Файл: История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последствия политической раздробленности Руси
Положительные
-
Расцвет древнерусской культуры. В независимых княжествах она начала развиваться немного разными путями, что благоприятно сказалось на её многообразии. -
Развитие городов. Удельные княжества соперничали друг с другом, что создавало здоровую конкуренцию между ними. Кроме того, местные правители были сосредоточены на благополучии своих владений, а не Киева. -
Развитие торговли и ремёсел. Княжества налаживали друг с другом торговые связи, что, в свою очередь, приводило к быстрому развитию ремёсел и сельского хозяйства. Это одно из наиболее положительных последствий периода политической раздробленности Руси. -
Расширение территории Руси в целом. Поселенцы осваивали новые земли, на которых вырастали новые города. Через несколько столетий вошли в состав нового Русского государства, начавшего формироваться вокруг Москвы в XV веке.
Отрицательные
-
Снижение военного потенциала. Единая Киевская Русь была могучим государством, соперничавшим с самой Византийской империей, но отдельные княжества, на которые она распалась, не располагали таким же оборонным потенциалом. Это сыграло ключевую роль в неспособности русских князей отразить нашествие монголо-татар, начавшееся в 1237 году, и стало самым негативным последствием политической раздробленности Руси. -
Постоянные междоусобицы. Из-за ослабления центральной власти князья соперничали и часто воевали друг с другом, растрачивая силы на междоусобную вражду вместо того, чтобы сосредоточиться на внешних угрозах. -
Разорение земель. Постоянные локальные конфликты вели к разграблениям городов и деревень. -
Обособленное развитие. Многие независимые княжества развивались успешно, но единой страны как таковой больше не существовало.
26) Культурное развитие Руси во время политической раздробленности
Культура переживает дальнейший подъём. Возникают местные очаги культуры (владимирский, новгородский и т.д.).
Ремесло.
Совершенствуется кузнечное дело, обработка серебра, золота. С XII в. применяются водяные мельницы.
Летописание. Общерусское летописание сменилось местным. Увеличилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), складываются его местные особенности. Новгородские летописи характеризовались деловитостью и простотой изложения событий, отсутствием церковной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской власти, притязание владимиро-суздальских князей на главенство.
Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками
Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Климента Смоля́тича († 1164). «Киево-Печерский патери́к» содержит поучения, жития святых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника» критикуют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности.
Архитектура. Типичной постройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»).
Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскéвы Пятницы. В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониевском и Юрьевском монастырях, церковь Николы на Ярославовом дворище.
Владимиро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитектуры Новгорода, выделялось изяществом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влияние европейского романского стиля выразилось в аркатурно-колончатых поясах и пилястрах. При Андрее Боголюбском во Владимире построены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые ворота), в 1158–1161 гг. построен Успенский собор, в 1165 г. – церковь Покрова на Нерли́, а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире
Дмитровский собор, отличающийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский.
Живопись. Икона «Владимирская богоматерь» («Богоматерь Боголюбская»), замечательное произведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский» из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живописцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», фрески церкви Спаса на Нерéдице.
Скульптура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревянных храмов.
Быт – уклад повседневной жизни народа (питание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развлечения). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географических условий и оказывает влияние на формирование личности, менталитета.
Брачные обычаи. На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет.
Жилище. Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провинциальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом.
Сельское население жило в деревнях-вéсях. Центром нескольких весей являлся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузырём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек.
Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоевания испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой.
27) Владимир Мономах-великий князь киевский
Владимир Всеволодович Мономах (1053 – 1125) – князь Смоленский (с 1067), Черниговский (с 1078), великий князь Киевский (1113–1125).
Он является старшим сыном киевского князя Всеволода Ярославича и родственницы (вероятно, дочери) византийского императора Константина Мономаха (от которого и получил прозвание, означающее «единоборец»).
Владимир Всеволодович до 1093 г. был вассалом своего отца и дядьев, и исполнял их поручения. Он правил в Ростове, Чернигове, Смоленске, Волыни, и Переяславле. После смерти отца в апреле 1093 г. Владимир отказался стать киевским князем, несмотря на свое военно-политическое превосходство, и уступил титул старшему двоюродному брату – князю Святополку Изяславичу. Мономах стал союзником великого князя и принимал участие в его военных походах.
