Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 267
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди следов автотранспорта наибольшее значение имеют следы шин; нередки случаи, когда их фиксация возможна только фотографическими методами. Например, на твердом дорожном покрытии часто остаются следы шин, в которых различим рисунок протектора; изъять их известным способом, как правило, невозможно. На асфальте могут остаться следы шин от мокрых колес автомобиля. Такие следы быстро высыхают и подлежат фотографированию.
Для фотосъемки следов шин выбираются те участки, в которых рисунок протектора отобразился наиболее отчетливо. При этом надо зафиксировать следы каждого колеса автомашины. По возможности целесообразно произвести крупномасшабную съемку таких следов способом линейной панорамы: перемещая фотоаппарат вдоль следа, делают ряд последовательных снимков, частично перекрывающих друг друга. Причем надо следить за тем, чтобы расстояние от объектива до следа было постоянным. Если при осмотре следов шин обнаружены признаки, позволяющие установить направление движения (примятая трава, направление концов соломинок и веток, характерное смещение участков почвы, окраска следов веществом, через которое проехало колесо и т. д.), то эти признаки фотографируют с масштабом и с размещенной в плоскости следа стрелкой, направленной в сторону движения транспортного средства. Остатки веществ и предметы, которыми был загружен транспорт, если они обнаружены на месте происшествия, фотографируются с обязательным указанием точного места их нахождения по отношению к месту происшествия и дорожной обстановке. Труп фотографируют в том положении, в котором он был обнаружен, причем поза трупа ориентируется по элементам дорожной обстановки. Масштабным способом фотографируют повреждения на трупе и одежде. При этом целесообразно сделать снимок, по которому можно рассчитать положение повреждений относительно подошвы. Если есть опасность, что обнаруженные на одежде следы колес или выступающих частей могут быть уничтожены, выполняется качественная фотосъемка этих следов масштабным способом. В этом случае одежда по возможности расправляется в одной плоскости, но с сохранением складок, обеспечивающих цельное, неизмененное восприятие следа. Важно запечатлеть следы протектора и выступающих частей автомашины, обнаруженные на теле трупа. Причем съемку рекомендуется повторить в морге, в том числе после вскрытия трупа. Для качественного отображения всех признаков такую съемку желательно выполнить на цветные фотоматериалы, в том числе на обращаемую фотопленку.
4.10.2.2. ИЗМЕРЕНИЯ
При фиксации обстановки места ДТП и следов транспортных средств большое значение имеют измерения, с помощью которых фиксируются точные данные об объектах материальной обстановки места происшествия и их взаимном расположении, что дает возможность объективно разобраться в обстоятельствах происшествия.
Измерение следов автотранспортных средств позволяет получить (с использованием справочных материалов) данные о типе, виде и модели транспортного средства.
Измерения, произведенные на месте ДТП, позволяют связать все элементы материальной обстановки места происшествия в единую целостную систему и в дальнейшем установить все числовые параметры, имеющие значение для расследования. При производстве измерений рекомендуется пользоваться стандартной измерительной лентой (рулеткой). Наиболее удобна рулетка на тканевой основе длиной 10 м. Для измерения небольших участков целесообразно иметь также рулетку длиной 1 (2) м с миллиметровыми делениями. При осмотре места ДТП удобно пользоваться прибором для измерения расстояний, сделанным по типу курвиметра. Прибор несложен в изготовлении и позволяет с большой точностью производить измерения сложных траекторий; удобен он и для измерения больших расстояний. Измеряя линейные размеры с помощью рулетки, нужно следить за тем, чтобы лента была достаточно натянута и отсчет производился от нулевого деления, которое обычно располагается на некотором расстоянии от конца ленты.
Необходимо обеспечить максимальную точность, соблюдать правила измерения конкретных параметров (например, неправильное измерение колеи приводит к ошибке в определении модели транспортного средства). При возможности измерения повторяют на различных участках (например, следов колес). Все полученные данные заносятся в протокол.
Измерения рекомендуется производить под прямым углом к продольной и поперечным осям проезжей части; следует стремиться выполнять их к одной базовой линии, которая четко определяется (например, к правому краю дороги); надо фиксировать точки, между которыми производится измерение.
4.10.2.3. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ
Зафиксированную в протоколе осмотра места происшествия материальную обстановку помогает уяснить схема, которая является приложением к протоколу. Составление такой схемы в качестве обязательного документа предусмотрено ст. 191 УПК Украины, а также нормативными актами по линии ГАИ.
Схема к протоколу осмотра места ДТП должна содержать следующие реквизиты: наименование; место совершения ДТП; дата и время события ДТП; данные лица, составившего схему, его подпись; фамилии и подписи понятых, специалиста; условные обозначения; масштаб.
Объектами, подлежащими графической фиксации, являются:
— участок дороги, где произошло ДТП;
— относительно устойчивые ориентиры, к которым на схеме осуществлена привязка объектов и следов;
— транспортные средства, участвовавшие в ДТП, — координаты их расположения относительно элементов проезжей части и устойчивых ориентиров;
— труп, его расположение и привязка;
— следы колес транспортных средств — их расположение относительно элементов дороги, длина;
— другие относящиеся к происшествию следы и предметы — расположение отделившихся от транспортного средства частей и иных объектов (обломков кузова, частиц ЛКП, стекла, осыпи грунта, следов жидкости и т. д.), размеры и форма, следов крови, площадь рассеивания осколков стекол, осыпи грунта и др.;
— характеристика дороги, дорожные знаки и т. д.
Для составления схемы удобно использовать бланк, изготовленный из миллиметровой бумаги размером 400X280 мм в масштабе 1:200 (в 1 см — 2 м).
