Файл: "Правовое регулирование пожарной безопасности ".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В большинстве регионов штаты лесников укомплектованы всего на 40% . Численность работников органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации составляет всего 20 тыс., и они не наделены достаточным объемом полномочий. Так, органы государственного лесного контроля и надзора не имеют надлежащих полномочий в отношении физических лиц, находящихся в лесу, а уполномочены проводить проверки только в отношении хозяйствующих субъектов (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) на арендованных лесных участках на соответствие их деятельности законодательству, однако в аренду передано всего 15% земель лесного фонда.

Принят Федеральный закон “О добровольной пожарной охране”. В Законе прописаны правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны. Однако этот Закон предусматривает не только сложный, но и дорогой порядок создания добровольных формирований, вводит ненужные и в большинстве случаев невыполнимые требования к содержанию штатных сотрудников. При этом добровольцы, прошедшие все сложности регистрации, будут фактически нести службу наравне с профессиональными пожарными, но делать все это придется за свои деньги. Не прописаны обязательства со стороны государства о поддержке такой работы.


За нарушение правил пожарной безопасности в лесах законодательством предусмотрена и административная ответственность. Так, ст. 8.32 КоАП РФ устанавливает, что:

. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц - от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц - от 7 тыс. до 12 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 120 тыс. руб.

. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц - от 10 тыс. до 12 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.; на должностных лиц - 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 1 млн. руб.

Однако, несмотря на произошедшее в последнее время ужесточение ответственности за подобные деяния, острота проблемы не снижается. С наступлением весенне-летнего периода в ленте новостей все чаще появляются сообщения о степных и лесных пожарах. Продолжаются неконтролируемые сельскохозяйственные палы, сжигание мусора на приусадебных и дачных участках, да и просто “детские шалости”, перерастающие в огненные смерчи, уничтожающие многие тысячи гектаров лесов и полей, сметающие населенные пункты и даже приносящие человеческие жертвы. При этом практически отсутствует информация о привлечении к ответственности лиц, виновных в уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений, да и выявляются они весьма нечасто.

В настоящее время основные функции по управлению лесами осуществляют субъекты РФ, получая на эти цели субвенции из федерального бюджета. Новый Лесной кодекс во многом разрушил централизованную систему управления лесами. Это привело к ослаблению контроля над лесами, максимально упростило доступ частников к этому природному ресурсу. В подобной ситуации следовало бы четко регламентировать обязательность неукоснительного соблюдения лесопользователями всех экологических норм, а также продумать механизм контроля и ответственность за нарушение правил пользования лесом. Но пока это проблематично, так как в последние годы была практически разрушена система охраны лесов - исчезли лесхозы, в Лесном кодексе отсутствует упоминание о лесной охране, существовавшей в России более 200 лет. Так, из 83000 сотрудников Гослесоохраны лесхозов было оставлено лишь около 700 лесных инспекторов в составе Росприроднадзора - примерно по восемь человек на субъект Федерации. Авиалесоохрана также раздроблена по субъектам. Государство
сняло с себя ответственность на тех территориях, которые не входят в число 8 - 15% арендованных в лесопромышленных целях лесов.

Однако острота проблемы вынудила федеральные власти принять ряд мер для эффективного противостояния, в частности, лесным пожарам. Так, в регионах были восстановлены полномочия лесной охраны по пресечению правонарушений в лесах, почти вдвое увеличена численность государственных лесных инспекторов, усилена административная и уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, разработаны типовые формы планов тушения лесных пожаров на всех уровнях. Практически завершена работа по лицензированию специализированных учреждений по тушению лесных пожаров и укреплена материально-техническая база региональных лесопожарных служб. Насколько эффективными окажутся эти меры, выяснится в самом ближайшем будущем.

При этом непосредственно на местах следует усиливать профилактику природных пожаров. Важнейшее значение должно уделяться правовой пропаганде и разъяснительной работе среди населения об опасности проведения палов сухой растительности и ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, прежде всего - в лесах и на земельных участках, непосредственно к ним примыкающих.

Практика показывает, что преступления, так или иначе связанные со сферой использования леса (прежде всего - ст. 260 “Незаконная рубка лесных насаждений” УК РФ, а также - ст. 261 "Уничтожение или повреждение лесных насаждений" УК РФ), несмотря на ужесточение ответственности за их совершение, продолжают оставаться наименее караемыми. Суды практикуют назначение в основном условных наказаний и штрафов, несмотря на значительные суммы ущерба, причиняемые подобными деяниями. Решениями судов даже возвращаются предметы, с помощью которых совершались преступления (специальная техника, транспорт). А как известно, преступление без наказания провоцирует совершение новых, зачастую еще более тяжких противоправных деяний.

Таким образом, лишь с решением изложенных выше проблем можно будет рассчитывать на наведение порядка в лесу. Кроме того, на должном уровне он может быть поддержан на ответственности собственников и государственном контроле.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
.1 Пожарная безопасность на предприятиях
Вопросам пожарной безопасности всегда нужно уделять должное внимание, ведь последствия ее несоблюдения, как известно, могут быть весьма негативными.


Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности и имущества от пожаров. Для достижения на предприятии требуемого уровня пожарной безопасности необходимо соблюдать ее правила.

В соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности” (далее - Закон О пожарной безопасности) обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности лежит на:

собственниках имущества (если имущество находится в аренде, то указанная обязанность также лежит на собственнике (арендодателе), если иное не установлено договором аренды);

лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителях предприятий;

лицах, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностных лицах в пределах их компетенции.

Согласно Своду правил СП 5.13130.2009 “Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования” все помещения независимо от площади следует защищать соответствующими автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. Исключение составляют помещения:

с мокрыми процессами (душевые, санузлы, помещения мойки и т.п.);

приточные и вытяжные вентиляционные камеры;

насосной, бойлерной и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

категории В4 и Д по пожарной опасности;

лестничные клетки.

Проверка предприятия на соблюдение требований пожарной безопасности может быть плановой и внеплановой.

Поводом для проведения плановой проверки является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом государственного пожарного надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Проводить проверку предприятия вправе только должностное лицо или должностные лица, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного пожарного надзора.

Плановые проверки проводятся:

по истечении трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

по истечении трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

Иные сроки установлены в отношении предприятий, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере. В отношении этих предприятий плановые проверки проводятся:


по истечении двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки - в отношении предприятий, осуществляющих деятельность по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи;

по истечении одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки - в отношении предприятий, осуществляющих дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее (полное) общее образование, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;

один раз перед началом каникул - в отношении детских лагерей на время каникул.

Внеплановые проверки проводятся:

по истечении срока исполнения предписания государственного пожарного надзора;

при наличии решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

при поступлении в орган государственного пожарного надзора сведений от предприятий, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

при поступлении в орган государственного пожарного надзора обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда;