Файл: Теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1741 по 1761 год
Очередной дворцовый переворот привел к власти дочь Петра I Елизавету Петровну,
царствование которой продлилось 20 лет. Елизавета была ориентирована на восстановление петровской системы государственного управления, она упразднила Кабинет министров, передав часть его дел в ведение Сената, а часть взяв в собственные руки. При императрице была создана канцелярия, в которую о своей деятельности докладывали различные ведомства,тСенат, генерал-прокурор. Обсуждение сложных и важных вопросов осуществлялось в рамках созываемых совещаний высших сановников, именуемых конференциями. Конференции предоставляли альтернативные способы решения проблем, выбор из которых осуществляла императрица.


  1. Реформирование государственного управления при Екатерине II;(Балашова Анна) 

Реформирование высших и центральных органов государственного управления при Екатерине II.

Екатерина II вступила на престол в результате дворцового переворота и оттеснила от власти и ее супруга Петра III. Екатерина всегда испытывала острый интерес к вопросам управления государственными делами, видела свое предназначение для страны в качестве великого реформатора и продолжателя дела Петра I, чтобы сделать Россию одной из наиболее развитых и успешных стран. При этом реформы, проводимые Екатериной II характеризовались относительный мягкостью в сравнении с жесткими и болезненными преобразованиями, произведенными Петром Великим.

Реформы государственного управления при Екатерине II производились в отношении всех сфер деятельности государственного механизма.

Цели реформирования были следующими:

§  сохранение политического устройства в форме абсолютной монархии;

§  сохранение структуры общественного устройства, а именно сословности, крепостничества;

§  сохранение института вотчинной собственности;

§  возвышение дворянского сословия с тем, чтобы воля дворянства была господствующей в государственном управлении;

§  укрепление собственного авторитета Екатерины II в государственном управлении.

Прежде всего, реформы государственного управления были направлены на ограничение правового статуса Сената. Екатерина II стремилась абсолютизировать собственную власть и Сенат, претендующий на роль верховного органа, сосредоточивший в своей компетенции множество функций, в том числе законотворческую, препятствовал ее планам.


Структурно и организационно в предыдущий период Сенат постоянно разрастался, в его компетенцию включались все новые и новые функции, в структуре формировались все новые и новые элементы. В ходе преобразований Сенат был разделен на департаменты, каждому из которых поручалась реализация функций государственного управления в конкретной области. Так, например, на первый департамент была возложена функции:

1.       обнародования принятых законов;

2.       управления финансами и казной;

3.       реализации контрольных мероприятий в финансовой сфере;

4.       осуществление управленческих функций в области торговли и промышленности;

5.       надзорная деятельность за входящие в состав сената Тайной экспедицией и пр.

Соответственно, Сенат из центрального высшего органа управления превратился в систему административных органов, решающих задачи исполнительной власти в отдельных областях государственного управления.


Другим направлением реформ Екатерины II, направленных на снижение роли Сената, было расширение функции Генерал-прокурора Сената. Это должностное лицо наделялось контрольно-надзорными полномочиями в отношении всех сенаторов и выступало доверенным лицом императрицы.

Параллельно с реформированием Сената,  происходило усиление роли в государственном управлении личной канцелярии монарха. Этот орган публичного управления в условиях абсолютной монархии обеспечивал связь императрицы с системой центральных органов управления. В период правления Петра Великого личная канцелярия уже существовала, однако Петр Великий предпочитал действовать лично, опираясь на собственный авторитет и инициативу. Канцелярия тогда представляла собой военно-походный кабинет для управления государственными делами. В прежнем качестве канцелярия была восстановлена Елизаветой Петровной. При Екатерине II кабинет был переименован в Канцелярию статс-секретарей. Статс-секретари – это проверенные, преданные императрице лица, которые фактически оказывали важнейшее влияние на политику внутри страны и в международных отношениях.

Процесс секуляризации церковного землевладения, начатый Петром Великим, был завершен Екатериной II. В процессе реформирования монашество превратилось фактически в категорию государственного чиновничества, находящемся на обеспечении государства. Теперь государство определяло допустимое количество монастырей и число духовенства, а монастырские земли перешли под управление специальной Коллегии экономии.

  1. Государственное управление при Павле II;


После смерти Екатерины II в ноябре 1796 г. российским императором стал ее 42-летний сын Павел Петрович (Павел /(1796—1801)) — одна из самых загадочных и противоречивых фигур в русской истории.
С приходом Павла I к власти заметно возросла роль армии, в которой стали вводиться прусские порядки, был усилен полицейский надзор над частной жизнью всех слоев населения, введена ее строгая регламентация. Так, например, жителям Петербурга предписывалось начинать день в 6 часов утра, заканчивать его в 10 вечера, обедать в час дня и т.д. В целом вся внутренняя политика Павла I была проникнута духом противоречия политике Екатерины II.

