Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 269

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рис. 46. Определение колеи транспортного средства:

АБ — колеса; ВГ — ширина следа колеса; К — колея,

измеренная по следам двухскатных колес

привести к тому, что вся поисковая работа будет направлена по ложному пути, что на практике иногда и происходит.

Для правильного определения колеи замеряют одно из следую­щих расстояний:

— между соответствующими средними линиями следов;

— между одноименными (левыми или правыми) боковыми гра­нями следов беговых дорожек шин одинарных колес;

— между средними линиями отпечатков беговых дорожек шин спаренных колес (рис. 46).

Измерение расстояния между средними линиями беговых до­рожек одинарных следов, как правило, не является точным, и оно производится лишь при наличии в рисунке протектора выраженной срединной линии. В остальных случаях измерения надо произво­дить по одноименным элементам или односторонним боковым гра­ням беговых дорожек шин.

Ввиду того, что при движении автомобиля колея передних ко­лес перекрывается следами задних колес, для ее измерения выби­рают участок криволинейного движения на повороте или месте

384


Рис. 47. Определение базы и колеи автомобиля по следам разворота с приме­нением заднего хода: Лп — колея передних колес; Лз— колея задних колес;

Б — база автомобиля

разворота с применением заднего хода (рис. 47). Измерение про­изводят строго по перпендикуляру к осевым линиям следов. При этом колею передних колес измеряют на участке выхода из пово­рота (объезда) на прямую, где она меньше подвергается искаже­нию.

База транспортного средства — это расстояние между его передней и задней осями. У трехосных транспортных средств ба­зой считают расстояние между передней и средней, а также меж­ду задней и средней осями. В справочниках эта база обозначается двумя числами, соединенными знаком « + ».
385

Базу можно определить по следам шин, образованным во вре­мя стоянки (остановки), при развороте с применением заднего хо­да и при повороте, а также при пробуксовке колес.

На месте стоянки (даже не очень продолжительной) транспорт­ного средства образуются следы, фиксирующие взаиморасположе­ние колес на осях, значит, и самих осей.


Рис. 48. Определение базы транспортного средства по следам поворота: 1,3 — след правого поворота передних колес; 2, 4 — следы правого поворота задних, колес; АВ — касательная к следу в точке А до пересечения в точке В на сле­де 2; С — база транспортного средства

При развороте с применением заднего хода для движения в обратном направлении водитель останавливает автомобиль мини­мум дважды. Поскольку при этом направление движения каждый раз изменяется, границы (концы) следов передних и задних колес, образовавшиеся при каждой остановке, не разрушаются и могут быть использованы для определения базы.

База определяется следующим образом. Середины следов — вмятин (проталин), участков, ограниченных частицами грязи, упав­шими с колес — или концы (границы) следов колес, расположен­ных на одной оси, соединяют прямыми линиями, которые будут соответствовать положению осей. Затем с середины линии перед­них колес опускают перпендикуляр на линию задних колес. Длина перпендикуляра и будет равна базе (рис. 47).

Для определения базы по следам колес, образовавшимся при движении поворачивающего автомобиля, необходимо на дуговых следах колес одной стороны транспортного средства провести каса­тельную линию к дуге внутреннего следа, (ближней к центру пово­рота) до пересечения с дугой внешнего следа. Данный отрезок и. определит величину базы транспортного средства, оставившего сле­ды на повороте (рис. 48).

386

ПРИЗНАКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ тдсгв,КОТОРЫЕ

МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ ПО СЛЕДАМ ШИИ(ШЕС) И ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУППОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ


ПРИЗНАКИ СОБСТВЕННО ; ХОДОВОЙ ЧАСТИ










КОЛЕЯ лшд-• нил и ЗАД них

КОЛЕС


(КОЛИЧЕСТВО ОСЕЙ






\ БЛ.4А 1


КОЛИЧЕСТВО |_



ПРИЗНАКИ шин (КОЛЕС)

КОЛЕС



- МОДЕЛИ




НАПРАВЛЕНИЕ

РИСУНКА ПРОТЕКТОРА




РАЗМЕРНАЯ

- ГРУППА




СДВИГ ЭЛЕМЕН­ТОВ РИСУНКА -ПРОТЕКТОРА




СТЕПЕНЬ из-. НОШЕННОСТМ




НАЛИЧИЕ ши­пов и и; НА- .

