Файл: Терроризм на территории рф и борьба с ним.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо эсеров тактику террора использовали и другие политические организации: анархисты, националисты, социал-демократы. Но по большей части эсеры были организацией, которая опиралась исключительно на террористическую тактику.

Первая русская революция (1905-1907) послужила мощным толчком для терроризма. С октября 1905 года по конец 1907 года 4500 правительственных чиновников были убиты и ранены в различной степени, 2180 были убиты и 2530 получили ранения. В 1907 году на этом месте было зафиксировано около 18 ежедневных жертв. С января 1908 по май 1910 года было зарегистрировано 19 957 террористических актов и грабежей. В это неспокойное время гибли полицейские, взрывались дома. Да, можно сказать, что" под шумок", прикрываясь революцией и терактами, многие люди грабили дома, поезда и пароходы ради личной выгоды, причем не профессиональные террористы, а сотни и тысячи тех, кто был захвачен революционным движением и жаждой наживы. Только практика военно-полевых судов, введенная премьер-министром Столыпиным, смогла остановить этот беспредел. В ответ на это в 1906 году эсеры-максималисты взорвали дачу Столыпина. В результате погибли 27 человек, а дети премьер - министра получили ранения. Ситуация более или менее стабилизировалась только в 1910 году.

Дело Азефа занимает особое место в истории российского терроризма. Евно Азеф (1869-1918) - сын еврейского портного, предложил свои услуги департаменту полиции в 1892 году, будучи студентом Политехнического института в Германии. Вернувшись в Россию в 1899 году, он установил связи с террористическими группами и вскоре стал видной фигурой в социалистическом революционном движении. По заданию Министерства внутренних дел под руководством Плеве он проник в руководящие структуры партии, завоевал доверие членов партии, став в 1903 году руководителем Боевой организации эсеров. До середины 1908 года Азеф сотрудничал с полицией. Летом 1908 года Азеф был разоблачен Владимиром Бурцевым, которому удалось представить доказательства фактов работы Азефа на тайную полицию. В результате было проведено внутрипартийное расследование, в ходе которого Азеф был объявлен провокатором. Но, тем не менее, деятельность Азефа сыграла довольно большую роль. Хотя бы тем, что она нанесла непоправимый ущерб партии социалистов-революционеров.

Одновременно с эсеровским движением в анархистской партии развивался террор.

Что касается социал-демократов, то они не приняли террора в большинстве. Большевики, прежде всего их вождь В. И. Ленин, отвергли терроризм как ошибочную, бесперспективную тактику с точки зрения задачи осуществления социальной революции в России. Однако практические большевики переняли практику экспроприации, а по – другому-захвата, в целях революции. Тем не менее во время революции большевистская партия создала Боевые отряды. В 1905 году Леонид Красин создал Военно-техническую группу при ЦК РСДРП. Помимо экспроприации собственности, физического уничтожения информаторов еще практиковался и террор против сторонников" черной сотни", было также минирование железных дорог. Большевики несут ответственность за убийство грузинского писателя и общественного деятеля Ильи Чавчавадзе (август 1907 года). Партию можно было назвать самой "воровской" того времени. Видимо, из-за отсутствия финансовой поддержки пришлось запастись средствами на "светлое будущее". Экспроприация была на первом месте. Самым печально известным актом был "Тифлисский экс" 12 июня 1907 года, когда большевики взорвали два почтовых вагона с деньгами и увезли 250 000 рублей на нужды" большевистского центра " за границу.


В 1910-е годы российское общество стабилизировалось. Последним крупным делом в истории дореволюционного терроризма стало убийство премьер-министра Петра Столыпина в Киевском оперном театре, на глазах у царя и 92 чекистов.

Февральская революция и большевистский переворот (1917) ознаменовали новый этап в истории русского терроризма. На пути к власти большевики столкнулись с противодействием широкой коалиции политических и общественных сил. Враги советской власти, конечно, обратились к ранее неприемлемой тактике террора. Они опирались на полувековую традицию, кадры профессионалов и устоявшиеся структуры терроризма. Но потом оказалось, что терроризм эффективен только в обществе, которое идет по пути либерализации. Тоталитарный режим, напротив, противопоставляет разрозненному терроризму антиправительственных сил систематический и сокрушительный государственный террор.

Среди террористических актов эпохи Гражданской войны значительными были убийство германского посла графа Мирбаха (1918), убийство видных коммунистов Урицкого (1918) и Загорского (1919). В 1918 году на Ленина было совершено покушение. В 1918-1919 годах-несколько взрывов в общественных местах. Таким образом, так называемый Красный террор в считанные годы уничтожил антисоветское подполье. Террористическое движение потеряло и кадры, и поддержку в обществе. Критика правительства и сочувствие террористам оказались роскошью, доступной человеку, живущему в более-менее свободном обществе. Кроме того, в процессе борьбы за власть и собственную жизнь коммунистический режим создал мощную и хорошо продуманную систему защиты высших должностных лиц государства. Теракты против лидеров стали практически невозможны.

После окончания Гражданской войны активисты эмиграции пытались совершать террористические акты против советских представителей за рубежом. Например, убийство советского дипломатического курьера Теодора Нетте в Латвии (1926) и полпреда Петра Войкова в Польше (1927). Советские спецслужбы тоже решили эту проблему. Антисоветские движения насыщались выходцами из Москвы, непримиримые активисты уничтожались. К концу 1930-х годов большая часть эмиграции была взята под контроль. Громкое дело середины 1930-х годов, послужившее сигналом к развертыванию волны репрессий-убийство Кирова (1934) – по одной из версий – псевдонападение, организованное спецслужбами СССР.

После войны на территории Прибалтики и Западной Украины возникли два локальных очага терроризма. Партизанские движения, действовавшие в Прибалтике и Западной Украине, совершали террористические акты как против представителей советской власти, так и против советских активистов из числа местных жителей. К началу 1950-х годов все антисоветские движения, практиковавшие террористические методы, были ликвидированы. Терроризм и его понятие надолго исчезают из жизни советского общества. Хотя, не исключено, что есть случаи теракта, которые просто не получили огласки.


Редкие единичные теракты стали достоянием общественности только с конца 1960-х годов. В 1969 году армейский лейтенант пытался убить Леонида Брежнева, выстрелив из пистолета в открытую машину. Позже террорист был объявлен психически больным. В 1977 году трое армянских сепаратистов взорвали самодельную бомбу в московском метро. В 1970-х годах было несколько попыток угнать самолет в Израиль. Во время перестройки произошло несколько терактов.

1991 год считается началом новой истории. Крах советской системы создал качественно новую реальность. Политическая система пошатнулась – появилась благоприятная почва для волнений. Согласно Конституции, Российская Федерация - демократическое правовое государство. Современное российское общество неизмеримо свободнее советского. Иными словами, демократическая Россия (как и любое демократическое современное свободное общество) стала потенциальной мишенью терроризма.

Теракты начались во второй половине 1990-х годов. Их началу способствовали ослабление государственных институтов, экономический кризис, формирование черного рынка оружия и взрывчатых веществ, взрывной рост криминального насилия (так называемые "разборки", заказные убийства), неконтролируемые миграционные потоки, война в Чечне и другие факторы. Терроризм вернулся в словарь русского народа. И вернулся он еще страшнее, чем уходил. Если во времена революции она была направлена только на власть, на изменение политического строя, то теперь она приобрела черты бандитизма.

Отдельные теракты совершаются небольшими группами радикально-коммунистической направленности. Например, взрыв памятника Николаю II под Москвой (1998), ночной взрыв в приемной ФСБ в Москве (1999), минирование памятника Петру I в Москве. Все эти действия прошли без человеческих жертв.

Неизмеримо серьезнее была серия террористических актов, связанных с войной в Чечне. Эти акты носили множество оттенков – от политических до религиозно-националистических. Все они сопровождались жертвоприношениями и радикальными требованиями. Эти нападения включали взрывы домов, взрывы на улицах и рынках, захват общественных зданий и захват заложников. Теракты происходят в Дагестане, Волгодонске, Москве. Чеченский терроризм отличался своей организованностью, хорошей финансовой и организационно - технической поддержкой.


Многие до сих пор помнят захват роддома в Буденовске террористической группировкой во главе с Шамилем Басевым летом 1995 года. Атака закончилась переговорами и возвращением террористов на территорию, не контролируемую российской армией. Аналогичный захват театрального центра на Дубровке в Москве отрядом под руководством Мовсара Бараева осенью 2002 года закончился штурмом, уничтожением террористов и освобождением заложников. К сожалению, обойтись без жертв не удалось.

Сегодня можно услышать об убийствах региональных руководителей или их помощников. Сегодня это явление называют сложным сочетанием "политических игр". Следует отметить, что термин "терроризм" используется как можно реже. Впрочем, никаким другим словом нельзя назвать убийство людей в супермаркете вместе с полицейскими, начальниками ОВД "Царицыно". Что самое страшное, от людей в масках с автоматами понятно, чего ждать, а чего ждать от собственных граждан, терзаемых экономической нестабильностью-непонятно. И это самое худшее. Конечно, кто-то скажет, что это все-таки "политическая игра". Но люди умирали. А это значит, что те, кто у власти, ради красивого жеста пренебрегают жизнью собственных граждан, граждан, которые доверяли им выражать свою волю, давали им право управлять страной, доверяли им.

Многие до сих пор помнят захват роддома в Буденовске террористической группировкой во главе с Шамилем Басевым летом 1995 года. Атака закончилась переговорами и возвращением террористов на территорию, не контролируемую российской армией. Аналогичный захват театрального центра на Дубровке в Москве отрядом под руководством Мовсара Бараева осенью 2002 года закончился штурмом, уничтожением террористов и освобождением заложников. К сожалению, обойтись без жертв не удалось.

Сегодня можно услышать об убийствах региональных руководителей или их помощников. Сегодня это явление называют сложным сочетанием "политических игр". Следует отметить, что термин "терроризм" используется как можно реже. Впрочем, никаким другим словом нельзя назвать убийство людей в супермаркете вместе с полицейскими, начальниками ОВД "Царицыно". Что самое страшное, от людей в масках с автоматами понятно, чего ждать, а чего ждать от собственных граждан, терзаемых экономической нестабильностью-непонятно. И это самое худшее. Конечно, кто-то скажет, что это все-таки "политическая игра". Но люди умирали. А это значит, что те, кто у власти, ради красивого жеста пренебрегают жизнью собственных граждан, граждан, которые доверяли им выражать свою волю, давали им право управлять страной, доверяли им.


Многие скажут, что сегодня трудное время для всех, как раз время для самовыражения, для оспаривания своих прав, мировой кризис во многом вносит элементы анархии в массовое сознание.

Необходимо поддерживать твердость политической системы, твердость сознания и гражданского порядка, чтобы не допустить господства террористических настроений.

"Глубинным эффектом терроризма является трансформация принципов либерализма. Террористы подталкивают объекты террора к отказу от либеральных ценностей, гражданских прав и свобод. Они толкают правительство на путь тотального контроля, они стремятся разрушить структуры гражданского общества. Терроризм легко победить его собственным оружием. Государственный террор сметает структуры терроризма. Однако этот путь борьбы с терроризмом закрыт. Задача состоит в том, чтобы уничтожить терроризм, не жертвуя основными принципами либеральной цивилизации.

Современный международный терроризм-еще один исторический вызов либеральной цивилизации. Все мы не только свидетели, но и участники этой драмы".

Заключение

Терроризм - это форма социального конфликта. Она возникла тогда, когда сформировались необходимые для этого предпосылки, порожденные самим обществом, и стала существенным фактором в истории человечества. Терроризм можно назвать определенной формой обратной связи между обществом и властью, имущими и неимущими, большинством и меньшинством. Но это радикальная форма, иногда принимающая различные оттенки, но, безусловно, порождающая трагедию. Наряду с историей терроризма в других странах, можно сказать, что он сыграл определенную роль в эволюции европейской культуры. Терроризм-неотъемлемый спутник революции - стал причиной сегодняшней ситуации. Именно его методы привели нас к тому, что мы имеем сегодня, создали образ страны, в которой мы живем. Терроризм-это крайняя форма протеста, когда у вопрошающих нет других путей к власти, к достижению своих целей. Да, это безнравственно и безнравственно. Но многие живут сегодня, следуя словам Макиавелли: "Цель оправдывает средства." Развитие нравственного сознания, утверждение либеральных ценностей делает сегодня невозможным прибегать к террору по моральным соображениям. Есть такое понятие, как мировой терроризм, и мировое сообщество, со своей стороны, приняло не одну конвенцию по борьбе с ним, создало не одну структуру, которая может решить этот вопрос. Можно сказать, что эволюция общества сегодня является потомком революционных и радикальных движений, но как бы стыдясь этого, оно стремится искоренить терроризм с территории стран европейской культуры.