Файл: Под редакцией П. А. Николаева Издание второе, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«духовную» историю цивилизованного общества: «ход его идей» отражает собою историю его классов и их борьбы друг с другом.

Во-вторых, Кант говорит, что наслаждение, которое определяет суждение вкуса, свободно от всякого интере­са, и что то суждение о красоте, к которому примешивает­ся малейший интерес, очень партийно и отнюдь не есть чистое суждение вкуса. Это вполне верно в применении к отдельному лицу. Если мне нравится данная картина только потому, что я могу выгодно продать ее, то мое суж­дение, конечно, отнюдь не будет чистым суждением вку­са. Но дело изменяется, когда мы становимся на точку зрения общества. Изучение искусства первобытных племен показало, что общественный человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии переходит, в своем отношении к некоторым из них, на точку зрения эстетическую. Это проливает но­вый свет на историю искусства. Разумеется, не всякий полезный предмет кажется общественному человеку кра­сивым, но несомненно, что красивым может ему казаться только то, что ему полезно, — то есть, что имеет значе­ние — в его борьбе за существование с природой и с дру­гим общественным человеком. Это не значит, что для об­щественного человека утилитарная точка зрения совпа­дает с эстетической. Вовсе нет! Польза познается рассуд­ком, красота — созерцательной способностью. Область первой — расчет; область второй — инстинкт. Притом же — и это необходимо помнить — область, принадлежа­щая созерцательной способности, несравненно шире области рассудка: наслаждаясь тем, что кажется ему прек­расным, общественный человек почти никогда не отдает себе отчета в той пользе, с представлением о которой связывается у него представление об этом предмете12. В огромнейшем большинстве случаев эта польза могла бы быть открыта только научным анализом. Главная отли­чительная черта эстетического наслаждения — его непос­редственность. Но польза все-таки существует; она все- таки лежит в основе эстетического наслаждения (напоми­наем, что речь идет не об отдельном лице, а об обществен­ном человеке); если бы ее не было, то предмет не казался бы прехрасным.

На это возразят, пожалуй, что
цвет предмета нравится человеку независимо от того значения, какое мог или мо­жет иметь для него этот предмет в его борьбе за сущест­вование. Не вдаваясь в длинные соображения по этому поводу, я напомню замечание Фехнера. Красный цвет нра­вится нам, когда мы видим его, скажем, на щеках моло­дой и красивой женщины. Но какое впечатление произвел бы на нас этот цвет, если бы мы увидели его не на щеках, а на носу нашей красавицы?

Тут замечается полная параллель с нравственностью. Далеко не все то, что полезно общественному человеку, нравственно. Но нравственное значение может приобрес­ти для него только то, что полезно для его жизни и для его развития: не человек для нравственности, а нравствен­ность для человека. Точно так же можно сказать, что не человек для красоты, а красота для человека. А это уже утилитаризм, понимаемый в его настоящем, широком смысле, то есть в смысле полезного не для отдельного человека, а для общества: племени, рода, класса.

Но именно потому, что мы имеем в виду не отдельное лицо, а общество (племя, народ, класс), у нас остается место и для кантовского взгляда на этот вопрос: суждение вкуса несомненно предполагает отсутствие всяких утили­тарных соображений у индивидуума, его высказывающего. Тут тоже полная параллель с суждениями, высказыва­емыми с точки зрения нравственности: если я объявлю данный поступок нравственным только потому, что он мне полезен, то я не имею никакого нравственного инстинкта.

