Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 46. Определение колеи транспортного средства:
АБ — колеса; ВГ — ширина следа колеса; К — колея,
измеренная по следам двухскатных колес
привести к тому, что вся поисковая работа будет направлена по ложному пути, что на практике иногда и происходит.
Для правильного определения колеи замеряют одно из следующих расстояний:
— между соответствующими средними линиями следов;
— между одноименными (левыми или правыми) боковыми гранями следов беговых дорожек шин одинарных колес;
— между средними линиями отпечатков беговых дорожек шин спаренных колес (рис. 46).
Измерение расстояния между средними линиями беговых дорожек одинарных следов, как правило, не является точным, и оно производится лишь при наличии в рисунке протектора выраженной срединной линии. В остальных случаях измерения надо производить по одноименным элементам или односторонним боковым граням беговых дорожек шин.
Ввиду того, что при движении автомобиля колея передних колес перекрывается следами задних колес, для ее измерения выбирают участок криволинейного движения на повороте или месте
384
Рис. 47. Определение базы и колеи автомобиля по следам разворота с применением заднего хода: Лп — колея передних колес; Лз— колея задних колес;
Б — база автомобиля
разворота с применением заднего хода (рис. 47). Измерение производят строго по перпендикуляру к осевым линиям следов. При этом колею передних колес измеряют на участке выхода из поворота (объезда) на прямую, где она меньше подвергается искажению.
База транспортного средства — это расстояние между его передней и задней осями. У трехосных транспортных средств базой считают расстояние между передней и средней, а также между задней и средней осями. В справочниках эта база обозначается двумя числами, соединенными знаком « + ».
385
Базу можно определить по следам шин, образованным во время стоянки (остановки), при развороте с применением заднего хода и при повороте, а также при пробуксовке колес.
На месте стоянки (даже не очень продолжительной) транспортного средства образуются следы, фиксирующие взаиморасположение колес на осях, значит, и самих осей.
Рис. 48. Определение базы транспортного средства по следам поворота: 1,3 — след правого поворота передних колес; 2, 4 — следы правого поворота задних, колес; АВ — касательная к следу в точке А до пересечения в точке В на следе 2; С — база транспортного средства
При развороте с применением заднего хода для движения в обратном направлении водитель останавливает автомобиль минимум дважды. Поскольку при этом направление движения каждый раз изменяется, границы (концы) следов передних и задних колес, образовавшиеся при каждой остановке, не разрушаются и могут быть использованы для определения базы.
База определяется следующим образом. Середины следов — вмятин (проталин), участков, ограниченных частицами грязи, упавшими с колес — или концы (границы) следов колес, расположенных на одной оси, соединяют прямыми линиями, которые будут соответствовать положению осей. Затем с середины линии передних колес опускают перпендикуляр на линию задних колес. Длина перпендикуляра и будет равна базе (рис. 47).
Для определения базы по следам колес, образовавшимся при движении поворачивающего автомобиля, необходимо на дуговых следах колес одной стороны транспортного средства провести касательную линию к дуге внутреннего следа, (ближней к центру поворота) до пересечения с дугой внешнего следа. Данный отрезок и. определит величину базы транспортного средства, оставившего следы на повороте (рис. 48).
386
ПРИЗНАКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ тдсгв,КОТОРЫЕ
МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ ПО СЛЕДАМ ШИИ(ШЕС) И ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУППОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
ПРИЗНАКИ СОБСТВЕННО ; ХОДОВОЙ ЧАСТИ | |
| |
| |
КОЛЕЯ лшд-• нил и ЗАД них КОЛЕС | (КОЛИЧЕСТВО ОСЕЙ |
| |
\ БЛ.4А 1 | КОЛИЧЕСТВО |_ |
ПРИЗНАКИ шин (КОЛЕС)
КОЛЕС
| ||
- МОДЕЛИ | | НАПРАВЛЕНИЕ РИСУНКА ПРОТЕКТОРА |
| ||
РАЗМЕРНАЯ - ГРУППА | | СДВИГ ЭЛЕМЕНТОВ РИСУНКА -ПРОТЕКТОРА |
| ||
СТЕПЕНЬ из-. НОШЕННОСТМ | | НАЛИЧИЕ шипов и и; НА- . СЫЩЕННОСТЬ |
| ||
^&ЕЩ«т&А, УНЕСЕННЫЕ | | НАЛИЧИЕ ПРЕД-1 МЕТОК МЕЖДЧ [_ |
С МЕСТА ПРОПС
шествия
ШИНАМИ СПАРЕН НЫХ КОЛЕС
Рис. 49. Признаки автотранспортных средств, которые могут быть установлены
по следам колес
Практически этот способ определения базы заключается в следующем. Ленту рулетки протягивают — с касанием дуги внутреннего следа (желательно средней линии следа по его ширине) в любой точке — до пересечения соседнего следа колеса этой же стороны. Измеренное расстояние от принятой точки касания до аналогичной точки пересечения ленты рулетки с внешним следом колеса той же стороны и будет базой (рис. 48). Применение метода одинаково для различной крутизны изгиба следов. Он применим и для определения базы мотоциклов.
Количество колес транспортного средства определяется по количеству их следов. Это положение без всяких исключений приме-
25*
387
нимо только к двух-, трех- и четырехколесным транспортным средствам. Относительно других транспортных средств, например трех-или двухосных со спаренными колесами на задней оси, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
Во-первых, следы колес средней оси трехосного автомобиля, образовавшиеся при прямолинейном движении, полностью разрушаются колесами задней (третьей) оси, и поэтому о количестве колес в данном случае судить невозможно. Этот признак может быть установлен по следам колес, образовавшимся при стоянке или при развороте автомобиля с применением заднего хода.
Во-вторых, грузовые автомобили со спаренными колесами на задней оси временно могут эксплуатироваться с неполным их комплектом, т. е. имея на задней оси два колеса вместо четырех. Чтобы правильно ориентироваться в этой ситуации, следует знать, что колеи передних и задних колес совпадают у грузовых автомобилей повышенной проходимости, которые на задней оси имеют одинарные колеса. Если на автомобиле вместо спаренных задних колес установлены одинарные, колеи не совпадают.
При изучении следов шин на месте происшествия следует четко определить, шины одной или разных моделей, а также шины какой модели и на каких колесах были установлены. Нужно зафиксировать также направленность рисунка протектора шин на каждом колесе. Следы колес бывают волнистыми, что может указывать на наличие прицепа, возможность буксировки и погнутость диска.
Все рассмотренные признаки шин и ходовой части транспортных средств сведены в рис. 49. Определение типов и моделей транспортных средств по следам колес производится с использованием справочных материалов 1 и коллекции фотоснимков образцов шин, которые могут создаваться в экспертно-криминалистических подразделениях.
4.10.1.2. ОСКОЛКИ ВНЕШНИХ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
Наиболее уязвимыми деталями при возникновении дорож-но-транспортного происшествия являются внешние осветительные приборы, а также остекление и зеркала транспортных средств. Они, как правило, разрушаются при первом же контакте транспортных
1 См., например: Чубченко А. Л., Нагайцев А. А., Митричев Л. С., Пушное А. В. Отпечатки протекторов автотранспортных средств. М., 1987; Сова Ф. "• Следы шин автомототранспортных средств и их использование в розыскной и следственной практике. М., 1978. 388
средств между собой, при наезде на препятствие, пешехода, велосипедиста и т. д. . • '
Наиболее часто на местах происшествий обнаруживаются осколки рассеивателей фар, подфарников, указателей и боковых повторителей указателей поворота. Их значение для розыска и установления автомототранспортного средства достаточно велико — об этом свидетельствуют многочисленные примеры из практики. Поэтому при осмотре места ДТП или другого происшествия, связанного с транспортным средством, важно обнаружить и зафиксировать осколки внешних осветительных приборов. При этом следует отметить точное место расположения осколков, площадь, и направление рассеивания частиц стекла; нужно дифференцировать место расположения стекол различного вида и по возможности указать место основной концентрации осколков.
