Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


390
ных средств между собой или с другими объектами, причем про­цесс следообразования происходит при движении относительно друг друга одного или двух контактирующих объектов. Такие сле­ды принято подразделять на следующие виды: царапины, вмятины, разрезы, разрывы.

Если производится осмотр места происшествия, при котором неустановленное транспортное средство совершило наезд на мо­тоциклиста, велосипедиста или столкнулось с автомобилем, то тщательному изучению и фиксации подлежат все повреждения на указанных транспортных средствах, которые целесообразно изъять для проведения транспортно-трассологической экспертизы. При на­езде на пешехода со смертельным исходом следы выступающих ча­стей на теле трупа исследуются в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы. Однако на месте происшествия важно сразу получить данные, необходимые для определения вида тран­спортного средства и проведения неотложных поисковых работ. Поэтому при предварительном осмотре трупа необходимо изучить имеющиеся повреждения, зафиксировать их взаимное расположе­ние и, главное, определить их положение относительно уровня зем­ли (например, измерив расстояние от подошвы обуви потерпевше­го до участков перелома ног, можно определить высоту располо­жения бампера, что сразу сузит круг разыскиваемых автомоби­лей) . С аналогичной целью на месте происшествия исследуется и одежда потерпевшего.

Следы выступающих частей транспортного средства следует искать и при расследовании преступлений, не связанных с ДТП.

Если автотранспортное средство используется в преступных це­лях, то во время движения оно может контактировать с различны­ми объектами и оставлять на них различные следы. Поэтому при осмотре места происшествия необходимо обращать внимание на заборы, столбы, бортовые камни, деревья и другие объекты, на­ходящиеся на пути движения транспортного средства.

Наиболее часто следы выступающих частей можно обнаружить при осмотре места происшествия в лесу. В этом случае тщатель­ному исследованию подлежат стволы деревьев на пути движения, все ветки, с которыми мог произойти контакт; обращают внимание на пни, на которых могут остаться следы днища автомобиля, изу­чают все неровности дороги (бугры и ямы), на которых часто ос­таются хорошо различимые следы скольжения от выступающих частей нижней части транспортного средства. Все обнаруженные следы тщательно фиксируют, производят точные измерения их рас­положения относительно друг друга и относительно поверхности земли. При этом надо учесть рельеф поверхности, так как в случае


391

правого или левого уклона измеренное расстояние не будет соот­ветствовать фактическому расположению выступающей части.

Динамические следы на деревьях изымаются вместе с объектом (выпиливаются), со следов скольжения днища по грунту изготав­ливаются гипсовые слепки.

Определение типа и модели автотранспортного средства по сле­дам выступающих частей производится с использованием справоч­ных пособий и каталогов1. Как показала практика, в экспертно-криминалистических подразделениях целесообразно иметь свои фотокаталоги или видеотеки выступающих частей используемых в регионе автотранспортных средств.

4.10.1.4. ЧАСТИЦЫ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ

V

В результате дорожно-транспортного происшествия при контакте транспортных средств между собой и с различными объ­ектами нередко происходит перенос частиц лакокрасочного покры­тия на контактирующую поверхность. Лакокрасочное покрытие включает в себя следующие элементы: грунтовку, шпатлевку и краску. Отделение частиц ЛКП происходит вследствие деформа-ц.ии поверхности транспортного средства, которая обусловлена столкновением или наездом. Этот процесс вызывает отслаивание, растрескивание и рассеивание фрагментов покрытия.

Частицы лакокрасочного покрытия, обнаруженные на месте ДТП, позволяют установить точку первичного контакта транспорт­ных средств при столкновении или наезде.

Обнаруженные частицы ЛКП имеют большое розыскное зна­чение, так как несут в себе информацию о цвете покраски авто­транспортного средства и в большинстве случаев позволяют судить о типе и марке автомобиля, годе его выпуска. В результате трас-сологических исследований возможна идентификация транспорт­ного средства по обнаруженным на месте происшествия частицам ЛКП. Важная розыскная и доказательственная информация мо­жет быть получена в результате физико-химического исследования лакокрасочного покрытия. Например, в ряде случаев можно судить о производимых ремонтах разыскиваемого автомобиля, количестве покрасок, первоначальном цвете, а также установить комплекс, признаков, практически индивидуализирующих конкретное транс­портное средство (для многослойных покрытий).

