Файл: Теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Судебная система в стране была выстроена согласно классовому признаку – для каждого социального слоя свой суд, чего только стоили названия этих судов.

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку - для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

  • суд – для дворянства;

  • магистрат – для городского населения;

  • расправа – для крестьянства.

На каждом уровне было создано два департамента: первый рассматривал только уголовные дела, а второй – гражданские. В городах, где шли суды над городскими жителями – купцами и мещанами, магистрат являлся выборным органом, жители города сами выбирали его состав. После того как прошли выборы этот состав утверждал сам Губернатор.

Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами, так как крепостных крестьян, как правило, судили напрямую сами помещики, которые ими владели. Уездные суды были организованы по такому же принципу. Исключение составлял лишь Нижний земский суд, состав которого избирался самими дворянами уезда сроком на три года.

Суды на губернаторском уровне наряду с инстанциями двух групп рассматривали не только уголовные и гражданские дела, но и принимали и рассматривали апелляции, в свою очередь уездные суды рассматривали только инстанции 1 уровня.

Судебная реформа Екатерины Великой 1775 года являлась попыткой наладить систему справедливых судов, но судебная реформа не решила следующие серьезные проблемы.

Сама политика абсолютизма предполагала функционирование общегражданских судов, но создать в 18 веке в России единую систему судов для всех сословий у Екатерины не получилось. В результате суды были отдельными для дворянства, для городского населения и для крестьянства.

Сама по себе идея бессословного суда для России в 1775 году была странной, особенно если учитывать, что в стране было крепостное право, где значительная часть населения была крепостными крестьянами, помимо этого предшествующая судебной, губернская реформа предполагала опору власти исключительно на дворянское сословие, в результате этого дворяне стали полноправной элитой на местах.

Отделение судебной власти от исполнительной. Во многих учебниках по истории пишут о том, что это было достигнуто, но это не совсем так. Все губернские суды назначались и утверждались Правительством, губернатор имел право отменить вынесенный приговор, а все приговоры, касающиеся смертной казни, и вовсе требовали его личного согласия.


В результате в стране была выстроена иерархическая судебная система подконтрольных друг другу учреждений.

Увеличилось количество судей, среди чиновников процветало взяточничество во всех инстанциях. Как итог – главная цель реформы выполнена не была.

Таким образом, основа правовой системы была заложена, но с другой стороны появилось большое количество разных инстанций с пересекающимися функциями, что значительно усложняло деятельность. Представители дворянства, несмотря на утвержденную императрицей выборность и независимость судов, по-прежнему влияли на ход рассмотрения дел.

Судебную реформу принято считать начальным этапом на пути изменения правовой системы в России. В последующие годы реформа была дополнена:

  1. В 1782 году полицейской реформой – была создана Управа благочиния, которая выполняла полицейские функции.

  2. В 1784-1786 года коллегиальной реформой – ликвидированы Коллегии, занимающиеся финансами. Было сохранено только четыре Коллегии: юстиции, военная, иностранная и адмиралтейская коллегии. Наряду с этим были расширены функции Сената


  1. Российская государственность во второй половине XIII века;


К середине XIII века русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским, к которому отошло Галицкое княжество. На территории бывшей Киевской Руси стало формироваться три народности: белорусская, украинская, великорусская. Центр политической жизни переместился во Владимиро-Суздальскую и Новгородскую земли, так как они находились дальше от Золотой Орды.
Социально-экономическое развитие. В сельском хозяйстве сохранялись подсечно-огневое и переложное земледелие, но появилось трехполье (использовались одновременно 3 поля, где выращивались яровые, озимые, а 3-е поле было «под паром», отдыхало). Урожайность была низкой: сам-2, сам-3 (когда один колосок давал 2-3 зерна). По-прежнему распространены были скотоводство, охота, рыболовство, появилось пчеловодство.
Основной формой землевладения была вотчина, но появилось ПОМЕСТЬЕ – земельное владение, которое князь выдавал своим слугам на условиях несения ему службы. Поместье (двор) не передавалось по наследству как вотчина. Владельцев поместий называли дворянами или помещиками.
С середины XIV века начался рост монастырского землевладения. Известнейшим был Троицкий монастырь под Москвой, основанным монахом Сергием Радонежским.

