Файл: Молибога Николай Павлович Разумов Эдуард Александрович осмотр места происшествия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и др.). Поэтому при осмотре трупа необходимо исходя из повреж­дений сделать предположение о возможном наличии или отсутст­вии крови на деталях скрывшегося транспортного средства.

При переезде тела потерпевшего на транспортном средстве ос­таются следы крови и другие объекты биологического происхож­дения (эпидермис, мышечная ткань, частицы внутренних органов, головного мозга, волосы).

При изъятии следов крови и других биологических объектов рекомендуется:

— изымать след вместе с предметом-следоносителем;

— если прямое изъятие или соскоб невозможны — изымать следы на тампон из увлажненной гигроскопической ваты или чис­той марли (в этих случаях обязательно подсушивание тампонов);

— соблюдать особую осторожность при изъятии волос, поме­щая их в бумажную упаковку.

4.10.1.7. ОБЪЕКТЫ, ОТДЕЛИВШИЕСЯ

ОТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

В процессе дорожно-транспортного происшествия транс­портное средство получает, как правило, достаточно сильное со­трясение, происходит повреждение его деталей. При этом от него могут отделиться различные объекты, которые содержат в себе ценную розыскную и доказательственную информацию.

Наиболее часто при ударе из-под ходовой части транспортного средства осыпается грунт, который может иметь большое значе­ние. Установлено, что загрязнения на днище автомобиля, как пра­вило, откладываются -равномерно и в различных условиях и по­этому представляют собой весьма характерные объекты, обладаю­щие такой степенью индивидуальности, которая может иметь кри­миналистическое значение в случае переноса части этих загрязне­ний (в результате ДТП) на одежду и тело потерпевшего, дорогу, окружающие предметы. Такие почвенные объекты могут быть но­сителями идентификационных признаков транспортного средства либо способствовать установлению факта его нахождения в опре­деленном месте.

Грунт при ДТП может осыпаться не только с днища, рессор и других деталей, но и с колес автомобиля. В отделившихся загряз­нениях кроме почвенных объектов могут находиться объекты рас­тительного происхождения, а также другие вещества и объекты. При обнаружении на месте происшествия осыпавшегося грунта и других загрязнений эти частицы необходимо изъять, надлежащим

397

образом их упаковав. Особое внимание при этом следует уделить обеспечению их сохранности и не допустить разрушения кусочков целиком отделившихся от днища кузова.

С грузового транспортного средства при ДТП может отделиться также часть перевозимого груза. Такие объекты, естественно, то­же несут в себе информацию о скрывшемся транспорте и должны быть соответствующим образом зафиксированы.


В результате дорожно-транспортного происшествия, сопровож­давшегося столкновением или наездом, может произойти повреж­дение деталей транспортного средства и отделение от них некото­рых частей. Кроме обнаружения на месте происшествия осколков разрушенных светосигнальных устройств и остекления иногда мо­гут быть найдены обломки облицовочной решетки радиатора, де­коративных пластмассовых накладок бампера, части молдинга, зеркала, колпаки колес, части конструкции, которые защищают фа­ры, и т. д. Все эти объекты также подлежат обязательному изъя­тию.

4.10.1.8. СЛЕДЫ НА ТРУПЕ И ОДЕЖДЕ ПОТЕРПЕВШЕГО

Центральным узлом места ДТП, при котором совершен на­езд и транспортное средство скрылось, является труп потерпев­шего. Его осмотр следует проводить самым тщательным образом, так как при этом можно получить большое количество розыскной и доказательственной информации.

Начинать надо с изучения одежды пострадавшего. Если он на­правлен в больницу, необходимо принять меры к сохранению и изъятию одежды.

Осмотр одежды на месте происшествия является предваритель­ным и выполняет задачу обнаружения следов и признаков, кото­рые необходимо немедленно использовать для розыска автотран­спортного средства, а также с целью фиксации некоторых следов и предотвращения их утраты и уничтожения.

Осмотр одежды производится при хорошем освещении, с при­менением оптических увеличительных приборов. Прежде всего вни­мание уделяют выявлению следов колес. Это могут быть следы на­слоения, образованные протектором шины, но следует иметь в ви­ду, что следы колес на одежде потерпевшего образуются, как пра­вило, от плеч и боковых стенок шин. При этом могут отобразить­ся рисунок боковины шины, грунтозацепы, маркировочные и тех­нологические обозначения, торговые марки заводов. Иногда след плохо различим на внешней поверхности одежды, контактирующей

с шиной, но четко виден с внутренней ее стороны. Поэтому осмат­ривать одежду надо как с наружной, так и с изнаночной стороны, Аналогично одежду изучают с целью выявления следов выступаю­щих частей транспортного средства, уделяя внимание поврежден­ным участкам.

Выявляются кусочки стекла и пластмассы от разрушенных све­тосигнальных приборов, частицы лакокрасочного покрытия, кусоч­ки древесины и другие объекты и микрочастицы. Особое внимание следует обращать на места разрыва тканей, где наиболее вероят­но нахождение указанных объектов.


На одежде также обнаруживаются частицы загрязнений, осы­павшихся с транспортного средства, пятна ГСМ, частицы выпав­шего сыпучего груза и другие объекты.

После фиксации и изъятия объектов, которые могут быть уте­ряны при транспортировке, одежду тщательно и осторожно упа­ковывают. При этом производят как можно меньше резких дви­жений, чтобы не утратить микрочастицы. Каждый предмет одеж­ды упаковывается в отдельности, наружной стороной вовнутрь.

После осмотра одежды потерпевшего изучают его обувь, и преж­де всего подошву, на которой могут отобразиться признаки, харак­теризующие положение потерпевшего при наезде и позволящие выяснить механизм травмы. При скольжении тела после удара, нанесенного транспортным средством, или волочении его по до-, рожному покрытию на обуви пострадавшего довольно часто обра­зуются следы в виде множественных параллельных бороздок. Важ­но зафиксировать направление таких следов относительно оси по­дошвы, их выраженность, форму (дуговая, прямая), локализацию (по всей поверхности, на носочной части, каблуке и т. д.), наличие частиц грунта. Целесообразно провести предварительное исследо­вание имеющихся на подошве частиц с материалом дорожного по­крытия на участке ДТП. Направление следов скольжения на по­дошве прямо противоположно направлению удара.

Детальный осмотр трупа потерпевшего производится в морге, но, учитывая важность информации о скрывшемся транспортном средстве, которая может содержаться в следах, оставшихся на тру­пе, необходимо произвести его исследование на месте происшест­вия. При этом основное внимание уделяют изучению повреждений и всех имеющихся следов.

Повреждения на трупе наиболее часто образуются в результа­те травмы от столкновения человека с движущимся автомобилем (удар автомобилем). Основным механизмом образования телес­ных повреждений при этом виде травм являются удар частями машины и сотрясение тела пропорционально силе удара.

398
Первичный удар частями передней поверхности легкового ав­томобиля с традиционной компоновкой кузова (бампером, обли­цовкой радиатора, фарой, передним краем капота, крылом) нано­сится на уровне голеней, бедер, таза, после чего пострадавший па­дает на наезжающую машину и получает повреждения головы, груди от вторичного удара о капот, стекло и другие части кузова, а затем — на дорогу, обычно ударяясь головой о дорожное покры­тие. Первичный удар грузовым автомобилем, особенно с вагонной компоновкой кузова, а также автобусом и троллейбусом наносится чаще всего по груди и голове (т. е. намного выше центра тяжес­ти), после чего пострадавший сразу падает и ударяется о покры­тие дороги.


От удара бампером легкового автомобиля возникают бампер- повреждения голени: ссадины, кровоподтеки, переломы, нередко I располагающиеся на обеих конечностях (на одной высоте). Пов- | реждения от удара фарой локализуются в тазобедренной области и имеют вид кровоподтеков округлой или дугообразной формы, со­ответствующей следообразующему объекту. Обширные кровопод­теки в этой же области тела возникают от удара передним краем капота или крылом автомобиля.

Удар бампером грузовой автомашины средней грузоподъемнос­ти причиняет бампер-повреждения бедер. В месте удара, как пра­вило, образуются кровоподтек и перелом бедренной кости. Удар грузовой автомашиной с вагонным типом кузова, автобусом или троллейбусом нередко локализуется в области груди и головы. На голове образуются дырчатые, вдавленные, оскольчатые переломы черепа. Удар по груди ведет обычно к односторонним переломам ребер.

Отбрасывание тела, падение и скольжение его по покрытию до­роги приводят к повреждениям головы и конечностей в виде сса­дин и ушибленных ран, а также следов скольжения.

На теле потерпевшего может образоваться травма от переезда колесами автомобиля, что обычно сочетается с предшествующим ударом по телу пешехода или выпадением пассажира из движу­щейся машины. Как правило, переезды совершаются грузовыми автомобилями, так как диаметр колес и дорожный просвет у этих машин намного больше, чем у легковых. /

Специфическими для переезда повреждениями являются следы протектора шины на теле. Позитивные следы обычно имеют вид грязевых наложений или ссадин. Негативные следы, как правило, представляются в виде кровоподтеков и образуются вследствие кровоизлияний в местах, соответствующих углублениям прожекто­ра. Часто колесо соприкасается с телом пострадавшего своей .боко-

400

вой поверхностью. При этом могут остаться следы боковой части шины, иногда с отображением маркировочных обозначений.

Осмотр трупа целесообразно проводить с участием судебно-ме­дицинского эксперта и специалиста криминалистического подраз­деления. После точной фиксации его положения по отношению к частям дороги, окружающим предметам и следам и после осмотра одежды изучаются повреждения на трупе. Очень важно правильно определить повреждения, возникшие при первом ударе, и изме­рить расстояние от верхнего и нижнего краев повреждения до по­дошв обуви. Тщательно изучают и фиксируют форму этих повреж­дений и их размеры. При обнаружении на теле следов от высту-лающих частей транспортного средства или шины производят их фиксацию путем описания в протоколе, фотосъемки и составления схематической зарисовки. При изучении ссадин и ран обращают внимание на наличие внедрившихся инородных частиц краски, стек­ла, металла, дерева и др., которые при необходимости отделяются, упаковываются и изымаются.


Дальнейшее обнаружение и изучение следов автотранспортного средства на трупе производятся в морге, а также непосредственно после вскрытия. Установлено, что возникающее в процессе судебно-медицинского исследования трупов лиц, погибших при дорожно-транспортных происшествиях, значительное обескровливание при­водит к более четкому контурированию всех кровоподтеков. При этом часто следы выступающих частей транспортного средства или протектора шин, невидимые на фоне трупных пятен, становятся за­метными, достаточно отчетливыми и пригодными для дальнейше­го использования. Следы транспорта на трупе фиксируются путём фотосъемки, по возможности на цветную пленку.

4.10.2. ФИКСАЦИЯ И ИЗЪЯТИЕ СЛЕДОВ АВТОТРАНСПОРТА

4.10.2.1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

Фотографирование места происшествия, на котором име­ются следы автотранспортных средств, производится в соответст­вии с общими криминалистическими рекомендациями. Вместе с тем фотографическая фиксация обстановки места происшествия и ее элементов, следов и других вещественных доказательств в этих случаях имеет некоторую специфику.

Важно стремиться к тому, чтобы фотоснимки, фиксирующие как общий вид места происшествия, так и его детали, не только служили иллюстрациями к записям в протоколе, но и, в случае

.

необходимости, были пригодны для установления или проверки тех или иных обстоятельств. Чаще всего по фотоснимкам прихо­дится устанавливать положение или взаимное расположение от­дельных объектов. Детальные же фотоснимки (например, следов протектора шин на дороге, следов выступающих частей на теле и т. д.) нередко служат в качестве объектов экспертного исследо­вания.

Прежде всего следует отметить, что трудно зафиксировать во взаимосвязи следы и вещественные доказательства, размещенные-на значительной территории. Кроме того, следы зачастую не име­ют четкой выраженности и плохо поддаются фотографической фик­сации, а объекты нередко имеют небольшие размеры и тоже пло­хо различимы на снимках. Поэтому одним из обязательных усло­вий фотосъемки является предварительная разметка следов и объ­ектов с помощью фишек, указателей, номеров. Эффективно в этих целях использовать мел, которым обводят подлежащие фиксации объекты. Этот прием хорошо применять для обводки следов тор­можения транспортных средств, которые обычно плохо заметны на снимках.

При фотографировании следов шин и выступающих частей, от­делившихся деталей, осколков стекол, частиц краски, грязи, смазки и т. д. используют правила крупномасштабной съемки криминали­стических объектов.