Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Допущен (а) к защите
__________________ Дробышева О.А.
Ф.О.И. зам. директора
_______________________2022 г.
Колесникова Мария Сергеевна
студентка группы Д-42
Возможности игр-эстафет в повышении физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа
Специальность 44.02.01. Дошкольное образование | Научный руководитель: Шишова С.В. |
| |
Тамбов
2022 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… | 6 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР – ЭСТАФЕТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………….............. | 9 |
дошкольного возраста………………………………...……………………... | 9 |
дошкольного возраста………………………………………………………. | 12 |
дошкольного возраста………………………………………………………. | 17 |
Глава 2. Методическое обоснование проблемы использования игр-эстафет с детьми старшего дошкольного возраста………………………... | 24 |
2.1. Характеристика игр-эстафет для детей дошкольного возраста…………..…………………………................................................... | 24 |
2.2. Особенности методики проведения игр – эстафет с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………. | 31 |
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСть…………. | 39 |
3.1. Диагностика физической подготовленности детей 7-го года жизни…………………………………………………………………………. | 39 |
3.2. Внедрение системы работы по обучению играм-эстафетам детей 7-го года жизни……………………………………………………….. | |
3.3. Подведение итогов, анализ полученных данных………………………………………………………………………... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. | |
Список использованных источников………………… | |
Приложение ………………………………………………………. | |
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач учебно-воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.
С 2014 года возрожден ВФСК ГТО – Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который направлен на повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Одной из задач ВФСК ГТО является повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации. Первая ступень «Играй и двигайся» для 1-2 классов (6-8 лет), что соответственно требует от педагогов ДОУ поиска эффективных форм, методов, средств.
Игры-эстафеты – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активном участии. Игра – это естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.
Преимущество игр-эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекают эмоционально, стимулирует двигательную активность. Все это показывать важность изучения темы нашего исследования в социальном плане.
Многоплановые исследования проблемы изучения игры-эстафеты как средства совершенствования двигательных действий в дошкольном возрасте в отечественной педагогике, ведутся уже давно. Так данный вопрос отражен в исследованиях Л. В. Абдульмановой, Г. А. Василькова, В. Г. Василькова [4], В. Е. Гриженя, М. А. Дорониной, Э. Я. Степаненковой [25], Е. В. Шаровой [26] и др. В работах этих и других авторов проблема использования игр-эстафет рассматривается в общем контексте изучения роли подвижных игр. Специальных же исследований изучаемого нами вопроса в научной литературе существует не много. Данный факт предопределяет научную значимость нашего исследования. Практическая значимость исследования определяется тем, что в практике дошкольных учреждений игры-эстафеты пользуются большой популярностью. Но ошибки в педагогическом руководстве ими, иногда приводят к тому, что дети не справляются с заданиями, а значит, теряется эффективность их использования для развития личности ребенка.
Эта тема является актуальной и рекомендована работодателями.
Объект исследования: процесс использования игр – эстафет в работе с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: повышение физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста на основе игр – эстафет.
Цель исследования: выявить возможности игр-эстафет в повышении физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические аспекты проблемы использования игр- эстафет с детьми старшего дошкольного возраста;
- изучить особенности методики проведения игр-эстафет с детьми старшего дошкольного возраста;
- разработать и внедрить систему игр-эстафет с детьми 7-го года жизни;
- доказать, что игры-эстафеты является важным средством повышения физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста.
- сделать выводы по результатам исследования.
Гипотеза: если мы будем использовать игры-эстафеты с детьми старшего дошкольного возраста, то это будет способствовать повышению физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Беседа.
2. Педагогический эксперимент.
3. Наблюдение.
4. Педагогический анализ.
5. Диагностика.
6. Метод математической статистики.
7. Анализ психолого-педагогической литературы.
8. Метод анализа и синтеза.
9. Метод обобщения.
База исследования: МБДОУ «Детский сад «Волшебная страна» г. Тамбова.
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы использования игр – эстафет с детьми старшего дошкольного возраста
-
Игры-эстафеты как средство физического воспитания детей
дошкольного возраста
Современные учёные и специалисты-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников, как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребёнка на постоянное и максимально полное физическое развитие.
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения сейчас находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства, как замечают в своей работе Мельников Ю.А. и Феофилактов Н.З. [21].
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и коллективными) негативно сказываются, как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Игра является ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном возрасте. Она предполагает осознанное воспроизведение навыка движений, является средством гармонического развития ребёнка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. При проведении с детьми занятий по физическому воспитанию и физическому развитию очень важно добиваться того, чтобы подвижные игры, элементы спортивных игр и различные физические упражнения приносили детям радость, чтобы у них появилось желание самостоятельно организовывать различные игры. С этой целью необходимо шире включать в занятия и досуг детей игры-эстафеты. Казина О.Б. [14].
В эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. Эстафеты характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды, которые приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.
Эстафеты носят коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.
В эстафетах свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды − другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его
, что способствуют самопознанию.
Кроме того, эстафеты вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Говоря о влиянии эстафет на умственное развитие, следует отметить, что они вынуждают мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, эстафеты создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Да и сами дети проявляют большой интерес к эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре − пробежать, перенести, перелезть, проползти, пройти по скамье, и т. д., которые носят соревновательный характер, говорит Воронова Е.К. [6]. В старшем возрасте они уже достаточно хорошо владеют основными движениями, а эстафеты построены на знакомом материале.
Эстафеты создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игр, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации в игровой деятельности, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование.
Волошина Л.Н. [5] упоминает в своих трудах о том, что необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
В каждой эстафете, в зависимости от ее сложности, содержится три, пять и более знакомых детям видов основных движений, в определенном сочетании, что одновременно способствует решению ряда задач: − закреплению и совершенствованию двигательных навыков; − развитию умения ориентироваться в пространстве; − развитию физических качеств.
Также, они направлены на решение основных задач: − формирования правильного отношения детей к физкультурным занятиям; − формирования у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья; − формирования представлений о здоровом образе жизни; − сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; − развития опорно-двигательного аппарата детей; − развития эмоционально-волевой сферы ребёнка; − воспитания морально-волевых качеств детей.