Файл: Философские аспекты системы управления качеством образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Философские аспекты системы управления качеством образования

Содержание

Глава 1. Понятие система. Системный подход в управлении образования……………………………………………………………………3

1.1. Теория систем – как уровень анализа проблем образования……........3

1.2. Теории систем Берталанфи Л. Фон ……………………………………12

Глава 2. Качество образования как философская категория……..…….…17

2.1. Сущность понятия «качество образования»…………………………. 17

2.2. Система управления качеством образования…………………………23

Вывод……………………………………………………………………..…..28

Библиография………………………………………………………………..30

Глава 1. Понятие система. Системный подход в управлении образования

1.1. Теория систем – как уровень анализа проблем образования

1.2. Теории систем Берталанфи Л. фон.

Глава 2. Качество образования как философская категория

2.1. Сущность понятия «качество образования»

Гмурман В.Е., Королев Ф.Ф. Общие основы педагогики. Учебник. Просвещение, 1967. 

Котарбиньский Т.Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук.-М.: 2000. 160с.

Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. Под ред. С. В. Емельянова. - М.: Мир, 1978 г. - 312 с.



Возможность использования теории систем в решении проблем образования заключается в следующем:

  1. Главные задачи развития любого общества являются, по существу, системными, требующими к себе соответствующего подхода.

  2. Науки, в том числе и педагогика, рассматривают свои предметы как сложные целостные образования, состоящие из множества элементов.

  3. Развитие экономики, техники, культуры привело к усложнению управления соответствующими процессами. Это вызывает необходимость системного подхода к решению проблем управления.

  4. Сознательное внедрение теории систем в сферу планирования, организации и управления различными отраслями привело и приводит к усилению внимания к системным исследованиям (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, В.Н.Садовский). [6,78]

Впервые положения теории систем к исследованию педагогических явлений применил Ф.Ф. Коротков.[24,21]

Следует отметить, что теория систем не противостоит диалектике, тем более не заменяет ее.

И диалектика, и теория систем рассматривают всякий объект как единство, как целое, как комплекс «материальных ценностей». Обе теории направлены на изучение составных частей и связей между ними, образующими единое целое. В этом общее между диалектикой и системным подходом.

Основными понятиями теории систем являются - система, связь, отношение, структура, элемент, целостность, управление, организация. Остановимся на понятиях «система» и «структура», имеющих важное методологическое значение в нашем исследовании. Причина этого в том, что процесс образования личности посредством организации деятельности является системой, имеющей определенную структуру.

В «Советском энциклопедическом словаре» дано следующее определение: «Система (от греч. - целое, составленное из частей: соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» (42, с.1209).

Учтенные признаки понятия «система» - 1) наличие множества элементов; 2) наличие связей и отношений между ними; 3) целостность.

Подробный перечень определений понятия «система» дан в работе В.Н. Садовского «Основания общей теории систем» [33,84]. Из их анализа становится ясно, что работа по формулировке определений идет в направлении наполнения содержания понятия новыми признаками, по пути усложнения формулировки.


В определении, которое приводится в работах И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина учитываются уже следующие признаки:

а) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;  б) образует особое единство со средой;  в) исследуемая система обычно является системой более высокого порядка по отношению к своим составляющим, которые в свою очередь, являются системами более низкого порядка [14, 45].

А.И. Уемов считает ненужным указывать в определении то, что система образует особое единство со средой, т.к. любой предмет, а не только система, существует в единстве со средой [14 с.117]. С этим возражением трудно согласиться, т.к. любой предмет может быть представлен как система. Тогда названный признак тем более является всеобщим. А изолированные системы являются мысленной идеализацией человека.

А.И. Уемов дает следующее определение: «Можно дать определение системы как множества объектов, на котором реализуется определенное отношение с фиксированными свойствами. Двойственным ему будет определение системы как множества объектов, которые обладают заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями» [14, с.117], т.е. система - это множество объектов с определенными отношениями. Но общепризнанно, что связи и отношения - это не одно и то же. Объекты, между которыми существует связь, всегда находятся в отношениях между собой. Но не всегда между объектами, как-либо относящимися друг к другу, существует связь. Тогда в определении А.И. Уемова система есть множество элементов, между которыми связи может и не быть. В том числе может и не быть системоотражающих связей. Тогда система не может возникнуть, а если возникла, то не может существовать. Кроме того, в данном определении не учитываются и другие признаки системы.

На основании приведенных определений и сформулированных требований можно дать следующее определение понятия.

Система - это целостная совокупность элементов, находящихся во взаимодействии и взаимосвязях друг с другом, выполняющая определенные функции (в случае социальных систем - целесообразные), тесно связанная со средой, благодаря чему возможно управление ею.

Основными принципами теории систем, таким образом, являются принцип целостности и принцип наличия связей и отношений между элементами, образующими систему.

Образование целостной системы невозможно без взаимодействия

, без наличия связей между элементами системы. Связи, обеспечивающие существование системы, называют системообразующими.

