Файл: Философские аспекты системы управления качеством образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Философские аспекты системы управления качеством образования

Содержание

Глава 1. Понятие система. Системный подход в управлении образования……………………………………………………………………3

1.1. Теория систем – как уровень анализа проблем образования……........3

1.2. Теории систем Берталанфи Л. Фон ……………………………………12

Глава 2. Качество образования как философская категория……..…….…17

2.1. Сущность понятия «качество образования»…………………………. 17

2.2. Система управления качеством образования…………………………23

Вывод……………………………………………………………………..…..28

Библиография………………………………………………………………..30

Глава 1. Понятие система. Системный подход в управлении образования

1.1. Теория систем – как уровень анализа проблем образования

1.2. Теории систем Берталанфи Л. фон.

Глава 2. Качество образования как философская категория

2.1. Сущность понятия «качество образования»

Гмурман В.Е., Королев Ф.Ф. Общие основы педагогики. Учебник. Просвещение, 1967. 

Котарбиньский Т.Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук.-М.: 2000. 160с.

Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. Под ред. С. В. Емельянова. - М.: Мир, 1978 г. - 312 с.

кибернетическая схема может применяться к гидравлическим, электрическим, физиологическим и т. д. системам. Тщательно разработанная техническая теория сервомеханизмов применяется к естественным системам в ограниченном объеме.

Теория информации в смысле К. Шеннона и У. Уивера опирается на понятие информации, математическое выражение для которой изоморфно выражению для негэнтропии в термодинамике. Считается, что понятие информации можно использовать в качестве меры организации. Хотя теория информации имеет большое значение для техники связи, ее применения в науке до сих пор весьма незначительны. Главной проблемой остается выяснение отношения между информацией и организацией, между теорией информации и термодинамикой.

Теория автоматов представляет собой теорию абстрактных автоматов, имеющих вход, выход, иногда способных действовать методом проб и ошибок и обучаться. Общей моделью теории автоматов является машина Тьюринга, которая представляет собой абстрактную машину, способную печатать (или стирать) на ленте конечной длины цифры 1 и 0. Можно показать, что любой сколь угодно сложный процесс может моделироваться машиной Тьюринга, если этот процесс можно выразить конечным числом операций. В свою очередь то, что возможно логически (т. е. в алгоритмическом символизме), может также быть сконструировано – в принципе, но не всегда практически – автоматом (т. е. алгоритмической машиной).

Теорию игр , хотя она и несколько отличается от других рассмотренных системных подходов, все же можно поставить в ряд наук о системах. В ней рассматривается поведение «рациональных» игроков, пытающихся достичь максимальных выигрышей и минимальных потерь за счет применения соответствующих стратегий в игре с соперником (или природой). Следовательно, теория игр по существу рассматривает «системы», включающие антагонистические «силы».

Теория решений является математической теорией, изучающей условия выбора между альтернативными возможностями.

Теория очередей рассматривает оптимизацию обслуживания при массовых запросах.

Несмотря на неоднородность и явную неполноту проведенного рассмотрения, отсутствие достаточной четкости в различении моделей (например, моделей открытой системы
, цепи обратной связи и т. д.) и математических формализмов (например, формализмов теорий множеств, графов, игр), такое перечисление позволяет показать, что существует целый ряд подходов к исследованию систем, а некоторые из них обладают мощными математическими методами. Системные исследования означают прогресс в анализе проблем, которые ранее не изучались, считались выходящими за пределы науки или чисто философскими.

Таким образом, существует целый ряд моделей систем, более или менее развитых и разработанных. Некоторые понятия, модели и принципы общей теории систем, такие, как иерархический порядок, прогрессирующая дифференциация, обратная связь, системные характеристики, определяемые теориями множеств и графов, и т. д., широко применимы к материальным, психологическим и социокультурным системам; другие, как, например, понятие открытой системы, определяемой обменом веществ, ограничены определенными подклассами систем. Как показывает практика прикладного анализа систем, применение различных моделей систем зависит от специфики рассматриваемых в том или ином случае проблем и соответствующих операциональных критериев.

Глава 2. Качество образования как философская категория

2.1. Сущность понятия «качество образования»


Качество - философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. Содержание категории качества неоднократно изменялось на протяжении истории философской мысли. Первое достаточно ясное истолкование категории качества восходит к Аристотелю, который связывал качество вещи с её сущностью: "...сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу". В Средние века под скрытыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества отчасти отождествляется с категорией свойства. Дж. Локк, в частности, называет качеством "силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами". Локк разделяет все качества на первичные - присущие самим телам (плотность, протяженность, форма, движение или покой и число) и вторичные - не присущие самим по себе вещам, а представляющие собой лишь ощущения субъекта (цвета, звуки, вкусы и т.п.

В философии Гегеля категория "качество" получает двоякое истолкование. В гносеологическом смысле качество определяется как начальная ступень познания вещей. Как онтологическая категория "качество", по Гегелю, "есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть". Именно такое понимание качества вошло в марксистскую философию и развивалось советскими философами главным образом в связи с законом перехода количественных изменений в качественные. [12,46]

В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, т.е. форма, величина, цвет, объем и т.п. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К несущественным свойствам предмета относят те, которые предмет может приобретать или терять, оставаясь в то же время все тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестает быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущности, отличной от других, и детерминирует его свойства, проявляющиеся в отношениях с другими предметами.


Понятие «качества» используется и изучается уже давно и практически во всех сферах деятельности людей [39]. Однако, многие авторы отмечают сложность данной проблематики, а некоторые делают вывод о бессмысленности попыток дать определение качеству. На наш взгляд, сложность проблемы не должна останавливать людей на пути исследования такого интересного явления и понятия, как качество.

Основные идеи по качеству продукции были представлены в трудах известных ученых Ф.Тейлора, В.Шухарта, Э.Деминга, Ф.Кросби и др.[32;45;]. В задачи данной статьи не входило детальное обсуждение всех публикаций, посвященных философии качества, поэтому автор приносит свои извинения всем, чьи работы в данном тексте не упомянуты.

Изначально термин «качество» использовался для обозначения философской категории. Считается, что наибольший вклад в разработку понятия «качество» внесли Аристотель и Гегель, в частности последний считал, что качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. В XX веке качеству стали придавать экономический аспект, связывая его с качеством товаров, работ, услуг. Возникла самостоятельная отрасль знания, получившая название управление качеством. Большое значение имеет Международная организация по стандартизации ИСО, которая сформулировала терминологию по качеству для всех отраслей деятельности [6].

Анализ термина «качества» показывает, что в нормативных правовых актах России нет единой трактовки понятия «качество». Собственно термин «качество» в имеет две трактовки: 1) общее количество свойств товара или услуги, которые удовлетворяют требованиям покупателей или клиентов, в частности, сырье, дизайн, функции, надежность и долговечность; 2) совокупность свойств, обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции, товара.

Далее необходимо отметить, что качество уже стало определяться, как степень соответствия присущих характеристик требованиям, т.е. выражаться в градациях, например, плохое, хорошее или отличное качество, однако объект (процесс, среда) должен быть пригодным и безопасным, что, как правило, устанавливается обязательными требованиями.

На наш взгляд, мало обращается внимания на то, что представляет собой свойство, характеристика, показатель в определениях понятия «качество». Например, в качество определяется через характеристики, но при этом в нем же разъясняется, что характеристика есть отличительное свойство. Таким образом, свойство и характеристика имеют одинаковое значение, что далеко не всегда совпадет. Далее под характеристикой качества понимается присущая (собственная) характеристика продукции,
процесса или системы, которая вытекает из требований.

Далее рассмотрим субъективную оценку качества. Для разных субъектов оценка качества рассматриваемого элемента может быть различной, при этом необходимо отметить, что в качестве субъекта может выступать конкретное физическое лицо, либо совокупность определенного количества лиц, например, сообщество, либо неопределенная совокупность лиц, например, общество. Качество – это не столько внутреннее свойство объекта, сколько свойство связи, как минимум двух субъектов, или свойство отношений, которые складываются вокруг этого объекта. Однако, ни потенциальные качественные свойства объекта, ни оценочные свойства связи субъекта и объекта по поводу качества объекта еще не определяют прагматическую оценку качества объекта для конкретного субъекта, т.к. не учитывают свойства цели, к которой стремится субъект.

Остановимся здесь на понятии оценки качества. Некоторые ученые считают, что оценочная связь представляет собой субъект-объектную связь, но данная связь является вырожденной, т.к. собственно связь по поводу оценки качество объекта возникает только при общении, как минимум двух субъектов. Качество оцениваемого объекта, как свойство связи, реально проявляется при связи двух субъектов оценки. В вырожденном случае, в одном лице одновременно выступают два субъекта: продуцент и получатель: один оценивает качество со стороны затрат, другой - со стороны цены, и в зависимости от роли, в которой выступает субъект: продавца или покупателя делается оценка качества объекта. Поэтому оценка качества должна характеризоваться не только свойствами необходимости и достаточности, но и полноты. Полной оценкой качества будет связь между продуцентом, получателем и третьим субъектом, например, органом по сертификации, который может выступить нейтральным (незаинтересованным) лицом, определяющим взвешенную (истинную) оценку качества объекта.

Проблеме качества образовательных услуг посвящено много публикаций. В них выделено, что фактически регламентируются не сами услуги (работы), а процессы оказания услуг и проведения работ, при этом не регламентирует общественные отношения в области образовательных услуг и поэтому действие не распространяется на государственные образовательные стандарты. Однако, использование термина «стандарт» налагает определенные требования на понятие, отражаемое этим термином, т.к. любой стандарт по определению должен содержать стандартные требования к продукту, продуцируемому в массовом порядке, и которые могут носить не только рекомендательный, но и обязательный характер.