Файл: Организация технологического процесса приготовления супов пм. 04 Участие в организации технологического процесса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, учебная практика способствует приобретению первоначального практического опыта по профессиональному модулю, закладывая основы профессиональной деятельности будущих специалистов среднего звена.

1.2 Требования, предъявляемые к занятиям учебной практики
Для проведения занятия учебной практики группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения умений и приобретения практического опыта по профессиональному модулю. Для занятия учебной практики характерна следующая структура: вводный, текущий, заключительный инструктажи. В начале занятия учебной практики проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов по выполнению практической работы. Даются указания по выполнению данных работ. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки студентов по темам. Перед студентами ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой практической работы и правильного применения инструмента, оборудования в процессе выполнения работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности.

В процессе обучения на занятиях учебной практики учитываются индивидуальные особенности студентов. Для полного усвоения приемов практической работы всеми студентами, показ может вестись в определенной последовательности: целостный показ в рабочем темпе, замедленный показ с объяснением, показ отдельных движений, повтор целостного показа в рабочем темпе. При показе следует обратить внимание: как держать инструмент, координация движения с инструментом. Эффективность показа зависит от осознания студентами практической значимости и важности изучаемых трудовых действий на занятиях учебной практики, необходимости правильного применения приемов в процессе выполнения практической работы, умения мастера производственного обучения заинтересовать студента [6].

В ходе текущего инструктажа на занятиях учебной практики мастер производственного обучения акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения практической работы, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания студентам и т.д. Успех деятельности мастера во многом зависит от умения организовать целенаправленное
, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого студента. Активизация группы достигается введением элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом к познанию специальности желания добиться высоких результатов.

На первых этапах у студентов нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. При этом мастер производственного обучения наглядно показывает приемы выполнения операций и сопровождает четким объяснением. Самостоятельная работа, выполненная студентами после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности полностью, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности [10].

По ходу текущего инструктажа мастер производственного обучения комментирует работу студентов. При этом степень самостоятельности студентов при выполнении задания повышается. Текущий инструктаж – направлен на устранение наиболее типичных ошибок, возникающих в процессе выполнения практической работы после вводного инструктажа. Проводится как правило индивидуально с каждым обучающимся.

Текущий инструктаж на занятиях учебной практики организуется, как правило, в форме целевых обходов рабочих мест обучающихся, во время которых проверяется:

  • правильность организации рабочего места обучающегося;

  • правильность выполнения практической работы;

  • правильность пользования измерительным инструментом и контрольно–измерительными приборами;

  • умение пользоваться технологической документацией;

  • соблюдение правил техники безопасности при выполнении практической работы.

Обязательным структурным элементом учебной практики является заключительный инструктаж. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа – на основе анализа успехов и недостатков показать обучающимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.

Проводя заключительный инструктаж, следует исходить из следующих посылок: заключительный инструктаж – это составная часть учебной практики, его содержание, организация и методика проведения должны вносить свой вклад в решение учебно–воспитательных задач учебной практики; заключительный инструктаж – это коллективная форма работы мастера с обучающимися, чем активнее мастер производственного обучения вовлекает студентов в его проведение, тем эффективнее он проходит.



На заключительный инструктаж занятия учебной практики обычно выносятся следующие основные вопросы:

– сообщение о выполнении цели учебной практики группой в целом;

– подведение итогов и анализ выполнения практической работы группой и ученическими бригадами; сообщение оценок;

– разбор типичных ошибок и характерных недостатков выполненной практической работы;

– анализ выполнения обучающимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;

– сообщение темы следующего занятия учебной практики, выдача домашнего задания.

Продолжительность заключительного инструктажа зависит от конкретной ситуации. Если обучающиеся все справились с заданием и качество работ хорошее, то инструктаж может быть коротким. Необходимо выставить оценки обучающимися по результатам повторения теоретического материала во время вводного инструктажа и за выполнение практической работы.

