Файл: История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31) Язычество восточных славян
Восточные славяне в IV-X вв. были язычниками. Язычество возникло как результат полной зависимости человека от стихийных сил природы. Оно появилось в глубокой древности и постоянно развивалось. Восточные славяне поклонялись многим божествам. Мир представлялся им состоящим из злых и добрых духов, ведущих между собой постоянную борьбу. Злые духи – «упыри», вампиры, оборотни. Чтобы уберечься от оборотней, прибегали к различного рода заговорам, амулетам – оберегам. «Упырями» противостояли добрые духи – «берегыни», охранявшие жизни и покой человека, его деятельность. Славяне думали, что символы добра, помещенные на их одежде, на посуде, в жилище, прогонят духов зла. К таким знакам относились изображения солнца, женщин, растений, цветка. И «упырями», и «берегинями» приносились жертвы, чтобы умилостивить их. Славяне делали жертвоприношения лесам, водоемам, где, они считали, живут лешие и водяные. В глубокой древности зародился у славян культ Рода и рожаниц, божеств плодородия. В IX-X вв. культ Рода и рожаниц глубоко чтился среди земледельцев. Рожаниц изображали в виде маленьких женских фигурок. Род считался верховным божеством неба и земли, он главенствовал над солнцем, дождем, водой, грозами.
Бог Ярило, по поверьям славян, был олицетворением весны, а Купала был оплодотворяющим богом лета. Велес был богом, покровительствовавшим скотоводам, накоплению богатств. Он был также покровителем творцов песен и музыкантов.
Язычники верили в загробную жизнь. Рай, по их мнению, был на небе, которое с землей находилось в супружеских отношениях. Летом небо держало землю в своих объятиях, освещая её лучами света, окропляя дождем, а зимой они расходились. Бог Сварог был властителем неба. Он давал жизнь людям, повелевал дождями, его сыновья Сварожич и Дажьбог олицетворяли собой соответственно огонь и солнце. Тесно связан был с ними Хорс. Славяне представляли его белым конем, бегущим на землёй с востока на запад. Почитаемым у славян богом был Перун – повелитель грома и молний, покровитель войнов и военного искусства. Стрибогу – богу ветра, бури и урагана – поклонялись земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых во многом зависела от погоды. Богом подземного царства считался Симаргл (Семаргл), а богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала женщинами, их рукоделию, а также считалась покровительницей торговли. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков. Культ Велеса - очень древний. Вероятно, он возник в период, когда основными занятиями древних людей была охота и собирательство. В дальнейшем, по мере перехода к производящему типу хозяйства, Велес стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство, достаток. В период христианизации культ этого божества трансформировался в облик святого Власия. Свантовит - бог процветания и войны, Триглав - бог чумы и войны, Стрибог - бог зимы и ветров, Белбог - бог Добра, Чернобог - бог Зла, Симорг - страж растительности.
Истоки славянской мифологии очень сложны. На ее формирование оказали влияние различные народы. Так, на Севере был распространено божество Тур, очевидно имеющее скандинавское происхождение, а на Юге Восточной Европы сказалось влияние иранской мифологии. Сохранялись и тотемические представления. Кроме того, мир восточных славян был “населен” многочисленными берегинями, русалками, лешими, оказывавшими непосредственное влияние на их жизнь.
Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные “волхвы”, боровшиеся в ХI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского “капь” - изображение, идол), богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.
Язычники всегда стремились воздействовать на своих богов. К ним обращались с просьбами, совершали моления, устраивали пиры-братчины, для которых забивали быков, козлов, баранов, варили пиво, пекли пироги. Богов как бы приглашали к участию в этих пирах, они обязательно должны были стать сотрапезниками людей. Пиры устраивали в специально созданных для этого святилищах – требницах.
В язычестве был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством.
В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.
Князь Владимир закрепился на Киевском престоле в 980 году. После этого он совершил несколько военных походов на соседние племена, чтобы укрепить свою власть. В этих походах возникла понимание того, что объединить вокруг себя разные племена только за счет военной мощи нельзя. Именно поэтому Владимир решил провести свою языческую реформу, чтобы с помощью религии подчинить противников.
Языческая реформа князя Владимира сводится к тому, что разрозненные языческие божества собрали в Единый Пантеон богов, в который вошли:
-
Перун (бог грома, войны и покровитель княжеской дружины). -
Стрибог (Считается богом ветра). -
Дажьбог (Бог солнца, солнечного света и плодородия. один из главнейших богов в язычестве славян). -
Хорс (Отождествлялась с солнцем). -
Симаргл (Функция этого божества до сих пор являются предметом спора со стороны историков некоторые говорят о том что это было своего рода проводник между небесным и земным мирами. другие говорят о том, что это было больше стал правительствующий растительности). -
Мокошь (Богиня, покровительствует ремесленником. отвечала за судьбу.). к единственной женское божество, которое было представлено в пантеоне князя.
Статуи богам, выполненные из дерева, были установлены полукругом. В центре находился Перун. Таким образом создавалась иерархия, которая делала Перуна главным богом, а всех остальных подчиненными ему. Фактически это было попыткой отождествления княжеской власти, где также была четкая иерархия с князем во главе и его дружиной, и всеми остальными. Главным богом выбрался тот, который покровительствовал войне и княжеской дружине, а боги других народов и племен были ему подчинены.
