Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди следов автотранспорта наибольшее значение имеют сле­ды шин; нередки случаи, когда их фиксация возможна только фо­тографическими методами. Например, на твердом дорожном по­крытии часто остаются следы шин, в которых различим рисунок протектора; изъять их известным способом, как правило, невоз­можно. На асфальте могут остаться следы шин от мокрых колес автомобиля. Такие следы быстро высыхают и подлежат фотогра­фированию.

Для фотосъемки следов шин выбираются те участки, в которых рисунок протектора отобразился наиболее отчетливо. При этом надо зафиксировать следы каждого колеса автомашины. По воз­можности целесообразно произвести крупномасшабную съемку та­ких следов способом линейной панорамы: перемещая фотоаппарат вдоль следа, делают ряд последовательных снимков, частично пе­рекрывающих друг друга. Причем надо следить за тем, чтобы расстояние от объектива до следа было постоянным. Если при осмотре следов шин обнаружены признаки, позволяю­щие установить направление движения (примятая трава, направ­ление концов соломинок и веток, характерное смещение участков почвы, окраска следов веществом, через которое проехало колесо и т. д.), то эти признаки фотографируют с масштабом и с разме­щенной в плоскости следа стрелкой, направленной в сторону дви­жения транспортного средства. Остатки веществ и предметы, которыми был загружен транс­порт, если они обнаружены на месте происшествия, фотографиру­ются с обязательным указанием точного места их нахождения по отношению к месту происшествия и дорожной обстановке. Труп фотографируют в том положении, в котором он был обна­ружен, причем поза трупа ориентируется по элементам дорожной обстановки. Масштабным способом фотографируют повреждения на трупе и одежде. При этом целесообразно сделать снимок, по которому можно рассчитать положение повреждений относительно подошвы. Если есть опасность, что обнаруженные на одежде сле­ды колес или выступающих частей могут быть уничтожены, вы­полняется качественная фотосъемка этих следов масштабным спо­собом. В этом случае одежда по возможности расправляется в од­ной плоскости, но с сохранением складок, обеспечивающих цель­ное, неизмененное восприятие следа. Важно запечатлеть следы про­тектора и выступающих частей автомашины, обнаруженные на теле трупа. Причем съемку рекомендуется повторить в морге, в том числе после вскрытия трупа. Для качественного отображения всех признаков такую съемку желательно выполнить на цветные фотоматериалы, в том числе на обращаемую фотопленку.

4.10.2.2. ИЗМЕРЕНИЯ
При фиксации обстановки места ДТП и следов транспорт­ных средств большое значение имеют измерения, с помощью ко­торых фиксируются точные данные об объектах материальной об­становки места происшествия и их взаимном расположении, что да­ет возможность объективно разобраться в обстоятельствах проис­шествия.

Измерение следов автотранспортных средств позволяет полу­чить (с использованием справочных материалов) данные о типе, виде и модели транспортного средства.

Измерения, произведенные на месте ДТП, позволяют связать все элементы материальной обстановки места происшествия в еди­ную целостную систему и в дальнейшем установить все числовые параметры, имеющие значение для расследования. При производстве измерений рекомендуется пользоваться стан­дартной измерительной лентой (рулеткой). Наиболее удобна ру­летка на тканевой основе длиной 10 м. Для измерения небольших участков целесообразно иметь также рулетку длиной 1 (2) м с мил­лиметровыми делениями. При осмотре места ДТП удобно пользо­ваться прибором для измерения расстояний, сделанным по типу курвиметра. Прибор несложен в изготовлении и позволяет с боль­шой точностью производить измерения сложных траекторий; удо­бен он и для измерения больших расстояний. Измеряя линейные размеры с помощью рулетки, нужно следить за тем, чтобы лента была достаточно натянута и отсчет произво­дился от нулевого деления, которое обычно располагается на неко­тором расстоянии от конца ленты.

Необходимо обеспечить максимальную точность, соблюдать правила измерения конкретных параметров (например, неправиль­ное измерение колеи приводит к ошибке в определении модели транспортного средства). При возможности измерения повторяют на различных участках (например, следов колес). Все полученные данные заносятся в протокол.

Измерения рекомендуется производить под прямым углом к продольной и поперечным осям проезжей части; следует стремить­ся выполнять их к одной базовой линии, которая четко определя­ется (например, к правому краю дороги); надо фиксировать точ­ки, между которыми производится измерение.
4.10.2.3. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ
Зафиксированную в протоколе осмотра места происшест­вия материальную обстановку помогает уяснить схема, которая является приложением к протоколу. Составление такой схемы в качестве обязательного документа предусмотрено ст. 191 УПК Украины, а также нормативными актами по линии ГАИ.


Схема к протоколу осмотра места ДТП должна содержать сле­дующие реквизиты: наименование; место совершения ДТП; дата и время события ДТП; данные лица, составившего схему, его под­пись; фамилии и подписи понятых, специалиста; условные обозна­чения; масштаб.

Объектами, подлежащими графической фиксации, являются:

— участок дороги, где произошло ДТП;

— относительно устойчивые ориентиры, к которым на схеме осуществлена привязка объектов и следов;

— транспортные средства, участвовавшие в ДТП, — координаты их расположения относительно элементов проезжей части и устойчивых ориентиров;

— труп, его расположение и привязка;

— следы колес транспортных средств — их расположение от­носительно элементов дороги, длина;

— другие относящиеся к происшествию следы и предметы — расположение отделившихся от транспортного средства частей и иных объектов (обломков кузова, частиц ЛКП, стекла, осыпи грун­та, следов жидкости и т. д.), размеры и форма, следов крови, пло­щадь рассеивания осколков стекол, осыпи грунта и др.;

— характеристика дороги, дорожные знаки и т. д.

Для составления схемы удобно использовать бланк, изготов­ленный из миллиметровой бумаги размером 400X280 мм в мас­штабе 1:200 (в 1 см — 2 м).

При обнаружении следов шин составляется схема рисунка про­тектора с указанием всех необходимых размеров. Для зарисовки следа протектора в масштабе 1:1 рекомендуется использовать стекло, которое на подставках устанавливают над следом, а за­тем производят копирование рисунка на прозрачную пленку. Имея такую схему, удобно определять модель шины — с использовани­ем справочных материалов, выполненных в масштабе 1 : 1. Схемы следов протекторов составляются в обязательном поряд­ке, если следы нельзя каким-либо образом изъять, а фотографи­ческие методы фиксации либо не применяются, либо не могут га­рантировать надежные результаты (например, при фиксации ма­ловидимых следов на твердом дорожном покрытии или одежде). Если в следе отобразились особенности шины, они также зано­сятся на схему с точным указанием их размеров, формы и. распо­ложения.

При обнаружении следов выступающих частей транспортного средства, например на теле трупа, также составляется схема с указанием всех имеющих значение размеров этих следов.

Все составленные схемы должны быть подписаны понятыми, следователем, специалистами и другими лицами, участвующими в осмотре.

1Конструкция прибора, разработанного в ЭКО УВД Сумской области, опи­сана в сб. «Экспертная практика» (М., 1988. Вып. 26).

См.: Чубченко А. Л., Нагайцев А, А., Митричее Л. С., Пушное А. В. Отпе­чатки протекторов автотранспортных средств. М., 1987.

4.10.2.4. ИЗЪЯТИЕ СЛЕДОВ
Следы автотранспортных средств схематично можно раз­бить на две основные группы: 1) следы колес и выступающих час­тей; 2) отделившиеся от транспортного средства части и иные объекты.

Изъятие второй группы следов (объектов) большой сложности не представляет — следует лишь тщательно, с соблюдением со­ответствующих мер предосторожности упаковать обнаруженные объекты.

Изъятие следов первой группы имеет некоторые особенности.

При обнаружении объемных следов шин обычно изготавливают слепки из раствора гипса. Техника изготовления слепков в основ­ном та же, что и в случае копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится осуществлять заливку относительно больших по длине следов. Для этого след шины пре­дварительно делят на участки длиной 40—50 см тонкими перего­родками из листового металла, стекла, картона и т. п., вдавливая их в след в вертикальном положении и перпендикулярно к осевой линии следа. При этом нужно следить, чтобы такая перегородка не оказалась на участке, содержащем отображения особенностей шины. До извлечения готовых слепков из грунта они должны быть пронумерованы цифрами, определяющими последовательность их расположения; должно быть указано направление движения авто­машины (если оно было определено). Документирующие данные записываются на бирках, прикрепленных к слепкам.

Следы протектора, отобразившиеся на сыпучих материалах (песке, сухом цементе и т. п.), перед заливкой гипсового раствора укрепляют путем аэрозольного распыления одним из скрепляющих веществ (лаком для волос, раствором перхлорвинила в ацетоне, изделием «Копия» и т. д.). В некоторых случаях объемные следы протектора могут быть изъяты в натуре, если их предварительно закрепить одним из названных растворов.

Маловидимые участки следа протектора, образованные на ас­фальте за счет наслоения или отслоения тонкого слоя пыли, пере­носятся на липкие пленки или хорошо прошкуренную поверхность листовой резины. Следы протектора, оставшиеся на предметах, попавших на дорогу (на газете, доске, предметах одежды и т. п.), после фотографирования подлежат изъятию вместе с этими пред­метами.


Следы выступающих частей транспортного средства также же­лательно изымать вместе с предметами. Для этого надо вырезать, например, часть забора, столба, дерева, обрезать ветки со следами скольжения, выкопать пень со следами днища и т. д. Если сделать это невозможно, изготавливают слепки. Для следов на вертикаль­ных поверхностях (стенах домов, опорах и т. д.) можно использо­вать полимерные слепочные материалы, которые применяются для копирования следов орудий взлома (пасты «К», «СКТН», зуботехнические слепочные материалы и т. д.). Объемные следы на грун­те, например от днища автомобиля, копировать можно с помощью гипса.

Если на находящемся на месте происшествия мотоцикле, мопе­де, велосипеде обнаружены следы столкновения, то они подлежат изъятию. Это относится и к более крупным транспортным средст­вам: легковым автомобилям, грузовикам и т. д. В этих случаях следует как можно быстрее провести транспортно-трассологическую экспертизу.

Еще раз необходимо обратить внимание на изъятие одежды потерпевшего. Даже если в процессе предварительного осмотра на одежде не обнаружили каких-либо следов, ее нужно направить на исследование.

Если изъятые с места происшествия одежда и обувь находятся в увлажненном состоянии, их следует подсушить при комнатной температуре, ни в коем случае не герметизируя, поскольку это может привести вещественное доказательство в негодность (пле­сень, гниение и т. д.); с объектами нужно обращаться аккуратно, не прибегая к чистке, вытряхиванию или другому воздействию. До назначения экспертизы одежду желательно хранить в таком положении, в каком она находилась на трупе (не перегибать, не скатывать). Если одежду все-таки необходимо упаковать, она должна быть свернута внешней стороной вовнутрь.

На всех изъятых вещественных доказательствах делают соот­ветствующие пояснительные надписи, проставляют подписи поня­тых и следователя.
4.10.2.5. ОПИСАНИЕ В ПРОТОКОЛЕ ОСМОТРА
При фиксации обнаруженных на месте происшествия сле­дов колес в протоколе осмотра отражаются следующие данные:

— расположение следов колес на месте происшествия и их вид (следы качения, торможения, заноса, объемные, поверхностные, наслоения, отслоения);

— длина следов колес и их конфигурация. Если они имеют ду­гообразный характер, то следует измерить не только длину, но и радиус;

— изменение направления следов (рис. 47);

- ширина отображения беговой дорожки протектора;