Если, овладевая умениями, обучающихся сделали много ошибок, то инструктаж проводится более обстоятельно. Прежде всего делается анализ ошибок, затем обобщаются причины, ведущие к ошибкам в практической работе. Можно рекомендовать еще раз детально показать весь трудовой процесс с обоснованием применяемых способов деятельности. После этого следует вызвать обучающихся, которые допускали в процессе работы большое количество ошибок, и еще раз попросить их повторить приемы и способы выполнения трудовых приемов и практической работы [17].

Следует иметь в виду, что занятия – конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на студентов, способствуя формированию таких качеств будущего специалиста, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду. Они готовят студентов в дальнейшем к самостоятельной работе на базовых предприятиях [12].

Занятия учебной практики проходят в учебных мастерских, лабораториях образовательных учреждениях которые оснащены необходимым оборудованием: микроволновая печь, весы, стол производственный, холодильник, машина кухонная, плита, мясорубка, ванна моечная, шкаф жарочный, стол разделочный и т.д.

К учебным мастерским для проведения занятий учебной практики предъявляют комплекс требований:

– учебные мастерские оснащаются оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно – наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими требованиями к оснащению образовательного процесса;


– в учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место мастера производственного обучения. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебного процесса при проведении занятий учебной практики, возможность контроля за действиями каждого обучающегося;

– в мастерских должны строго соблюдаться требования по охране труда. В соответствии с требованиями СанПиН 2.3.6.1079–01 «Санитарно–эпидемиологи-ческие требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборото–способности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению. Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности [3];

– помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе – по безопасности труда и производственной санитарии, профессиональной ориентации и другими;

– рабочие места обучающихся могут обеспечиваться инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов практических работ, разработанными на основе типовых инструкций, утвержденными директором образовательного учреждения. Рабочее место обучающегося – это определенная часть площади учебной мастерской (лаборатории) с наиболее оптимально расположенными на нем оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения заданий практических работ, соответствующих требованиям программы учебной практики. Рабочее место обучающегося оснащается оборудованием индивидуального пользования, которое должно отвечать следующим основным учебно–техническим требованиям: типичность для профессии; современность конструкции; сравнительно небольшие габариты; удобство в эксплуатации и обслуживании; безопасность в работе. При оснащении рабочих мест обучающегося предпочтение отдается универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большее количество трудовых приемов, операций, заданий практических работ, предусмотренных программой учебной практики;


– кроме оборудования рабочее место обучающегося оснащается индивидуальными инструментами и другой оснасткой. При определении набора инструментов и оснастки учитывается их универсальность, частота применения, стоимость. Обычно рабочее место обучающегося оснащается «ходовыми» инструментами, приборами, приспособлениями и др., используемыми повседневно;

– размещение рабочих мест должно обеспечивать возможность проведения мастером производственного обучения со своего рабочего места коллективного инструктажа всей группы и наблюдения за действиями каждого обучающегося в процессе выполнения заданий практических работ; наиболее благоприятные и безопасные условия для работы обучающихся; удобный доступ со всех сторон к оборудованию. По отношению к источникам естественного освещения рабочие места располагаются так, чтобы свет на них падал слева, справа и спереди, но не сзади от обучающегося. Под рабочим местом мастера производственного обучения понимается определенная часть площади учебной мастерской, оснащенная с учетом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером производственного обучения функций по руководству процессом учебной практики;

– в интерьере учебной мастерской рабочее место мастера производственного обучения является центральным, главенствующим. Оно должно обеспечивать мастеру производственного обучения возможность хорошо видеть всех обучающихся на их рабочих местах, а обучающимся – мастера производственного обучения при проведении вводного инструктажа.

В соответствии с Положением существует установленная номенклатура дел по охране труда, ведущаяся в образовательном учреждении в обязательном порядке. Применительно к учебным мастерским это следующие документы:

1. Акт – разрешение на проведение занятий учебной практики в учебных мастерских (составляется ежегодно перед началом учебного года).

2. Акт – разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских, лабораториях (составляется ежегодно и после ремонта).

3. Приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние охраны труда и должностных обязанностях по охране труда (составляется к началу учебного года).

4. Должностные инструкции по охране труда работников образовательного учреждения с их личными подписями (доведение под роспись производится ежегодно).