Файл: Урок по вариативной части программы по разделу Россия Родина моя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знать содержание и героев русских и зарубежных «зимних» сказок; понимать значение творчества Е.Л. Шварца, идею сказки «Два брата»; уметь выделять общие черты и различия в текстах на одну тему, выразительно читать и анализировать текст, делать сравнительный анализ произведений, описывать репродукции.

Оборудование: репродукции картин Б.М. Кустодиева «Балаганы», В.М. Васнецова «Снегурочка», «Дед Мороз», И.Э. Грабаря «Иней», М.К. Чюрлёниса «Зима», А.К. Саврасова «Зима».


Х о д у р о к а 10
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Обсуждение вопросов и заданий 1–5 (с. 57).

Выразительное чтение стихотворений А.А. Блока и Н.М. Рубцова о зиме; обсуждение выступлений.
III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Кто из нас не любит сказки! Особенно русские сказки, дей-ствие которых происходит зимой. Зима – особенное время, время чудес. Зима часто сурова к героям сказок, но сила добра побежда-ет холод и зло, которое он олицетворяет. Сегодня мы вспомним «зимние» сказки, народные и авторские, и подробно поговорим о сказке Евгения Львовича Шварца.

2. Актуализация знаний

Обсуждение вопросов и заданий 1–3 (с. 60).

Краткий пересказ первой части сказки «Два брата»; обмен первыми впечатлениями

Обсуждение вопросов и выполнение заданий 1–4 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 69).
IV. Закрепление изученного материала

– Следы каких народных и авторских сказок вы увидели в сказке «Два брата»?

– Какого нового для сказок персонажа ввёл Е.Л. Шварц в свою сказку?

– В чём особенности речи Прадедушки Мороза? Какое значение это имеет?

– Почему Старший согласился замораживать птиц и лесных зверюшек?


V. Подведение итогов урока

В сказке «Два брата» Е.Л. Шварц показывает, что зло может быть неявным: называться ласково «дедушкой» или «прадедушкой», иметь «тоненький звонкий голос», вести себя невозмутимо и спокойно, но при этом совершать злодеяния. Зло может быть нечаянным: Старший вовсе не хотел причинить вред Младшему, когда выгонял его на мороз. Но от этого необдуманного поступка пострадала вся семья.

Можно ли исправить злое дело или злой поступок?
VI. Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ второй части сказки Е.Л. Шварца «Два брата».

Ответить на вопросы и выполнить задания 1–7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 76).


Задание группам: рассмотреть репродукции картин Б.М. Кустодиева «Балаганы», В.М. Васнецова «Снегурочка», «Дед Мороз», И.Э. Грабаря «Иней», М.К. Чюрлёниса «Зима», А.К. Саврасова «Зима»; выполнить их устное описание.
Х о д у р о к а 11
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Краткий пересказ второй части сказки Е.Л. Шварца «Два брата».

Выступления групп: описание репродукций картин Б.М. Кустодиева «Балаганы», В.М. Васнецова «Снегурочка», «Дед Мороз», И.Э. Грабаря «Иней», М.К. Чюрлёниса «Зима», А.К. Саврасова «Зима»; обсуждение выступлений.
III. Работа по теме урока

Обсуждение вопросов и выполнение заданий 1–7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 76).
IV. Закрепление изученного материала

– Какую роль в сказке играют цифры?

– Как вы думаете, почему у героев сказки нет имён?

– Какие характерные черты внешности каждого из героев вам запомнились? Как меняется внешность? Какое значе-ние это имеет?

– Какова, по-вашему, главная мысль, идея сказки «Два брата»?


V. Подведение итогов урока

Сказка «Два брата» учит нас тому, что нужно ценить и лю-бить родных людей, дорожить проведённым с ними временем. Обиды, ссоры отдаляют родных друг от друга, делая их чужими. Чтобы этого не случилось, надо не быть эгоистом, нужно думать не только о себе, стараться решать возникающие проблемы мир-ным путём. Близкого человека легко обидеть, а вот вернуть его любовь и расположение бывает очень трудно. Сказка учит любви и доброте, простому человеческому теплу. Учит уметь отвечать за свои поступки и исправлять ошибки. Учит ценить семью.
VI. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Какой урок заключён в сказке Шварца „Два брата“?».

Подготовиться к проверочной работе по разделу «Россия – Родина моя» (с. 6–77).


У р о к 12. Проверочная работа по разделу «Россия – Родина моя»
Цели: проверить, как усвоены знания по изученному разделу; развивать творческие способности учащихся, умения анализировать текст, формулировать и аргументировать своё мнение.

Планируемые результаты: обобщить и систематизировать знания по изученному разделу; знать содержание изученных произведений русского фольклора, произведений, посвящённых Русскому Северу, произведений, связанных с изображением зимы; владеть элементами анализа текста; уметь формулировать и аргументировать своё мнение.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение сочинений-рассуждений.
III. Закрепление изученного материала Вопросы для письменной работы
Вариант 1

  1. Каковы характерные особенности былин?

  2. Каким термином называли былины на Русском Севере?

  3. Какая мысль объединяет русскую былину «Илья Муромец и Святогор» и стихотворение И.А. Бунина «Святогор и Илья»?

  4. Какими главными чертами должны, по мнению М.М. Пришвина, обладать певцы былин?

  5. Каково историческое значение Архангельска для России?

  6. С какой целью С.Г. Писахов решил писать свои сказки от имени мужика-помора – Сени Малины?

  7. Какие особенности жизни поморов описаны Б.В. Шергиным в главе «Детство в Архангельске» из книги «Поморские были и сказания»?

