Файл: Программа профессиональной переподготовки Государственное и муниципальное управление Дисциплина Система государственного управления Контрольная работа Слушатель Нуйкина Р. К преподаватель Оценка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальные проблемы государственного управления

Материально-технические проблемы

Финансовые проблемы

В рамках данных проблемных зон системы государственного управления основной на данном этапе является проблема неэффективной организации государственного управления.

1. Управленческие проблемы. В чем заключаются управленческие проблемы и пути их решения?

Формулировка проблемы: Недостаточное профессионально-технологическое обеспечение системы государственного управления (в первую очередь в организационной и кадровой сферах) со стороны тех, кто возглавляет систему государственного управления.

Причина: относительно низкий уровень профессиональной (управленческой) компетенции как на политическом уровне, так и на менеджерском (среднего звена) уровне.

Пути решения:

А) Политический уровень:

провести корректную и профессиональную проблемную диагностику в системе ГМУ с участием экспертов, принять принципиальные решения по формированию необходимого ресурсного обеспечения реформы государственного управления, в первую очередь управленческое и организационное обеспечение реформы

(создание полноценного органа управления административной реформой)

Б) Менеджерский уровень:

формирование условий и мотивации в повышении реальной управленческой компетентности руководящего корпуса госаппарата. Содержательно для специалистов этот блок проблем прост и решения очевидны. Однако это решения высшего государственного руководства и принять их может только оно само. Экспертное окружение, компетентное лобби, к сожалению, пока слишком слабы и сами не всегда понимают суть и направления необходимых действий. Между тем без таких решений системная, последовательная и профессиональная работа по повышению эффективности государственного управления просто невозможна. В лучшем случае это будет лишь разовые, несистемные шаги, способные привести только к тактическому успеху. В худшем – бесполезная трата времени и других ресурсов общества. В сфере государственного управления любая серьезная реформа невозможна без политической воли правящего класса и лидера, который за ними стоит, но не менее важно, чтобы этот лидер определил правильную стратегию реформы.

2. Организационные проблемы.Это как раз та проблема, которую может и должен решить первый руководитель.

Формулировка проблем: 1. Структура органов государственного управления не в полной мере соответствует функциональной структуре государственного управления.


2. Уровень организационной культуры в ОГУ не обеспечивает эффективное государственное управление.

Причины: Отсутствует необходимое ресурсное (организационное) обеспечение для решения этих проблем

Пути решения: Формирование органа управления госслужбой (административной реформой) для того, чтобы:

А) построить современную работу с кадрами госслужбы:

Формирование кадрового потенциала

Мотивация государственных служащих

Б) организовать эффективную работу госаппарата:

Оценка эффективности государственных органов

Оптимизация деятельности, структуры государственных органов

Формирование современной организационной культуры госаппарата

В) разработать и вести административную реформу: выявление проблем ГУ, обоснование и обеспечение путей их решения.

Остановимся подробнее на этой группе проблем.

Важнейшим условием формирования современного корпуса гражданских служащих, развития и реализации их потенциала является профессиональное управление государственной службой. Последнее сегодня оставляет желать лучшего прежде всего потому, что отсутствует необходимое организационное обеспечение этой крайне важной внутренней функции государственного управления. Парадоксально, но государственной службой, которая управляет обществом, никто не управляет. Современная теория управления и анализ практики организации государственной службы в России и за рубежом убедительно показывают то, что основной непосредственной причиной проблем организации работы государственного аппарата в РФ и РБ является отсутствие специального и ответственного органа государственного управления, специализирующегося как на управлении государственной службой, так и на проведении административной реформы в целом, в том числе в системе гражданской службы. Фактически отсутствует организационное, административное, кадровое и технологическое обеспечение профессионального управления и развития государственных органов.
  1.   1   2   3


В чем ошибочность общепринятого понимания целей государственного управления?


Цель – это описание желаемого результата. Любое социальное управление предполагает постановку определенных целей, т.е. целеполагание. Тем более это касается государственного управления, где сложный и многоуровневый тип управленческих действий предполагает четкую и хорошо структурированную систему целей.

К сожалению, практически всегда цели управления подменяются целями управляемой системы в целом. Это не позволяет руководителю увидеть и оценить результат собственной деятельности, а не деятельности его подчиненных.

На самом деле собственные цели управленческой деятельности сводятся к качеству координации управляемых подсистем, которое и обеспечивает выживание систем на основе управления.

Следовательно, главной целью (собственным результатом) деятельности государственного управления будет оптимальная координация социальных подсистем, обеспечивающая выживание общества в целом. Конечно, государство как управляющая система ставит цели перед обществом, точно так же, как любой руководитель ставит цель подчинѐнному. Но это цель, которая есть результат деятельности общества, а не государственного управления:

- общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

- социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

- духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом – с ведением духовного потенциала общества в реализацию общественнополитических и социальных целей;

- экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

- производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;

- организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления


– построение соответствующих функциональных и организационных структур;

- деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам; - информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;

- разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.

Собственная цель государственного управления – оптимальная координация всех элементов общества между собой для обеспечения его выживания. В рамках этой координации государство только ставит цели социальным подсистемам, но выполняют их сами подсистемы (экономика, социальная сфера и другие).

«Древо» целей государственного управления:

а) стратегические цели, связанные с качеством координации общества, его сохранением или преобразованием;

б) стратегические цели развертываются в тактические, фиксирующие в крупные блоки действий по достижению первых;

в) оперативные, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Такая иерархия (стратегия – тактика – оперативное искусство) обычно применяется в сфере гражданского управления, менеджмента. Если рассматривать соотношение этих понятий в военной сфере, то мы увидим там иную последовательность по возрастанию: тактика - оперативное искусство - стратегия. Так, оперативные войсковые соединения крупнее тактических.

По нашему мнению, принципиально наличие триады в уровнях управления эти подходы не отрицают, речь идет лишь о терминологическом споре. Мы будем придерживаться логики «стратегия – тактика – оперативное искусство», как это принято в современном менеджменте.

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Иными словами, принципы государственного управления – это правила, нормы, на основе которых строится и функционирует система государственного управления. Принципы существуют объективно, однако познаются людьми: т.е. описание принципов носит субъективный характер, люди могут ошибаться в определении принципов, выдавать желаемые принципы за действительные. К тому же и сами принципы достаточно изменчивы в разных системах и на разных этапах развития государства. Например, в сфере приема на госслужбу исторически могли быть разные принципы: принцип местничества, сословный принцип, принцип заслуг, принцип равного доступа и т.д.


Принципы государственного управления носят системный характер и тесно связаны друг с другом, однако степень их значимости может быть различной: от жизненно важных до второстепенных.

Классифицируются принципы и по уровню действия, т. е. по своим масштабам. Виды общесистемных принципов государственного управления: 1) Принцип объективности государственного управления;

2) Принцип демократизма государственного управления;

3) Принцип правовой упорядоченности государственного управления;

4) Принцип законности государственного управления;

5) Принцип разделения власти в государственном управлении;

6) Принцип федерализма государственного управления;

7) Принцип публичности государственного управления.

Важно не только уметь определить и систематизировать цели и принципы государственного управления в России. Необходимо продемонстрировать навыки их анализа и оценки. Общая структура анализа целей и принципов может быть построена следующим образом:

-характеристика содержания цели (принципа) государственного управления (напомню, что природа нашей цели – некая связь, отношения, координация!); -роль, значение их в функционировании и развитии современной России;

-степень, уровень их реализации в реальной практике государственного управления;

- анализ причин, не позволяющих в полной мере реализовать данную цель (принцип);

-определение основных путей, мер, направленных на устранение этих причин.



  1. Проведите анализ двух-трех принципов государственного управления (на Ваш выбор) и приведите примеры реализации этих принципов (алгоритм анализа дан в моем учебном пособии, раздел 2, параграф 2.3, с.51).


Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

Принципы государственного управления носят системный характер и тесно связаны друг с другом, однако степень их значимости может быть различной: от жизненно важных до второстепенных. Классифицируются принципы и по уровню действия, т. е. по своим масштабам.