Файл: История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последствия политической раздробленности Руси

Положительные

  • Расцвет древнерусской культуры. В независимых княжествах она начала развиваться немного разными путями, что благоприятно сказалось на её многообразии.

  • Развитие городов. Удельные княжества соперничали друг с другом, что создавало здоровую конкуренцию между ними. Кроме того, местные правители были сосредоточены на благополучии своих владений, а не Киева.

  • Развитие торговли и ремёсел. Княжества налаживали друг с другом торговые связи, что, в свою очередь, приводило к быстрому развитию ремёсел и сельского хозяйства. Это одно из наиболее положительных последствий периода политической раздробленности Руси.

  • Расширение территории Руси в целом. Поселенцы осваивали новые земли, на которых вырастали новые города. Через несколько столетий вошли в состав нового Русского государства, начавшего формироваться вокруг Москвы в XV веке.

Отрицательные

  • Снижение военного потенциала. Единая Киевская Русь была могучим государством, соперничавшим с самой Византийской империей, но отдельные княжества, на которые она распалась, не располагали таким же оборонным потенциалом. Это сыграло ключевую роль в неспособности русских князей отразить нашествие монголо-татар, начавшееся в 1237 году, и стало самым негативным последствием политической раздробленности Руси.

  • Постоянные междоусобицы. Из-за ослабления центральной власти князья соперничали и часто воевали друг с другом, растрачивая силы на междоусобную вражду вместо того, чтобы сосредоточиться на внешних угрозах.

  • Разорение земель. Постоянные локальные конфликты вели к разграблениям городов и деревень.

  • Обособленное развитие. Многие независимые княжества развивались успешно, но единой страны как таковой больше не существовало.


26) Культурное развитие Руси во время политической раздробленности

Культура переживает даль­нейший подъём. Возникают местные очаги куль­туры (владимир­ский, новгородский и т.д.).

Ремесло. 
Совершенствуется кузнечное дело, об­работка серебра, золота. С XII в. применяются во­дяные мельницы.

Летописание. Общерусское летописание сменилось ме­стным. Уве­личилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), склады­ваются его местные особенности. Новгородские лето­писи ха­рактеризо­вались деловитостью и простотой изложения событий, отсутст­вием церков­ной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской вла­сти, при­тязание влади­миро-суздальских князей на главенство.

Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Иго­реве», повествующее о неудачном походе новгород-север­ского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками

Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Климента Смоля́тича († 1164). «Киево-Печерский патери́к» содержит поучения, жития свя­тых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила За­точника» и «Моление Даниила Заточника» кри­ти­куют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности.

Архитектура. Типичной по­стройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»).

Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей гореПараскéвы Пятницы. В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониев­ском и Юрьев­ском монастырях, церковь Ни­колы на Ярославовом дворище.

Влади­миро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитек­туры Новгорода, вы­деля­лось изящест­вом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влия­ние европейского ро­манского стиля выра­зилось в аркатурно-колончатых поясах и пилястрах. При Андрее Боголюбском во Владимире по­строены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые во­рота), в 1158–1161 гг. построен Успен­ский собор, в 1165 г. – церковь По­крова на Нерли́, а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире 

Дмитровский собор, отличаю­щийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский.

Живопись. Икона «Владимирская богоматерь» («Бого­ма­терь Бо­голюб­ская»), замечатель­ное произ­ведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский» из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живо­писцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», фре­ски церкви Спаса на Не­рéдице.

Скульп­тура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревян­ных храмов.

Быт – уклад повседневной жизни народа (пи­тание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развле­че­ния). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географиче­ских условий и оказывает влияние на формиро­вание личности, менталитета.

Брачные обычаиНа Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет.

Жилище. Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провин­циальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом.

Сельское население жило в деревнях-вéсях. Центром нескольких весей яв­лялся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузы­рём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек.

Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоева­ния испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой.

27) Владимир Мономах-великий князь киевский

Владимир Всеволодович Мономах (1053 – 1125) – князь Смоленский (с 1067), Черниговский (с 1078), великий князь Киевский (1113–1125).

Он является старшим сыном киевского князя Всеволода Ярославича и родственницы (вероятно, дочери) византийского императора Константина Мономаха (от которого и получил прозвание, означающее «единоборец»).


Владимир Всеволодович до 1093 г. был вассалом своего отца и дядьев, и исполнял их поручения. Он правил в Ростове, Чернигове, Смоленске, Волыни, и Переяславле. После смерти отца в апреле 1093 г. Владимир отказался стать киевским князем, несмотря на свое военно-политическое превосходство, и уступил титул старшему двоюродному брату – князю Святополку Изяславичу. Мономах стал союзником великого князя и принимал участие в его военных походах.

Неопределенную ситуацию решили обернуть в свою пользу кочевники половцы, которые устроили нашествие. Они поочередно разбили силы князей. Для избавления столицы от прихода кочевников, киевский князь Святополк был вынужден заключить позорный мир и жениться на дочери хана Тугоркана. Это было свидетельством возросшего статуса половцев. Владимир Мономах стремился направить других князей на ведение наступательной политики в отношении захватчиков. В результате предпринятых военных походов русских князей в 1103, 1107, 1111 и 1116 гг. опасность с их стороны была на полстолетия устранена. Отступление половцев придало князю Владимиру значительную популярность.

В 1097 г. был проведен Любечский съезд князей, идейным вдохновителем которого был Мономах. По его решению за Владимиром Мономахом были закреплены Смоленск, Ростов, Переяславль, и Новгород, там княжил старший сын Мстислав. На этом съезде князья, наконец, смогли договориться о признании прав каждого из Рюриковичей на свою вотчину, что нашло отражение в принципе «каждый да держит отчину свою».

Именно при скупом князе Святополке обрело большое влияние ростовщичество, распространение которого принесло страдания и имущим верхам, и общественным низам. В 1113 г. в Киеве против ростовщиков вспыхнуло народное восстание. После смерти киевского князя, по призыву городской верхушки на киевский стол был позван Владимир Мономах. Заветный великокняжеский престол теперь достался самому старшему и способному из рода Рюриковичей. Разобравшись в ситуации, он подавил протесты и поспешил ввести законы, облегчавшие положение должников. Великий князь ввел Устав о резах (процентах), который позднее был включен в пространную редакцию Русской Правды. В результате таких действий была существенно ограничена прибыль ростовщиков и всевластие заимодавцев в отношении закупов и должников. Восстание в Киеве едва не привело к установлению вечевого строя, аналогичного тому, который впоследствии сформируется в Новгороде.


Владимир Мономах, пришедший в Киев, чтоб наказать Святополка, выслушивает моления митрополита Киевского и мачехи своей.

Русь благодаря политической прозорливости Владимира Мономаха вновь стала централизованной.

Борьба с половцами носила затяжной характер в годы правления Владимира Мономаха. В конечном итоге, к началу 1120-х гг. донская группировка половцев была вынуждена откочевать на Северный Кавказ. Кроме того, великий князь поддержал псковичей и новгородцев на северо-западе в борьбе против чуди. В северо-восточных землях сын Мономаха Юрий Долгорукий победил волжских булгар и мордву.

Исторически сложилось так, что жизнь Владимира Мономаха пришлась на неспокойное время. Тем не менее, великий князь, правивший державой в преклонные годы, смог сделать почти невозможное в сложных условиях удельной раздробленности – временно сплотить русские княжества в единое государство. Он и его сыновья держали под контролем примерно три четверти территории Руси. Великое княжение Мономаха – время экономического и политического подъема в стране, а также расцвета культуры и литературного творчества.

Для своего времени Владимир Всеволодович был талантливым и широко образованным правителем. У великого князя существовала особая этическая система в политической сфере, которая нашла довольно полное выражение в «Поучении Владимира Мономаха». Данное произведение не имеет точного жанрового аналога в мировой литературе – первая светская проповедь. «Поучение» дошло до нас случайно, в составе Лаврентьевской летописи, которая чуть не сгорела в знаменитом московском пожаре 1812 г. Весь тон «Поучения» — почти лирический и задушевный, но иногда несколько суровый. Свои наставления князь мудро подкрепляет не только изречениями из Библии, но и конкретными примерами из собственной жизни. При создании произведения Мономах выступил как блестящий мастер слова. Главный посыл произведения заключается в осуждении междоусобиц и призыве к единству.

Эпоха Владимира Мономаха — это время расцвета литературно-художественной деятельности на Руси. Именно при его жизни был создан ряд летописных текстов. Вряд ли подлежит сомнению факт редактирования текста знаменитой «Повести временных лет» в благоприятном духе для великого князя.

Владимир Мономах скончался близ города Переяславля в мае 1125 года в возрасте семидесяти двух лет. Тело князя привезли в Киев, где оно было погребено в Соборе Святой Софии. Вполне возможно, что в русских былинах образ Мономаха как главного защитника земли Русской слился воедино с положительным образом Владимира I Святого, сформировав народные предания о киевском князе Владимире Красное Солнышко.