Причины неудачи реформы
Языческая реформа князя Владимира оказалась неудачной, ведь всего через 8 лет после начала этой реформы Киевский князь принял христианство. Основные причины неудачи языческой реформы можно назвать:
-
Пантеон богов князя Владимира был искусственным формированием. Если сравнивать его с пантеоном греческих богов и римских, там пантеон выстраивался веками и являлся естественным образованием. Киевский же пантеон богов был искусственным (причем не полным) и являлось отражением воли князя -
Языческая реформа меняла сам принцип богослужения. Она придавала ему некоторые торжественные элементы, но вместе с тем способствовала внушению людям страха перед богами. Одним из отражений этого стали человеческие жертвоприношения. Неизвестно точно насколько человеческие жертвоприношения были распространены у восточных славян до этого, но абсолютно точно можно утверждать, что если они и были, то это были единичные случаи. После реформы Владимира это стало постоянным явлением. Изначально в жертву приносились пленные, но если их не было, то в жертву мог быть принесен любой человек, на которого падет жребий.
Возвращаясь к божественному пантеону князя Владимира, вновь очень важно отметить, что такие почитаемые боги, как Велес (покровительствовал торговле), в пантеоне не был представлен. Это уже вызывало у населения негативную оценку, поскольку какой же это может быть единой пантеон богов, если крупные и почитаемые боги в нём не представлены. Одна из причин, почему Велес не был представлен в пантеоне богов князя Владимира заключается в том, что Велес и Перун были противниками. Поэтому даже князь Владимир, проводя свою языческую реформу, не рискнул поставить этих двух богов рядом.
Человеческие жертвоприношения, которые стали регулярными, также воспринимались обществом отрицательно. Особо негативную оценку они имели у тех горожан, которые не придерживались языческой религии. В том же Киеве было много христиан, которые не хотели быть принесены в жертву языческим богам, которые для них абсолютно чужие. Это неизбежно вело к конфликту, и такой конфликт согласно летописи случился в 983 году. Согласно жребию в жертву должны были принести сына варяга, который исповедовал христианство. Он отказался выдать своего сына в жертву чужому богу и прочел толпе проповедь, что их боги ложны. Разъяренная толпа смела его дом и под обломками погибли и он и его сын. В последующим они были перечислены православной церковью к лику мучеников. Это были первые мученики в истории православной церкви, и звали их Фёдор (отец) и Иоанн (сын).
32) Проблема генезиса феодализма на Руси
Наряду с образованием крупной земельной собственности шло формирование феодально зависимого человека. Крестьянская зависимость была следствием долгов фермеров перед крупными землевладельцами. Типичной фигурой такого крестьянства в Древней Руси была покупка.
Возникновение процесса феодализации XII-XIII вв.
Причины: переход России на феодальные рельсы, торговый кризис, Восточная Европа в XII в.
До кризиса существовавшее крупное землевладение имело иную экономическую организацию и другие методы эксплуатации. Растет большая земельная собственность.
Развитие княжеского землевладения в двенадцатом веке происходило путем преобразования в порядок прежних владений, з диких, незастроенных земель, легальных или незаконных арестов и, наконец, в силу распространения владения-развития прав сельского населения и постепенного включения земель о населения в состав княжеских сословий, причем формы и возможности этих о были разнообразны.
В период феодализации Руси особое значение приобретало княжеское землевладение, которое было одним из важнейших и изначально единственным источником церковного и боярского землевладения.
Формирование крупной земельной собственности - одна из сторон феодализации. Другая его сторона-формирование зависимого крестьянства.
С наибольшей силой и ясностью феодализация произошла в Галиции, где в XI веке возник класс крупных землевладельцев и переплетался в служебных отношениях с землевладельцами. В это время начали возникать разряды зависимого населения.
В новгородской земле процесс феодализации был определен в довольно определенных очертаниях, но его развитие было ослаблено тем, что князь и княжеское боярство не могли активно участвовать в этом процессе.
Пока боярские земли не развились до степени сеньори, процесс феодализации развивался на основе церковного землевладения.
Особенностью развития феодальных отношений является то, что в Новгороде создавались учреждения городов западного средневековья.
В Ростово-Суздальской земле феодализация осуществлялась на основе княжеского землевладения и находилась в зачаточном состоянии.
Особенностью развития феодализма в Северо-Восточной России была замедленность и слабая серьезность, феодальные отношения только зарождались.
Древние восточнославянские племена нуждались в военной организации, которая служила целям обороны и нападения. Постепенно среди воинов племени выделяются люди, отличающиеся силой и отвагой. Они собирают вокруг себя помощников и формируют военные ватаги.
Богатство, полученное в результате войн, находится в руках вождей и тех, кто их окружал.
Вожди со своими войсками отрываются от племенной почвы и превращаются в независимую силу, стоящую над обществом, то есть они консолидируются в правящем классе.
В XI веке торговля падает, что приводит к ускоренному слиянию крупных земельных владений
Процесс феодализации растянулся на века.
Первой формой феодальной земельной собственности была корпоративная (государственная) собственность военного дворянства, первой формой эксплуатации – государственный долг – дань, налоги в пользу этого дворянства.
Вотчинная собственность-вторичная форма феодальной земельной собственности, образованная распределением между отдельными лицами земель, находившихся в собственности раннего феодального государства.
Во-первых, население вотчины состояло из рабов, вчерашних пленников, захваченных во время войн. Затем внутри общественных источников возникает рабство и промежуточные категории зависимого населения.
Местные рабы и полусвободные стекаются в состав волонтеров. И только со второй половины XI века в вотчине появляются феодальные элементы. С этого момента она превращается в сложный социальный институт, сочетающий в себе одновременно рабские, полусвободные и феодальные компоненты. Но рабская и наполовину свободная в ней зависела больше, чем феодальная.