Павел I действовал в русле абсолютистского управления. Он стремился укрепить и возвысить принцип самодержавия, единоличную власть по прусским государственным образцам. В1797 г. был установлен порядок престолонаследия от отца к старшему сыну по закону, гарантирующий престол от случайной узурпации и воцарения женской особы; учреждавший императорскую фамилию и право императора определять супружеские браки ее членов, что закрепило на российском престоле династическую линию потомков голштин-готторпских герцогов. Павел укрепил самодержавную власть, ослабил значение Сената, но усилил надзор генерал-прокурора Сената за органами центрального управления и местных прокуроров за губернаторами, другими чиновниками. Учредил военные губернаторства в столице и Москве. Упразднил ряд наместничеств. По линии централизации управления он воссоздал Мануфактур-, Камер-, Берг- и некоторые другие коллегии. В самостоятельное центральное учреждение выделен из Сената Почтовый департамент. Самостоятельным стал и Департамент водяных коммуникаций. Для управления землями и крестьянами царской фамилии создано центральное ведомство во главе с департаментом уделов, который возглавил министр Уделов.
Павел отказался от курса матери с ее опорой на «просвещенное» дворянство, приостановил действие многих статей жалованной грамоты дворянства, ограничил дворянские привилегии, права и льготы, решил восстановить «блеск самодержавия», уменьшить влияние дворян на царское управление, обязал их вновь служить, восстановил для них телесные наказания, ввел сборы с дворян на содержание губернской администрации, упразднил губернские и ограничил уездные дворянские собрания, расширил сферу вмешательства губернатора в дворянские выборы, сократил впятеро количество дворян-избирателей. Перетряхнул местное управление, перекроил губернское, уездное деление, уменьшил число губерний и соответственно их учреждений, закрыл приказы общественного призрения, возвратил окраинам прежние структуры и формы управления. Изменил радикально городское управление на немецкий манер, объединил с полицейскими органами слабое сословное управление в городах. Павел I централизовал до крайности управление, усилил его деспотическую форму, вмешивался лично во все детали управления через собственную канцелярию, Сенат, Синод, коллегии, укреплял единоначалие, роль бюрократии, углубляя кризисное состояние системы абсолютистского правления.




  1. Государственная политика в отношении церкви в первой половине XIX в.;


В компетенции этого учреждения входило управление Русской православной церковью. Св.Синод являлся структурой, параллельной светскому управлению, и подчинялся напрямую императору. По замыслу Петра I, Св.Синод сочетал в своем лице власть патриарха и церковного Собора. В этой сфере император также обладал значительными правами, будучи по российским законам главой православной церкви.

Россия первой половины XIX века была тотально религиозной страной. Русская православная церковь контролировала многие аспекты человеческой жизни. За рождением ребенка следовало его крещение. Брак и развод были возможны только в церкви и по церковным правилам. Наконец, церковь совершала последние обряды над усопшим христианином.

  1. В первой половине XIX века в государственных актах господствующее в России исповедание называлось по-разному (Греко-Российское исповедание, Православное исповедание); в конце XIX века в исторических трудах закрепилось название Русская православная церковь. Это наименование, официально усвоенное церковью в 1945 году, широко используется в современных исторических трудах, посвященных XIX веку.

  2. Здесь и дальше Святейший Правительствующий Синод - Св.Синод. следило за исполнением населением своих христианских обязанностей. Чиновники были обязаны исповедоваться и причащаться не реже раза в год, по этому поводу составлялись специальные ведомости. Гражданские власти строго отслеживали любое отступление от православных обрядов. Император издавал указы даже по поводу работы в праздничные дни, которая мешала крестьянам выполнять свой христианский долг.

Через призму христианства рассматривались и события высокой  политики. Российским правительством был придан религиозный характер войне 1812 года. Даже на медали в честь победы стояли слова «Не нам, не нам, а имени твоему». Акт Священного союза был заключен во имя Святой Троицы. Религиозный характер придавался борьбе с европейскими революциями и поддержке греков в их восстании против османского ига. Религиозный характер носили многие внутриполитические мероприятия - учреждение Российского библейского общества и Министерства духовных дел и народного просвещения, изгнание из России иезуитов, запрет масонских лож и тайных обществ. Религиозная политика была весомой частью внутренней политики России.