Файл: Программа профессиональной переподготовки Государственное и муниципальное управление Дисциплина Система государственного управления Контрольная работа Слушатель Нуйкина Р. К преподаватель Оценка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-Создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные в установленной сфере деятельности.
-Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности и другие.
10. Выявление проблем повышения и определения эффективности аппарата органов государственного управления.
Вопрос повышения эффективности управления является приоритетным для органов государственной власти и местного самоуправления, аппарата управления, который будет оперативно реагировать на возникающие. Проблемы раскрываются посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества, служить людям, помогать им в их проблемах.
-
Приведите примеры косвенных и прямых методов государственного управления.
Ответ: Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления.
Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.
По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.
Особенности административных методов:
осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;
носят императивный, директивный характер;
однозначность (конкретность) указаний;
широкое применение административных актов;
реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;
результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.
Особенности косвенных методов:
являются видом методов государственного управления;
воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;
у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;
результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;
обеспечиваются системой гарантий.
Социально-психологические методы - методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.
Виды социально-психологических методов:
методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);
методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);
методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).
гуманизация труда;
комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
методы психологического побуждения;
методы психологического отбора работников при приеме на службу.
Экономические методы - вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.
Виды экономических методов: прибыль, кредит, лицензия, налогообложение, квота.
Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.
Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления. воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.
-
Чему учит исторический опыт проведения реформ государственного управления в нашей стране?
Особенности исторического опыта реорганизации государственного управления в нашей стране, это следующие:
1. Преобразования инициировались первыми лицами государства, причем далеко не всегда их инициативы были сразу поняты и поддержаны обществом.
2. Успешными (т.е. доведенными до конца) были только те реформы, где сопротивление чиновничества переменам подавлялось жестко и бескомпромиссно, часто в форме репрессий.
3. Как правило, преобразования не имели серьезной научной основы и проводились по наитию, на основе интуиции или простого здравого смысла. 4. Очень редко учитывались национально-исторические особенности российского общества, чаще имело место организационное или идеологическое заимствование иностранного опыта.
5. Практически не учитывался позитивный опыт, накопленный в рамках предыдущей системы государственного управления.
6. Даже назревшие и системные преобразования давались очень дорогой ценой, зачастую приводя к смуте или гражданской войне.
7. Население никогда не привлекалось ни к поиску путей повышения эффективности работы госаппарата, ни к реализации и оценке этих преобразований.
Таким образом, мы видим, что исторический опыт требует от нас более серьезно, внимательно и ответственно подходить к проведению современной административной реформы. Россия как сложное государственное образование требует к себе бережного и, как подчеркнул Президент РФ В.В. Путин, профессионального отношения.
Главная непосредственная цель административной реформы в России – обеспечение эффективности государственного управления в современных условиях, а основной метод – не просто демократизация и профессионализация этой системы, а создание таких организационно-экономических условий, которые с необходимостью формируют мотивацию госслужащих к эффективной деятельности. Разумеется, это потребует изменения на практике стиля, методов работы аппарата в соответствии с принципами правового государства (законность, приоритет прав личности и т.п.). Особо следует сказать о двух важнейших условиях, без которых реформа будет обречена на имитацию или хаотичные метания, причем даже в том случае, если в российском обществе будут сохраняться тенденции развития в сторону свободного рыночного общества.
Первое условие – наличие политической воли, которая сводится не только к искреннему желанию первого лица государства иметь современный и эффективный госаппарат, (впрочем, в нашей стране и это немаловажно!), а к реальному и, желательно, осознанному интересу правящей политической элиты в настоящем, действительном совершенствовании государственного управления в России.
Второе условие успешной реформы – ее соответствующее материально-организационное обеспечение на профессиональном уровне. На практике это означает создание организационного механизма, наделенного соответствующими ресурсами и полномочиями по подготовке и проведению административной реформы в стране. Вообще-то реформа должна иметь целый шлейф соответствующих условий: правовое, кадровое, политическое, информационное, социальное, техническое, международное обеспечение и т.д. Материально-организационное обеспечение особо упоминается здесь не только в силу ее номинальной значимости, но и потому, что это одно из самых узких мест в реорганизации государственного управления.
Исторический опыт в целом, может дать ключ для понимания того, что происходит в настоящее время, учитывая позитивные и негативные уроки многолетнего опыта развития государственного управления в России.
Реформы государственного управления всегда имели для страны принципиальное значение, с древнейших времен особое внимание уделялось формирование системы высших, центральных и местных государственных органов, а так же проведение реформ и контрреформ в государственном аппарате.
Таким образом, опыт государственного управления в России самобытен, многих реформ, показывает, что только постепенность, их своевременная корректировка в сочетании с твердой политической волей и стремлением довести реформаторские процессы до конца могут дать необходимый результат.
-
Проведите анализ государственного управления какой-либо сферой общественной жизни (алгоритм анализа дан в моем учебном пособии, раздел 2, параграф 5.1, 7 пунктов).
Государственное управление экономической сферой
Государственное управление экономикой находится в ведении исполнительной ветви государственной власти.
Государственное управление экономикой включает в себя следующих субъектов:
- во-первых, Президента России, который осуществляет функции по определению основных направлений государственной политики, включая ее экономическое направление, согласует действия Правительства и различных ведомств в сфере управления экономикой, назначает лиц, ответственных за отдельные направления налоговой политики (к примеру, главу Центрального банка России);
-во-вторых, Правительство России, которое выступая в качестве высшего органа исполнительной власти, является центральным элементом, проводящим экономическую политику государства, вырабатывающим ее единые принципы и ориентиры; в-третьих, министерства и ведомства федерального уровня, которые осуществляют регулирование по закрепленным за ним направлениям экономической политики; в-четвертых, органы государственной власти регионального уровня, реализующие экономическую политику в пределах отдельных субъектов России;
-в пятых, отдельные органы, которые наделяются определенными государственными полномочия в сфере регулирования экономики и проведения государственной экономической политики.
Структура и состав полномочий государственных органов, осуществляющих управление экономической сферой, постоянно совершенствуются для достижения следующих целей:
максимальное снижение или ликвидация административных барьеров в сфере экономических отношений;
противодействие коррупции;
осуществление регламентации надзорно-контрольной деятельности;
адаптация и внедрение отвечающих современным экономическим условиям методов управления;
обеспечение роста привлекательности российской экономики с инвестиционной точки зрения.
-
Что изменится в системе государственного управления в Республике Башкортостан с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"? (Укажите 5-8 основных пунктов).
С 21 декабря 2021 г. поэтапно вводится в действие Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти субъектов Российской Федерации». Часть положений данного закона, определяющих статус и полномочия органов региональной власти, вступила в силу с 01.06.2022, часть, касающаяся разграничения полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципалитетов, а также экономической основы деятельности регионов, вступил в силу с 01.01.2023.
Закон № 414-ФЗ в развитие внесенных в 2020 году в Конституцию Российской Федерации поправок раскрывает понятие «публичная власть» и определяет принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации.