Файл: Сборник ситуационных задач и задач на определение вещества по фармакологии Купино, 2022 г пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Купинский медицинский техникум»

СБОРНИК

ситуационных задач

и задач на определение вещества

по фармакологии



Купино, 2022 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный сборник ситуационных задач по фармакологии с рецептурой предназначен для использования в качестве методического пособия для преподавателя при проведении семинарских и практических занятий по фармакологии.

Уровень задач рассчитан на студентов отделений «лечебное дело» и «сестринское дело». Предложенные задачи отображают основные фармакологические свойства лекарственных средств, связь фармакологии с другими науками.

Целью сборника является довести в доступной для студентов форме особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств; научить их оценивать возможности использования лекарственных средств для лечения заболеваний на основе представления об их свойствах, выбирать нужный препарат в каждой конкретной ситуации, правильно применять комбинации лекарственных средств во избежание осложнений. Разбор подобных ситуационных задач поможет студентам в дальнейшем в решении проблемных задач по терапии и другим клиническим дисциплинам.

Ситуационные задачи сгруппированы по разделам программы и охватывают практически все изучаемые по программе фармакологические группы средств.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ
1. Прочтите полностью текст задачи (условие и задание).

2. Оцените описанные симптомы и запомните их.

З. Оцените патологические отклонения от нормы, представьте себе механизмы развития каждой из них.

4. В соответствии с п.3 подберите возможные варианты препаратов.

5. Если на выбор предложено несколько препаратов, сопоставьте механизмы их действия и фармакологические эффекты.

6. Оцените и сопоставьте побочные эффекты препаратов.

7. Оцените возможность фармакологической коррекции описанной патологии с помощью выбранного вами препарата (или препаратов).

8. Сделайте конечный вывод о возможности применения того или иного препарата.


АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА.

АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
1. В педиатрической практике новорожденных купают с добавлением антисептического средства.

Назовите препарат и объясните методику приготовления раствора данного вещества в этом случае.

(Калия перманганат.Предварительно кристаллы калия перманганата разводят в отдельной емкости до насыщенного фиолетового цвета, затем разводят его до получения раствора розового цвета).
2. Студент мединститута в домашних условиях начал введение пенициллина жене по поводу воспаления легких. Через несколько минут после введения одной дозы пенициллина у больной отмечались чувство жжения во всем теле, тошнота, головокружение, общая слабость. Вскоре она потеряла сознание, появилась рвота, пена изо рта, отек век и губ, обнаружились признаки острого нарушения сердечно сосудистой деятельности, посинели кожные покровы, на лице выступил холодный пот.

После проведения искусственной вентиляции легких состояние несколько улучшилось, порозовела кожа. Но вскоре появились судороги мышц лица, конечностей, губы и ногти вновь стали синюшными, АД резко упало. Через несколько часов больная умерла.

1.Что произошло в данном случае?

2.Какая ошибка была допущена при введении лекарства?

(У больной явления анафилактического шока.Перед введением препарата не была проведена проба на чувствительность к пенициллину).

3. Для лечения пневмонии был назначен антибиотик широкого спектра действия. Через несколько дней больной пожаловался на чувство жжения, сухость слизистой оболочки полости рта, болезненность и затруднение при глотании. При осмотре выявилось: пораженная слизистая оболочка полости рта гиперемирована, на ней блестящие белые точки, сливающиеся в пленки зеленовато бурого цвета. Слизистая оболочка под пленками разрыхлена, эрозирована.

1.Что принимал больной?

2. Какая ошибка была допущена при назначении данного препарата?

(Тетрациклин.Следует назначать его в комбинации с противогрибковым препаратом нистатином, который в данном случае не был применен).

СУЛЬФАНИЛАМИДНЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ПРОИЗВОДНЫЕ



8-ОКСИХИНОЛИНА НИТРОФУРАНА, НАФТИРИДИНА.
1. В вашем распоряжении два препарата: левомицетин и фталазол. Какой из них вы будете рекомендовать больному дизентерией при сопутствующей анемии?

(Фталазол).
2. Почему при назначении сульфаниламидных препаратов желательно регулярно проводить анализы мочи и крови?

(Чтобы обращать внимание на кристаллурию и нарушение кроветворения).
3. В вашем распоряжении два препарата: сульфадиметоксин и сульфапиридазин. Какой из них вы будете назначать больному гнойным менингитом?

(Сульфапиридазин, т.к. он хорошо проникает через гематоэнцефалический барьер).
4.Больной лечился по поводу инвазии плоскими червями. Через некоторое время после приема лекарства ему было дано в качестве слабительного касторовое масло. Вскоре состояния больного резко ухудшилось: появились головокружение, шум в голове, слабость, изменение цветоощущения, нарушения зрения.
1.Почему ухудшилось состояние больного? Какая ошибка была допущена?

(Противоглистные средства жирорастворимы, произошло всасывание препарата в кровь; следует назначать солевые слабительные.)
5. Больному после проведенной пенициллинотерапии для лечения сифилиса был назначен препарат, который вводится внутримышечно с помощью длинной иглы. Перед введением флакон с содержимым подогревается в теплой воде( не выше 40 °C) и тщательно взбалтывается. Вводится медленно, основательно убедившись, что препарат не попадает в сосуды. При применении препарата желателен тщательный уход за полостью рта.

Форма выпуска: во флаконах оранжевого стекла по 100 мл.

1.Какой препарат был назначен больному?

(Бийохинол)

2.Почему должна проводиться санация полости рта?

(Он способен накапливаться в слизистой десен).

МЕСТНО-АНЕСТЕЗИРУЮЩИЕ, ВЯЖУЩИЕ, АДСОРБИРУЮЩИЕ,

ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ, РАЗДРАЖАIОЩИЕ СРЕДСТВА.
1. У больного, который находился в душном помещении, появились головокружение, побледнение кожных покровов, звон в ушах, резкая слабость, обморочное состояние.

Поставьте диагноз. Какие меры помощи необходимы в данном случае?

(Обморок. Больного укладывают без подушки с приподнятыми ногами. Необходимо расслабить стесняющую одежду, дать доступ свежего воздуха. Произвести ингаляции нашатырного спирта. При затянувшемся обмороке инъекция кордиамина).
2. Перед дуоденальным зондирование больному смазали зев раствором анестетика. Вскоре после этого у него начались подергивания мышц шеи, плеч, затем - общие судороги. Кожа лица побледнела. Через 10 минут больной перестал дышать.


Какой препарат применялся в данном случае?

Какая ошибка была допущена при работе с ним?

(Дикаин.Необходимо было добавить к нему сосудосуживающее средство).
3. Часто в медицинской практике используется комбинированное действие лекарств. В частности, хороший результат дает совместное применение антибиотиков и сульфаниламидов.

Что лучше выбрать для растворения антибактериальных средств: раствор новокаина или воду для инъекций?

(Воду для инъекций, т.к. активность сульфаниламидов в присутствии новокаина резко снижается).
4. Больному было введено вещество из группы местно-анестезирующих средств. Вскоре у него стали отмечаться головокружение, общая слабость, понижение АД, на коже появилось покраснение, мелкая сыпь, шелушение. В тяжелых случаях может иметь место коллапс и шок.

Что было введено больному? О чем следует помнить при работе с данным препаратом?

(Новокаин.Перед введением желательно провести пробу на чувствительность во избежание аллергических реакций).
5. Для растворения антибиотиков часто применяется вещество из группы местно-анестезирующих средств. Больному нужно ввести 300000 ЕД бензил-пенициллина на одно введение. У вас имеется флакон с антибиотиком 500000ЕД.

Что вы возьмете в качестве растворителя? Сколько растворителя вы возьмете?

(Раствор новокаина 0,25-0,5% или воду для инъекций в количестве 5 мл.В шприц - 3 мл).
6. Больному в клизме назначен хлоралгидрат, который обладает сильным раздражающим действием на слизистую прямой кишки.

Какое вещество необходимо добавить к этому раствору для защиты слизистой оболочки прямой кишки?

(Крахмальную слизь).


ХОЛИНЕРГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.
1. В приемное отделение больницы поступил больной в тяжелом состоянии. При осмотре отмечены: сужение зрачков, сильное слюнотечение, рвота, понос, брадикардия, падение АД. Из анамнеза больного установлено, что он употреблял в пищу грибы.

Какой яд вызвал отравление? Что можно рекомендовать в качестве противоядия?

Что необходимо уточнить у больного перед введением противоядия?

(Мускарин. Противоядие - атропина сульфат. Противопоказанием к применению атропина является глаукома).
2. В коридоре терапевтического отделения обнаружен больной в бессознательном состоянии. Объективно: кожа бледная, холодная, зрачки расширены, на свет не реагируют, пульс едва ощутим, АД не определяется. Когда больного удалось вывести из этого состояния, выяснилось, что он лечится от гипертонической болезни и ему было предписано обязательно лежать после приема лекарства. Это предписание выполнено не было, в результате больной потерял сознание.


Какой препарат получал больной и с чем было связано развитие указанного состояния?

(Бензогексоний.После приема препарата развился ортостатический коллапс)
3. В больницу доставлен больной с жалобами на резкое снижение зрения, боль в глазах, мучительную головную боль. При обследовании было выявлено повышенное внутриглазное давление, поставлен диагноз глаукома.

Что можно рекомендовать больному?

(Пилокарпина гидрохлорид, ацеклидин, прозерин глазные капли).
4. В приемный покой доставлен больной, отравившийся инсектицидными средствами при несоблюдении правил техники безопасности при работе с ними. При осмотре: бледность кожных покровов, миоз, потливость, обильное слюнотечение, рвота, боли в области живота, слабый пульс, угнетение дыхания, мышечные судороги.

Чем вызвано отравление?

Что можно использовать в качестве противоядия?

(Отравление вызвано фосфорорганическими соединениями (группа антихолинэстеразных средств).Антидот - м холиноблокаторы).
5. В вашем распоряжении два препарата: дитилин и тубокурарина хлорид. Какому из них вы отдадите предпочтение при интубации трахеи, эндоскопических процедурах, кратковременных операциях, вправлении вывихов?

(Дитилин, т.к. он действует кратковременно).
6. К вам обратился больной, который не переносит езду в автобусе, а ему предстоит длительная поездка в санаторий.

Что вы ему порекомендуете в данном случае?

(Принимать таблетки «Аэрон»).
7. Для расширения зрачка с диагностической целью (исследование глазного дна) закапано вещество А. Вскоре больной пожаловался на головную боль, боль в глазах, резкое снижение зрения.

Почему это случилось? Какое вещество было закапано в глаз? О чем следовало бы спросить больного перед введением этого препарата?

(Атропина сульфат, который противопоказан при глаукоме).
8. У больного приступ бронхиальной астмы. Ему 70 лет. В вашем распоряжении два препарата: атропина сульфат и платифиллинагидротартрат.

Какому препарату в данном случае вы отдадите предпочтение? Почему?

(Платифиллинагидротартрат, способствующий понижению АД, которое в этом возрасте обычно повышено).
АДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.
1.Больной А. произведенааппендэктомия, обезболивание местное. Непосредственно перед началом анестезии к 500 мл 0,25% стерильного раствора новокаина добавлено вещество Х асептическим путем в количестве 1 мл 0,1 % раствора.