Файл: Урок по вариативной части программы по разделу Россия Родина моя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение стихотворений П.А. Синявского (эпиграф к разделу); А.К. Журавлёва, А.Е. Ванеева (с. 109).


У р о к 18. «Всюду родимую Русь узнаю…» В.А. Рождественский «Русская природа»
Цели: воспитывать бережное и уважительное отношение к Родине, к родной природе, к родному дому; показать особое значение образов родного дома, родной природы в русской культуре; показать, как раскрывается тема родной природы в стихотворении В.А. Рождественского и в стихотворениях А.К. Журавлёва и А.Е. Ванеева; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа поэтического текста, сопоставительного анализа произведений, описания произведений живописи, работы в группе; учить выделять общие черты и различия в текстах на одну тему.

Планируемые результаты: понимать значение родной природы в жизни человека; проявлять интерес к произведениям о

родной природе; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ произведений, описывать произведения живописи, работать в группе.

Оборудование: репродукции картин З.Е. Серебряковой «За обедом» («За завтраком»), В.Д. Поленова «Московский дворик», «Бабушкин сад»; географическая карта России.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Устное описание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Московский трактир»; обсуждение выступлений.

Представление иллюстраций к одному из изученных произведений на тему Масленицы и своих рисунков; обсуждение.
III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Мы закончили изучение темы «Праздники Русского мира»: узнали новое о празднике Масленицы, познакомились с серьёзными и весёлыми произведениями, навеянными этим праздником. А сейчас начинаем изучать подраздел, который называется «Тепло родного дома». Речь пойдёт о том, что каждому из нас дорого: о Родине, родном доме, родной природе. Эти темы близки, пожалуй, всем русским писателям, художникам, которые выражают в своих литературных и живописных произведениях то, что мы и сами чувствуем.

2. Работа по учебнику

Выразительное чтение стихотворения П.А. Синявского (эпиграф к разделу).

Обсуждение вопросов и выполнение заданий 1–4 (с. 105).

3. Слово учителя о В.А. Рождественском

Стоит добавить несколько штрихов к биографии В.А. Рождественского.



В годы Великой Отечественной войны Всеволод Александрович был фронтовым корреспондентом, сотрудничал в армейских газетах, воевал на Ленинградском, Волховском, Карельском фронтах за освобождение родного города, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, награждён боевыми наградами.

Поэт, литератор Всеволод Рождественский не пропустил ни одного события в жизни своей страны, был действующим лицом и неравнодушным участником всего, что выпало на долю её народа. И при этом остался в памяти всех, кто с ним близко общался и знал его, как поэт «солнечный, радостный и удивительно разумный. Никакие шум, грохот и грозы новой эпохи не смогли поколебать его чисто пушкинское жизнелюбие, органичность, чувствование большого времени, рядом с которым все войны и революции – маленькие частности, подобные пыли на арфе Орфея».

4. Работа по учебнику

Выразительное чтение стихотворения В.А. Рождественского «Русская природа».

Обсуждение вопросов к стихотворению (с. 107).


IV. Закрепление изученного материала

1. Обсуждение вопросов

– Что вы узнали о жизни и творчестве В.А. Рождественского из материалов учебника, из урока? На какие факты его биографии вы обратили особое внимание?

2. Работа с репродукциями

– Задание группам: рассмотрите репродукции картин З.Е. Серебряковой «За обедом» («За завтраком») (с. 102), В.Д. Поленова «Московский дворик» (с. 103), «Бабушкин сад» (с. 104). Выполните их устное описание.

3. Работа по учебнику

Чтение материалов рубрики «Диалог культур» (с. 109).

Выразительное чтение стихотворений, обсуждение вопросов к ним.
V. Подведение итогов урока

Поклонники, почитатели В.А. Рождественского считают, что три четверти века писать щедрые на радость стихи, находясь часто в безвыходном мраке, – это более чем подвиг. Близкие поэту люди вспоминают, что последние годы, уже прикованный к «креслу на колёсиках», он продолжал удивляться жизни и писал стихи до последнего дня. Его последнее недописанное стихотворение было о малыше, для которого мир раскрыт, как увлекательная книга. По существу, всеми своими стихами он только и делал, что «звал смотреть, слушать, удивляться тому, что дарит нам жизнь».


