Файл: Программа профессиональной переподготовки Государственное и муниципальное управление Дисциплина Система государственного управления Контрольная работа Слушатель Нуйкина Р. К преподаватель Оценка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Впервые указанным федеральным законом закрепляется право законодательной инициативы прокурора субъекта Российской Федерации в региональном парламенте. Ранее реализация такого права зависела от воли регионального законодателя.

Нововведения коснулись также депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, на которых возложены дополнительные обязанности в целях противодействия коррупции. Депутат обязан уведомлять специальную комиссию законодательного органа субъекта Российской Федерации и органы прокуратуры обо всех случаях обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Существенные изменения претерпели основы правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Такое лицо вправе именоваться «Главой» либо «Губернатором» соответствующего субъекта, а в городах федерального значения – также «Мэром». Исключен запрет на замещение главой региона указанной должности более двух сроков подряд. Президенту Российской Федерации предоставлены полномочия вынести предупреждение, объявить выговор высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Расширены основания для отрешения главой государства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности. Глава региона, в свою очередь, может применить аналогичные меры в отношении глав муниципальных образований и местных администраций при осуществлении ими отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления.

Законом № 413-ФЗ также определены система исполнительных органов субъекта Российской Федерации и их основные полномочия, статус иных государственных органов региона, предусмотрены особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, на федеральных территориях, на территориях административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации.

В частности, статья 57 Федерального закон № 414-ФЗ обязывает субъекты Российской Федерации принять региональный закон  по вопросам учета регионального имущества. Новации, введенные Федеральным законом № 414-ФЗ, также касаются принципов учета государственного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ. 

С помощью норм закона об учете имущества субъекта РФ может быть выстроена целевая система управления имущественной сферой региона, где должно быть четко определено:


1) что учитывается - государственное имущество субъекта РФ;

2) где учитывается - в Реестре государственного имущества субъекта РФ;

3) как учитывается - с использованием государственной информационной системы по учету имущества субъекта РФ.

  1. Назовите и обоснуйте 3-4 основные современные проблемы государственного управления в РФ и пути их решения.



Общественное мнение, сложившееся в последнее время вокруг государства и его институтов, весьма противоречиво. Однако, независимо от того, поддерживает общество укрепление вертикали власти или негодует по поводу очередных фактов коррупции в государственном аппарате, остается неизменным его отношение к системе государственного управления как некоему феномену, возникающему и живущему по воле политической элиты или каких-либо общественных групп. К сожалению, при этом часто упускается из виду то, что государственные институты развиваются по собственной логике, в рамках объективных законов, и в силу этого могут и должны быть предметом научного анализа, в том числе с позиций теории государственного управления.

Последнее десятилетие уходящего века оказалось для России поистине переломным. В частности, оно показало, что решение острейших проблем в нашей стране невозможно без эффективно функционирующего государства, которое уже не может и не должно ограничиваться скромной ролью “ночного сторожа”. Тезис о необходимости возврата государства к более активной политике во всех областях общественной жизни сегодня разделяется практически всеми политическими силами, да уже и реализуется властями – от решения чеченских проблем до управления сельским хозяйством. Однако в современных условиях, когда политическая эволюция России ориентируется на стандарты западной демократии, этот возвращение государства должно означать те только и не просто повышение властных, регулирующих полномочий государственного аппарата, но и соответствующий рост умения и ответственности как политических руководителей, так и чиновничества в целом.

Осуществляемая реформа государственного управления имеет множество различных аспектов (социальных, национальных, исторических, духовных, экономических, организационных, кадровых и т.д.) и непредсказуемый итоговый результат. Однако представляется принципиальным то, что она по-новому – для России – ставит проблему государственного аппарата, государственного чиновничества в целом. Место и роль государства в жизни общества, эффективность государственной машины напрямую, непосредственно зависят от государственных служащих. Можно без преувеличения сказать, что последние – и непременное условие и

важнейшее средство преобразования государства, ибо они и есть человеческая, субъектная, решающая компонента государства как субъекта общественного развития.

Начинать анализ необходимо с выявления проблем. В переводе с греческого языка проблема переводится как нерешенная задача. Субъективно проблема воспринимается людьми как некоторое препятствие, трудность, мешающее достижению их целей. В нашем понимании проблема в управлении организацией – это отклонение организации от объективной логики, от естественных закономерностей ее развития, угрожающее ее существованию. Это своего рода болезни (патологии) организации или ее подсистем. Причины таких проблем могут быть как объективными, так и связанными с человеческим фактором (ошибки, недооценка и т.д.). Решить проблему – значит минимизировать или убрать отклонение организации от объективной логики своего развития.

Система государственного управления в России – не как наука, а как важнейший атрибут государства – радикально изменилась за последние годы: создана новая правовая база, функционируют иные, чем прежде, органы государственного и местного управления, существенно поменялись принципы и приоритеты этой системы.

