Файл: Скачанонаt. MeEzy exam оглавление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россия». Писатель создал в своем литературном наследии яркие, живые и целостные характеры. Главная тема произведений Лескова
– потенциал и уникальность русской души. Отличительные свойства русского человека он искал во всех сословиях и классах. Сам Лесков уверенно написал, что русского человека он знает «в самую его глубь». И это утверждение имеет под собой основания, поскольку Лесков долго жил среди народа и смог узнать и полюбить его. С течением времени, разгадывая тайну национального характера, он пришёл к мысли, что русская натура
«доброкачественна».
Наиболее ярко образ загадочной русской души отразился в сказе «Левша», где повествуется о трагической судьбе талантливого мастера из народа. Писатель отражает в образе тульского гения как сильные стороны русского народа, так и его слабости. Одной из самых главных черт русской души Лесков всегда считал способность верить.
Вера для Левши
– это вдохновение, это надежда на разрешение проблем и самая высшая сила.
Движущей силой русской души Лесков считал постоянную деятельность, стремление к труду. Герои в произведениях писателя постоянно трудятся на благо общества, государства, часто меняют род занятий и оказываются способными ко многим видам деятельности. В труде они видят спасительную силу от невзгод, грусти и тоски.
Кроме того, у лесковских героев врожденным качеством является чувство безграничной любви к Родине. Левша в сказе является истинным патриотом, для которого Россия, пусть такая несправедливая и жестокая, является единственной обителью, райским уголком: «Мы к своей родине привержены, верно преданные». Оказавшись на чужой земле, сердце мастера затосковало: «…а я желаю скорее в родное место». На корабле герой все время
«нетерпеливо в родную сторону смотрит». Левша жертвует своей жизнь ради блага и имени России, ведь поступок во имя праведной цели не воспринимается героем как подвиг или великое событие. Неслучайно сам
Лесков говорил: «Там, где стоит «левша», надо читать
«русский народ».
СЕМЬЯ, ДОМ,
ТРАДИЦИИ,ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
ПОКОЛЕНИЙ
Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче
жизненного опыта? Дом – это место или люди?
Когда дом становится местом встречи поколений?
Как связаны понятия «дом» и «отечество»? Почему
так важна связь человека с семьёй и домом? Что
значит в жизни человека родительский дом?
Какую роль в становлении личности может играть
семья? Каким Вы представляете себе гармоничный
семейный союз? Что необходимо для прочного
супружеского союза? Какие нравственные ценности
укрепляют семью? Почему важно знать историю
своей семьи? Идеальная семейная пара: как Вы её
себе представляете? Что такое родительская
ответственность и в чём она проявляется? Когда
родители могут гордиться детьми? Важно ли
человеку получить родительское напутствие? В чём,
по-вашему, должна проявляться родительская
любовь? За что дети могут уважать своих
родителей? Что такое мудрая родительская
любовь? Что важнее для детей: советы родителей
или их пример? Роль родительского наставления в
жизни человека. Какой должна быть родительская
любовь? Какое влияние старшие могут оказать на
выбор человеком жизненного пути?
Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые
семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая
семья несчастлива по-своему»?
Как молодёжь относится к традициям? В чём Вы
видите ценность традиций для человека и общества
в целом? Надо ли сохранять традиции как
социальный опыт прошлых поколений? Что такое
семейные традиции и зачем они нужны?
Почему так важно сохранять связь между
поколениями? Что объединяет нас в одно поколение?
Что связывает сегодняшних людей с предыдущим
поколением?
Чем молодое поколение похоже на поколение отцов?
Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Чем
полезен детям родительский опыт? Чему «отцы»
могут поучиться у «детей»? Чем может быть ценен
для отцов опыт детей? Как можно сохранить и
передать потомкам опыт предков?
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   38

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
(отсутствие взаимопонимания, любви, заботы в семье)
Головлева Арина Петровна – персонаж романа М. Е.
Салтыкова-Щедрина
«Господа Головлевы», глава головлёвского дома. В начале романа
«...женщина лет шестидесяти, но ещё бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным головлёвским имением». В уезде Арина Петровна слывёт одной из самых богатых помещиц, но живёт «уединённо, расчётливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит».
Семейная жизнь Арины Петровны Головлевой, главной героини романа Салтыкова-Щедрина, сложилась несчастливо. Арина Петровна «охотно говорит о себе, что она ни вдова, ни мужняя жена». После свадьбы как-то сразу обнаружилось, что никаких общих чувств и помыслов они с мужем не имеют, потому «размолвки не заставили долго ждать себя. Постепенно разрастаясь и ожесточаясь, размолвки эти кончились со стороны жены полным и презрительным равнодушием к мужу-шуту, со стороны мужа
– искреннею ненавистью к жене, ненавистью, в которую, однако, входила значительная доля трусости. Муж называл жену «ведьмою» и
«чёртом»,
жена называла мужа – «ветряною мельницей» и
«бесструнной балалайкой». Так они прожили более сорока лет и нажили четырёх детей.
Слово «семья» не сходит с языка Арины Петровны, все силы этой умной,
«одарённой творчеством», волевой женщины направлены на процветание семьи, и внешне семья благоденствует:
«Припасла я детям свой пай... Шутка сказать, четыре тысячи душ!» Но это внешнее благополучие обернулось злом для окружающих её людей, а семья постепенно распадается, вымирает, окончательно гибнет. Так намечается то трагическое противоречие в жизни Арины
Петровны, которое приведёт её к страшному и жалкому концу.
Духовная атмосфера головлёвского дома становится всё более угнетающей, подавляются живые человеческие чувства, искажаются родственные связи. Жестокость и равнодушие прикрываются лицемерными рассуждениями о семейных «святынях», пустословие заменяет сочувствие. В этом мире росли и воспитывались дети, но даже они «не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа, всецело отдавшегося бесчисленным подробностям жизнестроительства».
Дочь её Анна Владимировна получила образование и воспитание в благородном институте, старший сын
Степан закончил университет, двое младших сыновей служили в Петербурге. Но мать никогда не задумывалась над тем, что рядом с ней живые люди со своим миром чувств, интересов, страданий. Рассуждая о будущем детей, Арина Петровна только «всё старалась угадать, который из них ей злодеем будет». Когда старшие


«постылые дети» действительно не оправдали её надежд, она поступила решительно: выбросила им «кусок», который, впрочем, в то же время должен был изображать собой и
«родительское благословение».
К смерти дочери, а затем и старшего сына Арина
Петровна отнеслась равнодушно, цинично сообщив
Порфирию (своему сыну): «Как жила твоя сестрица беспутно, так и умерла, покинув мне на шею своих двух щенков». Однако предательство самого Порфирия Арина
Петровна перенести не смогла. Внутренне Арина
Петровна ощущала лицемерие Иудушки, но поверила ему, доверила управление имением. Заполучив
«маменькин капитал», он начал требовать жёсткий отчёт
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
о тратах, и Арина Петровна, оскорблённая и негодующая, вынуждена была переехать к младшему сыну,
«подлецу Павлушке». На этом её разочарования не закончились: после смерти Павла все его состояние перешло Иудушке, и она вынуждена была простить ему все обиды и предательства. Прозрение пришло к ней, когда Иудушка отказался помогать собственному сыну.
Настала минута, когда перед умственным её оком предстали во всей полноте итоги её собственной жизни.
Увидев в отношении Порфирия к сыну своё собственное поведение, она решилась на страшный шаг
– проклясть собственного сына. Но это уже ничего не могло изменить.
Духовные и физические силы её были подорваны, через несколько месяцев когда-то властная головлёвская барыня «умерла, опутанная со всех сторон праздностью, пустословием».
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
(материнская любовь)
Мать всегда чувствует, что с ребенком происходит что-то неладное, она всегда старается уберечь свое дитя от бед и жизненных катастроф. Неслучайно мать главной героини повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина говорит ей, будто бы предсказывая все, что случится позже: «у меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город», «я всегда ставлю свечу перед образом и молю
Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти». Мать просит ее быть осторожной, чтобы «злые люди» не обидели
«бедную девушку».
Единственное желание любой матери
– счастье ребенка, потому мать Лизы хочет до своей смерти пристроить девушку замуж за хорошего и обеспеченного человека.
Однако она не просто печется о ее материальном благополучии. Когда Лиза знакомит мать с возлюбленным Эрастом, она рассказывает ему историю ее любви к отцу Лизы. Так мы понимаем, что для матери важно еще и счастье Лизы. Узнав о «страшной смерти» дочери, героиня умирает: «кровь ее от ужаса охладела
– глаза навек закрылись». В этом трагическом финале раскрывается вся суть материнской любви: сердце матери бьется до тех пор, пока бьется сердце ее ребенка.
А.И. Куприн «Куст сирени»
(семейное счастье, гармония, роль взаимопонимания и
поддержки в семье)
В рассказе А. И. Куприна «Куст сирени» автор утверждает, что счастье возможно обрести в семье, однако для этого необходимо согласие, любовь и взаимопонимание. В центре произведения
– семейная пара
– Николай Алмазов и его жена Вера. Он – студент академии, она
– любящая и верная жена, поддерживающая все его начинания. Николай оказался в сложной ситуации, когда решающий экзамен был под угрозой. Он должен был предоставить план местности, однако поставил на нем кляксу, которую замаскировал изображением куста. Профессор сказал ему, что он хорошо знает местность, которую Алмазов начертил, и что там нет никакого куста.
Николай понимает, что теряет последний шанс на получение образования, более того, разоблачение грозит ему потерей чести. Он чувствует себя неудачником, он огорчен и подавлен. Вера, видя состояние мужа, относит драгоценности в ломбард и помогает ему найти выход из ситуации. Благодаря вырученным деньгам, куст сирени появляется там, где его никогда не было. Этот куст, посаженный за городом, помогает Николаю продолжить обучение, приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Таким образом,
можно сделать вывод: взаимовыручка и понимание помогают преодолеть трудности, сблизить людей, сделать их счастливыми.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
(роль семьи в жизни человека, поддержка)
Чтобы помочь своему слепорожденному племяннику, герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Максим преподает ему важные жизненные уроки. Понимая, что чрезмерная материнская любовь может навредить мальчику, он берется за его воспитание, учит его самостоятельности. Он старается сделать жизнь мальчика полноценной: занимается его образованием, просит деревенского музыканта петь народные песни, чтобы мальчик заинтересовался музыкой, приглашает в гости друзей, чтобы показать герою, что жизнь вокруг не стоит на месте. Благодаря дяде, Петрусь впервые играет перед публикой и понимает, что может чего-то достичь.
В определенный момент жизни Петрусь отчаивается: ему начинает казаться, что все слепорожденные злы, он мучит близких, сердится и обижается. Тогда Максим решает показать племяннику, как тяжело приходится другим людям: он приводит его к чудотворной иконе, около которой просят милостыню слепцы, и предлагает Петру изведать их долю. Песня слепых эмоционально потрясает
Петра, за что он благодарит своего дядю.
Герой в конце концов сумел осознать, что его жизнь не так плоха: он может быть счастливым, получить профессию, познать любовь. Так и случилось: ключевую роль в его будущем счастье сыграл именно дядя Максим.
Когда Петрусь становится известным музыкантом, то в первых рядах сидит его дядя
– человек, который всегда рядом: и в горе и в радости.
Б.Л. Пастернак «Детство Люверс»
(отношения в семье, формирование мировоззрения в
семье, связь с близкими)
В повести Б. Л. Пастернака «Детство Люверс» изображена жизнь художницы Жени Люверс, которая проходит этапы своего творческого становления, познаёт окружающий мир, пытается определить своё место в жизни. Сквозь призму семейных отношений героиня произведения сморит на мир, постигает и оценивает его, проявляя при этом индивидуальные особенности своего характера.
Переживая постоянное отсутствие отца и замкнутость матери, девочка чувствует одиночество. А вновь возникшая любовь между родителями приносит в её жизнь умиротворение и «блаженство». После переезда в
Екатеринбург у Жени появляется подруга Лиза
Дефендова, к которой она будет вынуждена переехать в связи с болезнью мамы. Находясь среди незнакомых людей, невольно включаясь в жизнь их семьи, героиня особенно остро понимает, насколько ей дорог собственный дом, насколько она любит своих родных.
Разлука с семьёй, контраст родного дома и дома подруги способствуют тому, что Женя начинает острее осознавать себя частью своей семьи, понимать неразрывную связь со своими близкими, видеть в себе отражение и продолжение своих родных.
Л.Н. Толстой «Детство»
(роль матери в жизни человека)
Главный герой повести «Детство» Л. Н. Толстого
Николенька любит своих родителей, относится к ним с уважением и трепетом. Особую нежность герой испытывает к матери, потому он так тяжело переносит расставание с ней: оно представляется для героя большим горем. Во время поездки на учебу Николенька вспоминает добрые карие глаза матери, ее нежные руки, добрую улыбку, благодаря которой ее лицо озаряется светом и становится таким красивым. Неслучайно герой называет маму «матушкой», «маменькой», а в описании ее портрета часто употребляет слово «маленькая». Так он выражают свою безграничную любовь и нежность к ней.
К сожалению, мать Николеньки умирает рано, а с ее смертью заканчивается счастливая пора детства, и горе потери ложится тенью на большую часть жизни героя.
Однако Николенька на всю свою оставшуюся жизнь сохраняет теплые воспоминания о матери, которые дают ему силы справляться с жизненными невзгодами.
А.Н. Островский «Свои люди – сочтёмся»
(неблагодарное отношение к родителям, проблемы
воспитания)
Большова Олимпиада Самсоновна, персонаж пьесы А. Н.
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM


Островского «Свои люди
– сочтёмся!», наряду с фонвизинским Митрофанушкой, представляет собой тип
«неблагодарного отпрыска». Поскольку малограмотные, невежественные Большовы ничего не жалели для своего чада: ни нарядов, ни украшений, ни даже средств на обучение
– она выросла избалованной и высокомерной. В своих глазах Липочка высоко поднялась над родителями, которые заслужили за свою необразованность лишь презрение от дочери. Поэтому с матерью она разговаривает грубо, с вызовом: «Как же! Позволю я над собой командовать! Вот ещё новости...Уж молчали бы лучше, коли не так воспитаны».
Липочка научилась играть на материнских чувствах, используя любую ситуацию для своей выгоды, пуская в ход слезы капризного дитя и фальшивые жалобы на нездоровье: «Что, вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени, извести капризами? (Плачет.) Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю (Плачет)».
Перебранки, как правило, завершаются сценой сделки и примирения с матерью, которая в слезах просит у дочери прощения и обещает купить ей серёжки.
Не жалеет Липочка и отца, которого она вместе с женихом обманула: «Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чём остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь... Что ж мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых платьях ходить?» – говорит она отцу. На дальнейшие увещевания отца Липочка жестоко, категорично отвечает: «Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем – и толковать об этом нечего». И если вид потрясённого и униженного
Большова всё же вызвал у Подхалюзина какое-то подобие чувства неловкости и сострадания, то Липочка не испытывает никаких дочерних чувств.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
(последствия отрицания традиций)
Что делает Базарова нигилистом? И в чем же этот нигилизм проявляется? Нигилист
– это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип» – формулирует в романе Аркадий, очевидно, со слов своего учителя
Базарова.
Благодаря этому описанию мы понимаем, что в основе учения Базарова – отрицание в первую очередь всего традиционного, ведь традиции – это нечто проверенное временем, подтвержденное авторитетами, это вечные ценности общества. Базаров же отрицает традиции и устои, на которых зиждется общество, вместе с этим он отрицает все верования, идеалы и нормы человеческой жизни, за истину же принимаются только голые научные факты.
На законное возражение Николая Петровича: «Вы все отрицаете или, выражаясь точнее, все разрушаете. Да ведь надобно же и строить»
– Базаров хладнокровно замечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить». Становится понятным, почему нигилизм как течение обречено на провал. Ведь для созидания необходим фундамент. Философия жизни, построенная лишь на разрушении, приводит к тому, что вместо прекрасного мира, к которому, безусловно, стремился Базаров, он увидит страшное пепелище и мрак. Основой прекрасного нового мира могут стать вечные ценности, традиции, которые так яро отрицает Базаров.
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
(равнодушное отношение к близким, материнская любовь)
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, в рассказе К. Г. Паустовского
«Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два
– три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на то, чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо).
Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьёз. За этим письмом последовала телеграмма о том, что её мать умирает. Только тогда Настя осознала, что
«никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в её жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела.
Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
(влияние родителей на жизнь человека, семейные
ценности)
Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обострённое чувство долга и чести заложены в Гринёве с детства. Его мать
– добрая женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жёсткость характера, – прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну:
«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Именно благодаря тому что Гринёв помнил заветы отца, он смог стать хорошим человеком и проявил свои лучшие качества.
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
(материнская любовь, влияние родителей на становление
ребенка)
Примером безграничной материнской любви является отношение героини произведения С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» к сыну. Повесть начинается с воспоминаний главного героя Сережи Багрова о долгой и мучительной болезни. Будучи взрослым, он будет с теплотой и благодарностью вспоминать, как мать подолгу сидела у его кровати, старалась всячески облегчить его страдания. Просыпаясь среди ночи или приходя в сознание после обморока, Сергей видел тревожные и нежные глаза матери. Только благодаря ее самоотверженности мальчик выжил: она
«не давала потухнуть ... догоравшему светильнику жизни,
... питала его магнетическим излиянием собственной жизни, собственного дыханья». Однако мама не только выходила мальчика, она воспитала его высоконравственным человеком. Именно она привила ему эстетический вкус, страсть к чтению, развила его духовный мир. Мама всегда умела найти нужные слова, объяснить, что он поступил плохо. «Долго говорила она: её слова, нежные и грозные, ласковые и строгие, и всегда убедительные, её слезы о моём упрямстве поколебали меня: я признавал себя виноватым перед маменькой и даже дяденькой, которого очень любил…» В конце повести мы видим Сережу духовно и нравственно возмужавшим человеком.
Я.Л. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа»
(влияние родителей на мировоззрение человека)
На творчество и жизнь Я. Акима очень сильно повлияли воспоминания об отце. Особенно ярко это отразилось в сказке «Учитель Так-Так и его разноцветная школа».
Основа произведения
– ценность светлой и вечной памяти об отце, погибшем на фронте в 1942 году. Я. Аким говорил: «Отца я так любил, что долго не мог ни строчки о нем написать. Так бывает, когда теряешь очень близкого человека... Пожалуй, впервые я немного рассказал об отце в повести-сказке “Учитель Так-Так”...» Учитель Так-
Так, как и автор, проводил на фронт Великой
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM


Отечественной войны отца, от которого на память ему осталась глиняная дудочка. Учитель никогда не расставался с ней, как и Я. Аким.
Этот пример показывает, какую важную роль играют родители в жизни ребенка: они определяют вектор его развития, влияют на всю его дальнейшую жизнь. Став взрослым, писатель перенес свои воспоминания об отце в книгу, которая научила доброте, честности, пониманию не одно поколение.
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38