СЫЩЕННОСТЬ




^&ЕЩ«т&А, УНЕСЕННЫЕ




НАЛИЧИЕ ПРЕД-1

МЕТОК МЕЖДЧ [_



С МЕСТА ПРОПС

шествия

ШИНАМИ СПАРЕН НЫХ КОЛЕС

Рис. 49. Признаки автотранспортных средств, которые могут быть установлены

по следам колес

Практически этот способ определения базы заключается в сле­дующем. Ленту рулетки протягивают — с касанием дуги внут­реннего следа (желательно средней линии следа по его ширине) в любой точке — до пересечения соседнего следа колеса этой же стороны. Измеренное расстояние от принятой точки касания до аналогичной точки пересечения ленты рулетки с внешним следом колеса той же стороны и будет базой (рис. 48). Применение мето­да одинаково для различной крутизны изгиба следов. Он приме­ним и для определения базы мотоциклов.

Количество колес транспортного средства определяется по ко­личеству их следов. Это положение без всяких исключений приме-

25*

387

нимо только к двух-, трех- и четырехколесным транспортным сред­ствам. Относительно других транспортных средств, например трех-или двухосных со спаренными колесами на задней оси, необходи­мо иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, следы колес средней оси трехосного автомобиля, об­разовавшиеся при прямолинейном движении, полностью разруша­ются колесами задней (третьей) оси, и поэтому о количестве ко­лес в данном случае судить невозможно. Этот признак может быть установлен по следам колес, образовавшимся при стоянке или при развороте автомобиля с применением заднего хода.

Во-вторых, грузовые автомобили со спаренными колесами на задней оси временно могут эксплуатироваться с неполным их ком­плектом, т. е. имея на задней оси два колеса вместо четырех. Что­бы правильно ориентироваться в этой ситуации, следует знать, что колеи передних и задних колес совпадают у грузовых автомобилей повышенной проходимости, которые на задней оси имеют одинар­ные колеса. Если на автомобиле вместо спаренных задних колес установлены одинарные, колеи не совпадают.

При изучении следов шин на месте происшествия следует четко определить, шины одной или разных моделей, а также шины какой модели и на каких колесах были установлены. Нужно зафиксиро­вать также направленность рисунка протектора шин на каждом колесе. Следы колес бывают волнистыми, что может указывать на наличие прицепа, возможность буксировки и погнутость диска.

Все рассмотренные признаки шин и ходовой части транспорт­ных средств сведены в рис. 49. Определение типов и моделей тран­спортных средств по следам колес производится с использованием справочных материалов 1 и коллекции фотоснимков образцов шин, которые могут создаваться в экспертно-криминалистических под­разделениях.


4.10.1.2. ОСКОЛКИ ВНЕШНИХ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

Наиболее уязвимыми деталями при возникновении дорож-но-транспортного происшествия являются внешние осветительные приборы, а также остекление и зеркала транспортных средств. Они, как правило, разрушаются при первом же контакте транспортных

1 См., например: Чубченко А. Л., Нагайцев А. А., Митричев Л. С., Пушное А. В. Отпечатки протекторов автотранспортных средств. М., 1987; Сова Ф. "• Следы шин автомототранспортных средств и их использование в розыскной и следственной практике. М., 1978. 388

средств между собой, при наезде на препятствие, пешехода, вело­сипедиста и т. д. . • '

Наиболее часто на местах происшествий обнаруживаются ос­колки рассеивателей фар, подфарников, указателей и боковых пов­торителей указателей поворота. Их значение для розыска и уста­новления автомототранспортного средства достаточно велико — об этом свидетельствуют многочисленные примеры из практики. Поэтому при осмотре места ДТП или другого происшествия, свя­занного с транспортным средством, важно обнаружить и зафикси­ровать осколки внешних осветительных приборов. При этом следу­ет отметить точное место расположения осколков, площадь, и на­правление рассеивания частиц стекла; нужно дифференцировать место расположения стекол различного вида и по возможности указать место основной концентрации осколков.