Неопределенную ситуацию решили обернуть в свою пользу кочевники половцы, которые устроили нашествие. Они поочередно разбили силы князей. Для избавления столицы от прихода кочевников, киевский князь Святополк был вынужден заключить позорный мир и жениться на дочери хана Тугоркана. Это было свидетельством возросшего статуса половцев. Владимир Мономах стремился направить других князей на ведение наступательной политики в отношении захватчиков. В результате предпринятых военных походов русских князей в 1103, 1107, 1111 и 1116 гг. опасность с их стороны была на полстолетия устранена. Отступление половцев придало князю Владимиру значительную популярность.
В 1097 г. был проведен Любечский съезд князей, идейным вдохновителем которого был Мономах. По его решению за Владимиром Мономахом были закреплены Смоленск, Ростов, Переяславль, и Новгород, там княжил старший сын Мстислав. На этом съезде князья, наконец, смогли договориться о признании прав каждого из Рюриковичей на свою вотчину, что нашло отражение в принципе «каждый да держит отчину свою».
Именно при скупом князе Святополке обрело большое влияние ростовщичество, распространение которого принесло страдания и имущим верхам, и общественным низам. В 1113 г. в Киеве против ростовщиков вспыхнуло народное восстание. После смерти киевского князя, по призыву городской верхушки на киевский стол был позван Владимир Мономах. Заветный великокняжеский престол теперь достался самому старшему и способному из рода Рюриковичей. Разобравшись в ситуации, он подавил протесты и поспешил ввести законы, облегчавшие положение должников. Великий князь ввел Устав о резах (процентах), который позднее был включен в пространную редакцию Русской Правды. В результате таких действий была существенно ограничена прибыль ростовщиков и всевластие заимодавцев в отношении закупов и должников. Восстание в Киеве едва не привело к установлению вечевого строя, аналогичного тому, который впоследствии сформируется в Новгороде.
Владимир Мономах, пришедший в Киев, чтоб наказать Святополка, выслушивает моления митрополита Киевского и мачехи своей.
Русь благодаря политической прозорливости Владимира Мономаха вновь стала централизованной.
Борьба с половцами носила затяжной характер в годы правления Владимира Мономаха. В конечном итоге, к началу 1120-х гг. донская группировка половцев была вынуждена откочевать на Северный Кавказ. Кроме того, великий князь поддержал псковичей и новгородцев на северо-западе в борьбе против чуди. В северо-восточных землях сын Мономаха Юрий Долгорукий победил волжских булгар и мордву.
Исторически сложилось так, что жизнь Владимира Мономаха пришлась на неспокойное время. Тем не менее, великий князь, правивший державой в преклонные годы, смог сделать почти невозможное в сложных условиях удельной раздробленности – временно сплотить русские княжества в единое государство. Он и его сыновья держали под контролем примерно три четверти территории Руси. Великое княжение Мономаха – время экономического и политического подъема в стране, а также расцвета культуры и литературного творчества.
Для своего времени Владимир Всеволодович был талантливым и широко образованным правителем. У великого князя существовала особая этическая система в политической сфере, которая нашла довольно полное выражение в «Поучении Владимира Мономаха». Данное произведение не имеет точного жанрового аналога в мировой литературе – первая светская проповедь. «Поучение» дошло до нас случайно, в составе Лаврентьевской летописи, которая чуть не сгорела в знаменитом московском пожаре 1812 г. Весь тон «Поучения» — почти лирический и задушевный, но иногда несколько суровый. Свои наставления князь мудро подкрепляет не только изречениями из Библии, но и конкретными примерами из собственной жизни. При создании произведения Мономах выступил как блестящий мастер слова. Главный посыл произведения заключается в осуждении междоусобиц и призыве к единству.
Эпоха Владимира Мономаха — это время расцвета литературно-художественной деятельности на Руси. Именно при его жизни был создан ряд летописных текстов. Вряд ли подлежит сомнению факт редактирования текста знаменитой «Повести временных лет» в благоприятном духе для великого князя.
Владимир Мономах скончался близ города Переяславля в мае 1125 года в возрасте семидесяти двух лет. Тело князя привезли в Киев, где оно было погребено в Соборе Святой Софии. Вполне возможно, что в русских былинах образ Мономаха как главного защитника земли Русской слился воедино с положительным образом Владимира I Святого, сформировав народные предания о киевском князе Владимире Красное Солнышко.