ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
T.ME/EZY_EXAM
СВОБОДА
А.С. Пушкин. Тема свободы в лирике.
(свобода как величайшая ценность)
Одна из важнейших тем лирики Пушкина
– тема свободы. Свобода для Пушкина
– высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода
– основа дружбы и условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась поэтом в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась
«святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы (стихотворение «И.И. Пущину», 1826).
Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
«Свобода», «вольность», «воля», «вольный» – ключевые слова пушкинского
«словаря». Уже в стихотворениях 1817
– 1819 гг. свобода остановится то высшим общественным благом
– предметом «похвального слова» («хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к
«блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина не просто слово.
Свобода
– это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, общества, истории, отношений между людьми.
А.И. Солженицын «В круге первом»
(внешняя и внутренняя свобода)
Идею свободной личности в обстоятельствах, которые, казалось бы, лишают человека всяческой свободы, высказывает устами героев А.И. Солженицын в романе «В круге первом». Так, герой романа Бобынин в своей беседе с Абакумовым считает себя значительно более свободным человеком, чем всесильный министр МГБ:
«Свободу вы у меня давно отняли, а вернуть ее не в ваших силах, ибо ее нет у вас самих. Лет мне отроду сорок два, сроку вы мне отсылай двадцать пять, на каторге я уже был, в номерах ходил, и в наручниках, и с собаками, и в бригаде усиленного режима
– чем еще можете вы мне угрозить? Чего еще лишить? <...> Вообще, поймите и передайте там, кому надо выше
, что вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не все. Но человек, у которого вы отобрали все
– уже не подвластен вам, он снова свободен». Свобода, о которой говорит
Бобынин, отнюдь не внешняя. Это внутренняя свобода, которая доступна людям, наделенным даром внутренней жизни. Таковы
Бобынин, Нержин, Сологдин, Герасимович.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Проблема свободы или несвободы человека
– центральная в романе. Герои при всем различии их жизненного положения существуют в рамках одной и той же социально-политической Системы (которая трактуется
Солженицыным как среда, как типические обстоятельства, воздействующие на характер). Именно эта среда лишает героев мыслимых и немыслимых степеней внешней свободы. Поэтому нельзя воспринять систему персонажей как построенную по принципу противопоставления заключенных и их тюремщиков, свободных и несвободных людей. Это будет принцип ложного противопоставления: в равной степени несвободны все. Но различны варианты их несвободы: офицеры МГБ оказываются не только заложниками жизненных благ, которых могут лишиться в любой момент: престижных квартир, дорогого хрусталя, фарфора, огромных зарплат, персональных машин и роскошных кабинетов,
– но и любого неожиданного политического поворота, который Система продуцирует как бы сама по себе, без видимого участия людей, входящих в нее. И герои неизбежно ощущают себя возможными будущими жертвами такого поворота.
Истинно свободными людьми предстают в романе те из героев, что сумели найти свободу в собственной душе
– внутреннюю, тайную свободу в пушкинском смысле. Их свобода не зависит от внешних обстоятельств. Лишенные
Системой всего: имущества, нормальной семьи, отцовства, свободы
– эти герои способны осмыслить собственное положение как позитивное и обрести внутреннюю свободу.
СЧАСТЬЕ
Л.Н. Толстой «Война и мир»
(поиск счастья, любовь как пусть к счастью)
В духовных исканиях Андрея Болконского и Пьера
Безухова много общего, но в художественной системе романа-эпопеи «Война и мир» их судьбы оказываются противоположными.
Болконский наряду с лермонтовским Печориным
– один из самых талантливых персонажей русской литературы и так же, как тот, несчастен. Неудачная женитьба, разочарование в светской жизни побуждают его искать
«своего Тулона» в подражание Наполеону. Это приводит к еще одному разочарованию, а домой он приезжает в момент родов и смерти жены. Пробудившись со временем к новой жизни, он старается реализовать себя в служении государству и опять разочаровывается. Любовь к Наташе дает ему надежду на личное счастье, но он оказывается страшно обманут и оскорблен: ему предпочли безнравственное ничтожество. Его отец умирает во время войны, имение занимают французы. Он получает смертельное ранение в тылу русских войск от шальной гранаты и умирает в 34 года, зная, что, примирившись с
Наташей, никогда не будет с ней вместе.
Пьер, незаконнорожденный сын графа Безухова, неловкий, некрасивый, гораздо менее одаренный, чем князь Андрей, унаследовал титул и все громадное состояние отца. За дебош, по сути, наказан не был.
Женился еще более неудачно, чем старший друг, но с женой благополучно расстался после дуэли с бретером, которого, впервые держа пистолет в руках, случайно подстрелил и который промахнулся в ответ, целя в не прикрывшегося пистолетом противника. Он тоже испытал ряд разочарований, поначалу безответно, еще будучи женат, полюбил «падшую» Наташу. Во время
Бородинского сражения был в самом пекле и уцелел. Не погиб и в Москве, захваченной французами, хотя ввязался с ними, вооруженными, в драку. Мог быть расстрелян, как другие, но из-за случайного взгляда его пожалел жестокий маршал. Не погиб и на этапе подобно, казалось бы, ко всему приспособленному солдату-крестьянину
Каратаеву. После плена заболел.
«Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все-таки выздоровел».
Внезапная смерть Элен и гибель Андрея Болконского сделали возможным брак Пьера с Наташей, которая, много пережив, распознала в нем родную душу и полюбила его несмотря на то что боль ее утрат была еще свежей. В конечном счете сама жизнь устроила для них все к лучшему, как ни труден был пройденный ими путь.
Сравнивая жизненные пути двух персонажей, можно заметить не только разную степень «удачливости», но и разницу в их мировоззрениях. Пьер, в отличие от
Болконского, с самого начала своей жизни имел гораздо меньше, но и был более благодарным за все дары, которые давала ему жизнь. Он всегда был менее склонен к гордыне, умел радоваться мелочам. Такой взгляд на жизнь помог Пьеру стать счастливым. Он был бы счастлив и не получив крупного состояния. Толстой словно вознаграждает героя за любовь к жизни, в отличие от его печального друга Болконского, чья жизнь, казалось, кончилась в 30 лет.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
(любовь как залог счастья, поиск смысла жизни)
А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» затрагивает множество нравственно-философских тем. Одной из ведущих является тема счастья.
Евгений Онегин
– это герой, чья жизнь лишена смысла. Он не умеет
«чувствовать», «радоваться», «страдать», зато умеет
«лицемерить»,
«казаться», «скучать», «томиться». На первый взгляд читателю может показаться, что жизнь героя прекрасна: она полна развлечений, он постоянно находится в движении, встречается с разными людьми, ходит по балам, театрам.
Однако Пушкин беспощадно называет такую жизнь
«однообразной и пестрой», давая читателю понять, что на самом деле Евгений Онегин несчастлив. Во время знакомства с Татьяной Евгений находится на той стадии своего духовного развития, когда «вольность и покой» ему дороже любви. Он отвергает любовь Татьяны именно потому, что боится стать несчастным, не хочет менять
«постылую свободу» на «узы счастья». Герой продолжает жить, как раньше, без лишних потрясений.
Но когда он встречает Татьяну вновь, он осознает, что спокойствия недостаточно. Ему необходимо нечто большее – любовь. Герой признается Татьяне в любви, объясняет причины своего поступка, говорит, что
«ошибся», что «вольность и покой» не стали заменой счастью, которое возможно только рядом с Татьяной. Но, как он сам замечает, за ошибки приходится расплачиваться, потому герой «наказан»: Татьяна отвергает Евгения, поскольку «другому отдана» и будет
«век ему верна». Эта грустная, но поучительная история помогает понять следующее: человек может стать счастливым, только познав настоящую любовь. Без любви счастье невозможно.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
(свобода как главное условие счастливой жизни)
Каждый человек понимает «счастье» по-своему. Для героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» счастье
– это, прежде всего, свобода. На его представление о счастье повлияли обстоятельства: он еще ребенком был взят в плен и попал в монастырь, но каждый день мечтал о свободе. Потому он и бежал из монастыря, чтобы почувствовать вкус жизни, хотя бы на несколько дней ощутить настоящее счастье.
Мцыри
– сильная, страстная и мятежная натура – тяготился мирной и тихой жизнью, жаждал воли бурной и опасности, пламенных страстей и роковой борьбы. Для него не было ничего слаще «дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой». Три дня, проведенные на воле, среди диких ущелий и скал, в упоении силы и свободы, в «чудном мире тревог и битв», были его настоящей, счастливой жизнью, которая не могла сравниться с сытым и спокойным существованием в монастыре.
И.А. Бунин «Вечер»
(умение быть счастливым, погоня за призрачным
счастьем)
В стихотворении «Вечер» И. А. Бунин размышляет о
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
женщине Алене Дмитревне.
Об этом становится известно на балу, когда царь замечает, что его любимец не весел, отказывается есть и пить.
Однако царь не знает, что любовь Кирибеевича незаконна, потому и советует ему одарить возлюбленную драгоценностями.
«Как царицу я наряжу тебя, / Станут все тебе завидовать, /
Лишь не дай мне умереть смертью грешною: / Полюби меня, обними меня / Хоть единый раз на прощание!»
– упрашивает свою любовь почти невменяемый
Кирибеевич.
Страсть его так велика, что он, как потом Мцыри, готов удовольствоваться несколькими мгновениями счастья.
Этот «бусурманский сын», по определению Калашникова, все же христианин и умоляет Алену Дмитревну не дать ему покончить с собой
– «умереть смертью грешною».
Ослепленный страстью человек не задумывается о взаимности, не предвидит последствий своих действий.
Ради этой любви он готов умереть. Несмотря на все недостатки, на то, что Кирибеевич
– царский любимец, которому все дозволено, он вызывает сочувствие из-за своей способности любить. Потому гибель Кирибеевича описана так, как в фольклоре описывается смерть традиционного «добра молодца»:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
Лермонтов показывает, что такая форма любви опасна, она делает человека и окружающих несчастными, она подобна неконтролируемой природной стихии, разрушающей все на своем пути.
Другой представлена любовь Калашникова к жене. В его любви видна и забота, и беспокойство, и желание защитить. От такой любви не хочется умереть, наоборот, хочется жить, радоваться сокровенным минутам. И гибнет
Калашников не из-за любви, а во имя любимой. Смерть
Калашникова героическая. В ней не только забота о честном имени, но и ответ на призыв Алены Дмитриевны
«защитить», «спасти».
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(основа настоящей любви, счастливая любовь)
В основе настоящей любви
– желание, чтобы тот, кого мы любим, был счастлив, чтобы жизнь этого человека не была омрачена чем-либо. Такой была любовь Маши
Мироновой к Гриневу: глубокой, лишенной эгоистических побуждений. Она не хочет венчаться с любимым без родительского благословения, считая, что иначе у
Гринева «не будет счастия». Когда отец Гринева запрещает ему жениться на Маше, она желает любимому счастья, заранее смиряясь с мыслью о том, что Гринев может найти другую суженую и полюбить ее.
Но Гринев не видит счастья без Маши, любовь к ней раскрывает в нем лучшие качества: он превращается из недоросля, гонявшего голубей, в человека, готового драться на дуэли за честь любимой, защищать крепость и отстаивать свои принципы. Он становится человеком, который может нести ответственность за свои поступки, человеком, способным заботиться о ком- то, кроме себя.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(невозможность забыть любовь)
Настоящую любовь испытывает героиня романа М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени» Вера. Она любит
Печорина всей душой и не может противиться чувствам, даже голос разума и обстоятельства не могут ее остановить. Вера принимает Печорина со всеми его слабостями и пороками и, как она сама говорит, будет любить всегда, ведь «радости забываются, а печали никогда». Глубокая нежность Веры не зависит ни от каких условий, но ей кажется, что возлюбленный не может по достоинству оценить ее чувства. Она не в состоянии отказаться от любви, которая «срослась с ее душой».
Даже осознание того, что Печорин никогда не сможет испытать то, что испытывает она, не способно разрушить столь глубокие чувства. Настоящая любовь не делает
Веру счастливой, но она не винит в этом Печорина.
Читатель понимает, что сильные чувства способны ранить, но без них человек не может полноценно жить.
И.С. Тургенев «Воробей»
(сила любви)
Любовь занимает исключительное место в творчестве И.
С. Тургенева. Это чувство, в представлении писателя,
– могучая стихия, которая «сильнее смерти и страха смерти», которой «держится и движется жизнь». В этих словах мы видим жизненный принцип И. С. Тургенева: любовь
– это все, ради чего стоит жить. Благодаря любви человек становится сильным, решительным, смелым, способным на жертву. В стихотворении «Воробей» И. С.
Тургенев показал, что даже потерявшую гнездо птицу, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти любовь. Лишь любовь способна дать силы бороться и жертвовать собой.
П.П. Бажов «Горный мастер»
(истинная любовь, сила любви)
Истинная любовь способна преодолеть все препятствия: нужду, разлуку, непонимание окружающих. В сказе
«Горный мастер» П. П. Бажов пишет именно о такой любви. Действие «Горного мастера» происходит через два
– три года после исчезновения Данилы, возлюбленного
Катерины. Писатель рисует безрадостное положение девушки: по годам она вышла из невестиной поры, мать с отцом умерли, и ей пришлось жить в избушке Прокопьича, усыновившего когда-то Данилу. Однако старый мастер вскоре тоже умирает, и девушка остается одна. Несмотря на тяжелое положение, она не перестает ждать своего возлюбленного, хотя в поселке над ней смеются, а родня требует, чтобы она поскорее выходила замуж. Бажов описывает, с какими трудностями сталкивается Катерина, и это отчетливо показывает силу ее любви, ее верность жениху. У нее один ответ: «Никто его мертвым не видел...
Придет Данилушка».
Своей непреклонностью Катерина бросает вызов не только поселковому мнению, но и тайной силе. Однако любовь Данилы и Катерины
– тоже сила, по-настоящему прекрасная, истинно человеческая, ее ничто не может сломить! В этом Хозяйка Медной горы окончательно убеждается, когда Данила, вольный в выборе, говорит, что людей забыть не может, а Катерину помнит «каждую минуту». Поэтому, когда Катерина встречает Хозяйку и требует вернуть жениха, горная царица уступает: «Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера». Так наступает торжество любви.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(любовь и ответственность)
Любовь
– это ответственность. Эта мысль является ведущей в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Когда Маленький принц попадает на планету
Земля, он еще не знает, что значит любить по- настоящему. Но знакомство с Лисом все меняет. После того как Маленький принц и Лис приручили друг друга, их жизнь озарилась светом. Жизнь Маленького принца изменилась: он узнал, что любить
– это значит видеть и слышать то, чего раньше не замечал: шаги любимого, пшеничное поле, напоминающее золото волос, время, наполненное ожиданием встречи. Именно Лис научил его тому, что в основе любви
– ответственность.
Знаменитую цитату из сказки «мы в ответе за тех, кого приручили» можно сформулировать иначе: «мы в ответе за тех, кого полюбили». Это значит, что если ты полюбил, то ты не можешь оставить человека, он навсегда будет источником твоей радости и печали.
Х.К. Андерсен «Русалочка»
(любовь и эгоизм)
Настоящая любовь лишена эгоизма, ради нее люди готовы пойти на все, даже отдать свою жизнь. Этому учит нас сказка Х. К. Андерсена «Русалочка», главная героиня которой жила в роскоши морского дна, но очень хотела познать человеческий мир. На свое пятнадцатилетие русалочка впервые поднялась на поверхность. Так она и встретила любовь своей жизни
– принца. Русалочка
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Об этом становится известно на балу, когда царь замечает, что его любимец не весел, отказывается есть и пить.
Однако царь не знает, что любовь Кирибеевича незаконна, потому и советует ему одарить возлюбленную драгоценностями.
«Как царицу я наряжу тебя, / Станут все тебе завидовать, /
Лишь не дай мне умереть смертью грешною: / Полюби меня, обними меня / Хоть единый раз на прощание!»
– упрашивает свою любовь почти невменяемый
Кирибеевич.
Страсть его так велика, что он, как потом Мцыри, готов удовольствоваться несколькими мгновениями счастья.
Этот «бусурманский сын», по определению Калашникова, все же христианин и умоляет Алену Дмитревну не дать ему покончить с собой
– «умереть смертью грешною».
Ослепленный страстью человек не задумывается о взаимности, не предвидит последствий своих действий.
Ради этой любви он готов умереть. Несмотря на все недостатки, на то, что Кирибеевич
– царский любимец, которому все дозволено, он вызывает сочувствие из-за своей способности любить. Потому гибель Кирибеевича описана так, как в фольклоре описывается смерть традиционного «добра молодца»:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
Лермонтов показывает, что такая форма любви опасна, она делает человека и окружающих несчастными, она подобна неконтролируемой природной стихии, разрушающей все на своем пути.
Другой представлена любовь Калашникова к жене. В его любви видна и забота, и беспокойство, и желание защитить. От такой любви не хочется умереть, наоборот, хочется жить, радоваться сокровенным минутам. И гибнет
Калашников не из-за любви, а во имя любимой. Смерть
Калашникова героическая. В ней не только забота о честном имени, но и ответ на призыв Алены Дмитриевны
«защитить», «спасти».
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(основа настоящей любви, счастливая любовь)
В основе настоящей любви
– желание, чтобы тот, кого мы любим, был счастлив, чтобы жизнь этого человека не была омрачена чем-либо. Такой была любовь Маши
Мироновой к Гриневу: глубокой, лишенной эгоистических побуждений. Она не хочет венчаться с любимым без родительского благословения, считая, что иначе у
Гринева «не будет счастия». Когда отец Гринева запрещает ему жениться на Маше, она желает любимому счастья, заранее смиряясь с мыслью о том, что Гринев может найти другую суженую и полюбить ее.
Но Гринев не видит счастья без Маши, любовь к ней раскрывает в нем лучшие качества: он превращается из недоросля, гонявшего голубей, в человека, готового драться на дуэли за честь любимой, защищать крепость и отстаивать свои принципы. Он становится человеком, который может нести ответственность за свои поступки, человеком, способным заботиться о ком- то, кроме себя.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(невозможность забыть любовь)
Настоящую любовь испытывает героиня романа М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени» Вера. Она любит
Печорина всей душой и не может противиться чувствам, даже голос разума и обстоятельства не могут ее остановить. Вера принимает Печорина со всеми его слабостями и пороками и, как она сама говорит, будет любить всегда, ведь «радости забываются, а печали никогда». Глубокая нежность Веры не зависит ни от каких условий, но ей кажется, что возлюбленный не может по достоинству оценить ее чувства. Она не в состоянии отказаться от любви, которая «срослась с ее душой».
Даже осознание того, что Печорин никогда не сможет испытать то, что испытывает она, не способно разрушить столь глубокие чувства. Настоящая любовь не делает
Веру счастливой, но она не винит в этом Печорина.
Читатель понимает, что сильные чувства способны ранить, но без них человек не может полноценно жить.
И.С. Тургенев «Воробей»
(сила любви)
Любовь занимает исключительное место в творчестве И.
С. Тургенева. Это чувство, в представлении писателя,
– могучая стихия, которая «сильнее смерти и страха смерти», которой «держится и движется жизнь». В этих словах мы видим жизненный принцип И. С. Тургенева: любовь
– это все, ради чего стоит жить. Благодаря любви человек становится сильным, решительным, смелым, способным на жертву. В стихотворении «Воробей» И. С.
Тургенев показал, что даже потерявшую гнездо птицу, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти любовь. Лишь любовь способна дать силы бороться и жертвовать собой.