  8. Как образ русской зимы в стихотворении И.С. Никитина «Встреча зимы» связан с образом «гостя незваного»?

  9. Как и почему меняется настроение в стихотворении А.А. Блока «Снег да снег. Всю избу занесло…»?

  10. В чём особенности композиции стихотворения Н.М. Рубцова «Первый снег»?

  11. В чём особенности образа Прадедушки Мороза из сказки Е.Л. Шварца «Два брата»?


Вариант 2

  1. Назовите традиционные для былины художественные приёмы.

  2. Какие качества характеризуют русских былинных богатырей?

  3. Каковы общие черты и различия былины «Илья Муромец и Святогор» и стихотворения И.А. Бунина «Святогор и Илья»?

  4. Почему знакомые М.М. Пришвину с детства былины он стал воспринимать иначе после встречи со сказителем-стариком (по очерку «Певец былин»)?

  5. С какими историческими именами связаны развитие и слава Архангельска?

  6. Признаки каких жанров имеет сказка С.Г. Писахова «Морожены песни»?

  7. Как повлияла на героя-рассказчика главы «Миша Ласкин» из книги Б.В. Шергина «Поморские были и сказания» дружба с Мишей?

  8. В чём особенности жанра стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»?

  9. Каково значение образа снежного «великана» в стихотворении А.А. Блока «Снег да снег. Всю избу занесло…»?

  10. Каким настроением проникнуто стихотворение Н.М. Рубцова «Первый снег»?

  11. Какова главная мысль сказки Е.Л. Шварца «Два брата»?



IV. Подведение итогов урока

Прочитаем список проектов по первому разделу на с. 77. Выберите наиболее понравившийся проект и начните работу над ним.
V. Домашнее задание

Подготовиться к урокам по литературе родного края.

У р о к 13. Урок по вариативной части программы по разделу «Россия – Родина моя»
Цели: воспитывать любовь к родному краю; развивать интерес к краеведению, в том числе литературному; развивать умение искать и находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе в Интернете, умение готовить сообщения и выступать с ними, формулировать и аргументировать своё мнение.

Планируемые результаты: проявлять интерес к краеведению; уметь искать и находить необходимую информацию, готовить сообщения и выступать с ними, формулировать и аргументировать своё мнение.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения проверочной работы
III. Работа по теме уроков

Примерные вопросы для обсуждения

Какие фольклорные произведения характерны для нашего родного края, связаны с ним (предания, народные песни, сказания и т. д.)?

Расскажите, что вы знаете об истории возникновения нашего города (села).

Какие рассказы об истории нашего края вы слышали от своих старших родственников, знакомых?

Как наш родной край отражён в литературных произведениях, в песнях, в живописи?

Какими бывают зимы в наших родных местах? Какие вы знаете зимние традиции, характерные для нашего края?

Какие народные традиции поддерживаются в вашей семье?

Расскажите о посещении вами краеведческого музея. Что нового вы узнали о нашем родном крае?
IV. Подведение итогов урока

Россия – огромная страна, но в каком бы её уголке мы ни оказались, мы знаем: это наша Родина. Здесь говорят на русском языке, понятном всем россиянам, независимо от национальности. На русском языке написаны великие литературные произведения и наши пробы пера. Благодаря русскому языку мы ощущаем единство со всем народом, но редко отдаём себе в этом отчёт. Разве что, оказавшись за границей или в одной из республик России, в другой языковой среде, мы почувствуем дискомфорт, трудности в общении. Но и за рубежом нашей Родины, и, конечно, в республиках нашей страны можно услышать русскую речь. И тогда мы обрадуемся родному языку и поймём, как важно понимать других и быть по́нятым.

V. Домашнее задание

Прочитать статью «Масленица» и материалы рубрики «Историко-культурный комментарий» (с. 78–82).

У р о к 14. Праздник Масленицы в народной культуре
Цели: воспитывать уважение к народным традициям; познакомить с историей празднования Масленицы; показать значение праздника Масленицы в народной культуре, в традиционных русских семьях; развивать навыки монологической речи, описания репродукций, работы в группах.

Планируемые результаты: воспринимать Масленицу как один из любимых народных праздников и как объект искусства; проявлять интерес к произведениям о традициях русского народа; владеть монологической речью; уметь описывать репродукции, работать в группе.

Оборудование: репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», П.Н. Грузинского «Масленица», К.Е. Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»; аудиозаписи масленичных песен; аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы

Мы приступаем ко второй части нашей учебной книги. Этот раздел зелёного цвета, называется он «Русские традиции». Первый подраздел – «Праздники Русского мира».

– Вспомните, что значит выражение «Русский мир». Как вы его понимаете? (Обсуждение.)

2. Беседа о празднике Масленицы

Среди многих праздников русского мира выделяется один из любимых народных праздников – Масленица. У этого праздника есть и другое название – блинная неделя.

– Что нам представляется, когда мы слышим это слово?

– Что символизирует праздник Масленицы?

– Когда отмечается Масленица?

– Что общего между народным праздником Масленицы и Сырной седми́цей? А в чём разница?

– В чём смысл Прощёного воскресенья?
III. Закрепление изученного материала

1. Закрепление терминов

– Что вкладывается в понятие «Вселенская родительская суббота»?

– Что такое Сырная седмица?

– Какое значение имеет для православных Великий пост?

– С Масленицей связаны и дела милосердия. Как вы понимаете слово «милосердие»?

2. Работа с репродукциями

– Задание группам: рассмотрите репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», П.Н. Грузинского «Масленица», К.Е. Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»; иллюстрацию-фотографию «Сожжение чучела Масленицы» (с. 81). Вы-полните их устное описание.