Однако позитивный результат современной реформы как государственной службы, так и системы государственного управления в целом, оставляет желать лучшего. Неповоротливость, коррумпированность государственной машины, ее оторванность от нужд граждан, общая неэффективность стали в последние годы устойчивой доминантой общественного мнения. Наша государственная бюрократия, чья нормативная база, а также провозглашенные принципы организации и функционирования вполне соответствуют современным западным стандартам, подчас менее эффективна, чем даже во времена крушения Советского Союза. На первый взгляд, это непонятно, так как те же реформы и возникающие как их следствие соответствующие государственные системы обеспечивают в других странах более-менее приемлемый уровень управления. Что же мешает нам: ментальные, сущностные, системные проблемы (“западная демократия не для нас”); или тактические ошибки, неумелая реализация в принципе верно выбранного курса?

Думается, что имеет место и то, и другое. Основные организационные проблемы государственного управления в современной России можно свести к следующим:

1. Авторитарные методы управления. Управленческий дух, атмосфера сложились в условиях командно-плановой экономики – и даже раньше – и по существу остаются такими же и сейчас. Новые организационные формы не соответствуют старому содержанию управленческих отношений в государственном аппарате, который привык работать в традициях восточной бюрократии. Поверхностная демократизация не только не ослабила издержки бюрократического стиля, но и в ряде случаев усилила их.


2. Недостаточным еще остается нормативно-правовое обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними самими, так и с гражданами, населением.

3. Не отработана так называемая вертикаль власти в стране, остаются спорными многие вопросы взаимодействия федеральных и республиканских (субъектов Российской Федерации) органов управления. Как всегда в таких случаях проигрывают граждане, общество в целом, а федеральные и областные (республиканские) органы получают возможность списывать друг на друга свои промахи, уходить от ответственности.

4. Коррупция и протекционизм буквально разъедают систему государственного управления, что выражается сегодня не только в традиционном взяточничестве должностных лиц или совмещении должностей в государственных органах с предпринимательской деятельностью, но и в прямом сращивании части государственной верхушки с организованной преступностью. Периодические кампании по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями на государственной службе серьезного успеха пока не имели.

5. Недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих. Сегодня, впрочем, значимость данной проблемы сравнительно невелика: практически все государственные служащие в плане образования соответствуют квалификационным критериям.

6. Часто как проблему государственного управления называют рост численности работников государственного управления. Скорее надо говорить не столько о простом, физическом разбухании штатов госаппарата (в последнее время роста практически нет), сколько о неудачном соотношении элементов управленческой вертикали, выражающемся прежде всего в росте среднего звена.

7. Остается недостаточно эффективной структура государственных органов: нет системности, отсутствует концептуальный характер многочисленных преобразований, приводящих зачастую только к дезорганизации госаппарата, к организационной нестабильности государственных структур.

8. Снижение престижа государственных органов в глазах рядовых граждан, причем масштабы отчуждения людей от государственного аппарата по некоторым оценкам даже превосходят соответствующий уровень недоверия, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР.


Организационные проблемы ‘то как раз та проблема, которую может и должен решить первый руководитель. Формулировка проблем:

1.Структура органов государственного управления не в полной мере соответствует функциональной структуре государственного управления.

2. Уровень организационной культуры в ОГУ не обеспечивает эффективное государственное управление.

Причины: Отсутствует необходимое ресурсное (организационное) обеспечение для решения этих проблем .

Пути решения: Формирование органа управления госслужбой (административной реформой) для того, чтобы:

А) построить современную работу с кадрами госслужбы:

-Формирование кадрового потенциала

-Мотивация государственных служащих.

Б) организовать эффективную работу госаппарата:

-Оценка эффективности государственных органов

-Оптимизация деятельности, структуры государственных органов

-Формирование современной организационной культуры госаппарата

В) разработать и вести административную реформу: выявление проблем ГУ, обоснование и обеспечение путей их решения.

Правовые проблемы это: Многие правовые нормы устарели и не обеспечивают реализацию современных технологий государственного управления.

Причины: Недостаточное профессиональное (управленческое) обеспечение законодательства в сфере государственного управления.

Пути решения: 1. Совершенствование законодательства о госслужбе на основе предложений органа управления госслужбой.

2. Изменения в правовой сфере должны строиться на принципе приоритета внедрения новых организационных и кадровых технологий в практику работы государственных служащих. Предлагаемый нами департамент нормативно-правового обеспечения административной реформы государственного комитета по административной реформе мог бы и должен был этим заняться.

Технологические проблемы это: 1. В недостаточной мере внедряются новые технологии государственного управления.

2. Уровень владения существующими технологиями достаточно низок. Причины: Отсутствие интереса (мотивации) гражданских служащих как к внедрению новых (эффективных, клиенториентированных) технологий, так и к своему полноценному профессиональному росту.

Пути решения: Создание организационных, кадровых и информационных условий для внедрения и реализации современных технологий государственного управления на высоком уровне. Это и технологии делопроизводства и технологии работы с гражданами, технологии государственного контроля и т.д.