П.П. Бажов «Горный мастер»
(истинная любовь, сила любви)
Истинная любовь способна преодолеть все препятствия: нужду, разлуку, непонимание окружающих. В сказе
«Горный мастер» П. П. Бажов пишет именно о такой любви. Действие «Горного мастера» происходит через два
– три года после исчезновения Данилы, возлюбленного
Катерины. Писатель рисует безрадостное положение девушки: по годам она вышла из невестиной поры, мать с отцом умерли, и ей пришлось жить в избушке Прокопьича, усыновившего когда-то Данилу. Однако старый мастер вскоре тоже умирает, и девушка остается одна. Несмотря на тяжелое положение, она не перестает ждать своего возлюбленного, хотя в поселке над ней смеются, а родня требует, чтобы она поскорее выходила замуж. Бажов описывает, с какими трудностями сталкивается Катерина, и это отчетливо показывает силу ее любви, ее верность жениху. У нее один ответ: «Никто его мертвым не видел...
Придет Данилушка».
Своей непреклонностью Катерина бросает вызов не только поселковому мнению, но и тайной силе. Однако любовь Данилы и Катерины
– тоже сила, по-настоящему прекрасная, истинно человеческая, ее ничто не может сломить! В этом Хозяйка Медной горы окончательно убеждается, когда Данила, вольный в выборе, говорит, что людей забыть не может, а Катерину помнит «каждую минуту». Поэтому, когда Катерина встречает Хозяйку и требует вернуть жениха, горная царица уступает: «Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера». Так наступает торжество любви.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(любовь и ответственность)
Любовь
– это ответственность. Эта мысль является ведущей в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Когда Маленький принц попадает на планету
Земля, он еще не знает, что значит любить по- настоящему. Но знакомство с Лисом все меняет. После того как Маленький принц и Лис приручили друг друга, их жизнь озарилась светом. Жизнь Маленького принца изменилась: он узнал, что любить
– это значит видеть и слышать то, чего раньше не замечал: шаги любимого, пшеничное поле, напоминающее золото волос, время, наполненное ожиданием встречи. Именно Лис научил его тому, что в основе любви
– ответственность.
Знаменитую цитату из сказки «мы в ответе за тех, кого приручили» можно сформулировать иначе: «мы в ответе за тех, кого полюбили». Это значит, что если ты полюбил, то ты не можешь оставить человека, он навсегда будет источником твоей радости и печали.
Х.К. Андерсен «Русалочка»
(любовь и эгоизм)
Настоящая любовь лишена эгоизма, ради нее люди готовы пойти на все, даже отдать свою жизнь. Этому учит нас сказка Х. К. Андерсена «Русалочка», главная героиня которой жила в роскоши морского дна, но очень хотела познать человеческий мир. На свое пятнадцатилетие русалочка впервые поднялась на поверхность. Так она и встретила любовь своей жизни
– принца. Русалочка
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
спасла возлюбленного во время бури и отнесла его на песчаный берег. Чтобы быть рядом с ним, героиня была вынуждена отказаться от бессмертия: магический напиток превратил ее в девушку, но при этом она утратила речь. Лишенная голоса, она не смогла открыться принцу, а он не ответил ей взаимностью и влюбился в принцессу. Чтобы вновь превратиться в русалку, героиня должна была заколоть принца в свадебную ночь, но не смогла. Любовь сильнее страха смерти, даже если она не взаимна, потому, бросив кинжал, русалочка превращается в морскую пену, и ее принимают к себе воздушные феи.
А.П. Платонов «Неизвестный цветок»
(любовь к жизни)
Любви к жизни учит нас рассказ А. П. Платонова
«Неизвестный цветок». По сюжету произведения цветок рос один на пустыре, куда никто не приходил, там не росла трава, а лежали лишь камни, и между ними была мертвая глина. В таких сложных условиях цветок не сдавался, потому что очень любил жизнь: днем сторожил ветер, а ночью
– росу. Он трудился и день и ночь, чтобы жить. Трудно приходилось цветку, но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости.
Его старания были вознаграждены: пустырь через год зарос травами и цветами, над ним летали бабочки и птицы, а между камнями рос новый цветок, такой же, как старый, но только лучше и прекраснее. Этот цветок был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца.
При помощи такой яркой метафоры А. Платонов показывает, что любовь к жизни не зависит от внешних обстоятельств. Жизнь человека может быть трудной, как у цветка из рассказа, но это не повод сдаваться. Любовь к жизни помогает человеку справиться с самыми сложными испытаниями.
Дж. Лондон «Любовь к жизни»
(любовь к жизни)
Рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни» – это гимн мужеству и воле человека.
Главный герой рассказа
– золотоискатель, оказавшийся в полном одиночестве, с вывихнутой ногой, без запасов еды среди пустынных холмов, продуваемых ветрами. Теряя рассудок от голода и боли, передвигаясь ползком, покинутый другом, преследуемый волком, человек не прекращает борьбу за жизнь: «Перед его глазами были только видения. Его душа и тело шли рядом, и все же порознь – такой тонкой стала нить, связывающая их… Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед». Герой не просто выживает, он не предает нравственные принципы, остается Человеком.
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
(любовь к жизни)
Человек, который любит и ценит жизнь, будет бороться за нее несмотря ни на что, находить светлое и доброе даже в тяжелые минуты. Таким человеком является главный герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Заброшенный на необитаемый остров на четверть века, герой не сдается, не впадает в уныние. Благодаря бесконечному терпению и тяжкому труду, он создает себе условия для более или менее подходящей жизни, преодолевает отчаяние и безнадежность. Ему недостаточно выжить, он стремится преодолеть одиночество и насладиться жизнью.
Неиссякаемая любовь к жизни помогает Робинзону Крузо изменить судьбу.
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Кирсанов
(влияние любви на жизнь человека)
Аркадий Кирсанов
– молодой дворянин, сын Николая
Петровича, друг Базарова. С одной стороны, его отличают простота и душевная теплота. С другой стороны, ему недостает твёрдости характера. В мировоззрении героя борются юношеский нигилизм и верность патриархальным устоям дворянской жизни.
Чистая и нежная любовь Аркадия к Кате всё больше отдаляет его от Базарова. Аркадий начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих его людей. Поэтому Аркадий переходит на сторону «отцов».
Объясняясь с Катей, Аркадий говорит: «...Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого,
– вы, которой я, в сущности, и обязан этою переменой. <...> Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне... гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам...»
Катя становится для Аркадия воплощением того идеала семейной жизни, к которому он втайне стремится и благодаря которому он в итоге возвращается в лагерь
«отцов».
И.А. Гончаров «Обломов»
(влияние любви на жизнь человека, его характер)
Ольга Ильинская отличается от всех предшествующих женских персонажей в русской литературе. Она натура деятельная, а не созерцательная и живёт не только миром чувств, но ищет конкретного дела. Не случайно она стремится пробудить Обломова к активной жизни.
Любовь для неё
– это прежде всего долг. Героиня считает своим долгом заставить Обломова жить по- другому, привить ему навыки каждодневного труда, работы над собой.
Гончаров показывает Ольгу в духовной эволюции. Как
Обломов и Штольц, она проходит испытание любовью.
История любви Ольги и Обломова раскрывает лучшие качества Ольги, такие как честность, доброта, чувство долга.
Можно утверждать, что под влиянием искреннего и глубокого чувства к Обломову расцветает и преображается характер героини. Ольга становится самобытной, глубокой личностью.
Но в то же время первая любовь стала для Ольги серьёзным испытанием. В ней исчезли детскость, наивность, беспечность. Ольга перестала смотреть на мир, как прежде, открыто, светло и покойно: «глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности». Такою увидел Ольгу Штольц через год в Париже. Она обрадовалась ему, глаза «Ольги блеснули светом тихой, не стремительной, но глубокой радости».
Перемены в Ольге поразили Штольца. Раньше она была для него «милым ребёнком, подающим большие надежды». В Петербурге Штольц не видел, что Ольга
«идёт почти одна своей дорогой... идёт по новой тропе, по которой ей приходилось пробивать свою колею собственным умом, взглядом, чувством». Ольга многое угадывает и понимает сама, осторожно вглядываясь в жизнь, вслушиваясь в речи и советы Штольца. А тогда он не видел этого, он ждал от неё «много впереди, но далеко впереди, не проча её себе в подруги». И только за границей, увидев незнакомую и таинственную Ольгу, он отважился углубиться «в лабиринт её ума, характера и каждый день открывал и изучал все новые черты и факты и всё не видел дна, только с удивлением и тревогой следил, как её ум требует ежедневно насущного хлеба, как душа её не умолкает, всё просит опыта и жизни».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
(любовь как смысл жизни, роковая любовь,
неразделенная любовь, сила любви)
Желтков
– герой, который отказывается «быть самим собой», «искать свой путь», поскольку вся его жизнь посвящена другому человеку. Духовный облик
Желткова раскрывается в его письмах к княгине Вере Николаевне
Шеиной, в разговоре с её мужем накануне самоубийства, а многое говорят о нём и
«семь лет безнадёжной и вежливой любви...». Он сам признаётся, что его
«не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». «...Для меня вся жизнь заключается только в Вас»,
– пишет
Желтков Вере Николаевне. В этой жизни для него дорог каждый миг, когда он видит княгиню или с волнением наблюдает за ней на балу или в театре. Уходя из жизни, он
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
А.П. Платонов «Неизвестный цветок»
(любовь к жизни)
Любви к жизни учит нас рассказ А. П. Платонова
«Неизвестный цветок». По сюжету произведения цветок рос один на пустыре, куда никто не приходил, там не росла трава, а лежали лишь камни, и между ними была мертвая глина. В таких сложных условиях цветок не сдавался, потому что очень любил жизнь: днем сторожил ветер, а ночью
– росу. Он трудился и день и ночь, чтобы жить. Трудно приходилось цветку, но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости.
Его старания были вознаграждены: пустырь через год зарос травами и цветами, над ним летали бабочки и птицы, а между камнями рос новый цветок, такой же, как старый, но только лучше и прекраснее. Этот цветок был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца.
При помощи такой яркой метафоры А. Платонов показывает, что любовь к жизни не зависит от внешних обстоятельств. Жизнь человека может быть трудной, как у цветка из рассказа, но это не повод сдаваться. Любовь к жизни помогает человеку справиться с самыми сложными испытаниями.
Дж. Лондон «Любовь к жизни»
(любовь к жизни)
Рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни» – это гимн мужеству и воле человека.
Главный герой рассказа
– золотоискатель, оказавшийся в полном одиночестве, с вывихнутой ногой, без запасов еды среди пустынных холмов, продуваемых ветрами. Теряя рассудок от голода и боли, передвигаясь ползком, покинутый другом, преследуемый волком, человек не прекращает борьбу за жизнь: «Перед его глазами были только видения. Его душа и тело шли рядом, и все же порознь – такой тонкой стала нить, связывающая их… Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед». Герой не просто выживает, он не предает нравственные принципы, остается Человеком.
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
(любовь к жизни)
Человек, который любит и ценит жизнь, будет бороться за нее несмотря ни на что, находить светлое и доброе даже в тяжелые минуты. Таким человеком является главный герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Заброшенный на необитаемый остров на четверть века, герой не сдается, не впадает в уныние. Благодаря бесконечному терпению и тяжкому труду, он создает себе условия для более или менее подходящей жизни, преодолевает отчаяние и безнадежность. Ему недостаточно выжить, он стремится преодолеть одиночество и насладиться жизнью.
Неиссякаемая любовь к жизни помогает Робинзону Крузо изменить судьбу.
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Кирсанов
(влияние любви на жизнь человека)
Аркадий Кирсанов
– молодой дворянин, сын Николая
Петровича, друг Базарова. С одной стороны, его отличают простота и душевная теплота. С другой стороны, ему недостает твёрдости характера. В мировоззрении героя борются юношеский нигилизм и верность патриархальным устоям дворянской жизни.
Чистая и нежная любовь Аркадия к Кате всё больше отдаляет его от Базарова. Аркадий начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих его людей. Поэтому Аркадий переходит на сторону «отцов».
Объясняясь с Катей, Аркадий говорит: «...Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого,
– вы, которой я, в сущности, и обязан этою переменой. <...> Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне... гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам...»
Катя становится для Аркадия воплощением того идеала семейной жизни, к которому он втайне стремится и благодаря которому он в итоге возвращается в лагерь
«отцов».
И.А. Гончаров «Обломов»
(влияние любви на жизнь человека, его характер)
Ольга Ильинская отличается от всех предшествующих женских персонажей в русской литературе. Она натура деятельная, а не созерцательная и живёт не только миром чувств, но ищет конкретного дела. Не случайно она стремится пробудить Обломова к активной жизни.
Любовь для неё
– это прежде всего долг. Героиня считает своим долгом заставить Обломова жить по- другому, привить ему навыки каждодневного труда, работы над собой.
Гончаров показывает Ольгу в духовной эволюции. Как
Обломов и Штольц, она проходит испытание любовью.
