Файл: Реферат на тему Противодействие коррупции в органах государственной власти и самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для борьбы с коррупцией используются административные и правовые методы - это хорошее дополнение к мерам уголовно-правовой политики в области борьбы с коррупцией.

В состав совместной юрисдикции Российской Федерации, а также ее субъектов входит административное законодательство. Однако установление принудительных мер, предусмотренных для коррупционных деяний, остается в компетенции Российской Федерации.

Явной прерогативой Российской Федерации является определение конкретного вида коррупции. Общепризнанные нормы, определяющие порядок выявления, пресечения, раскрытия, расследования коррупционных правонарушений, составляют правовую основу для борьбы с коррупцией.

Вывод: правовая консолидация антикоррупционных мер очень сложна и непостижима для непрофессионала, они много публикуют, а затем вносят поправки, что говорит о том, что предыдущие законы не были продуманы. Законы должны быть простыми для понимания и эффективными для применения.

Глава 2. Механизм противодействия коррупции и перспективы борьбы с ней в системе государственной власти и местного самоуправления
2.1 Средства противодействия коррупции в системе государственной власти и местного самоуправления

Борьба с коррупцией в органах государственной власти является одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики и основой антикоррупционного механизма, обеспечивающего начало гласности и открытости в функционировании органов государственной власти.

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О борьбе с коррупцией»1 термин «борьба с коррупцией в органах государственной власти» относится к деятельности органов государственной власти, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организации и частные лица в пределах своей компетенции.

Государственные чиновники более склонны к коррупции. С древних времен по отношению к органам государственной власти считалось, что все чиновники коррумпированы.

Практика правоприменения и опыт проводимых государственных реформ показывают, что коррупция возможна в тех сферах деятельности органов государственной власти, где административный процесс оказания услуг физическим и юридическим лицам не сформирован.


Борьба с коррупцией является основной целью правовых средств для создания правового и демократического государства.

Это приведет к: созданию институтов, позволяющих эффективно работать государственным механизмам страны; проведение социальной реконструкции; повышение эффективности государственной экономики; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; укрепление верховенства права и верховенства права; формирование правопорядка и правовой культуры общества и личности.

В итоге результаты вызовут у россиян уважение к государству, а на мировом уровне - повысят авторитет России как субъекта международного права.

Правовые средства борьбы с коррупцией включают в себя:

- нормативно-правовые требования;

- методы регулирования;

- способы противодействия коррупционным отношениям;

- юридические технологии;

- юридическая техника.

Законодательство должно стать основой мер по борьбе с коррупцией с учетом исторического опыта, международных стандартов по борьбе с коррупцией и успехов зарубежных стран в области борьбы с коррупцией.

В борьбе с коррупцией очень важно привлекать независимые общественные институты и гражданское общество, вести грамотную и активную работу в СМИ.

В работе всех отраслей и уровней управления необходимо усилить уровень прозрачности.

В борьбе с коррупцией Россия целенаправленно фокусируется на международном опыте, эффективных зарубежных законодательных моделях и объединяет различные меры в борьбе с коррупцией. Законодательство Российской Федерации в этом вопросе преодолело довольно долгий путь к формированию законодательной базы.1

Сегодня в Российской Федерации создана довольно внушительная правовая и организационная основа противодействия коррупции:

- ратифицированы основные международные договоры;

- внедрены национальные и стратегические антикоррупционные документы;

нормативно-правовые акты были приняты и направлены на их реализацию.

Осталось только разработать эффективный механизм реализации этих правовых и организационных рамок. Но, как показывает практика, разработка такого эффективного механизма является одной из самых сложных задач в борьбе с коррупцией.

В целом, антикоррупционное законодательство направлено на ограничения для органов государственной власти, ужесточение ответственности за коррупционные преступления, а также на акцент на предотвращение и предупреждение коррупционных правонарушений. Это очень разумно.



Для лиц, поступающих на государственную службу, установление ограничений заключается в обеспечении эффективной профессиональной деятельности.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы личные недостатки государственных служащих не становились пороками государственной власти. Вот почему необходимо ограничивать права должностных лиц, которые могут оказывать контрольное влияние и стать препятствием и вредным фактором при неоправданном и незаконном ущемлении интересов граждан.1

Средства борьбы с коррупцией в органах государственной власти Российской Федерации можно обобщить следующим образом:

- при первом поступлении на государственную службу возникает обязанность раскрывать информацию об имуществе, поэтому происхождение имущества государственного служащего становится более понятным и прозрачным, и сразу исчезает ряд вопросов, которые были ранее;

- муниципальные и государственные служащие должны соотносить свои действия с правилами поведения, установленными в службе, не выполнение которых может повлечь за собой дисциплинарную, а в некоторых случаях административную или уголовную ответственность;

- значительно возрастают требования к муниципальным и государственным служащим относительно предоставления дополнительных данных о доходах, расходах и имуществе, доступных им и членам их семей;

- введены меры уголовной ответственности за злоупотребление властью лицами, выполняющими управленческие функции в неправительственных организациях, соответствующие тем, которые применяются к государственным служащим;

- к юридическим лицам применяется административное наказание за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица и ряд других государственных мер;

- устанавливается контроль над имуществом лиц с особым правовым статусом, особенно судей.

Квалификационные требования для должностей в органах государственной власти включают требования к уровню профессиональной подготовки, опыту государственной службы или опыту работы по специальности, профессиональным навыкам и знаниям, необходимым для выполнения служебных обязанностей.

Кроме того, законодательные акты, регулирующие деятельность отдельных категорий государственных служащих, содержат и другие требования к кандидатам.

Внедрение антикоррупционных стандартов является перспективным направлением реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», то есть о предупреждении и предотвращении коррупции.


Представитель работодателя, которому становится известно о наличии у государственного служащего личного интереса, приведшего к конфликту интересов, который не принял мер по устранению и предотвращению конфликта интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Одной из важных форм борьбы с коррупцией на государственной службе является участие граждан и их объединений. Антикоррупционное законодательство России предоставляет широкие возможности для участия общественности в борьбе с коррупцией в качестве основного субъекта, не определяя при этом точное содержание такого участия по механизмам и формам взаимодействия с государством.

Подбор, поиск и определение методов действий гражданского общества, заинтересованного в качественной координации с государством в борьбе с коррупцией, в связи с общественностью и антикоррупционной политикой государства.

Подводя итог, можно сделать некоторые выводы. Отдельные положения Федерального закона о государственной службе, способствующие предупреждению коррупции, не могут быть реализованы из-за отсутствия механизмов их реализации и надлежащего контроля. Принципы противодействия коррупции, закрепленные в Федеральном антикоррупционном законе, используются слабо. 1

Нередко в ходе реализации антикоррупционного законодательства возникают разногласия. Несовершенство законодательства позволяет найти «лазейки» для его нарушения, это способствует увеличению случаев проявления коррупции в органах государственной власти.

Ситуация усугубляется отсутствием эффективных мер юридической ответственности.

Большая часть антикоррупционного законодательства нуждается в дополнениях и изменениях, а также в новых мерах ответственности за совершенные правонарушения.

Некоторые причины и проблемы можно устранить путем углубленного изучения коррупции, а также создания специальных контрольных подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления, и их деятельность должна быть непосредственно направлена ​​на борьбу с коррупцией.
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации и её перспективные направления


В одном из своих выступлений президент России Владимир Путин сказал: «Антикоррупционная политика должна стать неотъемлемой частью государственной политики.

На практике это означает, что необходимо разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянная система ограничения коррупции.

Разработка и реализация такой программы должны основываться на четком понимании природы коррупции, на анализе причин неудач в борьбе с ней, на понимании существующих предпосылок и ограничений, на четкие и продуктивные принципы.

Долгое время в России борьба с коррупцией ограничивалась заявлениями о желании бороться с этим злом и формированием различных антикоррупционных советов. Были попытки внести в Госдуму три федеральных закона о борьбе с коррупцией, но одобрения президента России они не получили.

В последние годы Россия совершенствует свою правовую базу и пытается привести ее в соответствие с международными стандартами.

На нем были обсуждены дальнейшие шаги по совершенствованию государственной антикоррупционной политики и подведены итоги антикоррупционных мероприятий.

В своем выступлении Президент России отметил, что:

- российское антикоррупционное законодательство соответствует международным стандартам;

- антикоррупционная кампания приносит свои плоды и помогает бороться с коррупцией;

- в 2015 году около 9 тысяч человек были привлечены к ответственности за коррупцию;

- за нарушение антикоррупционных правил привлечено к дисциплинарной ответственности около 10 тысяч чиновников;

- антикоррупционные граждане России ценят позитивную работу;

- в 2015 году удалось вернуть 600 миллионов рублей в качестве компенсации за коррупцию.

В своем выступлении на заседании Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией в январе 2016 года глава Администрации президента и председатель Президиума С. Б. Иванов отметил, что:

- реализован национальный антикоррупционный план на 2014–2015 годы;

- в сформированных антикоррупционных подразделениях во власти за 9 месяцев 2015 года выявлено 21 тысяча нарушений, 300 чиновников были уволены;

 Около 6 тысяч сотрудников милиции неоднократно сообщали о попытке подкупа, возбуждено 3 тысячи уголовных дел, осуждено 1800 человек;

- по заявлениям граждан и юридических лиц к дисциплинарной ответственности привлечено 1500 человек, возбуждено более 900 уголовных дел;

- впервые были сделаны обращения с имуществом в доход государства;