Г. В. ПЛЕХАНОВ ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ СБОРНИКА «ЗА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ» (1908)

<•••)

(...) Стремясь найти общественный эквивалент данного литературного явления, критика эта изменяет своей соб­ственной природе, если не понимает, что дело не может ограничиться нахождением этого эквивалента и что социо­логия должна не затворять двери перед эстетикой, а, на­против, настежь раскрывать их перед нею. Вторым актом верной себе материалистической критики должна быть, — как это было и у критиков-идеалистов, — оценка эстети­ческих достоинств разбираемого произведения. Если бы критик-материалист отказался от такой оценки под тем предлогом, что он уже нашел социологический эквивалент данного произведения, то этим он только обнаружил бы свое непонимание той точки зрения, на которой ему хо­чется утвердиться. Особенности художественного творче­ства всякой данной эпохи всегда находятся в самой тес­ной причинной связи с тем общественным настроением, которое в нем выражается. Общественное же настроение всякой данной эпохи всегда обусловливается свойствен­ными ей общественными отношениями. Это как нельзя лучше показывает вся история искусства и литературы.



Вот почему определение социологического эквивалента всякого данного литературного произведения осталось бы неполным, а следовательно, и неточным, в том случае, если бы критик уклонился от оценки его художественных достоинств. Иначе сказать, первый акт материалистичес­кой критики не только не устраняет надобности во вто­ром акте, но предполагает его, как свое необходимое до­полнение.

Повторяю, возможность злоупотребления методом ма­териалистической критики не может служить доводом против нее по той простой причине, что нет и не может быть такого метода, которым нельзя было бы злоупо­требить.

(...)

Г. В. ПЛЕХАНОВ ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ (1912)

Вопрос об отношении искусства к общественной жиз­ни всегда играл очень важную роль во всех литературах, достигших известной степени развития. Чаще всего он решался и решается в двух, прямо противоположных, смы­слах.

Одни говорили и говорят: не человек для субботы, а суббота для человека; не общество для художника, а ху­дожник для общества. Искусство должно содействовать развитию человеческого сознания, улучшению обществен­ного строя.

Другие решительно отвергают этот взгляд. По их мне­нию, искусство само по себе — цель; превращать его в средство для достижения каких-нибудь посторонних, хотя бы и самых благородных целей, значит унижать достоин­ство художественного произведения.

(...)

Принимаясь за решение этого вопроса, необходимо заметить прежде всего, что он плохо сформулирован. На него, как и на все подобные ему вопросы, нельзя смотреть с точки зрения «долга». Если художники данной стра­ны в данное время чуждаются «житейского волнения и битв», а в другое время, наоборот, жадно стремятся и к битвам и к неизбежно связанному с ними волнению, то это происходит не оттого, что кто-то посторонний предпи­сывает им различные обязанности («должны») в различ­ные эпохи, а оттого, что при одних общественных услови­ях ими овладевает одно настроение, а при других — дру- roe. Значит, правильное отношение к предмету требует от нас, чтобы мы взглянули на него не с точки зрения того, что должно было бы быть, а с точки зрения того, что было и что есть. (...)


<...)

(...) Т. Готье говорил, что поэзия не только ничего не доказывает, но даже ничего не рассказывает, и что красо­та стихотворения обусловливается его музыкой, его рит­мом. Но это огромная ошибка. Совершенно наоборот: поэтические и вообще художественные произведения все­гда что-нибудь рассказывают, потому что они всегда что-нибудь выражают. Конечно, они «рассказывают» на свой особый лад. Художник выражает свою идею образа­ми, между тем как публицист доказывает свою мысль с помощью логических выводов. И если писатель вместо обра­зов оперирует логическими доводами или если образы при­думываются им для доказательства известной темы, тогда он не художник, а публицист, хотя бы он писал не иссле­дования и статьи, а романы, повести или театральные пье­сы. Все это так. Но изо всего этого вовсе не следует, что в художественном произведении идея не имеет значения. Скажу больше: не может быть художественного произве­дения, лишенного идейного содержания. Даже те произве­дения, авторы которых дорожат только формой и не забо­тятся о содержании, все-таки так или иначе выражают известную идею. Готье, не заботившийся об идейном со­держании своих поэтических произведений, уверял, как мы знаем, что он готов пожертвовать своими политичес­кими правами французского гражданина за удовольствие увидеть подлинную картину Рафаэля или нагую красавицу. Одно было тесно связано с другим: исключительная забо­та о форме обусловливалась общественно-политическим индифферентизмом. Произведения, авторы которых доро­жат только формой, всегда выражают известное — как объяснено мною раньше, безнадежно отрицательное — отношение их авторов к окружающей их общественной среде. И в этом заключается идея, общая им всем вместе и на разные лады выражаемая каждым из них в отдель­ности. Но если нет художественного произведения, совер­шенно лишенного идейного содержания, то не всякая идея может быть выражена в художественном произведении. Рескин превосходно говорит: девушка может петь о поте­рянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах. И он же справедливо замечает, что достоинство произведений искусства определяется высотой выражаемо­го им настрения. «Спросите себя относительно любого чув­ства, сильно овладевшего вами, — говорит он, — может ли оно быть воспето поэтом, вдохновить его в положитель­ном, истинном смысле? Если да, то чувство это хорошо. Если же оно воспето быть не может или может вдохновить только в сторону смешного, значит это низкое чувство». Иначе и быть не может. Искусство есть одно из средств духовного общения между людьми, И чем выше чувство, выражаемое данным художественным произведением, тем с большим удобством может, при прочих равных услови­ях, это произведение сыграть свою роль указанного сред­ства. Почему скряге нельзя петь о потерянных деньгах? Очень просто: потому что если бы он запел о своей утрате, то его песня никого не тронула бы, то есть не могла бы служить средством общения между ним и други­ми людьми.


<•••)

И. С. Тургенев, сильно недолюбливавший проповедни­ков утилитарного взгляда на искусство, сказал однажды: Венера Милосская несомненнее принципов 1789 года. Он был совершенно прав. Но что же из этого следует? Вовсе не то, что хотелось доказать И. С. Тургеневу.

На свете очень много людей, которые не только «сом­неваются» в принципах 1789 года, но не имеют о них ров­но никакого понятия. Спросите готтентота, не прошед­шего через европейскую школу, что думает он об этих принципах. Вы убедитесь, что он о них и не слыхивал. Но готтентот ничего не знает не только о принципах 1789 года, но также и о Венере Милосской. А если он ее уви­дит, то непременно «усумнится» в ней. У него свой идеал красоты, изображения которого часто встречаются в ан­тропологических сочинениях под названием готтентотской Венеры. Венера Милосская «несомненно» привлекательна лишь для некоторой части людей белой расы. Для этой части этой расы она в самом деле несомненнее принципов 1789 года. Но по какой причине? Только потому, что прин­ципы эти выражают такие отношения, которые соответ­ствуют лишь известной фазе в развитии белой расы,— времени утверждения буржуазного порядка в его борьбе с феодальным, — а Венера Милосская есть такой идеал женской наружности, который соответствует многим фа­зам того же развития. Многим, — но не всем. У христиан был свой идеал женской наружности. Его можно найти на византийских иконах. Все знают, что поклонники таких икон очень сильно «сомневались» в милосских и всяких других Венерах. Они величали их дьяволицами и унич­тожали всюду, где имели к тому возможность. Потом при­шло такое время, когда античные дьяволицы опять стали нравиться людям белой расы. Время это подготовлено было освободительным движением в среде западно-евро­пейских горожан, то есть как раз тем движением, которое самым ярким образом выразилось именно в принципах 1789 года. Поэтому мы, вопреки Тургеневу, можем ска­зать, что Венера Милосская становилась тем «несомнен­нее» в новой Европе, чем более созревало европейское население для провозглашения принципов 1789 года. Это не парадокс, а голый исторический факт. Весь смысл истории искусства в эпоху Возрождения —■ рассматрива­емый с точки зрения понятия о красоте — в том и заклю­чается, что христианско-монашеский идеал человеческой наружности постепенно оттесняется на задний план тем земным идеалом, возникновение которого обусловливалось освободительным движением городов, а выработка облег­чилась воспоминанием об античных дьяволицах.