Файл: Тема Понятие и предмет мп международное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пространства с международным правовым режимом— это пространства, на которые не распространяется суверенитет ка­кого-либо государства и которые открыты для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовы­ми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономи­ческой зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и дру­гие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.

Пространства со смешанным правовым режимомимеют суще­ственные особенности: прибрежные государства наделены суве­ренными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государст­вами свободы судоходства и ряда других прав в соответствии с международными нормами и правилами прибрежных госу­дарств. К этим пространствам относятся исключительная эко­номическая зона и континентальный шельф.

 

2. Государственная территория: состав, особенности правового регулирования.

Верховная власть государства, его территориальное верхо­венство — отличительная черта государственной территории.

Согласно ст.4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, а Консти­туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей её территории. Российская Федерация обеспечивает целост­ность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч.1 ст.67) территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Сухопутное пространство как часть государственной терри­тории включает сушу (в том числе острова) в пределах государ­ственных границ.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могущие быть открытыми в будущем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья России, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом (постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.).


Водное пространство— это внутренние воды (реки, озёра, ка­налы и другие водоёмы, берега которых принадлежат данному государству), принадлежащие государству части пограничных рек и озер, внутренние морские воды(прилегающие к побере­жью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное морет.е. прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство— это та часть воздушного про­странства, которая находится над сухопутной и водной терри­ториями государства. Высотный предел воздушного простран­ства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространств. В настоящее время такая линия не определена, однако сложилась обычно-пра­вовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т.е. на высоте 100—110 км над уровнем океана.

Иногда применяется термин «условная территория» государ­ства, к которой относят находящиеся под его юрисдикциейрас­положенные вне пределов государственной территории объек­ты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения ди­пломатических и консульских представительств за рубежом.

Государствo по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определённые права по использованию отдельных частей своей территории ино­странным государствам, их юридическим или физическим ли­цам.

Потребность в транзите возникает у государства и тогда, ко­гда принадлежащий ему регион отделён от основной террито­рии территорией другого государства (других государств). Та­кой регион именуется анклавом. Приведём несколько примеров:



Калининградская область Российской Федерации, доступ в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу.



Сохский район Республики Узбекистан, отделённый от неё территорией Киргизии.



Округ Окуси-Амбену, принадлежащий государству Восточный Тимор и отделённый от него территорией Индонезии.



Существуют и другие примеры (штат Аляска, от­делённый от США территорией Канады; округ Кабинда, отде­лённый от Анголы территорией Демократической Республики Конго и т.д.).

Транзитный проезд по суше сопредельного государства в таких случаях регламентиру­ется специальными двусторонними соглашениями.

Осуществление территориального верховенства государст­вoм не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Государственная территория должна использоваться в соот­ветствии с нормами и принципами международного права и та­ким образом, чтобы не причинять ущерб другим государствам. Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определённо выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права. Правовым основанием такого изменения становится межго­сударственный договор о передаче определённой части терри­тории или об обмене её участками.

Понятие «территория, на которую распространяется нацио­нальная юрисдикция» является более широким, чем понятие «государственная территория». Оно включает как государст­венную территорию, так и территорию, не относящуюся к та­ковой (прилежащую зону, континентальный шельф, экономи­ческую зону).

 

3. Государственные границы. Режим государственной границыпограничный режим.

Государственная граница— это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государст­венной территории (суши, вод, недр и воздушного пространст­ва). Границы между сопредельными государствами обычно оп­ределяются договорами между ними. Государственная граница РФ определяется соответствующи­ми договорами Российской Федерации и бывшего Союза ССР.

С учётом договоров принимаются внутригосударственные правовые акты о государственной границе. В России это Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государствен­ной границе Российской Федерации». Он характеризует госу­дарственную границу как «пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Госу­дарственной границей России считается граница РСФСР, закреплённая законодательными актами и международными договорами СССР. Границы РФ, не оформленные в междуна­родно-правовом отношении, подлежат, согласно этому Закону, договорному закреплению.


Государственные границы на суше устанавливаются по ли­ниям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озёрах государственная гра­ница представляет собой линию, соединяющую выходы сухо­путной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учётом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: дели­митацию и демаркацию.

Делимитация— это определение в до­говоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест её прохождения — рек, озёр, хребтов и т.д.) и нанесение её на карту (графическое изо­бражение).

Демаркация— это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: протоко­лы — описания государственной границы, пограничных знаков (с характеристикой их положения, формы, размеров, материа­ла, номера и т.д.).

В межгосударственных отношениях и в договорах стран СНГ используется особый термин «внешние государственные границы государств — участников СНГ», которым обозначают­ся границы этих государств с не принадлежащими к Содруже­ству государствами.

 

Режим государственной границыопределяется международно-правовыми и внутригосударственными нормами и представляет собой совокупность правил, действующих на государственной границе или в непосредственной близости от неё.

Режим государственной границы включает следующие во­просы (правила):

1. Содержание государственной границы, т.е. порядок сохра­нения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государствен­ной границы.

2. Пересечение государственной границы лицами и транс­портными средствами и перемещение через неё товаров, грузов и животных. 
Переход (переезд, перелёт) государственной грани­цы лицами и пересечение её транспортными средствами мо­жет осуществляться только в пунктах перехода (пересечения) границы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавлива­ются и могут быть изменены по договорённости между сопре­дельными государствами.

3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и жи­вотных через государственную границу. Такой пропуск предпола­гает осуществление пограничного контроля, а при необходимо­сти — таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промы­словой и иной деятельности (охота, рыболовство, земледелие, лесное или горное дело и т.д.). Такая деятельность вблизи гра­ницы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, создавать помехи обеспечению сохранно­сти государственной границы.

5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, свя­занных с нарушением указанных правил. Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересе­кающие государственную границу в нарушение правил, призна­ются нарушителями границы и должны нести ответственность.

 

Пограничный режимпредставляет собой совокупность правил, которые действуют в пограничной зоне, а также правил, действующих в пограничных водах и в территориальном море. Это особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории го­сударства. Он определяется законами и иными правовыми ак­тами государства.

Так, Законом РФ «О Государственной границе Российской Феде­рации» пограничный режим устанавливается в пограничной зо­не, в российской части пограничных рек, озёр и иных водо­ёмов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

Пограничная зона - территория, примыкающая к государственной границе, шириной до 5 км.

Пограничный режим включает правила:

1) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые осуществляются по до­кументам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органа­ми; устанавливаются место и время въезда и выезда из погра­ничной зоны, маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания лиц и транспортных средств; право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пограничной зоне может быть ограничено;