Файл: Под редакцией П. А. Николаева Издание второе, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.О ПЕРЕСТРОЙКЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б) ОТ 23 АПРЕЛЯ 1932 г.

1. ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качествен­ный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, осо­бенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры проле­тарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций, в области литературы и искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.

В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАПМ и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественно­го творчества. Это обстоятельство создает опасность пре­вращения этих организаций из средства наибольшей моби­лизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирова­ния кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строи­тельству.

Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.

Исходя из этого, ЦК ВКП (б) постановляет:

    1. ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);

    2. объединить всех писателей, поддерживающих плат­форму Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз совет­ских писателей с коммунистической фракцией в нем;

    3. провести аналогичное изменение по линии других видов искусства;

    4. поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.

О ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКЕ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС 21 ЯНВАРЯ 1972 ГОДА

ЦК КПСС принял постановление «О литературно- художественной критике». В нем отмечается, что партий­ные комитеты, учреждения культуры, творческие союзы, органы печати направляют активные усилия на реализа­цию указаний XXIV съезда КПСС о повышении уровня литературно-художественной критики. Задачи критики об­суждены на съездах, пленумах, собраниях художествен­ной интеллигенции. Больше стало публиковаться содержа­тельных статей, проникнутых заботой о дальнейшем развитии искусства социалистического реализма.


Вместе с тем в постановлении ЦК КПСС указывается, что состояние критики пока не отвечает в полной мере требованиям, которые определяются возрастающей ролью художественной культуры в коммунистическом строи­тельстве. Недостаточно глубоко анализируются процессы развития советской литературы и искусства, взаимо­обогащения и сближения культур социалистических на­ций. Многие статьи, обзоры, рецензии носят поверхност­ный характер, отличаются невысоким философским и эстетическим уровнем, свидетельствуют о неумении соотносить явления искусства с жизнью. До сих пор в критике проявляются примиренческое отношение к идей­ному и художественному браку, субъективизм, приятель­ские и групповые пристрастия. Иногда публикуются и такие материалы, в которых дается неверная картина истории советского и дореволюционного искусства, пред­взято оцениваются отдельные художники и произведения. Критика все еще недостаточно активна и последовательна в утверждении революционных, гуманистических идеалов искусства социалистического реализма, в разоблачении реакционной сущности буржуазной «массовой культуры» и декадентских течений, в борьбе с различного рода немарксистскими взглядами на литературу и искусство, ревизионистскими эстетическими концепциями.Партийные комитеты, министерства и ведомства, творческие союзы еще не обеспечивают должного контро­ля за критико-библиографической деятельностью под­ведомственных органов печати, издательств, соответст­вующих редакций телевидения и радио, слабо используют средства массовой информации для целенаправленного идейно-эстетического воспитания трудящихся, для про­паганды лучших достижений многонационального совет­ского искусства.

(...)

Долг критики, подчеркивается в постановлении, глубо­ко анализировать явления, тенденции и закономерности современного художественного процесса, всемерно содей­ствовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно высту­пать против буржуазной идеологии. Литературно-худо­жественная критика призвана способствовать расширению идейного кругозора художника и совершенствованию его мастерства. Развивая традиции марксистско-ленинской эстетики, советская литературно-художественная критика должна сочетать точность идейных оценок, глубину соци­ального анализа с эстетической взыскательностью, береж­ным отношением к таланту, к плодотворным творческим поискам.

(...)

Важной задачей партийных комитетов, говорится в постановлении ЦК КПСС, является усиление помощи министерствам и ведомствам, творческим союзам, органам печати, телевидения и радио в деле воспитания, подбора и расстановки кадров критиков, укрепление связи критиков с практикой коммунистического строительства, совершен­ствование их марксистско-ленинской теоретической под­готовки.

ПРОГРАММА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА: НОВАЯ РЕДАКЦИЯ (1986)

(...)

Создание подлинно народной многонациональной со­ветской культуры, завоевавшей международное призна­ние, — историческое достижение нашего строя. Истоки ее могучего влияния — в верности правде жизни, идеалам социализма и коммунизма, гуманизме и оптимизме, тесной связи с народом.

КПСС придает большое значение более полному и глу­бокому освоению трудящимися массами богатств духов­ной и материальной культуры, активному приобщению их к художественному творчеству. Последовательно руко­водствуясь ленинскими принципами культурного строи­тельства, партия будет заботиться об эстетическом воспитании трудящихся, подрастающих поколений на луч­ших образцах отечественной и мировой художественно


й

культуры. Эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт.

Сфера культуры призвана удовлетворять возрастающие запросы различных категорий населения, обеспечивать необходимые возможности для самодеятельного художест­венного творчества народа, развивать способности, обогащать социалистический образ жизни, формировать здоровые потребности и высокие эстетические вкусы. Непременное условие успешного решения этих задач партия видит в постоянном совершенствовании содержа­ния и методов культурно-просветительной работы, укреп­лении ее материальной базы, в интенсивном культурном строительстве на селе и во вновь осваиваемых районах.

Партия будет всемерно способствовать повышению роли литературы и искусства. Они призваны служить интересам народа, делу коммунизма, источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, активно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию.

Главная линия в развитии литературы и искусства — укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высоко­художественное отображение социалистической действи­тельности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед.

Искусство социалистического реализма основано на принципах народности и партийности. Оно сочетает смелое новаторство в правдивом художественном вос­произведении жизни с использованием и развитием всех прогрессивных традиций отечественной и мировой культуры. Перед деятелями литературы и искусства — широкий простор для действительно свободного твор­чества, повышения мастерства, дальнейшего развития многообразных реалистических форм, стилей и жанров. По мере роста культурного уровня народа усиливается влияние искусства на жизнь общества, его морально- психологический климат. Это повышает ответственность мастеров культуры за идейную направленность творчества, художественную силу воздействия их произведений.


65

КПСС бережно, уважительно относится к таланту, к художественному поиску. В то же время она всегда боролась и будет бороться, опираясь на творческие союзы, общественное мнение, на марксистско-ленинскую художественную критику, против проявлений безыдейнос­ти и мировоззренческой всеядности, эстетической серости.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

3—31

0
Советская культура помогает взаимопониманию и сближению народов, активно участвуют в борьбе против империализма, реакции и войны. Воплощая идейное богатство и многообразие духовной жизни социалисти­ческого общества, его реальный гуманизм, она обога­щает мировую культуру, все полнее проявляет себя как могучий фактор духовного прогресса человечества, как прообраз грядущей культуры коммунизма. (...)

ГЛАВА 2

СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

В специфике искусства, начиная с «Поэтического искусства» Аристо­теля10, неизменно подчеркивались как образное воспроизведение действи­тельности («подражание»), так и заключенное в художественных образах обобщение, достигаемое путем творческого претворения, пересоздания действительности. Творческая природа искусства получила глубокое, хотя и идеалистическое истолкование в «Лекциях по эстетике» Г. В. Ф. Ге­геля, отрывок из которой, посвященный процессу «идеализации», «очи­щения» внешней реальности в искусстве (по сути — типизации), откры­вает данный раздел. Идеалистические основы гегелевского учения о прекрасном в искусстве стали впоследствии объектом критики в материа­листической эстетике Н. Г. Чернышевского. В. Г. Белинский видит своеобразие искусства, его отличие от науки в образной форме, в «способе обрабатывать данное содержание» («Взгляд на русскую литературу 1847 года»), подчеркивает связь искусства с жизнью общества. Работы Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, развивая мысли В. Г. Белинско­го об образности искусства и его общественном значении, одновременно вносят новые моменты в понимание специфики искусства, прежде всего его содержания. Определение Н. Г. Чернышевским задач искусства — «воспроизведение» жизни, ее «обьяснение» и «вынесение приговора» изображаемым явлениям («Эстетические отношения искусства к действи­тельности») подчеркивало, что идейность является неотъемлемым свойством искусства, объясняющим его роль «учебника жизни». Н. А. Доб­ролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» предъявляет к идейному содержанию искусства требование народности. В учении Н. А. Добролюбова о «миросозерцании» («Темное царство») показана сложность мировоззрения писателя, возможность противоречий между теоретическим мышлением и «миросозерцанием». Н. А. Добролюбов видит своеобразие искусства не только в его образной форме, но и в особом источнике его содержания — в «миросозерцании» художника.

Решение вопроса о специфике искусства всегда определялось разви­тием научной методологии. Как своеобразная форма познания жизни, как вид идеологии искусство научно определено в работах К. Маркса


,
Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. первую главу). В приводимых текстах из работ Г. В. Плеханова показана зависимость искусства в его различ­ных художественных формах, в том числе жанровых, от социально- исторических обстоятельств, подчеркнута отрицательная роль ложных идей в искусстве, выявлены социально-идейные истоки теорий «искусства для искусства». Творческая специфика искусства, проявляющаяся в типизации, рассматривается А. В. Луначарским («Маркс об искусстве») и М. Горьким («О том, как я учился писать»),

В работах советских ученых, отрывки из которых включены в данный раздел, при единстве исходных методологических посылок, есть разногласия в трактовке специфики искусства. Так, А. И. Буров нахо­дит эту специфику не в форме, а в содержании, справедливо полагая, что концепция «формальной» специфики искусства может оправдать его иллюстративный характер. Он предлагает видеть специфику искусства прежде всего в его предмете и считает таковым человека в его социальной сущности. Однако исследователь неточен, когда отождествляет предмет искусства с его содержанием. Г. Н. Поспелов различает эти понятия и, также связывая специфику искусства с его содержанием, подчеркивает в последнем активность процесса познания, ибо в нем выражена общест­венная позиция художника. Из специфики содержания искусства Г. Н. Поспелов выводит основные особенности художественного твор­чества, рассматривая образную форму в ее функции выражения идейного содержания.

С пониманием специфики искусства непосредственно связана мето­дология и методика литературоведения, принципы изучения литературы. Подчеркивая как общую методологическую основу советского литературо­ведения марксистско-ленинское учение об обществе, различных формах общественного сознания, ученые разрабатывают частную методологию науки о литературе. В приводимом отрывке из книги А. С. Бушмина «Наука о литературе» дана общая характеристика литературоведения как системы наук. Несостоятельность методологических позиций современно­го буржуазного литературоведения вскрывается Г. М. Фридлендером, который противопоставляет историзм марксистского литературоведения, исходящий из признания сложного единства мировой культуры и преем­ственности в ее развитии, эстетическому релятивизму, господствующему в настоящее время в западной науке.

Г. В. Ф. ГЕГЕЛЬ ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ

(Прочитаны в 1817 и 1819 гг. и в 1820—1821 гг.)

(...)

(...) Хотя истинное обладает существованием и исти­ной лишь в своем раскрытии во внешней реальности, оно в такой степени способно слить воедино внеположности этой последней и удерживать их в этом единстве, что в каждой части внешней реальности выступает эта душа, целое.


67

Поясним это на примере человеческой фигуры. Как мы уже видели, она представляет собой совокупность орга-3*