ярко-голубой светло-бежевый | ярко-голубой светло-бежевый | яркая » |
Нигрол Тугоплавкая смаз- | темно-оранжевый | темно-оранжевый | > |
ка Веретенное Тавот Тосол А-40 Оружейное масло | - ярко-голубой светло-фиолетовый светло-бежевый голубой | ярко-голубой светло-фиолетовый светло-бежевый голубой | » » » » |
Оружейное универ-. | | | |
сальное Оружейное зимнее | светло-голубой » | светло-голубой * | » |
Оружейное щелоч- | | | » |
ное Горючие материалы | светло-желтый | светло-желтый | » |
Бензин Керосин Бензин с маслом | не люминесцирует светло-голубой | не люминесцирует светло-голубой | нет слабая |
М8Г Мазут | ярко-синий светло-фиолетовый | ярко-синий светло-фиолетовый | яркая умеренная |
выявлены и при осмотре трупа, одежды и обуви потерпевшего. Особенно часто следы горючего, моторного и осевых масел остаются при переезде потерпевшего транспортным средством. Если установлено место стоянки автомобиля, то можно обнаружить потеки моторного масла.
Поиск следов ГСМ на месте происшествия рекомендуется проводить с помощью источника ультрафиолетовых лучей, так как большинство марок горючего и масел люминесцирует в УФ-лучах. Кроме того, этим способом можно сразу производить предварительное исследование обнаруженных ГСМ по характеру люминесценции с использованием таблицы люминесцентного свечения (табл. 14).
Способ изъятия горюче-смазочного материала в качестве объ-
394
395
екта для исследования зависит от его количества. Если ГСМ достаточно много, бензин, дизельное топливо или масло нужно поместить в стеклянную пробирку с герметической пробкой. При малых количествах вещество изымают на ватный или марлевый тампон и также герметически упаковывают в стеклянную посуду. Следы ГСМ на грунте изымаются вместе с частицами грунта, пятна ГСМ на одежде по возможности вырезаются, небольшие объекты, пропитанные ГСМ, изымаются полностью. Все объекты со следами ГСМ должны быть герметически упакованы в стеклянную посуду и в кратчайший срок направлены на исследование, так как с веществом происходят необратимые изменения, которые могут исказить результаты экспертизы или сделать невозможным ее проведение.
4.10.1.6. СЛЕДЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
В процессе осмотра места ДТП, при котором потерпевшим были причинены телесные повреждения либо погибли участники дорожного движения или иные лица, могут быть обнаружены следы крови, частицы кожи, мышечной ткани, мозга, волос и других объектов биологического происхождения. Эти следы подлежат выявлению, фиксации и изъятию в целях:
— установления механизма травмирования потерпевшего;
— реконструкции механизма дорожно-транспортного происше-
ствия;
— установления причастности водителя и транспортного сред-
ства к событию ДТП.
Объектами — носителями данных следов могут быть Любые элементы материальной обстановки места происшествия (проезжая часть, транспортное средство, труп потерпевшего и др.).
Следы крови обычно легко обнаруживаются на участке дороги, где произошло происшествие. При наездах на пешеходов они, как правило, концентрируются на проезжей части. В подавляющем большинстве случаев такие следы позволяют определить место падения потерпевшего на проезжую часть, расположение его тела. Кроме того, по расположению следов крови можно определить место наезда: оно, как правило, находится перед местом падения потерпевшего на дорогу. При наездах следы крови редко остаются на транспортных средствах, так как их контакт с потерпевшим длится доли секунды. Исключение составляют случаи, когда травмирующей поверхностью является острая деталь либо остекление транспортного средства (арматура багажника, лобовое стекло