При обнаружении следов шин составляется схема рисунка протектора с указанием всех необходимых размеров. Для зарисовки следа протектора в масштабе 1:1 рекомендуется использовать стекло, которое на подставках устанавливают над следом, а затем производят копирование рисунка на прозрачную пленку. Имея такую схему, удобно определять модель шины — с использованием справочных материалов, выполненных в масштабе 1 : 1. Схемы следов протекторов составляются в обязательном порядке, если следы нельзя каким-либо образом изъять, а фотографические методы фиксации либо не применяются, либо не могут гарантировать надежные результаты (например, при фиксации маловидимых следов на твердом дорожном покрытии или одежде). Если в следе отобразились особенности шины, они также заносятся на схему с точным указанием их размеров, формы и. расположения.
При обнаружении следов выступающих частей транспортного средства, например на теле трупа, также составляется схема с указанием всех имеющих значение размеров этих следов.
Все составленные схемы должны быть подписаны понятыми, следователем, специалистами и другими лицами, участвующими в осмотре.
1Конструкция прибора, разработанного в ЭКО УВД Сумской области, описана в сб. «Экспертная практика» (М., 1988. Вып. 26).
См.: Чубченко А. Л., Нагайцев А, А., Митричее Л. С., Пушное А. В. Отпечатки протекторов автотранспортных средств. М., 1987.
4.10.2.4. ИЗЪЯТИЕ СЛЕДОВ
Следы автотранспортных средств схематично можно разбить на две основные группы: 1) следы колес и выступающих частей; 2) отделившиеся от транспортного средства части и иные объекты.
Изъятие второй группы следов (объектов) большой сложности не представляет — следует лишь тщательно, с соблюдением соответствующих мер предосторожности упаковать обнаруженные объекты.
Изъятие следов первой группы имеет некоторые особенности.
При обнаружении объемных следов шин обычно изготавливают слепки из раствора гипса. Техника изготовления слепков в основном та же, что и в случае копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится осуществлять заливку относительно больших по длине следов. Для этого след шины предварительно делят на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из листового металла, стекла, картона и т. п., вдавливая их в след в вертикальном положении и перпендикулярно к осевой линии следа. При этом нужно следить, чтобы такая перегородка не оказалась на участке, содержащем отображения особенностей шины. До извлечения готовых слепков из грунта они должны быть пронумерованы цифрами, определяющими последовательность их расположения; должно быть указано направление движения автомашины (если оно было определено). Документирующие данные записываются на бирках, прикрепленных к слепкам.
Следы протектора, отобразившиеся на сыпучих материалах (песке, сухом цементе и т. п.), перед заливкой гипсового раствора укрепляют путем аэрозольного распыления одним из скрепляющих веществ (лаком для волос, раствором перхлорвинила в ацетоне, изделием «Копия» и т. д.). В некоторых случаях объемные следы протектора могут быть изъяты в натуре, если их предварительно закрепить одним из названных растворов.
Маловидимые участки следа протектора, образованные на асфальте за счет наслоения или отслоения тонкого слоя пыли, переносятся на липкие пленки или хорошо прошкуренную поверхность листовой резины. Следы протектора, оставшиеся на предметах, попавших на дорогу (на газете, доске, предметах одежды и т. п.), после фотографирования подлежат изъятию вместе с этими предметами.
Следы выступающих частей транспортного средства также желательно изымать вместе с предметами. Для этого надо вырезать, например, часть забора, столба, дерева, обрезать ветки со следами скольжения, выкопать пень со следами днища и т. д. Если сделать это невозможно, изготавливают слепки. Для следов на вертикальных поверхностях (стенах домов, опорах и т. д.) можно использовать полимерные слепочные материалы, которые применяются для копирования следов орудий взлома (пасты «К», «СКТН», зуботехнические слепочные материалы и т. д.). Объемные следы на грунте, например от днища автомобиля, копировать можно с помощью гипса.
Если на находящемся на месте происшествия мотоцикле, мопеде, велосипеде обнаружены следы столкновения, то они подлежат изъятию. Это относится и к более крупным транспортным средствам: легковым автомобилям, грузовикам и т. д. В этих случаях следует как можно быстрее провести транспортно-трассологическую экспертизу.
Еще раз необходимо обратить внимание на изъятие одежды потерпевшего. Даже если в процессе предварительного осмотра на одежде не обнаружили каких-либо следов, ее нужно направить на исследование.
Если изъятые с места происшествия одежда и обувь находятся в увлажненном состоянии, их следует подсушить при комнатной температуре, ни в коем случае не герметизируя, поскольку это может привести вещественное доказательство в негодность (плесень, гниение и т. д.); с объектами нужно обращаться аккуратно, не прибегая к чистке, вытряхиванию или другому воздействию. До назначения экспертизы одежду желательно хранить в таком положении, в каком она находилась на трупе (не перегибать, не скатывать). Если одежду все-таки необходимо упаковать, она должна быть свернута внешней стороной вовнутрь.
На всех изъятых вещественных доказательствах делают соответствующие пояснительные надписи, проставляют подписи понятых и следователя.
4.10.2.5. ОПИСАНИЕ В ПРОТОКОЛЕ ОСМОТРА
При фиксации обнаруженных на месте происшествия следов колес в протоколе осмотра отражаются следующие данные:
— расположение следов колес на месте происшествия и их вид (следы качения, торможения, заноса, объемные, поверхностные, наслоения, отслоения);
— длина следов колес и их конфигурация. Если они имеют дугообразный характер, то следует измерить не только длину, но и радиус;
— изменение направления следов (рис. 47);
- ширина отображения беговой дорожки протектора;