Некоторые старые социальные термины («смерды», «закупы» и др.) стали исчезать, а все земледельческое население стало с XIV века называться «крестьяне». Кроме зависимых крестьян, живших на землях боярских вотчин и дворянских поместий, были свободные крестьяне-общинники, жившие на свободных, «черных» землях. Холопство сохранялось.
После монгольского нашествия многие города были разорены и разрушены. Поэтому стали формироваться новые центры – Тверь, Москва, Кострома и др. Развивалось ремесло - особенно кузнечное, литейное, металлообработка, монетное дело. В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией. Русские купцы вели внешнюю торговлю с Литвой, Польшей, Крымом, Средней Азией.
Ремесленное население городов делилось на черных и белых ремесленников. Черные несли «тягло» – натуральные (отработки) и денежные повинности в пользу государства. Белые ремесленники принадлежали князьям, боярам или монастырям и «тягла» не несли.
Возвышение Москвы. За право стать новым центром Руси в начале XIV века соперничали два города – Москва и Тверь. Причинами возвышения Москвы стали выгодное географическое положение (его защищали от набегов врагов леса и реки) и умелая политика московских князей. Основателем династии здесь был сын Александра Невского Даниил Александрович (1276-1303). Он вдвое увеличил территорию княжества, присоединив земли Коломны, Переяславля, Можайска.
Князья Москвы и Твери постоянно соперничали друг с другом – ярлык на великое княжение Владимирское оказывался то у тех, то у других.
В 1327 г. произошло восстание населения Твери против сборщика дани Чолхана. Князь Москвы Иван Данилович Калита (1325-1340) помог ордынцам подавить восстание и получил ярлык на великое княжение. Иван Калита (прозвище означает «кошелек») обеспечил регулярное поступление дани в Орду, давая русскому народу накопить силы для дальнейшей борьбы. Он без насилия присоединил к Москве Галичское, Угличское, Белозерское княжества. Поэтому про него говорили, что он действует «не мечом, а рублем».
Сыновья Ивана Калиты Симеон Гордый (1340-1353) и Иван Красный (1353-1359) присоединили к Москве Дмитровские, Костромские и Стародубские земли, район Калуги.



  1. Городское самоуправление в 1785 г. (Столбовой Илья) 


В 1785 году была принята Жалованная грамота городам, определяющая основы самоуправления и разделяющая население на категории. Больше всего прав было у дворянства и купечества.
С принятием Жалованной грамоты управление городскими населенными пунктами передавалась выборным органам самоуправления.

У горожан появлялся свой суд — магистрат, который решал споры между ними.
Управление городом сосредотачивалось в 2 палатах: общегородском собрании и Шестигласной думе(исполнительный («распорядительный») орган городского самоуправления в Российской империи, построенный на сословном принципе).
Однако практически все управление сосредотачивалось в руках богатейшего купечества.
Право избирать имели лишь те жители, кто имел доход за год не менее 50 рублей. Большинство городских обывателей, ремесленников, посадских людей такого дохода не имели. Городское общество избирали на 3 года Общегородское собрание, которое уже избирало главу города, городской магистрат и Шестигласную думу, представляющую собой исполнительный орган городской власти.
В Шестигласной думе заседали 6 человек, избранных от каждого городского разряда, и городской голова. Этот орган решал вопросы исполнения казенных повинностей, сбора и расходования финансов на городские нужды, градоустройство.
Получалось так, что из 7 человек Шестигласной думы 2 (от своего разряда и главу думы) выбирали купцы. С учетом того, что представитель от именитых людей тоже был из среды богатых горожан, купцы получали изрядное преимущество при принятии любого решения — им достаточно было всего 1 голоса оставшихся членов собрания.



  1. Реформы Петра I;(Балашова Анна) 


1699-1724 1. Реформа местного управления. Цели и значения. Первая часть реформ местного управления преследовала цель повышения эффективности налогообложения, а также организации содержания и поставок продовольствия для военно-морских частей.

Вторая часть — предполагала перевод местного управления со специфики военного времени к мирному периоду, основной целью которого стали укрепление полицейского надзора, борьба с бегством крепостных и развитием промышленности. Все местные реформы соответствовали общему направлению политики Петра I на централизацию гос.аппарата.

Содержание и даты.  1699 — Учреждение Бурмистерской палаты,

1708-1711 — I этап губернской (областной) реформы прикрепил к каждой из новообразованных 8 губерний определенные военные части, которые губерния должна была снабжать рекрутами и продуктами,1719-1720 — II этап губернской (областной) реформы выстроил трехзвенную систему административно-территориального деления: губерния-провинция-дистрикт, 1720-1724 — создание Главного магистрата утвердило на уровне города новый административный орган, разделило города по численности населения, а горожан — на категории и гильдии, в зависимости от финансового положения и принадлежности к податным или неподатным сословиям.

2. Реформа центрального управления- 1699-1721

Политика абсолютизма, проводимая Петром I, предполагала централизацию власти, личный контроль царя и ответственных ему людей за наиболее важными рычагами управления государством. Устаревшая система приказов не справлялась с возросшей нагрузкой и не могла на должном уровне организовать развитие промышленности и торговли.

Содержание и даты

Создание системы бюрократического аппарата предполагало разработку системы документооборота и делопроизводства.1699 — создание Ближней канцелярии,1704 — упразднение боярской думы,1711 — создание Правительствующего Сената — высшего административного и судебного органа