Обнаружение осколков стекла на месте происшествия обычно не представляет особых трудностей. И в ночное время, и днём частицы стекол отчетливо видны на фоне дороги и иных объектов за счет своих хороших светоотражающих свойств.
Осколки разбитых рассеивателей следует искать не только на месте, где произошел наезд или авария, но и на значительном расстоянии в обе стороны пути, по которому могла скрыться автомашина, так как оставшиеся осколки при движении могут выпасть на дорогу. Иногда границы осмотра целесообразно продлить до въезда в ближайший населенный пункт, где водитель мог остановиться для того, чтобы осмотреть полученные при ДТП повреждения и удалить остатки разбитого фарного рассеивателя.
Поиск осколков светосигнальных приборов следует производить с самого начала осмотра места происшествия, обеспечив хорошую охрану последнего, так как проезжающий транспорт может уничтожить частицы рассеивателей. Искать осколки надо не только на проезжей части дороги, но и на обочине, куда они могут быть унесены потоками воздуха от проходящих автомашин.
Если осмотр места происшествия производится ночью, необходимо обеспечить хорошее освещение. Но все-таки рекомендуется произвести дополнительный осмотр утром, ибо в темное время трудно обнаружить все осколки.
Если место происшествия покрыто слоем снега, то в некоторых случаях целесообразно с помощью паяльной лампы растопить снег, что значительно облегчит поиск осколков.
Если имел место наезд, то тщательно осматривается одежда потерпевшего, в которую могли внедриться кусочки стекол.
При осмотре важно отыскивать и собирать все осколки, в том
т
числе и мельчайшие, так как именно они могут сыграть решающую роль при проведении криминалистической экспертизы.
Осколки стекол помещаются в коробки с указанием места, где они найдены. Для того, чтобы края осколков при транспортировке не повреждались, их нужно прокладывать мягкой фильтровальной бумагой, но не ватой, в которой они могут легко затеряться. Мельчайшие осколки можно складывать в пробирку.
Для определения типа, марки и модели автотранспортного средства по обнаруженным на месте происшествия осколкам внешних осветительных приборов используются специальные справочные пособия ', а также натурные коллекции фарных рассеивателей, которые целесообразно создавать в экспертно-криминалистических подразделениях.
4.10.1.3. СЛЕДЫ ВЫСТУПАЮЩИХ ЧАСТЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В результате дорожно-транспортного происшествия на транспортных средствах и объектах, с которыми они контактировали, как правило, возникают различные следы и повреждения. Выявление, фиксация и исследование таких следов дают возможность установить механизм ДТП, определить тип, модель транспортного средства, а во многих случаях и произвести его идентификацию.
Указанные следы подразделяются на статические и динамические.
Статические следы возникают при погашении силы удара в момент контакта объектов. Они могут быть поверхностными и объемными.
Поверхностные следы, не меняя формы и целостности следо-воспринимающей поверхности, могут отображать некоторые параметры контактирующего объекта, что, как правило, происходит за счет наслоения (отслоения) лакокрасочного покрытия и т. д.
Объемные следы отображают рельефное строение следообра-зуюц'его объекта. Такие следы образуются при значительной энергии удара выступающими частями транспортного средства (бам-пером , крыльями, фарами и другими деталями).
Динамические следы образуются при соударении транспорт-
1 См.: Чубченко А. Л., Нагайцев А. А., Митричев Л. С., Пушное А. В. Рас-сеиватели фар, подфарников, указателей и боковых повторителей указателей поворотов. М., 1987.