1 Чубченко А. Л., Нагайцев А. А., Митричев Л. С., Пушное А. В. Опреде­ление типа, марки, модели автотранспортного средства по следам шин, высту­пающих частей и осколков светосигнальных приборов. М., 1987.
Поиск частиц ЛКП на месте происшествия обычно не представ­ляет особых трудностей
, за исключением случаев обнаружения микроколичеств лакокрасочного покрытия. Обычно участки отде­лившихся частиц ЛКП при дорожно-транспортном происшествии концентрируются в местах падения осколков стекла и осыпавше­гося при ударе грунта. В других случаях частицы ЛКП следует искать во всех местах контакта выступающих частей транспорт­ного средства с различными объектами. Поэтому все следы кон­тактного взаимодействия следует изучать как для получения трас-сологической информации, так и с целью выявления в следах час­тиц ЛКП. В зависимости от характера следообразования, силы и направления удара, силы контактного взаимодействия на следовос-принимающую поверхность могут быть перенесены как макроко­личества ЛКП с отображением всех слоев покраски транспортно­го средства, так и микроколичества ЛКП лишь верхнего слоя краски.

При наезде на одежде потерпевшего обычно остаются микро­частицы лакокрасочного покрытия. Поэтому очень важно сразу же тщательно ее осмотреть, обращая особое внимание на места разрыва тканей. Крупные частицы ЛКП фиксируют, снимают и по отдельности упаковывают.

Микрочастицы ЛКП выявляют и исследуют в лабораторных условиях. Оптимальным вариантом является изъятие верхней одеж­ды непосредственно на месте происшествия, а не после того, как труп будет отправлен в морг. Если потерпевшего отвозят в боль­ницу, нужно принять меры к изъятию одежды в кратчайшие сро­ки, а при невозможности это сделать — обеспечить условия, ис­ключающие ее контакт с предметами вещной обстановки. Жела­тельно, чтобы один из участников группы сопровождал потерпев­шего до больницы и там упаковал его одежду для направления на исследование. Важно отметить, что предметы одежды должны быть упакованы каждый в отдельности в чистую, гладкую бумагу наружной стороной вовнутрь. При этом следует производить как можно меньше операций, чтобы не потерять микрочастицы.

При изъятии частиц лакокрасочного покрытия рекомендуется соблюдать следующие правила:

— нужно стремиться изъять максимальное количество частиц, ЛКП;

— собранные частицы следует хранить в бумажной или поли­этиленовой упаковке (не рекомендуется применять липкую ленту, поскольку содержащиеся в ней растворители проникают в веще­ство ЛКП);
— следы лакокрасочного покрытия, обнаруженные на одежде потерпевшего, следует обшить куском иной ткани;

— необходимо избегать механического повреждения объектов с целью сохранения их идентификационных признаков;


— если следы лакокрасочного покрытия находятся на каких-либо объектах (заборе, дереве, ветках, столбе и др.), надо произ­вести демонтаж детали, вырезку участка дерева и т. д. К соскобу прибегают в крайних случаях — когда объект-следоноситель не может быть изъят целиком или частями.

Часто уже во время осмотра места происшествия возникает не­обходимость осмотреть проверяемый автомобиль, и в этом случае очень важно правильно отобрать образцы ЛКП для дальнейшего ясследования. При этом надо учитывать, что автотранспортные средства, особенно грузовые автомобили, на разных деталях име­ют разную систему ЛКП. Кроме того, возможны случаи подкрас­ки или частичной перекраски. Поэтому при отборе ЛКП следует изымать образцы с каждой съемной детали отдельно, т. е. с пра­вого и левого крыла, передней облицовки капота, правой и левой дверцы, правого и левого борта кузова и т. п. Особое внимание нужно обращать на места, где имеются вмятины, трещины, цара­пины, повреждения ЛКП. Именно с этих мест важно получить об­разцы для сравнения в достаточном количестве. Образцы ЛКП с разных деталей упаковывают отдельно с обязательным указанием места их отбора.

На основании лабораторного исследования изъятых с места происшествия частиц ЛКП во многих случаях удается установить тип и марку автомобиля. Этому в значительной степени способ­ствует создание в ЭКО коллекции образцов ЛКП и технологиче­ские схемы окраски автомобилей.

4.10.1.5. СЛЕДЫ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

На местах дорожно-транспортных и других происшествий можно обнаружить следы горюче-смазочных материалов, которые произошли от разыскиваемого автотранспортного средства. Этот вид следов также эффективно используют при расследовании; в результате их изучения можно получить информацию о виде ГСМ, сузить круг поиска автотранспортных средств, добыть дополни­тельные данные, которые можно использовать в процессе доказы­вания.