Таким образом, применение положений теории систем в исследовании нашей проблемы заставляет предположить, доказать и реализовать целостность системы - образование личности посредством организации ее деятельности. Для нас методологически важное значение имеют те положения теории систем, которые выполняют роль требований к исследовательской деятельности. Эти требования нашли свое выражение в системном подходе.

В исследованиях по теории систем выделяются цель, задачи и функции системного подхода.
Таким образом, методологической основой решения проблем образования личности посредством организации ее деятельности на философском и общенаучном уровнях выступают положения философии, психологии и теории систем. На их основе в педагогике сформулирован ряд подходов, обеспечивающих результативный характер педагогических исследований проблем образования личности.

1.2. Теории систем Берталанфи Л. фон.


В наше время, когда любое новшество, каким бы тривиальным оно ни было, провозглашается как новая «революция», нужно с большой осторожностью использовать этот термин для характеристики тех или иных научных направлений. Понятие «научная революция» можно осознанно применять лишь в том случае, если дать ему строгое операциональное определение.

Системная проблематика по существу сводится к ограничению применения традиционных аналитических процедур в науке. Обычно системные проблемы выражаются в полуметафизических понятиях и высказываниях, подобных, например, понятию «эмерджентная эволюция» или утверждению «целое больше суммы его частей», однако они имеют вполне определенное операциональное значение. 

Методологическая задача теории систем состоит в решении проблем, которые носят более общий характер, чем аналитически-суммативные проблемы классической науки.

«Классическая» теория систем применяет классическую математику. Ее цель – установить принципы, применимые к системам вообще или к их определенным подклассам (например, к закрытым и открытым системам); разработать средства для их исследования и описания и применить эти средства к конкретным случаям. Учитывая достаточную общность получаемых результатов, можно утверждать, что некоторые формальные системные свойства относятся к любой сущности, которая является системой (к открытым системам, к иерархическим системам и т. д.), даже если ее особая природа, части, отношения и т. д. не известны или не исследованы. Примером могут служить обобщенные принципы кинетики, применимые, в частности, к популяциям молекул или биологических существ, т. е. к химическим и экологическим системам; уравнения диффузии, используемые в физической химии и для анализа процесса распространения слухов; применение понятия устойчивого равновесия и моделей статистической механики к транспортным потокам; аллометрический анализ биологических и социальных систем и т. д.

Использование вычислительных машин и моделирование. Системы дифференциальных уравнений, применяемые для «моделирования» или спецификации систем, обычно требуют много времени для своего решения, даже если они линейны и содержат немного переменных; нелинейные системы уравнений разрешимы только в некоторых частных случаях. По этой причине с использованием вычислительных машин открылся новый подход к системным исследованиям. Дело заключается не только в значительном облегчении необходимых вычислений, которые иначе потребовали бы
недопустимых затрат времени и энергии, и замене математической изобретательности заранее установленными последовательностями операций.

Теория ячеек (compartment theory). Одним из аспектов системных исследований, который следует выделить, поскольку эта область разработана чрезвычайно подробно, является теория ячеек, изучающая системы, составленные из подъединиц с определенными граничными условиями, причем между этими подъединицами имеют место процессы переноса. Такие ячеечные системы могут иметь, например, «цепную» или «сосковую» структуру (цепь ячеек или центральную ячейку, сообщающуюся с рядом периферийных ячеек). Вполне понятно, что при наличии в системе трех и более ячеек математические трудности становятся чрезвычайно большими. В этом случае анализ возможен лишь благодаря использованию преобразований Лапласа и аппарата теорий сетей и графов.

Теория множеств. Общие формальные свойства систем и формальные свойства закрытых и открытых систем и т. д. могут быть аксиоматизированы в языке теории множеств. По математическому изяществу этот подход выгодно отличается от более грубых и специализированных формулировок «классической» теории систем. Связи аксиоматизированной теории систем с реальной проблематикой системных исследований пока выявлены весьма слабо.

Теория графов. Многие системные проблемы относятся к структурным и топологическим свойствам систем, а не к их количественным отношениям. В этом случае используется несколько различных подходов. В теории графов, особенно в теории ориентированных графов (диграфов), изучаются реляционные структуры, представляемые в топологическом пространстве. Эта теория применяется для исследования реляционных аспектов биологии. В математическом смысле она связана с матричной алгеброй, по своим моделям – с тем разделом теории ячеек, в котором рассматриваются системы, содержащие частично «проницаемые» подсистемы, а вследствие этого – с теорией открытых систем.

Теория сетей в свою очередь связана с теориями множеств, графов, ячеек и т. д. Она применяется к анализу таких систем, как нервные сети.

Кибернетика является теорией систем управления, в основе которых лежит связь (передача информации) между системой и средой и внутри системы, а также управление (обратная связь) функциями системы относительно среды. Как уже говорилось, кибернетические модели допускают широкое применение, но их нельзя отождествлять с теорией систем вообще. В биологии и других фундаментальных науках кибернетические модели позволяют описывать формальную структуру механизмов регуляции, например, при помощи блок-схем и графов потоков. Использование кибернетических моделей позволяет установить структуру регуляции системы даже в том случае, когда реальные механизмы остаются неизвестными и система представляет собой «черный ящик», определяемый только его входом и выходом. Таким образом, одна и та же