Файл: Урок по вариативной части программы по разделу Россия Родина моя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оборудование: иллюстрации к подразделу «Города земли Русской».
Х о д у р о к а 6
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Обсуждение ответов на вопрос: «Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в сказке „Морожены песни“?».


III. Работа по теме урока

1. Слово учителя с элементами беседы

Познакомимся с ещё одной выдающейся личностью Русского Севера – Борисом Викторовичем Шергиным.

– Что вы узнали о Б.В. Шергине из статьи, помещённой в учебнике?

2. Работа по учебнику

Чтение материалов рубрики «Из первых уст» (с. 37).

Выразительное чтение фрагментов главы «Детство в Архангельске» из книги Б.В. Шергина «Поморские были и сказания»; обсуждение вопросов и заданий 1–3 (с. 40).
IV. Закрепление изученного материала

1. Обсуждение вопросов

– Что вам запомнилось о Б.В. Шергине из воспоминаний писателя и художника Ю.И. Коваля?

– Как вы поняли выражение «веселье сердечное»?

– Какие черты Б.В. Шергина раскрываются в материалах рубрики «Из первых уст» (с. 37)?

– Перескажите фрагмент главы «Детство в Архангельске» с описанием дома, в котором прошло детство рассказчика. В чём особенности этого описания?

2. Работа по учебнику

Уточнение значений слов по материалам рубрики «Работаем со словом». См. с. 30, 31, 32, 33, 34, 38, 40, 43, 44.


V. Подведение итогов урока

Как и Степан Григорьевич Писахов, Борис Викторович Шергин был художником, писателем, фольклористом, исследователем и хранителем народной культуры поморов. Обоими гордятся жители Поморской земли, обоим поставлены памятники в Архангельске. Теперь не только жители Русского Севера, но и мы среди тех, кому открылся разносторонний дар этих замечательных людей.
VI. Домашнее задание

Ответить на вопрос: «Какова роль изобразительно-выразительных средств в главе „Детство в Архангельске“?».

Прочитать главу «Миша Ласкин» из книги Б.В. Шергина «Поморские были и сказания» (с. 40–44).

Составить план главы «Миша Ласкин».

Ответить на вопросы рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 45).
Х о д у р о к а 7
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Обсуждение ответов на вопрос: «Какова роль изобразительно-выразительных средств в главе „Детство в Архангельске“?»

Обсуждение плана главы «Миша Ласкин»

  1. Примерный план

  2. Знакомство рассказчика с Мишей Ласкиным.

  3. История с вёслами от лодки.

  4. Как Миша подружил рассказчика с Васей Ершовым.

  5. Как отец научил рассказчика любить друга «без хитрости».

  6. Как Миша увлекал товарищей своими начинаниями.

  7. Зимние дела и думы друзей, мечта о «лёгкой лодочке».

  8. Задание переписать редкостную книгу.

  9. Решение рассказчика и Васи сделать Мише сюрприз.

  10. Заседание в морском собрании.

  11. Письмо от старого друга.



III. Работа по теме урока

Пересказ эпизодов по плану

Работа по учебнику

Обсуждение вопросов и заданий 1–7 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 45).
IV. Закрепление изученного материала

1. Обсуждение вопросов

– Какие художественные приёмы, использованные Б.В. Шергиным в рассказе «Миша Ласкин», обратили на себя ваше внимание? Почему?

– Что общего вы заметили в творчестве С.Г. Писахова и Б.В. Шергина?

2. Работа с иллюстрациями

– Задание группам: рассмотрите иллюстрации «Титульный лист к статье И.Я. Билибина» (с. 25), «Современный Архангельск» (с. 26), «Памятник С.Г. Писахову» (с. 28), «Па-мятник Сене Малине в Архангельске» (с. 30), «Памятник Б.В. Шергину в Архангельске» (с. 36). Выполните их устное описание.
V. Подведение итогов урока

Творчество С.Г. Писахова и Б.В. Шергина посвящено Русскому Северу, народной культуре поморов – хранителей русской старины. Оба они были поморами, коренными жителями города Архангельска. Оба они горячо любили родные края, любили исконный язык, сказки и старины, завещанные предками.

До сих пор Архангельская область остаётся островком чистого русского языка. Настоящими носителями именно такого языка были сказители Степан Писахов и Борис Шергин.

Архангельском литературном музее постоянно действуют экспозиции, посвящённые жизни и творчеству писателей-северян. Но лучшая память о них – в их книгах.
VI. Домашнее задание

Прочитать статьи «Волшебница-зима» (с. 46–48), «Иван Саввич Никитин» (с. 48, 49).

Ответить на вопросы и выполнить задания 1–4 (с. 48).

Прочитать стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы» (с. 49–52), подготовить его выразительное чтение.

Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение текста И.С. Соколова-Микитова (рубрика «Из первых уст», с. 46); подготовить сообщение о жизни и творчестве И.С. Никитина.

У р о к 8. Волшебница-зима. И.С. Никитин «Встреча зимы»
Цели: развивать представление об изображении зимы в русской литературе, живописи, музыке; воспитывать любовь к родной природе; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, сопоставительного анализа произведений, описания репродукций, работы в группе.

Планируемые результаты: воспринимать образ русской зимы как один из символов нашей страны; проявлять интерес к произведениям о родной природе; уметь выразительно читать, анализировать текст, делать сравнительный анализ произведений, описывать репродукции, работать в группе.



Оборудование: репродукции картин К.Ф. Юона «Волшебница-зима», А.М. Васнецова «Зимний сон» («Зима»), Н.С. Крылова «Зимний пейзаж» («Русская зима»), других картин (демонстрация слайдов); аудиозапись произведения Г.И. Свиридова «Тройка» («Зимняя дорога»).
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение текста И.С. Соколова-Микитова (рубрика «Из первых уст», с. 46).
III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Мы начали урок с замечательного описания русской зимы Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. От этих слов будто повеяло морозцем, свежестью, бодростью и в то же время таинственностью. Жители городов не так часто видят зиму во всей её красе. Разве что бывает возможность оказаться за городом, насладиться тишиной и красотой зимнего леса и заснеженных просторов.

Почувствовать силу, великолепие, очарование русской зимы мы можем, читая стихи и прозу русских писателей и поэтов, слушая музыку русских композиторов, глядя на картины русских художников, вдохновлённых зимней природой.

2. Прослушивание аудиозаписи

– Какие образы возникли у вас при прослушивании музыки Свиридова? Услышали ли вы зимние мотивы? Какие?

3. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов и заданий 1–4 (с. 48).

4. Сообщение ученика о жизни и творчестве И.С. Никитина

5. Работа по учебнику

Выразительное чтение стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы» (с. 49–52).

Обсуждение вопросов рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 52, 53).


IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с репродукциями

– Задание группам: рассмотрите репродукции картин К.Ф. Юона «Волшебница-зима» (с. 46), А.М. Васнецова «Зимний сон» («Зима») (с. 47), Н.С. Крылова «Зимний пейзаж» («Русская зима») (с. 50). Выполните их устное описание.

Выступления и их обсуждение

Обсуждение вопросов и заданий

– Какие картины могли бы стать иллюстрациями к стихотворению «Встреча зимы»?

– Попробуйте создать устные иллюстрации к каждой части стихотворения.
V. Подведение итогов урока

Стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы» трудно отнести к какому-либо определённому жанру. В нём есть и пейзажные зарисовки, и картины народной жизни, и иносказание, и философские размышления, и патриотические мотивы. Смена настроений и интонаций сообщает произведению глубину. Лёгкий ритм, стилизация под народную поэзию, обилие олицетворений, одушевление природы придают стихотворению народный дух, зримый характер, подчёркивают неразрывную связь человека и природы.

VI. Домашнее задание

Найти в стихотворении И.С. Никитина «Встреча зимы» изобразительно-выразительные средства (кроме олицетво-рений), определить их роль.

Прочитать статью «Александр Александрович Блок» (с. 53), стихотворение «Снег да снег. Всю избу занесло…» (с. 54, 55).

Прочитать статью «Николай Михайлович Рубцов» (с. 55, 56), стихотворение «Первый снег» (с. 56, 57).

Индивидуальные задания: подготовить краткие сообщения о жизни и творчестве А.А. Блока, Н.М. Рубцова; подгото-вить выразительное чтение стихотворений этих поэтов.

У р о к 9. А.А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…». Н.М. Рубцов «Первый снег»
Цели: воспитывать любовь к родной природе; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа поэтического текста, сопоставительного анализа произведений, описания репродукций, работы в группе; учить выделять общие черты и различия в текстах на одну тему.

Планируемые результаты: воспринимать образ русской зимы как один из символов нашей страны и как объект искусства; проявлять интерес к произведениям о родной природе; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ произведений, описывать репродукции, работать в группе.

Оборудование: репродукции картин Ф.В. Сычкова «С гор», Пла́стова «Первый снег», других картин (демонстрация слайдов); аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Ученики называют изобразительно-выразительные средства (кроме олицетворений) в стихотворении И.С. Никитина «Встреча зимы», определяют их роль. Обсуждение.
III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Мы продолжаем зимнюю тему в русской поэзии, в рус-ском искусстве. Сегодня послушаем стихотворения А.А. Блока и Н.М. Рубцова, узнаем больше об этих поэтах; постараемся понять явную и раскрыть неявную красоту их произведений. «Зимняя» музыка и репродукции зимних пейзажей тоже будут с нами.

2. Сообщение ученика о жизни и творчестве А.А. Блока

3. Работа по учебнику

Выразительное чтение стихотворения Блока «Снег да снег. Всю избу занесло…».

Обсуждение вопроса, предваряющего стихотворение (с. 53), обсуждение вопросов и выполнение заданий рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 55).

4. Сообщение ученика о жизни и творчестве Н.М. Рубцова


5. Работа по учебнику

Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова «Первый снег».

Обсуждение вопроса, предваряющего стихотворение (с. 56), обсуждение вопросов и выполнение заданий 1–3 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 57).
IV. Закрепление изученного материала

1. Прослушивание аудиозаписи пьесы П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года», демонстрация слайдов с зимними пейзажами русских художников.

– Какие образы возникли у вас при прослушивании музыки Чайковского? Какие зимние мотивы вы услышали?

Работа с репродукциями

– Задание группам: рассмотрите репродукции картин Ф.В. Сычкова «С гор» (с. 54), А.А. Пластова «Первый снег» (с. 57). Выполните их устное описание, свяжите описание со стихотворениями А.А. Блока и Н.М. Рубцова.

Обсуждение вопросов и заданий

– На какие части можно разделить стихотворение А.А. Блока?

– Как вы понимаете последние две строки стихотворения Блока?

– Попробуйте определить роль глаголов в стихотворении Блока.

– Какие картины могли бы стать иллюстрациями к стихотворениям А.А. Блока и Н.М. Рубцова?


V. Подведение итогов урока

Тонкий лирик и психолог, А.А. Блок удивительно точно и зримо отражает в своих произведениях картины природы России, картины народной жизни. Образы детей и стариков согреты вниманием, теплотой, любовью.

Поэзия Н.М. Рубцова обладает искренностью, глубиной, тонко разработанной образной структурой. В творчестве поэта соединились классические и фольклорные традиции, любовь к прошлой и настоящей России. Первый снег в стихотворении Рубцова становится символом чистоты, радости жизни, нежности к Родине.
VI. Домашнее задание

Ответить на вопросы и выполнить задания 4, 5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 57).

Прочитать статью «По мотивам „зимних“ сказок» (с. 58–60), ответить на вопросы и выполнить задания 1–3 (с. 60).

Прочитать статью «Евгений Львович Шварц» (с. 61, 62), сказку «Два брата» (с. 62–76); подготовить краткий пересказ первой части.

У р о к и 10, 11. По мотивам «зимних» сказок. Е.Л. Шварц «Два брата»
Цели: познакомить учеников с творчеством Е.Л. Шварца; показать особенности его сказок; раскрыть идею сказки «Два брата»; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, сопоставительного анализа произведений, описания репродукций; учить выделять общие черты и различия в текстах на одну тему.

Планируемые результаты: