Файл: Тема Понятие и предмет мп международное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На региональном уровне:

1) Комиссия по правам человека СНГ (26 мая 1995 г. в Минске в рамках СНГ была принята Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, которая предусматривает за Комиссией функцию наблюдения за выполнением ее положений (ст. 34). Деятельность Комиссии регламентирована специальным Положением (принято в Москве 24.09.1993г.), которое является  неотъемлемой частью конвенции.

2) Европейский суд по правам человека (раздел II Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.(далее также ЕКПЧ);

3) Межамериканская комиссия и Межамериканский суд по правам человека (часть II Американской конвенции оправах человека 1969 г., вступила в силу 1978 г.).

По формированию и организации деятельности эти органы, в принципе, не отличаются от универсальных.

Однако есть некоторые особенности:

1)      в компетенцию этих органов входит только рассмотрение межгосударственных и индивидуальных жалоб.

2)      в их работе участвуют представители всех государств, входящих в ту региональную международную организацию, в рамках которой они действуют;

3)      постановления Европейского суда по правам человека и Межамериканского суда по правам человека являются юридически обязательными для того государства, в отношении которого оно вынесено.

 

4. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

11 мая 1994 года был принят Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., посвященный реорганизации контрольного механизма ЕКПЧ, а именно, созданию единого Европейского Суда по правам человека.

 Это было обусловлено тем, что после вступления в силу ЕКПЧ количество государств-участников увеличилось почти втрое. В результате резко увеличилось количество дел, которые направлялись на рассмотрение Комиссией и Судом.

Целью реформы было повышение эффективности защиты, сокращение процедуры и сохранение высокого качества защиты прав человека.

Главная особенность изменений состоит в том, что Суд заменил Европейскую Комиссию по правам человека и Суд по правам человека и взял на себя выполняемые ими функции. 

4 года потребовалось для того, чтобы реформа завершилась и 1 ноября 1998 г. Протокол № 11 вступил в силу.

В настоящее время данный протокол трансформирован в раздел II ЕКПЧ «ЕСПЧ». Кроме ЕКПЧ все вопросы, связанные с формированием и деятельностью Суда
, регламентированы Правилами процедуры, разработанные Судом 4 ноября 1998 года (действует в редакции 2014 года). Позднее, в 2004 году, был принят Протокол № 14, также касающийся реформирования ЕСПЧ. 

В отличие от Протокола №11, Протокол №14 не вносит радикальных изменений в установленную ЕКПЧ систему контроля. Наоборот, данный протокол направлен на улучшение функционирования существующего механизма путем предоставления Суду процедурных средств и необходимой гибкости для своевременного рассмотрения жалоб, позволяя ему сконцентрироваться на самых важных делах, требующих тщательнейшей проверки. Для достижения указанных целей, протокол вносит изменения в три основные сферы:

  • усиление фильтрационной способности Суда в связи с получением большого количества необоснованных жалоб посредством введения рассмотрения вопроса о приемлемости индивидуальной жалобы судьей единолично;

  • новый критерий приемлемости (с двумя гарантирующими элементами) жалоб, по которым заявитель не понес значительного ущерба.

ЕСПЧ в соответствии со ст. 19 ЕКПЧ создан с целью обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками по ЕКПЧ и Протоколам к ней. Он не выступает в качестве «четвертой инстанции» по отношению к национальным судам, как его часто характеризуют. Он самостоятелен и не имеет отношение к национальной судебной системе. Если говорить о его значении, то он является дополнительным, вспомогательным правовым средством защиты прав, которое начинает работать тогда, когда с данной функцией не справились национальные суды. 

Суд действует на постоянной основе.

Местопребыванием Суда является г. Страсбург (Франция).

Состав Суда, порядок его формирования.

Судьи .

Число судей Суда равно числу государств-членов Совета Европы, то есть их количество равно 47. Такая зависимость установлена в связи с тем, что ЕСПЧ является органом данной международной региональной организации.

Каждое государство представляет трех кандидатов, из которых Парламентская Ассамблея Совета Европы большинством голосов избирает одного.

Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности или быть правоведами с общепризнанным авторитетом (п.1 ст.21 ЕКПЧ). 

Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве,  О том, что означает данная фраза, мы уже говорили. Он является международным должностным лицом и все спорные вопросы, допустим, трудовые споры разрешаются на основе Правил процедуры суда.


Судьи избираются сроком на 6 лет с обновлением ½ через 3 года (определяется жребием). Судьи могут быть переизбраны на второй срок.

Полномочия судьи прекращаются:

1)      истечение срока полномочий;

2)      достижение 70-летнего;

3)      отставка (судья заявляет о своей отставке Председателю Суда);

4)      отстранение судьи от должности.

Члены суда при исполнении своих функций пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными ст. 40 Устава Совета Европы и соглашениями, заключенными на ее основе (ст. 51 ЕКПЧ).

Структура. Особенность международных судебных учреждений состоит в том, что каждое из них является единственным в своем роде, самостоятельным и независимым. Отсюда следуют особенности структуры международных судов.

В частности, в рамках одного суда происходит сбор материалов, необходимых для рассмотрения дела, непосредственно рассмотрение дела, обжалование решения по данному делу и, даже, исполнение такого решения (например, данная процедура предусмотрена в Международном уголовном суде).

Из всех судей ЕСПЧ для рассмотрения дел формируются Комитеты, Палаты и Большая Палата. Каждый из  этих структурных подразделений выполняет определенные функции.

Компетенция Суда:

1)      межгосударственные дела – любое государство-участник может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником (обе стороны являются членами Совета Европы) (ст. 33);

2)       индивидуальные жалобы – жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы лиц, которые утверждают, что они явились жертвами нарушения одной из государств-членов СЕ их прав, признанных в Конвенции и Протоколах к ней (ст. 34);

3)      консультативные заключения – дает консультативные заключения Комитету министров по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколах к ней (ст. 47).

Заседания Суда являются открытыми (допускаются все желающие, в том числе пресса), если Суд не примет иного решения. Открытым является доступ к документам, переданным на хранение в Секретариат, если Суд не примет иного решения.


Рабочими языками ЕСПЧ являются французский и английский. Однако Суд вправе разрешать сторонам пользоваться каким-либо иным языком при представлении  письменных документов или устного разбирательства. Однако индивидуальная жалоба подается на языке, доступном заявителю.

Решения Суда являются окончательными и обязательными для участвующих в деле сторон.

За нормальное функционирование Суда отвечает Секретариат, предоставляя все виды технической помощи:

-          осуществление перевода;

-          рассылка писем, ответы на запросы (н-р, СМИ);

-          протоколирование судебных и пленарных заседаний;

-          делопроизводство;

-          предоставляет информацию о работе Суда.

5. Условия приемлемости жалобы для рассмотрения в ЕСПЧ.

В ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закреплено, что индивидуальные жалобы могут подавать физические лица, группа физических лиц и неправительственные организации.

Физические лица  - любой и каждый, кто подпадает под юрисдикцию государства – участника ЕКПЧ независимо от возраста, наличия дееспособности, гражданства, если нарушение касается прав, закрепленных в ЕКПЧ и Протоколах к ней. 

Группа физических лиц – жалоба подается лицами применительно к одной и той же ситуации, по поводу нарушения одного и того же права.

Неправительственные организации - юридические лица.

Условия приемлемости жалоб (ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).

1) Исчерпание всех имеющихся внутренних средств правовой защиты:

  • это требование связано с обращением к судебным учреждениям (в России - кассационная инстанция);

  • средство должно быть доступно;

  • средство должно быть эффективным.

2) Обращаться в Европейский суд необходимо в течение 6 месяцев после вынесения окончательного решения по делу. Датой обращение считается дата, поставленная на почтовом штемпеле.

3)Жалоба должна быть совместимой с положениями ЕКПЧ и Протоколов к ней (в обе должны быть указаны конкретные права, закрепленные те права, которые закреплены в конвенции и протоколах к ней. Нарушение того или иного права или свободы должно иметь место после вступления в силу ЕКПЧ или соответствующего Протокола для государства против которого жалоба подается.


4)  Жалоба не должна быть анонимной. Заявитель указывает ФИО и адрес.

5)  Жалоба не должна быть аналогична той, которая уже рассматривалась в Европейском суде по правам человека (речь идет о жалобе, которая этим заявителем уже подавалась и с момента подачи никак не изменились ее обстоятельства).

6) Жалоба не должна рассматриваться в других межгосударственных органах по защите прав человека.

7) Жалоба не должна представлять собой злоупотребление правом на подачу жалобы (заявитель не должен использовать жалобу для популяризации своей личности, не должен выражаться не корректно).

8) Жалоба должна быть обоснована (то есть заявитель должен представить доказательства, подтверждающие нарушения, указанные в жалобе).

9) В результате предполагаемого нарушения положений ЕКПЧ  или Протоколов к ней, права заявителя нарушены незначительно, или ему не причинен существенный вред.





Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космос и окружающие Землю Луна и другие небесные тела.

Территорию планеты Земля с точки зрения правового режи­ма можно разделить на три вида:

1) государственная террито­рия;

2) пространства с международным режимом;

3) простран­ства со смешанным правовым режимом.

Государственная территорияпредставляет собой пространст­во, в пределах которого государствo осуществляет верховную власть (суверенитет). В состав государственной территории вхо­дят суша, недра, внутренние водные объекты (озёра, внутренние реки, водоёмы и прочее), внутренние морские воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Государствo своим законодательством устанавливает правовой режим территории в целом и её частей. Правовой режим государственной территории включает также правила, предусмотренные международными договорами дан­ного государства (об использовании воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориального моря, определён­ных участков сухопутного пространства).

Пространство, на которое распространяется власть государ­ства в ограниченных, чётко очерченных пределах, не является государственным. Оно может быть отнесено к территориям, на которые распространяется национальная юрисдикция.