Обнаружение осколков стекла на месте происшествия обычно не представляет особых трудностей. И в ночное время, и днём час­тицы стекол отчетливо видны на фоне дороги и иных объектов за счет своих хороших светоотражающих свойств.

Осколки разбитых рассеивателей следует искать не только на месте, где произошел наезд или авария, но и на значительном рас­стоянии в обе стороны пути, по которому могла скрыться автома­шина, так как оставшиеся осколки при движении могут выпасть на дорогу. Иногда границы осмотра целесообразно продлить до въезда в ближайший населенный пункт, где водитель мог остано­виться для того, чтобы осмотреть полученные при ДТП поврежде­ния и удалить остатки разбитого фарного рассеивателя.

Поиск осколков светосигнальных приборов следует производить с самого начала осмотра места происшествия, обеспечив хорошую охрану последнего, так как проезжающий транспорт может унич­тожить частицы рассеивателей. Искать осколки надо не только на проезжей части дороги, но и на обочине, куда они могут быть уне­сены потоками воздуха от проходящих автомашин.

Если осмотр места происшествия производится ночью, необхо­димо обеспечить хорошее освещение. Но все-таки рекомендуется произвести дополнительный осмотр утром, ибо в темное время трудно обнаружить все осколки.


Если место происшествия покрыто слоем снега, то в некоторых случаях целесообразно с помощью паяльной лампы растопить снег, что значительно облегчит поиск осколков.

Если имел место наезд, то тщательно осматривается одежда потерпевшего, в которую могли внедриться кусочки стекол.

При осмотре важно отыскивать и собирать все осколки, в том
т

числе и мельчайшие, так как именно они могут сыграть решающую роль при проведении криминалистической экспертизы.

Осколки стекол помещаются в коробки с указанием места, где они найдены. Для того, чтобы края осколков при транспортировке не повреждались, их нужно прокладывать мягкой фильтровальной бумагой, но не ватой, в которой они могут легко затеряться. Мель­чайшие осколки можно складывать в пробирку.

Для определения типа, марки и модели автотранспортного средства по обнаруженным на месте происшествия осколкам внеш­них осветительных приборов используются специальные справоч­ные пособия ', а также натурные коллекции фарных рассеивателей, которые целесообразно создавать в экспертно-криминалистических подразделениях.

4.10.1.3. СЛЕДЫ ВЫСТУПАЮЩИХ ЧАСТЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В результате дорожно-транспортного происшествия на транспортных средствах и объектах, с которыми они контактиро­вали, как правило, возникают различные следы и повреждения. Выявление, фиксация и исследование таких следов дают возмож­ность установить механизм ДТП, определить тип, модель транс­портного средства, а во многих случаях и произвести его иденти­фикацию.

Указанные следы подразделяются на статические и динамиче­ские.

Статические следы возникают при погашении силы удара в мо­мент контакта объектов. Они могут быть поверхностными и объем­ными.

Поверхностные следы, не меняя формы и целостности следо-воспринимающей поверхности, могут отображать некоторые пара­метры контактирующего объекта, что, как правило, происходит за счет наслоения (отслоения) лакокрасочного покрытия и т. д.

Объемные следы отображают рельефное строение следообра-зуюц'его объекта. Такие следы образуются при значительной энер­гии удара выступающими частями транспортного средства (бам-пером , крыльями, фарами и другими деталями).

Динамические следы образуются при соударении транспорт-

1 См.: Чубченко А. Л., Нагайцев А. А., Митричев Л. С., Пушное А. В. Рас-сеиватели фар, подфарников, указателей и боковых повторителей указателей по­воротов. М., 1987.