Файл: Колесникова Мария Сергеевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мыслительную активность детей, а также совершенствовать двигательную память и развивать внимание.

Эстафета – это соревнование спортивных команд. Коллективные соревнования воспитывают чувство ответственности перед товарищами, вызывают уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Для проведения эстафет необходимо, чтобы все дети умели правильно выполнять элементы техники движения, включенные в задание. Успешное выполнение движений вызовет чувство уверенности в своих силах, желание совершенствовать навыки. С появлением у детей критического отношения к успехам и неудачам, умения устанавливать их причины, с развитием чувства уважения к «сопернику» возможно включение коллективного соревнования и на более ранних этапах обучения.

Проведение эстафет в работе с детьми в целях их разностороннего развития, возможно лишь при соблюдении ряда условий, по Домахиной С.А. [9]:

1. Улучшение качества выполнения движений происходит при наличии положительных эмоций, являющихся результатом хорошей двигательной и психической подготовки. Поэтому включение элементов соревнования в процесс обучения целесообразно при достаточном овладении детьми движениями (особенно на начальном этапе). Строгом соблюдении принципа постепенности, учете уровня развития движений, психологической и особенно эмоционально-волевой характеристики формирующегося навыка, при воспитании у детей чувства ответственности пред своими товарищами, уважения к достижениям команды противника.

2. За положительные нравственные проявления команде начисляется очко. В случае умышленного нарушения правил, проявление грубости, нечестности команде назначается штрафное очко или снимается выигрыш, но при этом надо объяснить, что хороший результат с нарушениями правил не приводит к победе.

Также следует отметить, что игры-эстафеты, которые состоят из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом узком зале или коридоре можно проводить игры-эстафеты выстраиванием, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и долго ждут необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре-эстафете.


Эффективность проведения игры-эстафеты зависит от адекватности решения таких организационных факторов, как: умение доходчиво и интересно объяснять игру; размещение игроков во время ее проведения; определение ведущих; распределение на команды; определение помощников и судей; руководство процессом игры; дозирование нагрузок; окончание игры.

Перед объяснением детей следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, воспитатель сообщает название игры-эстафеты, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его месте. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, на котором все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков следует обратить на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила.

Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры-эстафеты и количества игроков. Воспитатель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга. Можно назначить ведущего и по результатам предшествующих игр.

Этот выбор стимулирует детей добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде счета.

Роли ведущего могут быть разнообразные и оказывать содействие формированию организаторских привычек и активности. В командных играх и эстафетах соревнуются между собой две большие команды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним из следующих способов: с помощью расчета; фигурной маршировкой; по указанию руководителя; по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.

Все способы распределения на команды надо вводить соответственно характеру и условиям проведения игры-эстафеты, а также составу игроков.

В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судей – помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры.

Помощники и судьи назначаются из воспитанников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая нагрузка игры противопоказана. Если таких детей нет, то помощников и судей назначают из числа игроков. Руководство игрой-эстафетой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе воспитателя, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата.


Руководство игрой-эстафетой включает несколько обязательных элементов: наблюдение за действиями воспитанников; устранение ошибок; коллективных приемов; пресечение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам; регулировка нагрузок; стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры-эстафеты. Семенова Т.А. [23]

Направляя игровую деятельность, воспитатель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применять специальные упражнения, в отдельности анализируя ту или другую ситуацию.

Ответственный момент в руководстве играми-эстафетами – дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления воспитанников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность.

Регулируя физическую нагрузку в игре-эстафете, воспитатель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру-эстафету, изменять количество повторений игры-эстафеты. Окончание игры-эстафеты должно быть своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры-эстафеты вызовет неудовольствие воспитанников. Во избежание этого воспитатель должен уложиться вовремя, отведенное для игры-эстафеты. После окончания игры-эстафеты необходимо подвести итог. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении.

Шебеко В.Н. [27] предусматривает использование игр-эстафет во всех частях тренировки. Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые помогают сосредоточить внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба. Основная часть – игры-эстафеты с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими упражнениями, которые требуют большой подвижности.

Игры-эстафеты в основной части должны помогать изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других упражнений. Заключительная часть – игры-эстафеты незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами организации. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части.

Выводы. Подводя итог всему сказанному, ещё раз отметим, что игры-эстафеты характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей. В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач. Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции на сигнал. Наряду с этим у детей воспитываются смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность и т. д. Происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств. Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с отдыхом, когда физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остаётся высокой, т.к. внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает. Поэтому на протяжении всей игры-эстафеты воспитателю необходимо регулировать эмоциональную нагрузку, приучать детей проявлять чувство меры, не допускать излишнего азарта. Учитывая классификацию игр-эстафет и их многообразие, педагоги могут решать целый ряд образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.


Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСть
Цель опытно-экспериментальной работы: доказать эффективность использования игр-эстафет в повышении физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Экспериментально-исследовательская работа по выявлению возможностей игр-эстафет в повышении физической подготовленности детей проводилась на базе МБДОУ «Детский сад «Волшебная страна». Исследование проводилось в период с… В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста от 7 –го года жизни.

Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.


На констатирующем этапе проводилась работа по первичной диагностике и выявлению уровня физической подготовленности детей 7-го года жизни. Она включала в себя беседу об играх-эстафетах и анализ уровня физической подготовленности детей.

На формирующем этапе производилось внедрение системы работы по обучению играм-эстафетам детей 7-го года жизни. экспериментальной работе нами были использованы следующие методы оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста: беседа об играх-эстафетах, тесты на определение скоростно-силовых качеств, тесты на определение быстроты, выносливости, ловкости и координационных способностей, гибкости.

На контрольном этапе экспериментальной работы были осуществлены повторные диагностики, направленные на выявление уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста на конец года.



3.1. Диагностика физической подготовленности детей 7-го года жизни
Констатирующий этап проводился с … по … .

Цел: выявить уровни физической подготовленности детей 7 года

жизни на начало года ,уровня знания детьми игр-эстафет на начало года.

В ДОУ г Тамбова 2 раза в год проводится диагностика физической подготовленности детей. С этой целью используются методика комплексного обследования. На констатирующем этапе мы использовали рекомендованные тесты для диагностики физической подготовленности, а именно тесты: …

Методика комплексного обследования физического развития мы проводили в зале ина спортплощадке. Для определения исходного уровня физической подготовленности детей тестирование осуществлено в рамках занятий по физической культуре.

Всем выполняемым упражнениям предшествует разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку дается две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат.

При оценке двигательных умений и физических качеств использовали количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности – это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей.

Отмечали и качественные показатели, такие как: при беге – корпус и голова слегка отклонены назад, но не запрокинуты;