Любовь к родной природе пронизывает стихотворение В.А. Рождественского и стихотворения поэтов Республики Коми – А.К. Журавлёва и А.Е. Ванеева. Это наша общая родина, общая земля, и любовь к ней – наше общее чувство.
VI. Домашнее задание

Выполнить задание 5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 108).

Прочитать статью «Константин Георгиевич Паустовский» (с. 110, 111).

Прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Заботливый цветок» (с. 111–115); ответить на вопрос к рассказу (с. 111).

У р о к 19. Заботливое и внимательное отношение к природе. К.Г. Паустовский «Заботливый цветок»
Цели: дополнить представления о творчестве К.Г. Паустовского; развить представления об особенностях жанра рассказа; воспитывать заботливое и внимательное отношение к природе; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, монологической речи, работы в группах.

Планируемые результаты: знать особенности творчества Паустовского; понимать важность знаний о жизни природы; владеть элементами анализа произведения; уметь выразительно читать текст, работать в группах.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского; издания его произведений.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть стихотворения В.А. Рождественского «Русская природа».

Представление иллюстраций к стихотворению; обсуждение.
III. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Мы снова обращаемся к творчеству Константина Георгиевича Паустовского, знакомого вам писателя, чьё творчество считается образцом пейзажной и лирической прозы. Он был великолепным мастером описания природы. В его произведениях пейзаж не просто фон, на котором разворачиваются события, он, скорее, служит материалом для раскрытия характера персонажей. Через описание природы Паустовский показывает психологическое состояние своих героев. О мировом признании Паустовского достаточно сказать, что его произведения переведены на многие языки мира, он четырежды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

2. Актуализация знаний

– Вспомните знакомые вам произведения К.Г. Паустовского. (Сказки «Стальное колечко», «Растрёпанный воробей», «Барсучий нос», «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Артельные мужички», «Квакша», а в прошлом году в курсе родной русской литературы изучались сказки «Дремучий медведь» и «Похождения жука-носорога».)


3. Работа по учебнику

Обсуждение вопроса к рассказу (с. 111); обмен первыми впечатлениями.

Обсуждение вопросов 1–3, 5 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 115, 116).


IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Обсуждение вопроса 6 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 116).

Выразительное чтение фрагментов рассказа.

– Прочитаем по ролям диалоги, описание кипрея.

2. Обсуждение дополнительных вопросов

– По каким признакам можно судить о времени написания рассказа?

– Почему мальчики боялись, что повествователь расскажет Анне Петровне «про козу»?

– Какое значение имеет то, что сотрудники лесничества привлекали ребят для сбора лесных шишек из беличьих запасов?
V. Подведение итогов урока

Закончим урок словами К.Г. Паустовского: «Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. В детстве всё было другим. Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и всё нам казалось гораздо более ярким. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни».
VI. Домашнее задание

Выполнить задание 4 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 115).

Прочитать статью «Юрий Васильевич Бондарев» (с. 116).

Прочитать миниатюру «Тот день» (с. 117), рассказ «Поздним вечером» (с. 117–124); выполнить задания и ответить на вопросы на с. 117.

У р о к 20. Значение семейных отношений. Ю.В. Бондарев «Поздним вечером»
Цели: кратко рассказать о жизни и творчестве Ю.В. Бондарева; показать, какие проблемы поднимаются в рассказе Бондарева «Поздним вечером»; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста, сопоставительного анализа произведений, описания произведений живописи, работы в группе; учить выделять общие черты и различия в текстах на одну тему.

Планируемые результаты: понимать значение семейных отношений, родного дома в жизни человека; уметь вдумчиво, выразительно читать и анализировать текст, делать сравнительный анализ произведений, описывать произведения живописи, работать в группе.

Оборудование: портрет Ю.В. Бондарева; репродукция картины Ю.Ю. Клевера «Пурга надвигается».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания