Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ст. 219 Уголовного кодекса РФ установлена следующая ответственность. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если же указанное деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, то оно наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 19.2 КоАП РФ подведомственно органам внутренних дел (полиции). Дела об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности, предусмотренные статьей 20.4 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ).
Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Как гласит ч. 12 ст. 16 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Кроме того, результаты проверки могут быть обжалованы в порядке обжалования ненормативного правового акта в соответствии с действующим законодательством РФ.
Неукоснительное выполнение на предприятии правил и требований пожарной безопасности позволяет не только создать систему обеспечения пожарной безопасности, но и предотвратить возникновение пожара и защитить от него людей и имущество.
.2 Обеспечение законности в сфере пожарной безопасности лесов
Генеральной Ассамблеей ООН 2011 год был провозглашен Международным годом лесов. Российская Федерация - одна из крупнейших лесных держав, обладающая почти четвертью мировых лесных ресурсов. Для 50% субъектов РФ продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции, оказывая существенное влияние на экономику региона.
Леса имеют важнейшее климаторегулирующее, водо- и почвозащитное значение. Положение с их охраной и использованием оказывает прямое воздействие на возможность реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
На протяжении нескольких лет одной из основных проблем в лесной сфере является обеспечение пожарной безопасности. В 2010 г. возникло 32 тыс. лесных пожаров, которыми было охвачено 2,1 млн. га. От верховых пожаров погибло 193,2 тыс. га лесов, что значительно превысило средние многолетние показатели. По оперативным данным Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), к началу лета 2011 г. лесными пожарами уже пройдено земель в ДФО - 374965 га, СФО - 147682 га, УФО - 49488 га, ПФО - 1087 га, СЗФО - 930 га, ЦФО - 135 га, ЮФО - 129 га. Крайне негативная ситуация складывается с крупными лесными пожарами в Республиках Саха (Якутия), Тыва, Амурской и Иркутской областях, Забайкальском крае.
Крупным пожарам подвержены леса и на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В Тункинском национальном парке (Республика Бурятия) пожаром пройдено 35 га покрытых лесом земель, а в Норском заповеднике (Амурская область) - 70 га.
По большей части причина сложившейся негативной ситуации - отсутствие единой системы предупреждения, выявления, ликвидации пожаров. Слаженно действовавшая на протяжении десятилетий лесная охрана была ликвидирована, а достойной замены не произведено.
Штатная численность лесных инспекторов была сведена к минимуму. До принятия Лесного кодекса РФ 2006 г. пожарную безопасность лесов обеспечивали 70 тыс. лесников-обходчиков и порядка 130 тыс. иных работников лесного хозяйства. В настоящее время численность работников органов управления лесным хозяйством в субъектах Федерации составляет всего 12 тыс. человек, что явно недостаточно для эффективного противодействия лесным пожарам. Например, нормативная численность государственных лесных инспекторов по Республике Саха (Якутия) такова: 1 инспектор на 10 тыс. га. Но даже такая норма не выполнена. Сегодня на 1 инспектора в этом регионе фактически приходится 0,7 млн. га.
В 2010 г. на борьбу с пожарами регионам выделили 2,2 млрд. руб., т.е. на тушение 1 га покрытой лесом площади затрачено 0,033 доллара США, в то время как в США, например, на тушение 1 га тратится в 127 раз больше - 4,2 доллара. В целом на ведение лесного хозяйства, в том числе на противопожарную профилактику, в РФ на 1 га должно тратиться 0,55 доллара США. Для примера, в Казахстане эти траты почти в 2 раза больше - 1,05 доллара, а в Белоруссии - в 14 раз - 7,45 доллара.
Сложившаяся обстановка в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, безусловно, нуждается в коренном переосмыслении. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Указом Президента РФ от 27 августа 2010 г. № 1074 “О Федеральном агентстве лесного хозяйства” Рослесхоз напрямую подчинен Правительству РФ. Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ внесены изменения в ЛК. Были законодательно разграничены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по тушению пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях ООПТ, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов и землях иных категорий. К полномочиям лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, добавлены функции лесной охраны. ЛК дополнен положениями, регламентирующими деятельность по предупреждению и тушению лесных пожаров, мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Объем субвенций на охрану лесов от пожаров увеличен на 1,5 млрд. руб. Для бюджетов субъектов Федерации предусмотрено выделение субсидий на приобретение противопожарной техники в сумме 5 млрд. руб.
Вместе с тем новые положения законодательства о пожарной безопасности в лесах на практике реализуются слабо. Необходимые изменения в подзаконные нормативные правовые акты были приняты спустя почти 4 месяца, а некоторые до сих пор не разработаны.
Так, только в мае 2011 г. внесены соответствующие изменения в Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417; приняты Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций; приняты Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и формы плана тушения лесных пожаров. Вместе с тем результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что по состоянию на 26 мая 2011 г. в регионах страны не было предусмотренных законом и согласованных Рослесхозом планов тушения лесных пожаров.
Спустя более пяти месяцев с момента принятия ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ Правительством РФ не приняты: классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - ст. 53 ЛК; нормативы противопожарного обустройства лесов - ч. 6 ст. 53.1 ЛК; порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов - ч. 2 ст. 57 ЛК. Указанные документы должны быть разработаны уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Рослесхозом.
Положительную роль в противодействии лесным пожарам играет осуществляемый системно и на постоянной основе прокурорский надзор за исполнением лесного законодательства. В целях выработки плана совместных мероприятий по предупреждению, выявлению и устранению нарушений в сфере лесопользования в Генеральной прокуратуре сформирована и действует межведомственная рабочая группа. Согласно Указанию Генерального прокурора РФ от 11 мая 2011 г. № 127/7 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров” это направление - одно из приоритетных.
Прокуроры практически постоянно выявляют нарушения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности лесов в деятельности уполномоченных органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, лесопользователей. За первые пять месяцев текущего года в результате проверок соблюдения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров прокуроры Иркутской области уже выявили свыше 600 нарушений, Амурской области, Забайкальского края - более 500 нарушений.
Принимаемые органами государственной власти субъектов РФ меры, направленные на реализацию полномочий в сфере лесных отношений, реализуются не всегда качественно и оперативно. В частности, Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что управление лесного хозяйства Амурской области не исполняет требования ст. 12 ЛК. В утвержденных управлением проектах освоения лесов не в полной мере отражены мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов. Прокуроры выявили факты несоблюдения ст. 53 ЛК, Приказа МПР России от 19 апреля 2007 г. № 106 “Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений” в деятельности департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия). В утвержденных департаментом регламентах нет характеристик территории лесничества по классам пожарной опасности, не конкретизированы объем мероприятий по противопожарному обустройству и нормативы проведения профилактических мероприятий.
В Иркутской области территориальные управления Агентства лесного хозяйства в нарушение п. 3 Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 5 июля 2010 г. № 270, заключают государственные контракты на выполнение работ по тушению лесных пожаров не на определенной территории, а по отдельным пожарам по мере их возникновения. Вследствие такого подхода период наращивания сил и средств для тушения лесных пожаров необоснованно затягивается, площадь пожаров увеличивается. В результате - возрастает ущерб, причиненный пожарами, и, соответственно, материально-технические затраты на ликвидацию. Фиксируется необоснованное заключение госконтрактов с лесхозами, не обладающими необходимым для тушения пожаров количеством сил и средств.
Работа лесничеств по предупреждению лесных пожаров, их ликвидации, наблюдению за локализованными пожарами, их дотушиванию, предотвращению возобновления организована не всегда качественно. Так, в Бурейском районе Амурской области установлен факт возникновения нового лесного пожара на территории, где в этот же день пожар уже был потушен. В Зейском районе Амурской области к тушению пожара на площади 120 га привлекли 14 человек и 1 ед. техники, а в Свободненском районе на ликвидацию пожара почти в 10 раз меньшей площади (10 га) привлекли в 2,5 раза большее количество людей - 34 человека и в 5 раз больше техники - 5 единиц.