ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К сожалению, Россия до сих пор не выполнила данные стандарты
Четвертую группу составляют нормы, закрепляющие условия реализации прав и свобод человека, в том числе через ограничения. Еще Всеобщая декларация прав человека предусмотрела, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», в связи с чем обозначила возможность устанавливать на основе закона ограничений при осуществлении прав и свобод «в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Данная формулировка с некоторыми изменениями воспроизводится во всех международных договорах по правам человека.
Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Часть 3 ст. ст. 55 Конституции РФ демонстрирует выполнение данного стандарта.
От ограничений прав и свобод следует отличать дерогацию (отступление от обязательств). В ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах указывается, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участники Пакта могут принимать при соблюдении определенных условий меры в отступление от своих обязательств по данному договору. Однако, в ст. 4 закреплен ряд прав, отступление от которых недопустимо: право на жизнь, право на защиту от пыток, рабства и т. д. В Конституции РФ дерогация регламентирована ст. 56.
3. Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека
В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека.
ООН содействует «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 55 Устава ООН). Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет ЭКОСОС. Под его руководством действовала Комиссия по правам человека, в которой были представлены 43 государства. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 марта 2006 г. создан новый орган — Совет по правам человека в составе 43 государств. заменяющий Комиссию по правам человека. Его задача — содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека и основных свобод. Он рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и делает по ним рекомендации. Он также делает рекомендации Генеральной Ассамблее ООН в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека. Совет проводит всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека.
В декабре 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию об учреждении должности Верховного комиссара ООН по правам человека. В мае 1999 г. учрежден пост Комиссара по правам человека Совета Европы, который компетентен оказывать консультативные услуги, представлять доклады, заключения и рекомендации.
Отдельные конвенции предусмотрели создание специальных органов. Международный специальный орган защиты прав человека - орган, созданный на основе конкретного международного договора, для контроля за выполнением государствами-участниками своих обязательств, закрепленных в данном международном договоре. Такие органы созданы на универсальном и региональном уровнях.
На универсальном уровне под эгидой ООН функционируют девять комитетов:
1) Комитет по правам человека (статьи 28-45 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., приступил к работе в 1977 году после вступления Пакта в силу;
2) Комитет по ликвидации расовой дискриминации (статьи 8-16 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.) – 1969 г.;
3) Комитет против пыток (статьи 17-24 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984г.) – 1987 г.;
4) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (статьи 17-22 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.) – 1981 г.;
5) Комитет по правам ребенка (статьи ст. 43-45 Конвенции о правах ребенка 1989 г.) – 1990 г.;
6) Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (статьи 72-78 Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1999 г.) – 2003г.- Россия не участвует;
7) Комитет по экономическим, социальным и политическим правам (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. не предусмотрел специального органа, однако в 1985 году Комитет был учрежден решением ЭКОСОС);
8) Комитет по правам инвалидов (статьи 34-39 Конвенции о правах инвалидов 2006 г.) – 2008 г.
9) Комитет по насильственным исчезновениям (статьи 26-30 Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.) - 2010 г.
Указанный международные договоры регламентируют все вопросы, связанные с деятельностью комитетов, в том числе численный состав. Например, в Комитете по правам человека и Комитете по ликвидации расовой дискриминации работают 18 экспертов. В Комитете против пыток 10, в Комитете по ликвидации дискриминации в отношении женщин - 23.
Член Комитета выступает в личном качестве (т.е. не представляет интересы государства, гражданином которого он является, или организации, членом которой он может быть). Об этом делается торжественное заявление на первом открытом заседании.
Комитеты различаются между собой по объему компетенции.
Все комитеты обладают компетенцией рассматривать доклады государств-участников о ходе выполнения ими обязательств, принятых в соответствии с тем договором, на основе которого они были созданы.
Доклады представляются государствами на регулярной основе в соответствующий комитет (как правило, через Генерального секретаря ООН). Для того чтобы помочь государствам-участникам в выполнении этого обязательства, каждый комитет принимает Руководство по форме и содержанию первоначальных и периодических докладов. В этих документах, во-первых, определяется объем информации, который должен содержаться в докладе; во-вторых, закрепляются единые требования к форме и содержанию докладов.
Первоначальный и периодический доклады выполняют разные функции: первый дает общее представление, первичную информацию о положении в области прав человека в том или ином государстве и составляет основу для рассмотрения последующих докладов. Периодические доклады должны содержать лишь информацию о принятых мерах за период с момента представления предыдущего доклада.
Государство в процессе подготовки доклада осуществляет в какой-то степени самоконтроль: делает оценку выполнению взятых на себя обязательств с точки зрения достигнутого прогресса, определяет факторы и трудности, препятствующие полной реализации прав человека и меры по их преодолению, а затем включается процедура международного контроля.
Комитет в свою очередь изучает доклады, обсуждает их на заседаниях и излагает мнения, замечания, рекомендации, которые направляет государству, представившему доклад (всегда в очень корректной форме и крайне дипломатично).
Помимо докладов комитеты могут рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы. Интересная тенденция наметилась в отношении индивидуальных жалоб: постепенно такое право получили все комитеты. Последним в этом списке стал Комитет по правам ребенка. Протокол, предусматривающий такую компетенцию, вступил в силу 14 апреля 2014 года, через три месяца после сдачи на хранение десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении. Примечательно, что в числе первых были Таиланд, Габон, Боливия, Албания. Россия не участвует в данном Протоколе.
Компетенция рассмотрения индивидуальных жалоб -
обращений физических лиц о нарушении государством-участником соответствующего международного договора о правах человека, является факультативной. То есть, комитет (любой из перечисленных) осуществляет данную функцию только в отношении тех государств-участников, которые сделали специальное заявление о признании такой компетенции или ратифицировали дополнительный протокол, закрепляющий такое право.
Например, компетенция Комитета по правам человека, учрежденного Международным пактом о гражданских и политических правах, закреплена в первом Факультативном протоколе к пакту. Имеется в виду функция рассмотрения индивидуальных обращений в связи с нарушением прав, провозглашенных в Пакте. Условием осуществления Комитетом такой функции является участие государства не только в Пакте, но и в Протоколе (для Российской Федерации Протокол имеет силу с 1 января 1992 г.) и признание государством указанной компетенции Комитета.
Идентичная регламентация предусмотрена и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, вступившей в силу 3 сентября 1981 г. Здесь также принят Факультативный протокол к этой Конвенции, к которому Российская Федерация присоединилась в 2004 г. Согласно Протоколу лица или группы лиц, подпадающие под юрисдикцию государства-участника (имеется в виду участие именно в Протоколе, а не только в Конвенции), могут направлять сообщения в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, утверждая, что они являются жертвами нарушения какого-либо из прав, перечисленных в Конвенции.
В названных выше конвенциях содержатся требования к индивидуальным жалобам. При их соблюдении жалоба рассматривается.
Компетенция рассматривать межгосударственные жалобы также является факультативной, она используется государствами крайне редко.
От этой процедуры необходимо отличать процедуру расследований, которую могут осуществлять Комитет по правам инвалидов и Комитет по насильственным исчезновениям. Основанием является получение данным комитетом «внушающую доверие информацию» (ст. 32 Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений) о действиях государств, наносящих серьезный ущерб положениям данной Конвенции. После проведения консультаций с соответствующим государством-участником он может обратиться с просьбой к одному или нескольким из своих членов посетить это государство и безотлагательно представить ему соответствующую информацию. По итогам посещения Комитет направляет заинтересованному государству свои рекомендации.