Следы ГСМ, как правило, обнаруживаются при осмотре участ­ка дороги, где непосредственно произошло ДТП. Они могут быть

Характеристика люминесцентного свечения некоторых горюче-смазочных материалов

Таблица 14



Цвет люминесценции




Наименование




—————————————


Интенсив-


ГСМ


прибор «ОЛД-41» светофильтр УФС-6


прибор «Фотон-М» светофильтр УФС-1


ность све­чения


1


2


3


4


Автомобильное масло








М6/10Г1 (моторное) ТАД 17И (транс-


светло-синий


светло-синий


умеренная


миссионное) Литол-24


ярко-голубой светло-бежевый


ярко-голубой светло-бежевый


яркая

»


Нигрол Тугоплавкая смаз-


темно-оранжевый


темно-оранжевый


>


ка Веретенное Тавот Тосол А-40 Оружейное масло


- ярко-голубой светло-фиолетовый светло-бежевый голубой


ярко-голубой светло-фиолетовый светло-бежевый голубой


» » » »


Оружейное универ-.








сальное Оружейное зимнее


светло-голубой »


светло-голубой *


»


Оружейное щелоч-






»


ное Горючие материалы


светло-желтый


светло-желтый


»


Бензин Керосин Бензин с маслом


не люминесцирует светло-голубой


не люминесцирует светло-голубой


нет слабая


М8Г Мазут


ярко-синий светло-фиолетовый


ярко-синий светло-фиолетовый


яркая

умеренная



выявлены и при осмотре трупа, одежды и обуви потерпевшего. Особенно часто следы горючего, моторного и осевых масел оста­ются при переезде потерпевшего транспортным средством. Если ус­тановлено место стоянки автомобиля, то можно обнаружить потеки моторного масла.

Поиск следов ГСМ на месте происшествия рекомендуется про­водить с помощью источника ультрафиолетовых лучей, так как большинство марок горючего и масел люминесцирует в УФ-лучах. Кроме того, этим способом можно сразу производить предвари­тельное исследование обнаруженных ГСМ по характеру люмине­сценции с использованием таблицы люминесцентного свечения (табл. 14).

Способ изъятия горюче-смазочного материала в качестве объ-

394

395

екта для исследования зависит от его количества. Если ГСМ дос­таточно много, бензин, дизельное топливо или масло нужно по­местить в стеклянную пробирку с герметической пробкой. При ма­лых количествах вещество изымают на ватный или марлевый там­пон и также герметически упаковывают в стеклянную посуду. Сле­ды ГСМ на грунте изымаются вместе с частицами грунта, пятна ГСМ на одежде по возможности вырезаются, небольшие объекты, пропитанные ГСМ, изымаются полностью. Все объекты со следами ГСМ должны быть герметически упакованы в стеклянную посуду и в кратчайший срок направлены на исследование, так как с ве­ществом происходят необратимые изменения, которые могут ис­казить результаты экспертизы или сделать невозможным ее про­ведение.

4.10.1.6. СЛЕДЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

В процессе осмотра места ДТП, при котором потерпевшим были причинены телесные повреждения либо погибли участники дорожного движения или иные лица, могут быть обнаружены сле­ды крови, частицы кожи, мышечной ткани, мозга, волос и других объектов биологического происхождения. Эти следы подлежат вы­явлению, фиксации и изъятию в целях:

— установления механизма травмирования потерпевшего;

— реконструкции механизма дорожно-транспортного происше-

ствия;

— установления причастности водителя и транспортного сред-

ства к событию ДТП.

Объектами — носителями данных следов могут быть Любые элементы материальной обстановки места происшествия (проезжая часть, транспортное средство, труп потерпевшего и др.).

Следы крови обычно легко обнаруживаются на участке дороги, где произошло происшествие. При наездах на пешеходов они, как правило, концентрируются на проезжей части. В подавляющем большинстве случаев такие следы позволяют определить место па­дения потерпевшего на проезжую часть, расположение его тела. Кроме того, по расположению следов крови можно определить место наезда: оно, как правило, находится перед местом падения потерпевшего на дорогу. При наездах следы крови редко остаются на транспортных средствах, так как их контакт с потерпевшим длится доли секунды. Исключение составляют случаи, когда трав­мирующей поверхностью является острая деталь либо остекле­ние транспортного средства (арматура багажника, лобовое стекло