Файл: институт развития образования и социальных технологий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Особую актуальность использования ИКТ на уроках математики приобретает при организации учебного процесса в предпрофильных и профильных классах.

Традиционно в школе применяются в основном урочная и лекционно–семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И во многом учебный процесс и даже усвоение учебного материала зависят от профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому–то мы симпатичны, а какому–то ученику может просто не нравиться наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

  • самостоятельно критически мыслить;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания .


Литература:

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа педагогика // Педагогика. – 2005. – № 4. – С.19–26.

2. Косино О.А. Формирование профессиональной компетентности учителя в области элементарной математики в условиях интеграции педагогических и информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. – С. 41.

3. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета», выпуск 2006.

4. Шамшурина А.А. Модель формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - СПб., 2009. – № 112. – С.216

5. Баландин И.А. О направлениях использования интерактивных средств обучения на уроках математики в старших классах / Баландин И.А. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Серия Физико-математические науки. №18(22), 2010г.-С.216-219.

6. Гаврилова М.А. Профильное обучение математике: теория, практика, примеры /М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова// – Пенза: ПГПУ, 2008. — 130с.

7. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебное пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.Г. Парахин

ГАОУ ДПО ИРОСТ г. Курган,

старший преподаватель кафедры

естественно-математического образования
Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации каждому учащемуся необходимо предоставить возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей. Для достижения высокого уровня подготовки должна быть развита система математических соревнований.

Поэтому по Плану мероприятий реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации предусмотрены математические олимпиады и конкурсы для выявления и поддержки одаренных детей.

Самой массовой олимпиадой в стране является Всероссийская олимпиада по математике для школьников. Победителям и призёрам регионального (муниципального) этапа даётся возможность участвовать во Всероссийской олимпиаде по этому предмету с регионального (муниципального) этапа, минуя предыдущие.
Победители или призёры заключительного этапа имеют право на поступление без вступительных испытаний в любой вуз на направление, соответствующее профилю олимпиады. Если победитель или призер выбирает образовательную программу по непрофильному направлению, то ему засчитывается наивысший результат по математике – сто баллов. Для них право на льготу сохраняется в течение четырех лет.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 901 от 28 августа 2015 года утвержден перечень олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год.

Среди них есть Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба», Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии, Открытая олимпиада школьников по математике и другие олимпиады. Победители и призеры этих олимпиад так же могут воспользоваться одной из льгот первого или второго порядка. Льгота первого порядка - поступление без экзаменов, льгота второго порядка - сто баллов по математике. Право на льготу сохраняется в течение одного года.

Так, в 2015 году было шестьдесят шесть призеров, которым засчитали сто баллов по математике. При этом не было выпускников, написавших ЕГЭ по математике профильного уровня на сто баллов.

Предметные олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся.

По плану мероприятий Курганской области по реализации Концепции развития математического образования в Центре дистанционного обучения ГБОУОШИ «Лицея-интерната для одаренных детей» города Кургана у одаренных сельских школьников есть возможность углубить знания по математике, подготовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Лучшие выпускники Центра без экзаменов могут быть зачислены в «Лицей-интернат для одаренных детей». Внимание именно к таким детям неслучайно. Многие ученые родом из глубинки. Например, один из ведущих советских учёных-алгебраистов Каргаполов Михаил Иванович, родившийся в деревне Русакова Каргапольского района Курганской области.

Поэтому при работе с одаренными детьми из сельской местности от учителей в первую очередь будет требоваться увлеченность делом, способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности, использование передовых педагогических технологий и умелая организация учебно-воспитательного процесса.

Одаренность определяется не только уровнем имеющихся у ребенка знаний и умений, но и его потенциальными возможностями.


Успешное выполнение заданий повышенного и высокого уровня сложности с развернутым ответом единого государственного экзамена по математике профильного уровня позволяет выявить и поддержать лидеров математического образования на уровне общего образования.

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ имеется задание на применение математики на творческом уровне. По результатам ЕГЭ по математике профильного уровня 2015 года по Курганской области это задание полностью выполнили 0,08 % выпускников. Основное отличие данного задания от остальных является его явно выраженный нестандартный характер. Один балл на данной задаче заработали 6,36 % учеников, т.е. у них был потенциал для решения этой задачи, но им не хватило времени или знания нетривиальных методов решения таких задач.

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ базового уровня также встречаются творческие математические задания. На ЕГЭ по математике базового уровня 2015 года по Курганской области с задачей по теории чисел справилось 34,59% выпускников, а с более сложной творческой задачей - 14,44%. Т.е. около трети выпускников имели потенциал для решения последней задачи, но не знали способа решения.

Чтобы улучшить результаты одаренных детей необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов».

Учить одаренного ребенка нелегко, но чрезвычайно интересно и увлекательно, ведь, по словам французского философа Мишеля де Монтеня «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому».


Формирование умения работать с учебным текстом на уроках математики
Э.Н. Рогачева,

МКОУ «Петуховская СОШ №1»,

учитель математики
Многие учителя математики при проверке самостоятельных и контрольных работ встречались с ситуацией, когда вполне успешный ученик выполняет предложенное задание либо не в полном объеме, либо подменяет задание близким по смыслу или содержанию, либо вообще мысленно его переформулирует, изменив суть задания. В чем причина? Невнимательность, детская фантазия, подмена действительного задания желаемым? Особенно актуальна эта проблема во время прохождения государственной итоговой аттестации, когда свой отпечаток накладывают волнение и ограниченность во времени на выполнение заданий. В результате выпускник теряет драгоценные баллы.

Другой причиной заставившей задуматься над проблемой формирования умения работать с учебным текстом являются пропуски занятий обучающимися как по причине болезни, так и практика оздоровления детей в лагерях круглогодичного действия в течение учебного года. Учебный материал, который остался без объяснения учителя, не осваивается в полном объеме и ведет к накоплению «пробелов» в знаниях обучающихся. Хочу поделиться некоторыми эффективными приемами для решения обозначенных проблем. Главной целью считаю формирование у обучающихся умения «добывать знания» со страниц книг и осваивать эти знания, оценивать их, делать их своим внутренним достоянием. Возникает вопрос, умеет ли школьник читать учебник? Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под умением читать. Обратимся к толковому словарю русского языка. Читать - воспринимать написанное, произнося или воспроизводя написанное про себя. Уметь - обладать способностью делать что-нибудь, быть обученным чему-нибудь. Попытаемся объединить толкование этих слов и получить смысл выражения «уметь читать». Итак, уметь читать — это значит обладать способностью или быть обученным воспринимать написанное. Однако остался нераскрытым смысл слова «воспринимать». Тот же словарь дает следующее толкование. Воспринимать -1) ощутить, распознать органами чувств; 2) понять и усвоить. В результате всех уточнений получаем, что уметь читать учебник означает обладать способностью изначально или быть обученным кем- либо понимать и усваивать представленный в учебнике текст.