Файл: Интеграция российской и международной системподго товки инженеров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
программы, прежде всего, магистерского уровня по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; тесное взаимодействие со стратегически- ми партнёрами в определении актуальных компетенций и содержания базового и дополнительного образования; массовый переход на уровневую подготовку.

Поскольку в рамках академических свобод в инженерных вузах и на фа- культетах используется совокупность сходных инноваций содержательного, ме- тодического и организационного характера, можно выделить типичные иннова- ционные компоненты моделей подготовки инженерно-технических кадров, за- служивающие широкого распространения в отечественной инженерной высшей школе [3, с. 204].

Для реализации комплекса наиболее кардинальных инновационных мето- дических решений широкие возможности «ведущим» университетам предостав- ляет создание самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (СУОС), право на использование которых Федеральным законом «Об образова-

нии в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. предоставлено ведущим классическим (МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ), федеральным и нацио- нальным исследовательским университетам, а также Указом Президента Россий- ской Федерации от 09.09.2008 № 1332 ещё 5-ти университетам, не относящимся ни к одной из указанных категорий.

Опыт создания и использования собственных стандартов позволяет осуще- ствить целый комплекс инновационных методических решений на основе повы- шенных требований к подготовке выпускников. В части формирования требова- ний к результатам и условиям освоения образовательных программ в области техники и технологии СУОС университетов предусматривают следующие меры: изменение формируемых компетенций выпускников, их согласование с междуна- родными требованиями к результатам обучения (learning outcomes), например, со стандартами. Усиление роли креативных, творческих, аналитических, исследова-
тельских и общекультурных компетенций:

  • повышение требований к научно-исследовательской, проектно- техноло- гической деятельности выпускников;

  • повышение вариативности траекторий обучения и академической мо- бильности на основе реализации совместных образовательных программ, в том числе международных;

  • установление требований к оснащению научно-образовательного процес- са современным научно-техническим оборудованием;

  • обязательность использования современных образовательных технологий, включая массовые открытые онлайн-курсы (MOOC);

  • установление специальных требований к абитуриентам, обучающимся и выпускникам.

Оригинальный подход к стандартизации разработки собственных иннова- ционных образовательных стандартов и программ реализован в НИ ТПУ, в ре- зультате разработан стандарт основных образовательных программ. Стандарт ООП ТПУ на основе ФГОС, а также международных стандартов инженерного образования. Стандарт ориентирован на требования к профессиональным инже-

нерам, со стороны международных сертифицирующих и регистрирующих орга- низаций (Engineers Mobility, Forum, APEC Engineer Register, Fédération Eu- ropéenne d’Associations Nationales d’Ingénieurs). Требования к выпускникам инже- нерных программ со стороны международных аккредитующих организаций (In- ternational Engineering Alliance и European Network for Accreditation of Engineering Education). Концепцию CDIO, реализуемую в ведущих университетах мира. Международные критерии аккредитации инженерных программ (Washington Accord и EUR-ACE) и критерии аккредитации образовательных программ в обла- сти техники и технологий Ассоциацией инженерного образования России. Асин- хронную организацию учебного процесса с приоритетом самостоятельной работы студентов (Learning VS Teaching); личностно-ориентированные образовательные технологии. Практико-ориентированная подготовка инженерных кадров для вы- сокотехнологичных производств реализуется в форме прикладного бакалавриата,

с использованием систем интегрированной подготовки по системе «завод-втуз», с применением принципов Всемирной инициативы CDIO, а также проектно- орга- низованного обучения.

Программы прикладного бакалавриата, реализуемые как правило, в форме сетевого взаимодействия с образовательными организациями среднего професси- онального образования и производственными предприятиями. Позволяют обес- печить адаптивную подготовку, ориентированную на подготовку технологов и эксплуатационников, способных внедрять и осваивать новую технику и техноло- гии. Так, например, ЮУрГУ (НИУ) ведёт подготовку по программе прикладного бакалавриата по широкому направлению «Технологические машины и оборудо- вание» совместно с Южно-Уральским государственным техническим колледжем по специально разработанному самостоятельному образовательному стандарту. В НИУ МЭИ практико-ориентированная образовательная программа прикладного бакалавриата по направлению «Электроэнергетика и электротехника» разработа- на совместно с ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» и объединяет 19 профилей подготовки, ориентированных на конкретного работода- теля с формированием специальных профессиональных компетенций.

В УрФУ базе Высшей инженерной школы и Уральской горно- металлурги- ческой компании реализована практико-ориентированная программа производ- ственно-технологического бакалавриата по направлению «Металлур- гия» с пе- реносом части образовательного процесса на площадки предприятия.

Система интегрированной подготовки «завод-втуз» представляет собой со- четание теоретического обучения с практической инженерной подготовкой на ба- зовых предприятиях, реализация образовательных программ осуществляется с использованием сетевой формы взаимодействия с предприятиями при наличии индивидуальных договоров между обучающимся и предприятием-партнером.
Система позволяет студенту в процессе обучения получать профессиональные и теоретические знания, которые непосредственно закрепляются практическими навыками, получаемыми в ходе параллельной работы-стажировки на базовом предприятии. Система «завод-втуз» предусматривает включение в модель подго- товки особой формы образовательного процесса – инженерно-производственной подготовки на базовом предприятии по схеме: рабочий – техник – младший ин- женер инженер - руководитель, что обеспечивает высокий уровень трудо- устройства выпускников и закрепление кадров на предприятиях.

В российской инженерной высшей школе не только сохранились персональные носители опыта организации «корпоративной» подготовки на заводах – втузах, но и вузы, успешно использующие эту систему, например, Пензенская государ- ственная технологическая академия, Сибирский государственный аэрокосмиче- ский университет имени М.Ф. Решетнёва, Донской государственный технический университет. Институт судостроения и морской арктической техники (Севма- швтуз), филиал САФУ и др. Аналогичные системы «интегрированного обучения» в подготовке инженеров достаточно широко используются в ряде развитых стран и должны стать одним из инструментов целевой подготовки в сфере техники и технологии.

Использование принципов и стандартов Всемирной инициативы CDIO при разработке и реализации инженерных образовательных программ стало доста- точно распространённым методическим подходом, обеспечивающим практиче-

скую ориентированность уровневых программ подготовки специалистов для вы- сокотехнологичных производств. Внедрение принципов концепции CDIO спо- собствует подготовке выпускников в области техники и технологий к комплекс- ной инженерной деятельности при осуществлении полного жизненного цикла технических объектов, процессов и систем в соответствии с международными ре-
комендациями CDIO Standards (НИ ТПУ, НИТУ «МИСиС», МАИ, НИЯУ, МИФИ, МЭИ, КНИТУ-КАИ, УрФУ, СФУ, СВФУ и др.). [4]

Проектно-организованное обучение с использованием междисциплинарных проектов как основы практико-ориентированных образовательных технологий стало достаточно широко использоваться в моделях подготовки специалистов с целью формирования у них базовых теоретических знаний, современного про- ектного мышления, прикладных инженерных и над профессиональных компетен- ций. Междисциплинарный инженерный проект, как правило, посвящён полному жизненному циклу технического продукта от замысла до его эксплуатации, при этом должны быть созданы необходимые условия для активного участия обучае- мых на всех этапах его разработки и реализации.

В завершённом виде модель подготовки специалистов, способных иниции- ровать и реализовать инновационный проект, сформирована в Томском универ- ситете систем управления и радиоэлектроники, в котором использована принци- пиально новая организация учебного процесса, позволяющая обеспечить подго- товку предпринимателей наукоемкого бизнеса. Базой этого процесса является ор- ганизация широкомасштабного группового проектного обучения в сочетании с индивидуализацией траекторий обучения и созданием инфраструктуры, обеспе- чивающей возможность работы над реальными инновационными проектами с их практической реализацией. В МИЭТ базой практико-ориентированного проект- ного обучения служат специализированные кластеры и центры проектирования микроэлектронных систем; проектирования и изготовления фотошаблонов; изде- лий нано-микросистемной техники, а также имеется парк универсального обору- дования для производства микроэлектронной и радиоэлектронной аппаратуры, проведения полного цикла испытаний и конструктивно-технологической отра-

ботки изделий.

Технологические потребности современной экономики существенно меня- ют характер инженерного образования, требуя, чтобы инженер владел гораздо более широким спектром ключевых компетенций, чем при узкоспециализирован-