Файл: Философские аспекты системы управления качеством образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Философские аспекты системы управления качеством образования

Содержание

Глава 1. Понятие система. Системный подход в управлении образования……………………………………………………………………3

1.1. Теория систем – как уровень анализа проблем образования……........3

1.2. Теории систем Берталанфи Л. Фон ……………………………………12

Глава 2. Качество образования как философская категория……..…….…17

2.1. Сущность понятия «качество образования»…………………………. 17

2.2. Система управления качеством образования…………………………23

Вывод……………………………………………………………………..…..28

Библиография………………………………………………………………..30

Глава 1. Понятие система. Системный подход в управлении образования

1.1. Теория систем – как уровень анализа проблем образования

1.2. Теории систем Берталанфи Л. фон.

Глава 2. Качество образования как философская категория

2.1. Сущность понятия «качество образования»

Гмурман В.Е., Королев Ф.Ф. Общие основы педагогики. Учебник. Просвещение, 1967. 

Котарбиньский Т.Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук.-М.: 2000. 160с.

Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. Под ред. С. В. Емельянова. - М.: Мир, 1978 г. - 312 с.



Рассмотрим цели, которые преследуют обучающиеся во время получения образовательных услуг. Высшее профессиональное образование конкретный человек получает для того, чтобы заняться конкретной профессиональной деятельностью. Однако, в реальной действительности данный человек может увлечься другими видами целей, например, некоторым людям нравится сам процесс учебы, другие хотят поступить в аспирантуру, а затем заняться преподаванием. Одним хочется пойти на производство, другие хотят только проектировать, а третьи не мыслят себя без научной деятельности.

Продукт образовательной деятельности, если рассматривать студента-выпускника, обладает следующими свойствами: присущими ему как субъекту; отраженными от преподавателей (образовательной среды, образовательных процессов, индивидуального преподавателя) и приписываемые ему квалификационной комиссией. Квалификационная комиссия приписывает, присваивает ему определенный квалификационный уровень, который определяется как степень соответствия установленных требований к наименованию (назначению) продукта и его безопасности, а также добровольных (факультативных) требований к качеству продукта.

Здесь необходимо отметить, что имеются недостатки в учебных программах с точки зрения обучения студентов безопасности в профессиональной деятельности. Обязательным показателем должны быть квалификационные требования к знаниям выпускника по обеспечению безопасности при эксплуатации или по проектированию профессиональных объектов, или в общем случае, требования к минимальному объему знаний, которые обеспечивали бы недопущение грубых ошибок в профессиональной деятельности, в особенности могущих повлечь вред для жизни и здоровья людей, имуществу и экологии.

В заключении необходимо отметить, что не все потребности или ожидания можно формализовать, т.к. некоторые, например, информационные, творческие потребности даже не подвергаются вербализации, поэтому принципиально невозможно получить абсолютное соответствие качества продукта требованиям качества.

Исходя из вышеизложенного можно резюмировать, что качество продукта (продукции, процессов, среды) есть степень соответствия размеров свойств, состояний, ситуаций системы, состоящей из данного продукта, продуцента, продуцирующего данный продукт, и сопродуцента, принимающего участие в продуцировании естественного или искусственного характера, значениям характеристик (показателей) норм, правил и условий обязательных, добровольных и обычно применяемых требований к качеству, в частности, надежности, функциональному спектру и диапазону интенсивности продукта. [39,21-27]

2.2. Система управления качеством образования
Среди причин сложностей необходимо указать на ряд особенностей самого качества образования как определяемого феномена: – многоаспектность качества образования (качество результатов; качество возможностей образовательных систем, обеспечивающих

результат; качество образовательного процесса, качество субъектов образования);

– многосубъектность (оценка качества образования выполняется множеством субъектов – студенты, выпускники, родители-заказчики обучения в конкретном образовательном учреждении, общество в целом, государственные органы, работодатели; представители самойсистемы образования (педагоги, организаторы образования);

исследователи системы образования, не включенные в нее непосредственно);

– многоуровневость результатов образования (качество подготовки выпускников различных образовательных ступеней);

– многокритериальность (качество образования оценивается различными субъектами по многочисленным наборам критериев);

– неопределенность в оценке качества образования различными субъектами при высоком уровне субъективности;

– полихронность. В оценке качества необходимо сочетать тактические и стратегические аспекты качества образования, которые в разное время различными субъектами образования могут восприниматься по-разному (например, государство и общество в  зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в содержании и формах образования, а значит и в трактовке его качества);

– инвариантность и вариативность.

Из глубины веков перед человеком стоит философский вопрос: качество предмета имеет объективный характер или зависит от точки зрения, особенностей человеческого восприятия?

Философы 17-18 столетий разделяли качество за первичными и вторичными свойствами. К первичным они относили такие свойства как масса, плотность, размер и т.п. и считали их объективными. Вторичными свойствами считались: звук, цвет, вкус, запах и т.д., то есть такие, которые воспринимаются человеческими органами ощущения и соответственно являются субъективными.

Позднее, с развитием естественных наук, мыслители пришли к заключению, что и первичное и вторичное свойства качества воспринимаются человеком через органы ощущения. Таким образом, вопрос объективности или иллюзорности качества снова появился. Люди судят о свойствах и качестве предметов по тому

, как они отображены в их опыте.

Способность человеческого опыта накапливать и подытоживать объективные знания о качестве предметов за счет многоразовых контактов с ними дает возможность сравнивать и соотносить качество предметов, но все равно, это будет субъективный образ объективного мира.

Впервые качество, как философскую категорию проанализировал Аристотель, который обосновал качественный подход к физическому миру - квалитативизм. Обобщая опыт предыдущих мыслителей, Аристотель рассматривал качество во взаимосвязи с количеством.

Качество и количество - философские категории, которые являются формами отображения и степенями познания объективной определенности вещей в сфере их непосредственного бытия [3,623].

Современная философия дает несколько трактований качества, от простейшего: Качество - постоянная совокупность свойств предмета, к более исчерпывающим:

Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, который владеет совокупностью присущих ему свойств и принадлежит к классу однотипных с ним предметов.

Приведенные дефиниции определяют качество через совокупность свойств и характеристик предмета, который подтверждается очередным определением: «Качество – целостная интегральная характеристика предмета (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами».

Каждый предмет во взаимодействии с другими можно рассматривать как систему, каждая стойкая система сохраняет свои признаки и характеристики на протяжении определенного интервала времени. Ведь качество, которое характеризует предмет как систему можно назвать системным качеством, т.е. качество выступает как характеристика систем с определенной структурой.

Качественную определенность предмета, как системы можно охарактеризовать следующими факторами:

• вещественный состав;

• структура (определенный способ связи элемен-

тов в системе);

• функциональные свойства системы.

Следовательно, качественная характеристика предмета зависит от его вещественного состава, структуры и функциональных свойств.

Вооружившись философской методологией, можно рассмотреть качество, как характеристику человеческой жизни.

Качество жизни - характеристика условий жизнедеятельности людей с точки зрения качественной определенности и соответствия их общественным нормам и критериям, оценка положения лица в разных социальных системах, которая выражает уровень возможностей для всестороннего развития человека/


В советские времена отечественная философия рассматривала социалистический образ жизни как решение общей философской проблемы образа жизни. В то же время, в западном мире в конце 60х - в начале 70х годов прошлого столетия возникла теория качества жизни, которая, прежде всего, связана с решением проблемы образа

жизни путем улучшения благосостояния жизни, решением технологических, экологических и демографических проблем, т.е. повышением качества жизни людей, как наибольшей ценности демократического общества.

С того времени теория качества жизни нашла свое развитие не только в большинстве философских взглядов во всех странах мира, а и активно используется в других областях науки и общественной жизни.

Из философских трактатов понятие качества распространилось на промышленное производство, программы политических партий, вошло в бытовой уровень человеческого общения.

Кроме того, проблемами качества занимаются и международные структуры, в частности Международная организация по стандартизации (ISO).

Современная философия утверждает, что каждый предмет во взаимодействии с другими можно рассматривать как систему, каждая стойкая система сохраняет свои признаки и характеристики на протяжении определенного интервала времени, а качество, которое характеризует предмет как систему можно назвать системным качеством.

На основании изложенного, можно сделать предположения, что в современном понимании качество - это относительная субъективная характеристика предмета, которая заключается в способности удовлетворять установленным требованиям и зависит от особенностей человеческого восприятия.

Тогда, чем выше требования человека, тем выше достоверность их неудовлетворения, т.е. низкого качества и наоборот. В то же время, один и тот же предмет для одного человека может быть высокого качества, а для другого - низкого.

В этом ключе хочется вспомнить новый ресурс качества, а именно - знания, которые в свою очередь связаны с количеством информации. В процессе учебы человек увеличивает количество своих знаний и улучшает качество своей работы, которая в свою очередь повышает степень удовлетворения требований, а значит - повышает качество.

Итак, способность человеческого опыта накапливать и подытоживать объективные знания о качестве предметов за счет многоразовых контактов с ними дает возможность сравнивать и соотносить качество предметов. Результаты проведенного анализа разрешают сделать вывод, что сегодняшнее представление о качестве основывается на ее философском понимании, вместе с этим, в современном понимании качество - это относительная субъективная характеристика предмета, которая заключается в способности удовлетворять установленные требования и зависит от особенностей человеческого восприятия.


В качестве примера единства теории и практики хочу привести выражение признанного специалиста в сфере качества В.А.Лапидуса: «Философия беспрерывного улучшения: качество - это беспрерывная погоня за подвижной целью» [29,3].


Вывод

Анализ проблем, связанных с темой исследования позволяет утверждать, что понятие «качество образования» имеет сложную, многогранную и многоаспектную структуру. В целом исследователи сходятся в утверждении, что качество образования свидетельствует о степени и полноты удовлетворения потребностей клиентов и предлагаемых услуг возможным их сегментационным группам. Мы в своем исследовании исходили из, того, что качество образования — это мерная конвенциональная многокомпонентная, категория, содержание которой обусловлено позициями субъектов образовательного пространства, наиболее существенные из которых фиксируются в образовательных стандартах.

Основу понимания категории «качество образования» составил ряд положений, важнейшими из которых являются:

-качество рассматривается как совокупность отдельных свойств образовательного процесса;

- качество динамично и в то же время структурно;

-качество связано с количеством, их единство и взаимосвязь - выражаются категорией меры;

- качество социальных объектов (процессов) обусловливает их пригодность, для удовлетворения потребностей" как обучаемых; так и обучающихся;

- на государственном уровне качество образования — это соответствие (адекватность) принятым образовательной доктрине, социальным требованиям и нормам (стандартам).

Качество образования в настоящее время и на ближайшее десятилетие стало ключевой проблемой российского и мирового образования в связи с беспрецедентностью сложившейся ситуации. Образование сегодня не I удовлетворяет требованиям - времени, является несостоятельным по отношению к нестабильному мировому порядку и мировым проблемам. Кроме того, во всём мире наблюдается устойчивое падение качества образования.

Качество образования в значительной степени определяется эффективностью управления образовательными системами и учреждениями в системе непрерывного образования. Управление является тем компонентом, который в решающей степени определяет качество функционирования' и развитие образовательной системы во всех направлениях. Необходимость модернизации управления качеством образования сегодня остро ощущается на всех уровнях российской системы образования: федеральном, региональном муниципальном и организационном (уровне образовательных учреждений).