История любви Ольги и Обломова раскрывает лучшие качества Ольги, такие как честность, доброта, чувство долга.
Можно утверждать, что под влиянием искреннего и глубокого чувства к Обломову расцветает и преображается характер героини. Ольга становится самобытной, глубокой личностью.
Но в то же время первая любовь стала для Ольги серьёзным испытанием. В ней исчезли детскость, наивность, беспечность. Ольга перестала смотреть на мир, как прежде, открыто, светло и покойно: «глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности». Такою увидел Ольгу Штольц через год в Париже. Она обрадовалась ему, глаза «Ольги блеснули светом тихой, не стремительной, но глубокой радости».
Перемены в Ольге поразили Штольца. Раньше она была для него «милым ребёнком, подающим большие надежды». В Петербурге Штольц не видел, что Ольга
«идёт почти одна своей дорогой... идёт по новой тропе, по которой ей приходилось пробивать свою колею собственным умом, взглядом, чувством». Ольга многое угадывает и понимает сама, осторожно вглядываясь в жизнь, вслушиваясь в речи и советы Штольца. А тогда он не видел этого, он ждал от неё «много впереди, но далеко впереди, не проча её себе в подруги». И только за границей, увидев незнакомую и таинственную Ольгу, он отважился углубиться «в лабиринт её ума, характера и каждый день открывал и изучал все новые черты и факты и всё не видел дна, только с удивлением и тревогой следил, как её ум требует ежедневно насущного хлеба, как душа её не умолкает, всё просит опыта и жизни».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
(любовь как смысл жизни, роковая любовь,
неразделенная любовь, сила любви)
Желтков
– герой, который отказывается «быть самим собой», «искать свой путь», поскольку вся его жизнь посвящена другому человеку. Духовный облик
Желткова раскрывается в его письмах к княгине Вере Николаевне
Шеиной, в разговоре с её мужем накануне самоубийства, а многое говорят о нём и
«семь лет безнадёжной и вежливой любви...». Он сам признаётся, что его
«не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». «...Для меня вся жизнь заключается только в Вас»,
– пишет
Желтков Вере Николаевне. В этой жизни для него дорог каждый миг, когда он видит княгиню или с волнением наблюдает за ней на балу или в театре. Уходя из жизни, он
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
сжигает «всё самое дорогое, что было... в жизни»: её платок, записку, программу.
Прощание с Верой Николаевной для Желткова
– прощание с жизнью. Неслучайно княгиня Вера замечает, что «глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Даже последние слова Желткова обращены к
Вере Николаевне. Это слова благодарности, пожелание счастья княгине, надежда, что она его вспомнит и выполнит его прощальную просьбу: исполнит сонату D-dur
№ 2, op. 2.
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
(трагичность любви, неразделенная любовь, сила любви)
Действие романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» происходит в годы правления Людовика XI. Молодая цыганка Эсмеральда, зарабатывающая себе на жизнь выступлениями на площади собора Парижской
Богоматери, становится объектом любви трёх разительно отличающихся друг от друга мужчин: фанатичного священника Клода Фролло, опустившегося писателя
Пьера Грегуара и горбатого, отвратительного на вид звонаря Квазимодо. Девушка не видит своего счастья в союзе ни с одним из этих людей. Она третирует беспечного Грегуара, избегает мрачного Фролло и уродливого Квазимодо. Думая, что найдёт своё счастье в союзе с блестящим офицером Фебу, Эсмеральда отвергает влюблённых в неё мужчин. Однако офицер не любит девушку, он не видит в ней избранницу своей жизни. Со временем любовь к Эсмеральде делает из
Фролло законченного негодяя и безумца: ложно обвинив девушку во всех смертных грехах, священник добивается у властей разрешения на её арест. Толпа друзей
Эсмеральды пытается отбить её у стражников и увести с собой, но в этот момент цыганку «спасает» Квазимодо: обладая недюжинной физической силой, он подхватывает девушку и в один миг доставляет на крышу собора.
Эсмеральда, вынужденная скрываться от всего мира, привязывается к звонарю, но полюбить его, естественно, не может: не только из-за его уродства, но и потому, что её сердце отдано Фебу. В финале романа окончательно обезумевший Фролло выдаёт девушку полиции, после чего с дьявольской усмешкой на лице наблюдает за её казнью. Рассвирепевший от горя Квазимодо сбрасывает
Фролло с крыши собора.
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
(вечная любовь)
Северус Снегг
– самый противоречивый персонаж
«Гарри Поттера». На протяжении всего произведения мы видим угрюмого, раздражительного, бесчувственного профессора Хогвартса. Однако в финале романа выясняется, что Северус Снегг – один из самых храбрых и самоотверженных персонажей романа. С самого детства и до конца своих дней он любил лишь одну женщину. Ради неё герой был готов изменить свою жизнь. Лили Поттер
– мама Гарри – видела в Снегге только друга, а после его перехода на тёмную сторону и вовсе разорвала с ним общение. Однако герой так и не смог забыть женщину.
Любовь Снегга по отношению к Лили была настолько сильна, что даже после смерти возлюбленной он оберегал её сына. В своей жизни он больше никогда не смог полюбить и хранил верность Лили до смерти.
А. Моруа «Фиалки по средам»
(что мешает любви?)
В рассказе «Фиалки по средам» А. Моруа показана история несчастной любви. Персонаж по имени Андре
– студент Политехнической школы
– тайно влюблён в актрису Женни. Та, в свою очередь, относится к своим воздыхателям несерьёзно, поскольку профессия не позволяет отвлекаться на каждого поклонника. Каждую среду он с завидным постоянством приносит ей букет фиалок, страсти бурлят в его душе, стены его комнаты увешаны портретами возлюбленной, но в реальной жизни он даже не может написать ей письмо, не решается с ней заговорить. Причина такого поведения кроется в его страхе быть отвергнутым, а также в неуверенности в себе.
Красивые жесты Андре не могут оставить Женни равнодушной. Он пробуждает в ней интерес своими точными, как часы, жестами внимания. Со временем влюблённый студент исчезает из её жизни: из произведения мы узнаём, что герой погибает на войне.
Однако вскоре появляется отец Андре и рассказывает о том, что юноша любил Женни всю свою недолгую жизнь, он погиб, пытаясь подвигом на войне «заслужить» её любовь. Этот поступок трогает строгую Женни. Она сокрушается о том, что так и не встретилась с Андре, а он так и не узнал, что для неё «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига».
В конце произведения мы видим её уже постаревшей, но неизменной в одном: каждую среду она носит своему преданному другу фиалки. Если бы герои были откровенными друг с другом, если бы Андре сделал решительный шаг, а Женни не была бы так недоверчива, их отношения могли бы сложиться счастливо.
