Файл: Под редакцией П. А. Николаева Издание второе, исправленное и дополненное.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.О ПЕРЕСТРОЙКЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б) ОТ 23 АПРЕЛЯ 1932 г.
1. ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций, в области литературы и искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАПМ и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП (б) постановляет:
-
ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП); -
объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем; -
провести аналогичное изменение по линии других видов искусства; -
поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.
О ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКЕ.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС 21 ЯНВАРЯ 1972 ГОДА
ЦК КПСС принял постановление «О литературно- художественной критике». В нем отмечается, что партийные комитеты, учреждения культуры, творческие союзы, органы печати направляют активные усилия на реализацию указаний XXIV съезда КПСС о повышении уровня литературно-художественной критики. Задачи критики обсуждены на съездах, пленумах, собраниях художественной интеллигенции. Больше стало публиковаться содержательных статей, проникнутых заботой о дальнейшем развитии искусства социалистического реализма.
Вместе с тем в постановлении ЦК КПСС указывается, что состояние критики пока не отвечает в полной мере требованиям, которые определяются возрастающей ролью художественной культуры в коммунистическом строительстве. Недостаточно глубоко анализируются процессы развития советской литературы и искусства, взаимообогащения и сближения культур социалистических наций. Многие статьи, обзоры, рецензии носят поверхностный характер, отличаются невысоким философским и эстетическим уровнем, свидетельствуют о неумении соотносить явления искусства с жизнью. До сих пор в критике проявляются примиренческое отношение к идейному и художественному браку, субъективизм, приятельские и групповые пристрастия. Иногда публикуются и такие материалы, в которых дается неверная картина истории советского и дореволюционного искусства, предвзято оцениваются отдельные художники и произведения. Критика все еще недостаточно активна и последовательна в утверждении революционных, гуманистических идеалов искусства социалистического реализма, в разоблачении реакционной сущности буржуазной «массовой культуры» и декадентских течений, в борьбе с различного рода немарксистскими взглядами на литературу и искусство, ревизионистскими эстетическими концепциями.Партийные комитеты, министерства и ведомства, творческие союзы еще не обеспечивают должного контроля за критико-библиографической деятельностью подведомственных органов печати, издательств, соответствующих редакций телевидения и радио, слабо используют средства массовой информации для целенаправленного идейно-эстетического воспитания трудящихся, для пропаганды лучших достижений многонационального советского искусства.
(...)
Долг критики, подчеркивается в постановлении, глубоко анализировать явления, тенденции и закономерности современного художественного процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии. Литературно-художественная критика призвана способствовать расширению идейного кругозора художника и совершенствованию его мастерства. Развивая традиции марксистско-ленинской эстетики, советская литературно-художественная критика должна сочетать точность идейных оценок, глубину социального анализа с эстетической взыскательностью, бережным отношением к таланту, к плодотворным творческим поискам.
(...)
Важной задачей партийных комитетов, говорится в постановлении ЦК КПСС, является усиление помощи министерствам и ведомствам, творческим союзам, органам печати, телевидения и радио в деле воспитания, подбора и расстановки кадров критиков, укрепление связи критиков с практикой коммунистического строительства, совершенствование их марксистско-ленинской теоретической подготовки.
ПРОГРАММА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА: НОВАЯ РЕДАКЦИЯ (1986)
(...)
Создание подлинно народной многонациональной советской культуры, завоевавшей международное признание, — историческое достижение нашего строя. Истоки ее могучего влияния — в верности правде жизни, идеалам социализма и коммунизма, гуманизме и оптимизме, тесной связи с народом.
КПСС придает большое значение более полному и глубокому освоению трудящимися массами богатств духовной и материальной культуры, активному приобщению их к художественному творчеству. Последовательно руководствуясь ленинскими принципами культурного строительства, партия будет заботиться об эстетическом воспитании трудящихся, подрастающих поколений на лучших образцах отечественной и мировой художественно
й
культуры. Эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт.
Сфера культуры призвана удовлетворять возрастающие запросы различных категорий населения, обеспечивать необходимые возможности для самодеятельного художественного творчества народа, развивать способности, обогащать социалистический образ жизни, формировать здоровые потребности и высокие эстетические вкусы. Непременное условие успешного решения этих задач партия видит в постоянном совершенствовании содержания и методов культурно-просветительной работы, укреплении ее материальной базы, в интенсивном культурном строительстве на селе и во вновь осваиваемых районах.
Партия будет всемерно способствовать повышению роли литературы и искусства. Они призваны служить интересам народа, делу коммунизма, источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, активно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию.
Главная линия в развитии литературы и искусства — укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение социалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед.
Искусство социалистического реализма основано на принципах народности и партийности. Оно сочетает смелое новаторство в правдивом художественном воспроизведении жизни с использованием и развитием всех прогрессивных традиций отечественной и мировой культуры. Перед деятелями литературы и искусства — широкий простор для действительно свободного творчества, повышения мастерства, дальнейшего развития многообразных реалистических форм, стилей и жанров. По мере роста культурного уровня народа усиливается влияние искусства на жизнь общества, его морально- психологический климат. Это повышает ответственность мастеров культуры за идейную направленность творчества, художественную силу воздействия их произведений.
65
КПСС бережно, уважительно относится к таланту, к художественному поиску. В то же время она всегда боролась и будет бороться, опираясь на творческие союзы, общественное мнение, на марксистско-ленинскую художественную критику, против проявлений безыдейности и мировоззренческой всеядности, эстетической серости.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 34
3—31
0
Советская культура помогает взаимопониманию и сближению народов, активно участвуют в борьбе против империализма, реакции и войны. Воплощая идейное богатство и многообразие духовной жизни социалистического общества, его реальный гуманизм, она обогащает мировую культуру, все полнее проявляет себя как могучий фактор духовного прогресса человечества, как прообраз грядущей культуры коммунизма. (...)
ГЛАВА 2
СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ
В специфике искусства, начиная с «Поэтического искусства» Аристотеля10, неизменно подчеркивались как образное воспроизведение действительности («подражание»), так и заключенное в художественных образах обобщение, достигаемое путем творческого претворения, пересоздания действительности. Творческая природа искусства получила глубокое, хотя и идеалистическое истолкование в «Лекциях по эстетике» Г. В. Ф. Гегеля, отрывок из которой, посвященный процессу «идеализации», «очищения» внешней реальности в искусстве (по сути — типизации), открывает данный раздел. Идеалистические основы гегелевского учения о прекрасном в искусстве стали впоследствии объектом критики в материалистической эстетике Н. Г. Чернышевского. В. Г. Белинский видит своеобразие искусства, его отличие от науки в образной форме, в «способе обрабатывать данное содержание» («Взгляд на русскую литературу 1847 года»), подчеркивает связь искусства с жизнью общества. Работы Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, развивая мысли В. Г. Белинского об образности искусства и его общественном значении, одновременно вносят новые моменты в понимание специфики искусства, прежде всего его содержания. Определение Н. Г. Чернышевским задач искусства — «воспроизведение» жизни, ее «обьяснение» и «вынесение приговора» изображаемым явлениям («Эстетические отношения искусства к действительности») подчеркивало, что идейность является неотъемлемым свойством искусства, объясняющим его роль «учебника жизни». Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» предъявляет к идейному содержанию искусства требование народности. В учении Н. А. Добролюбова о «миросозерцании» («Темное царство») показана сложность мировоззрения писателя, возможность противоречий между теоретическим мышлением и «миросозерцанием». Н. А. Добролюбов видит своеобразие искусства не только в его образной форме, но и в особом источнике его содержания — в «миросозерцании» художника.
Решение вопроса о специфике искусства всегда определялось развитием научной методологии. Как своеобразная форма познания жизни, как вид идеологии искусство научно определено в работах К. Маркса
,
Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. первую главу). В приводимых текстах из работ Г. В. Плеханова показана зависимость искусства в его различных художественных формах, в том числе жанровых, от социально- исторических обстоятельств, подчеркнута отрицательная роль ложных идей в искусстве, выявлены социально-идейные истоки теорий «искусства для искусства». Творческая специфика искусства, проявляющаяся в типизации, рассматривается А. В. Луначарским («Маркс об искусстве») и М. Горьким («О том, как я учился писать»),
В работах советских ученых, отрывки из которых включены в данный раздел, при единстве исходных методологических посылок, есть разногласия в трактовке специфики искусства. Так, А. И. Буров находит эту специфику не в форме, а в содержании, справедливо полагая, что концепция «формальной» специфики искусства может оправдать его иллюстративный характер. Он предлагает видеть специфику искусства прежде всего в его предмете и считает таковым человека в его социальной сущности. Однако исследователь неточен, когда отождествляет предмет искусства с его содержанием. Г. Н. Поспелов различает эти понятия и, также связывая специфику искусства с его содержанием, подчеркивает в последнем активность процесса познания, ибо в нем выражена общественная позиция художника. Из специфики содержания искусства Г. Н. Поспелов выводит основные особенности художественного творчества, рассматривая образную форму в ее функции выражения идейного содержания.
С пониманием специфики искусства непосредственно связана методология и методика литературоведения, принципы изучения литературы. Подчеркивая как общую методологическую основу советского литературоведения марксистско-ленинское учение об обществе, различных формах общественного сознания, ученые разрабатывают частную методологию науки о литературе. В приводимом отрывке из книги А. С. Бушмина «Наука о литературе» дана общая характеристика литературоведения как системы наук. Несостоятельность методологических позиций современного буржуазного литературоведения вскрывается Г. М. Фридлендером, который противопоставляет историзм марксистского литературоведения, исходящий из признания сложного единства мировой культуры и преемственности в ее развитии, эстетическому релятивизму, господствующему в настоящее время в западной науке.
Г. В. Ф. ГЕГЕЛЬ ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ
(Прочитаны в 1817 и 1819 гг. и в 1820—1821 гг.)
(...)
(...) Хотя истинное обладает существованием и истиной лишь в своем раскрытии во внешней реальности, оно в такой степени способно слить воедино внеположности этой последней и удерживать их в этом единстве, что в каждой части внешней реальности выступает эта душа, целое.
67
Поясним это на примере человеческой фигуры. Как мы уже видели, она представляет собой совокупность орга-3*