Файл: Интеграция российской и международной системподго товки инженеров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ном освоении научно-технических и инженерных дисциплин. Тесное взаимодей- ствие и взаимопроникновение фундаментальных и прикладных знаний, дисци- плинарный характер новых технологий, требуют обеспечить подготовку инжене- ров нового поколения по междисциплинарным образовательным программам.

В связи с этим инженерными вузами и факультетами во взаимодействии со стратегическими партнёрами созданы программы инженерной/технологической магистратуры, выпускники которых способны эффективно осуществлять инже- нерную деятельность в выбранной профессиональной области: проектировать, конструировать и моделировать продукты, процессы, системы и технологии в ме- тодологии полного жизненного цикла продукции. На стадии инженерной маги- стратуры возможно целевое формирование инжиниринговых команд инноваци- онных инженеров, обладающих креативным мышлением, готовых к решению не- стандартных задач, к работе на опережение.

В инженерных сегментах университетов (СГАУ, МАИ, КНИТУ-КАИ, Ур- ФУ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, МИЭТ, НИ ТПУ и др.) используется комплекс- ное проектирование в рамках единого информационного пространства с реализа- цией сквозного конструкторского, технологического и коммерческого циклов производства продукции «от зарождения идеи до создания продукта, его эксплуа- тации и утилизации». Этот подход обеспечивает одновременное компьютерное проектирование изделия с помощью CAD-системы, выполнение многовариант- ных инженерных CAE-расчетов (компьютерный инжиниринг) и технологическую подготовку производства с помощью CAM-системы на основе совместного ис- пользования проектных данных, начиная с самых ранних стадий проектирования и инженерного анализа, одновременно различными группами специалистов с по- мощью PDM-системы [5, с. 14].

В ряде ведущих вузов целенаправленно формируются и реализуются уни-


кальные образовательные программы, которые по содержанию и используемым образовательным технологиям предназначены для элитной инженерной подго- товки будущих создателей инновационных технических объектов и прорывных технологий, лидеров командной инженерной деятельности. Организационные и методические решения по подготовке инженерных лидеров в системе элитной подготовки разработаны в НИ ТПУ и накоплен определённый опыт её успешной реализации. В УрФУ на базе Инженерной школы новой индустрии формируется система элитной подготовки нового поколения инженеров, способных обеспечить опережающее развитие базовых отраслей отечественной промышленности и со- здание принципиально новых производств на основе передовых научно- техноло- гических разработок университета.

Кроме генерации инноваций содержательного, методического и организа- ционного характера, другим бесспорным системным эффектом приоритетной государственной поддержки «ведущих» вузов является повышение научного и инновационного потенциала инженерных подразделений, которое стало непо- средственным результатом программных мероприятий в части институциональ- ного развития инфраструктуры, повышения квалификации и инновационной ак- тивности персонала, совершенствования систем управления и развития стратеги- ческого партнёрства.
    1. Возможные сценарии дальнейшей трансформации высшей техниче- ской школы России


Принятые в последние годы меры по поддержке высшей, в том числе ин- женерной школы, безусловно, полезны, но не решили задачи необходимого про- рыва в повышении эффективности массовой подготовки инженерно-технических кадров. Анализ роли инженерного образования в повышении конкурентоспособ- ности государства и его технологической и экономической независимости в ходе прошедшего 23 июня 2014 года заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию привёл, на наш взгляд, к чрезвычайно акту- альным выводам. Содержание обсуждения и обязательные для исполнения пору- чения Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации


убеждают в том, что принципы адресной отраслевой подготовки кадров вновь признаются актуальными. В соответствии с этим поручено разработать програм- мы реструктуризации сети инженерных вузов с учётом реальных потребностей и перспектив трудоустройства выпускников. В программах развития предприятий и компаний предусмотреть расчёт потребности в инженерных кадрах, обеспечить практико-ориентированную целевую подготовку с привлечением работодателей к реализации образовательных программ, сочетающих получение теоретических знаний с приобретением практических навыков и умений на производстве. Для решения этих задач с целью повышения уровня массовой подготовки инженерно-технических кадров необходимо использовать в качестве источников инноваций как «ведущие», так и отраслевые инженерные вузы, способные на основе вовлечения в проблемы развития конкретных секторов экономики обеспечить реальное научно-образовательное партнёрство с реальным бизнесом и организовать целевую подготовку кадров. В переходный период на рубеже веков многие инженерные вузы, в том числе получившие статус «ведущих», практически сохранили отрасвую ориентацию и сформировали эффективные формы взаимодействия с реальным промышленным бизнесом. Например, «ведущие» вузы, готовящие кадры для энергетической сферы страны, практически избежали разрушительной деформации своего отраслевого профиля. Начиная с 2006 года, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» получил значительную государственную поддержку кластер из 28 «ведущих» университетов, в которых энергетическая тематика является приоритетным направлением развития. В их числе РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, НИУ «МЭИ», НИЯУ МИФИ, Университет «Горный», подразделения энергетической направленности МГТУ имени Н.Э. Баумана, Санкт Петербургского, Томского и Пермского политехнических унивеситетовстов. Нижегородского, Южно Уральского государственных университетов, Сибирского, Уральского, Северо Восточного и Дальневосточного федеральных университетов. Для развития современной подготовки специалистов в энергетической сфере эти вузы и факультеты сформировали достаточно эффективные формы распространения образовательных инноваций и информационных ресурсов.


В частности, на базе НИУ «МЭИ» создан Энергетический образовательный консорциум, обеспечен удаленный доступ к автоматизированным лабораторным практикумам, компьютерным расчетным моделям и другим образовательным ресурсам. РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина является базовым для ассоциации нефтегазовых вузов и УМО по нефтегазовому образованию, с целью информационного обеспечения образования и исследований. В сфере углеводородной энергетики в университете создана Национальная электронная нефтегазовая библиотека, интегрированная с электронными библиотеками профильных вузов и отраслевыми базами данных предприятий ТЭК. Важным координационным инструментом решения проблем кадрового обеспечения атомной энергетики является сформированный на базе НИЯУ МИФИ Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в который входят все ведущие вузы страны, готовящие профильные кадры для атомной отрасли [5, с. 31].

Другим примером достаточно организованного кластера отраслевого про- фессионального образования, является регионально распределённая сеть, девяти вузов путей сообщения. В которой многостороннее сетевое партнёрство методи- чески организовано и обеспечено комплексом системных мер. По профориента- ционной работе и до вузовской подготовке абитуриентов, организации реальной производственной практики и целевой подготовке. Партнёрству в использовании кадрового потенциала и материальной базы путём создания базовых кафедр, се- тевой организации образовательных программ и отраслевой системы дополни- тельного профессионального образования.

Целенаправленная поддержка или формирование подсистем ориентированных инженерных вузов является актуальной задачей для реализации адресной массовой подготовки инженерно-технических кадров, компетенции которых должны быть дифференцированы в зависимости от образовательных программ целевой уровневой подготовки, реализуемых в сотрудничестве с потенциальны- ми работодателями. При этом должна также решаться задача трансляции лучшего инновационного опыта ведущих инженерных вузов и факультетов. Для этого в политике реструктуризации системы высшего инженерного образования необходимо возродить «отраслевой вектор» развития и в рамках кластеров вузов, ориентированных на решение секторальных научно-технологических задач. Следует, целенаправленно поддержать а при необходимости сформировать вузы-лидеры, которым вменить в обязанность взаимодействие с руководством отраслей или корпораций, совместное формирование профессиональных стандартов, образовательных программ и кадрового заказа, повышение
квалификации персонала родственных вузов и факультетов, координацию их сетевого взаимодействия путём участия в инновационных программах и проектах отраслевого развития, в международном сотрудничестве в профессиональной сфере. Такие профильные под- системы инженерных вузов не должны быть замкнутыми, а должны быть органически сопряжёнными как с «ведущими» университетами, призванными выполнять приоритетные исследования в направлениях, обеспечивающих фундаментальные научные основы создания перспективной техники и технологий, так и с подготовкой специалистов среднего звена и рабочих кадров для высокотехнологичных производств. Инструментами, обеспечивающими взаимодействие в рамках единой системы инженерного образования, должны служить академическая мобильность, выполнение совместных научно-инновационных проектов, а также сетевое сотрудничество в реализации основных и дополнительных образовательных программ, в выполнении современных исследований и разработок.

Организационной и ресурсной основой целенаправленного формирования и развития сети инновационно-активных университетов становится приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», утверждённый пре- зидиумом Совета при Президенте Российской федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9). В рам- ках проекта в период до 2025 года, предусмотрено создание не менее 100 универ- ситетских центров инновационного, технологического и социального развития, в которых совместно с предприятиями реального сектора экономики и организаци- ями научной сферы должны реализовываться проектно-ориентированные образо- вательные программы. Также через систему инжиниринговых центров обеспечи- ваться продвижение инновационных научных разработок, способствующих им- портозамещению в промышленности.

Выполнение приоритетного проекта, должно способствовать мобилизации интеллектуального потенциала вузов для эффективного участия в проектах ипро- граммах федерального, регионального и отраслевого уровня, существенному укреплению ресурсной базы инновационного развития образовательной и научной деятельности. Созданию новых возможностей для стратегического государ- ственночастного партнёрства, доступа к современным технологиям и сетевого взаимодействия в образовательной и научно-технологической сферах.