Прощание с Верой Николаевной для Желткова
– прощание с жизнью. Неслучайно княгиня Вера замечает, что «глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Даже последние слова Желткова обращены к
Вере Николаевне. Это слова благодарности, пожелание счастья княгине, надежда, что она его вспомнит и выполнит его прощальную просьбу: исполнит сонату D-dur
№ 2, op. 2.
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
(трагичность любви, неразделенная любовь, сила любви)
Действие романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» происходит в годы правления Людовика XI. Молодая цыганка Эсмеральда, зарабатывающая себе на жизнь выступлениями на площади собора Парижской
Богоматери, становится объектом любви трёх разительно отличающихся друг от друга мужчин: фанатичного священника Клода Фролло, опустившегося писателя
Пьера Грегуара и горбатого, отвратительного на вид звонаря Квазимодо. Девушка не видит своего счастья в союзе ни с одним из этих людей. Она третирует беспечного Грегуара, избегает мрачного Фролло и уродливого Квазимодо. Думая, что найдёт своё счастье в союзе с блестящим офицером Фебу, Эсмеральда отвергает влюблённых в неё мужчин. Однако офицер не любит девушку, он не видит в ней избранницу своей жизни. Со временем любовь к Эсмеральде делает из
Фролло законченного негодяя и безумца: ложно обвинив девушку во всех смертных грехах, священник добивается у властей разрешения на её арест. Толпа друзей
Эсмеральды пытается отбить её у стражников и увести с собой, но в этот момент цыганку «спасает» Квазимодо: обладая недюжинной физической силой, он подхватывает девушку и в один миг доставляет на крышу собора.
Эсмеральда, вынужденная скрываться от всего мира, привязывается к звонарю, но полюбить его, естественно, не может: не только из-за его уродства, но и потому, что её сердце отдано Фебу. В финале романа окончательно обезумевший Фролло выдаёт девушку полиции, после чего с дьявольской усмешкой на лице наблюдает за её казнью. Рассвирепевший от горя Квазимодо сбрасывает
Фролло с крыши собора.
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
(вечная любовь)
Северус Снегг
– самый противоречивый персонаж
«Гарри Поттера». На протяжении всего произведения мы видим угрюмого, раздражительного, бесчувственного профессора Хогвартса. Однако в финале романа выясняется, что Северус Снегг – один из самых храбрых и самоотверженных персонажей романа. С самого детства и до конца своих дней он любил лишь одну женщину. Ради неё герой был готов изменить свою жизнь. Лили Поттер
– мама Гарри – видела в Снегге только друга, а после его перехода на тёмную сторону и вовсе разорвала с ним общение. Однако герой так и не смог забыть женщину.
Любовь Снегга по отношению к Лили была настолько сильна, что даже после смерти возлюбленной он оберегал её сына. В своей жизни он больше никогда не смог полюбить и хранил верность Лили до смерти.
А. Моруа «Фиалки по средам»
(что мешает любви?)
В рассказе «Фиалки по средам» А. Моруа показана история несчастной любви. Персонаж по имени Андре
– студент Политехнической школы
– тайно влюблён в актрису Женни. Та, в свою очередь, относится к своим воздыхателям несерьёзно, поскольку профессия не позволяет отвлекаться на каждого поклонника. Каждую среду он с завидным постоянством приносит ей букет фиалок, страсти бурлят в его душе, стены его комнаты увешаны портретами возлюбленной, но в реальной жизни он даже не может написать ей письмо, не решается с ней заговорить. Причина такого поведения кроется в его страхе быть отвергнутым, а также в неуверенности в себе.
Красивые жесты Андре не могут оставить Женни равнодушной. Он пробуждает в ней интерес своими точными, как часы, жестами внимания. Со временем влюблённый студент исчезает из её жизни: из произведения мы узнаём, что герой погибает на войне.
Однако вскоре появляется отец Андре и рассказывает о том, что юноша любил Женни всю свою недолгую жизнь, он погиб, пытаясь подвигом на войне «заслужить» её любовь. Этот поступок трогает строгую Женни. Она сокрушается о том, что так и не встретилась с Андре, а он так и не узнал, что для неё «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига».
В конце произведения мы видим её уже постаревшей, но неизменной в одном: каждую среду она носит своему преданному другу фиалки. Если бы герои были откровенными друг с другом, если бы Андре сделал решительный шаг, а Женни не была бы так недоверчива, их отношения могли бы сложиться счастливо.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 38
СВОБОДА
А.С. Пушкин. Тема свободы в лирике.
(свобода как величайшая ценность)
Одна из важнейших тем лирики Пушкина
– тема свободы. Свобода для Пушкина
– высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода
– основа дружбы и условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась поэтом в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась
«святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы (стихотворение «И.И. Пущину», 1826).
Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
«Свобода», «вольность», «воля», «вольный» – ключевые слова пушкинского
«словаря». Уже в стихотворениях 1817
– 1819 гг. свобода остановится то высшим общественным благом
– предметом «похвального слова» («хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к
«блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина не просто слово.
Свобода
– это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, общества, истории, отношений между людьми.
А.И. Солженицын «В круге первом»
(внешняя и внутренняя свобода)
Идею свободной личности в обстоятельствах, которые, казалось бы, лишают человека всяческой свободы, высказывает устами героев А.И. Солженицын в романе «В круге первом». Так, герой романа Бобынин в своей беседе с Абакумовым считает себя значительно более свободным человеком, чем всесильный министр МГБ:
«Свободу вы у меня давно отняли, а вернуть ее не в ваших силах, ибо ее нет у вас самих. Лет мне отроду сорок два, сроку вы мне отсылай двадцать пять, на каторге я уже был, в номерах ходил, и в наручниках, и с собаками, и в бригаде усиленного режима
– чем еще можете вы мне угрозить? Чего еще лишить? <...> Вообще, поймите и передайте там, кому надо выше
, что вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не все. Но человек, у которого вы отобрали все
– уже не подвластен вам, он снова свободен». Свобода, о которой говорит
Бобынин, отнюдь не внешняя. Это внутренняя свобода, которая доступна людям, наделенным даром внутренней жизни. Таковы
Бобынин, Нержин, Сологдин, Герасимович.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
Проблема свободы или несвободы человека
– центральная в романе. Герои при всем различии их жизненного положения существуют в рамках одной и той же социально-политической Системы (которая трактуется
Солженицыным как среда, как типические обстоятельства, воздействующие на характер). Именно эта среда лишает героев мыслимых и немыслимых степеней внешней свободы. Поэтому нельзя воспринять систему персонажей как построенную по принципу противопоставления заключенных и их тюремщиков, свободных и несвободных людей. Это будет принцип ложного противопоставления: в равной степени несвободны все. Но различны варианты их несвободы: офицеры МГБ оказываются не только заложниками жизненных благ, которых могут лишиться в любой момент: престижных квартир, дорогого хрусталя, фарфора, огромных зарплат, персональных машин и роскошных кабинетов,
– но и любого неожиданного политического поворота, который Система продуцирует как бы сама по себе, без видимого участия людей, входящих в нее. И герои неизбежно ощущают себя возможными будущими жертвами такого поворота.
Истинно свободными людьми предстают в романе те из героев, что сумели найти свободу в собственной душе
– внутреннюю, тайную свободу в пушкинском смысле. Их свобода не зависит от внешних обстоятельств. Лишенные
Системой всего: имущества, нормальной семьи, отцовства, свободы
– эти герои способны осмыслить собственное положение как позитивное и обрести внутреннюю свободу.
СЧАСТЬЕ
Л.Н. Толстой «Война и мир»
(поиск счастья, любовь как пусть к счастью)
В духовных исканиях Андрея Болконского и Пьера
Безухова много общего, но в художественной системе романа-эпопеи «Война и мир» их судьбы оказываются противоположными.
Болконский наряду с лермонтовским Печориным
– один из самых талантливых персонажей русской литературы и так же, как тот, несчастен. Неудачная женитьба, разочарование в светской жизни побуждают его искать
«своего Тулона» в подражание Наполеону. Это приводит к еще одному разочарованию, а домой он приезжает в момент родов и смерти жены. Пробудившись со временем к новой жизни, он старается реализовать себя в служении государству и опять разочаровывается. Любовь к Наташе дает ему надежду на личное счастье, но он оказывается страшно обманут и оскорблен: ему предпочли безнравственное ничтожество. Его отец умирает во время войны, имение занимают французы. Он получает смертельное ранение в тылу русских войск от шальной гранаты и умирает в 34 года, зная, что, примирившись с
Наташей, никогда не будет с ней вместе.
Пьер, незаконнорожденный сын графа Безухова, неловкий, некрасивый, гораздо менее одаренный, чем князь Андрей, унаследовал титул и все громадное состояние отца. За дебош, по сути, наказан не был.
Женился еще более неудачно, чем старший друг, но с женой благополучно расстался после дуэли с бретером, которого, впервые держа пистолет в руках, случайно подстрелил и который промахнулся в ответ, целя в не прикрывшегося пистолетом противника. Он тоже испытал ряд разочарований, поначалу безответно, еще будучи женат, полюбил «падшую» Наташу. Во время
Бородинского сражения был в самом пекле и уцелел. Не погиб и в Москве, захваченной французами, хотя ввязался с ними, вооруженными, в драку. Мог быть расстрелян, как другие, но из-за случайного взгляда его пожалел жестокий маршал. Не погиб и на этапе подобно, казалось бы, ко всему приспособленному солдату-крестьянину
Каратаеву. После плена заболел.
«Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все-таки выздоровел».
Внезапная смерть Элен и гибель Андрея Болконского сделали возможным брак Пьера с Наташей, которая, много пережив, распознала в нем родную душу и полюбила его несмотря на то что боль ее утрат была еще свежей. В конечном счете сама жизнь устроила для них все к лучшему, как ни труден был пройденный ими путь.
Сравнивая жизненные пути двух персонажей, можно заметить не только разную степень «удачливости», но и разницу в их мировоззрениях. Пьер, в отличие от
Болконского, с самого начала своей жизни имел гораздо меньше, но и был более благодарным за все дары, которые давала ему жизнь. Он всегда был менее склонен к гордыне, умел радоваться мелочам. Такой взгляд на жизнь помог Пьеру стать счастливым. Он был бы счастлив и не получив крупного состояния. Толстой словно вознаграждает героя за любовь к жизни, в отличие от его печального друга Болконского, чья жизнь, казалось, кончилась в 30 лет.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
(любовь как залог счастья, поиск смысла жизни)
А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» затрагивает множество нравственно-философских тем. Одной из ведущих является тема счастья.
Евгений Онегин
– это герой, чья жизнь лишена смысла. Он не умеет
«чувствовать», «радоваться», «страдать», зато умеет
«лицемерить»,
«казаться», «скучать», «томиться». На первый взгляд читателю может показаться, что жизнь героя прекрасна: она полна развлечений, он постоянно находится в движении, встречается с разными людьми, ходит по балам, театрам.
Однако Пушкин беспощадно называет такую жизнь
«однообразной и пестрой», давая читателю понять, что на самом деле Евгений Онегин несчастлив. Во время знакомства с Татьяной Евгений находится на той стадии своего духовного развития, когда «вольность и покой» ему дороже любви. Он отвергает любовь Татьяны именно потому, что боится стать несчастным, не хочет менять
«постылую свободу» на «узы счастья». Герой продолжает жить, как раньше, без лишних потрясений.
Но когда он встречает Татьяну вновь, он осознает, что спокойствия недостаточно. Ему необходимо нечто большее – любовь. Герой признается Татьяне в любви, объясняет причины своего поступка, говорит, что
«ошибся», что «вольность и покой» не стали заменой счастью, которое возможно только рядом с Татьяной. Но, как он сам замечает, за ошибки приходится расплачиваться, потому герой «наказан»: Татьяна отвергает Евгения, поскольку «другому отдана» и будет
«век ему верна». Эта грустная, но поучительная история помогает понять следующее: человек может стать счастливым, только познав настоящую любовь. Без любви счастье невозможно.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
(свобода как главное условие счастливой жизни)
Каждый человек понимает «счастье» по-своему. Для героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» счастье
– это, прежде всего, свобода. На его представление о счастье повлияли обстоятельства: он еще ребенком был взят в плен и попал в монастырь, но каждый день мечтал о свободе. Потому он и бежал из монастыря, чтобы почувствовать вкус жизни, хотя бы на несколько дней ощутить настоящее счастье.
Мцыри
– сильная, страстная и мятежная натура – тяготился мирной и тихой жизнью, жаждал воли бурной и опасности, пламенных страстей и роковой борьбы. Для него не было ничего слаще «дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой». Три дня, проведенные на воле, среди диких ущелий и скал, в упоении силы и свободы, в «чудном мире тревог и битв», были его настоящей, счастливой жизнью, которая не могла сравниться с сытым и спокойным существованием в монастыре.
И.А. Бунин «Вечер»
(умение быть счастливым, погоня за призрачным
счастьем)
В стихотворении «Вечер» И. А. Бунин размышляет о
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM