ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пространства с международным правовым режимом— это пространства, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства и которые открыты для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.
Пространства со смешанным правовым режимомимеют существенные особенности: прибрежные государства наделены суверенными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государствами свободы судоходства и ряда других прав в соответствии с международными нормами и правилами прибрежных государств. К этим пространствам относятся исключительная экономическая зона и континентальный шельф.
2. Государственная территория: состав, особенности правового регулирования.
Верховная власть государства, его территориальное верховенство — отличительная черта государственной территории.
Согласно ст.4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей её территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
В соответствии с Конституцией (ч.1 ст.67) территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Сухопутное пространство как часть государственной территории включает сушу (в том числе острова) в пределах государственных границ.
В сухопутное пространство РФ входят открытые и могущие быть открытыми в будущем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья России, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом (постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.).
Водное пространство— это внутренние воды (реки, озёра, каналы и другие водоёмы, берега которых принадлежат данному государству), принадлежащие государству части пограничных рек и озер, внутренние морские воды(прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, т.е. прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.
Воздушное пространство— это та часть воздушного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространств. В настоящее время такая линия не определена, однако сложилась обычно-правовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т.е. на высоте 100—110 км над уровнем океана.
Иногда применяется термин «условная территория» государства, к которой относят находящиеся под его юрисдикциейрасположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств за рубежом.
Государствo по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определённые права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам.
Потребность в транзите возникает у государства и тогда, когда принадлежащий ему регион отделён от основной территории территорией другого государства (других государств). Такой регион именуется анклавом. Приведём несколько примеров:
Калининградская область Российской Федерации, доступ в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу.
Сохский район Республики Узбекистан, отделённый от неё территорией Киргизии.
Округ Окуси-Амбену, принадлежащий государству Восточный Тимор и отделённый от него территорией Индонезии.
Существуют и другие примеры (штат Аляска, отделённый от США территорией Канады; округ Кабинда, отделённый от Анголы территорией Демократической Республики Конго и т.д.).
Транзитный проезд по суше сопредельного государства в таких случаях регламентируется специальными двусторонними соглашениями.
Осуществление территориального верховенства государствoм не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Государственная территория должна использоваться в соответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государствам. Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определённо выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права. Правовым основанием такого изменения становится межгосударственный договор о передаче определённой части территории или об обмене её участками.
Понятие «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция» является более широким, чем понятие «государственная территория». Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (прилежащую зону, континентальный шельф, экономическую зону).
3. Государственные границы. Режим государственной границы, пограничный режим.
Государственная граница— это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Границы между сопредельными государствами обычно определяются договорами между ними. Государственная граница РФ определяется соответствующими договорами Российской Федерации и бывшего Союза ССР.
С учётом договоров принимаются внутригосударственные правовые акты о государственной границе. В России это Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации». Он характеризует государственную границу как «пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Государственной границей России считается граница РСФСР, закреплённая законодательными актами и международными договорами СССР. Границы РФ, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат, согласно этому Закону, договорному закреплению.
Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озёрах государственная граница представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается государством с учётом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).
Процесс установления границы включает две стадии: делимитацию и демаркацию.
Делимитация— это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест её прохождения — рек, озёр, хребтов и т.д.) и нанесение её на карту (графическое изображение).
Демаркация— это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: протоколы — описания государственной границы, пограничных знаков (с характеристикой их положения, формы, размеров, материала, номера и т.д.).
В межгосударственных отношениях и в договорах стран СНГ используется особый термин «внешние государственные границы государств — участников СНГ», которым обозначаются границы этих государств с не принадлежащими к Содружеству государствами.
Режим государственной границыопределяется международно-правовыми и внутригосударственными нормами и представляет собой совокупность правил, действующих на государственной границе или в непосредственной близости от неё.
Режим государственной границы включает следующие вопросы (правила):
1. Содержание государственной границы, т.е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.
2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через неё товаров, грузов и животных.
Переход (переезд, перелёт) государственной границы лицами и пересечение её транспортными средствами может осуществляться только в пунктах перехода (пересечения) границы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договорённости между сопредельными государствами.
3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных через государственную границу. Такой пропуск предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости — таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.
4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, земледелие, лесное или горное дело и т.д.). Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, создавать помехи обеспечению сохранности государственной границы.
5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную границу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.
Пограничный режимпредставляет собой совокупность правил, которые действуют в пограничной зоне, а также правил, действующих в пограничных водах и в территориальном море. Это особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории государства. Он определяется законами и иными правовыми актами государства.
Так, Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, в российской части пограничных рек, озёр и иных водоёмов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
Пограничная зона - территория, примыкающая к государственной границе, шириной до 5 км.
Пограничный режим включает правила:
1) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые осуществляются по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами; устанавливаются место и время въезда и выезда из пограничной зоны, маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания лиц и транспортных средств; право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пограничной зоне может быть ограничено;