ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А.А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий»
(гармоничные отношения между родителями и детьми)
Чтобы отношения между детьми и взрослыми были гармоничными, они должны быть построены на взаимопонимании. Этому учит нас повесть А. Лиханова
«Магазин ненаглядных пособий».
Главный герой повести Коля знакомит читателей с разговорами своих мамы и бабушки, которые обсуждают его будущее. Единство их душевного настроя, взаимопонимание с полуслова, с полувзгляда, неделимость на детское и взрослое придают ребенку ту жизненную опору, которая позволяет ему оставаться мальчишкой и вместе с этим чувствовать себя равноправным среди взрослых. Он мог не только участвовать в принятии серьезных решений, брать на себя обязанности, но надеяться на детские привилегии. У мальчика никогда не возникало мысли о том, что его не поймут или не захотят понять, войти в его положение. Он знал, что мама и бабушка постоянно с ним: думают и беспокоятся о нем.
Следовательно, и он не может не учитывать их чувства и мнение, когда принимает самостоятельные решения.
В этом произведении отражены, пожалуй, по-настоящему гармоничные отношения между взрослыми и ребенком. Именно к таким отношениям,
основанным на любви, взаимопонимании, взаимной ответственности, должны стремиться семьи.
Дж. Лондон «Сказание о Кише»
(нравственный пример отца)
«Сказание о Кише» Дж. Лондона
– история жизни мальчика, рано оказавшегося без поддержки взрослых, вынужденного не только выживать, но и заботиться о других людях. Герой родился за Полярным кругом в племени эскимосов, где забота о ближнем была условием выживания. Отец Киша героически погиб в борьбе с медведем. Мужчина навсегда остался для мальчика примером для подражания: будучи одним из лучших охотников племени, он мог получать больше добычи, но всегда отказывался от излишков, чтобы больным и пожилым хватало еды. Поэтому, когда соплеменники забыли о подвигах его отца и стали относиться к мальчику и его матери как к бесполезным членам общества, юный
Киш не растерялся, не повел себя как ребенок и решил сам добывать пропитание. Мальчик стал охотиться и вскоре смог обеспечить себя и мать. Несмотря на несправедливость
, Киш не озлобился на соплеменников: свою добычу он решил делить поровну, помогать тем, кто нуждается, как делал это его отец.
«Сказание о Кише» учит читателя тому, что важно проявлять заботу о других, преодолевать свою гордыню, справляться с обидами и оставаться человеком в любой ситуации.
К. Коллоди «Приключения Пиноккио. История
деревянной куклы»
(пример отца)
Персонаж «Пиноккио» К. Коллоди Джепетто сделал из деревяшки, найденной у мастера Вишни, волшебную озорную куклу по имени Пиноккио. Джепетто
– человек, извлекший из жизни большую мудрость, но не горькую, а помогающую сохранить во всех превратностях простодушное и безгрешное сердце. Именно поэтому он оказывается способным создать не просто куклу, а мальчика, и полюбить его, как родного сына. Герой проявляет необыкновенную доброту к сыну. Ради него
Джепетто готов на все: отдает свой завтрак, продает куртку, бросается в океан. Так, в самом начале своего жизненного пути Пиноккио предстает самонадеянным, легкомысленным, взбалмошным и грубым мальчиком, не прислушивавшимся к советам взрослых. Однако пример отца, его наставления, вера в мир, доброта, любовь и умение прощать помогают Пиноккио пройти очень долгий путь взросления и очеловечивания.
О. Генри «Дары волхвов»
(гармоничные взаимоотношения в семье)
Заботиться о ком-то – значит быть внимательным к человеку, беспокоиться о нем, быть готовым на самопожертвование. Примером искреннего проявления заботы являются поступки главных героев рассказа О. Генри
«Дары волхвов». В канун Рождества супруги дарят друг другу подарки, из-за покупки которых им пришлось принести в жертву самое ценное, что они имели: «Надо вам сказать, что у четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно – золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое
– волосы Деллы». Делла решает продать свои роскошные волосы, чтобы подарить Джиму цепочку для часов, а муж приобретает ей в подарок набор гребней. О.
Генри заканчивает эту историю строками: «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими».
Мудрость героев, по замыслу автора, заключена в бескорыстной заботе и любви друг к другу. Повествуя о самопожертвовании ради любимого человека, писатель показывает высшие человеческие добродетели, которые остаются для него главными в любых житейских ситуациях.
СПОР ПОКОЛЕНИЙ
Как Вы понимаете выражение «конфликт
поколений»? Является ли вечным спор поколений?
Родители и дети: спор или диалог? Конфликт
поколений как общественная проблема. Рождается
ли истина в споре поколений? Возможно ли полное
взаимопонимание между людьми разных поколений?
Всегда ли конфликт поколений – это противостояние
старого и нового? Неизбежен ли конфликт «отцов» и
«детей»? Как избежать конфликта между «отцами»
и «детьми»? «Отцы» и
«дети»: соперники или союзники? Всегда ли
разногласия отцов и детей приводят к конфликту?
Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на
одной стороне? Какая общая цель способна
объединить представителей разных поколений?
«Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли
согласие? «Век нынешний и век минувший»: причины
конфликта.
Почему молодое поколение порой негативно
относится к опыту старших? Чему могут научиться
друг у друга отцы и дети? Когда, по-вашему,
молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
Когда представитель старшего поколения
становится настоящим авторитетом для
молодёжи? Почему старшее поколение так редко
бывает довольно молодёжью? Почему «отцы» часто
опасаются самостоятельности «детей»? Могут ли
идейные разногласия отцов и детей оказаться
сильнее родственных связей? Почему отцам бывает
сложно принять те правила, по которым живут дети?
Всегда ли ценны заветы отцов? Как Вы понимаете
выражение «достойный сын своего отца»?
Может ли старшее поколение понять младшее? Что
может стать основой взаимопонимания между
людьми разных поколений? Что мешает
взаимопониманию
«отцов» и «детей»? Почему дети и родители не
всегда понимают друг друга? Что может помешать
полноценному диалогу людей разных поколений?
Почему нигилизм свойственен именно молодому
поколению? Какого человека можно назвать героем
своего времени? Плохо ли быть несовременным? Как
Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня
не существует авторитетов»?
Почему тема «отцов и детей» часто присутствует
во многих произведениях литературы? Влияет ли
историческая эпоха на отношения «отцов» и
«детей»? В какие времена обостряется конфликт
«отцов и детей»? Согласны ли Вы с французским
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
писателем Альбером Камю, утверждавшим, что
«каждому поколению свойственно считать себя
призванным переделать мир»?
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
(спор поколений)
Чацкий Александр Андреевич
– герой комедии А. С.
Грибоедова «Горе от ума», молодой дворянин, рано потерявший родителей и воспитывавшийся в доме
Фамусова. Факты из прошлого Чацкого напоминают нам о судьбах многих либерально настроенных дворян, в том числе будущих декабристов. Так, Чацкий по идейным убеждениям оставил сначала военную, затем гражданскую службу. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,
– заявляет герой. В Чацком мы находим черты образованного дворянина того времени, человека честного, благородного.
Чацкий
– носитель просветительских идей. Он искренне верит в силу человеческого разума. Герой убеждён в том, что с помощью образования, с помощью научных знаний можно изменить мир в лучшую сторону. При этом Чацкий никак не может понять, почему в обществе так низко ценятся знания,
образованность, а невежество торжествует. Отметим и другие важные идеи героя.
Во-первых, это протест против крайностей крепостничества. Вспомним монолог Чацкого «А судьи кто?», в котором противопоставляет «отечества отцов», проводящих свои дни в пирах и мотовстве, молодому поколению, бескорыстно преданному науке или искусству. Чацкий с горечью вынужден констатировать, что пока ещё сила на стороне «староверов», для которых молодёжь
– «опасные мечтатели». Также герой говорит о
«Несторе негодяев знатных», который своих верных слуг выменял на «борзые три собаки», о владельце крепостного театра, распродавшего поодиночке своих актёров. Основной пафос этих слов Чацкого
– в обличении крепостнических порядков, позволяющих хозяину менять верных слуг на борзых собак или распродавать актёров своего домашнего театра.
Во-вторых, это любовь к свободе. «Вольнее всякий дышит»,
– заявляет Чацкий, имея в виду «век нынешний». «Он вольность хочет проповедать», – говорит о Чацком Фамусов.
Наконец, Чацкий защищает идею национальной самобытности России, выступает против иностранного засилья. Особенно ярко эта мысль выражена в монологе о французике из Бордо. Герой восклицает: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».
Фамусов Павел Афанасьевич, главный идейный противник Чацкого, выступает не только как отец Софьи, но и как крупный чиновник и одновременно барин- крепостник, придерживающийся консервативных взглядов.
Всё новое Фамусову кажется сомнительным или просто опасным. Даже дома и тротуары послепожарной Москвы не вызывают у него энтузиазма. Тирады Чацкого он перечёркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Фамусова, могут лишь столпы общества, но и эта критика не должна быть
«чрезмерной»: «А наши старички? <...> И о правительстве иной раз так толкуют, Что, если б кто подслушал их... беда. Не то чтоб новизны вводили
– никогда! <...>
Поспорят, пошумят и... разойдутся».
Идеалы Фамусова в прошлом, в «веке минувшем». В монологе, открывающем второе действие комедии, герой восхищается достоинствами
«почтенного камергера» Кузьмы Петровича. В другом монологе Фамусов преклоняется перед «подвигами» екатерининского вельможи Максима Петровича. С этим внесценическим персонажем прочно связано представление Фамусова об истинном уме. «А? Как, по- вашему? По-нашему, смышлён. / Упал он больно, встал здорово», – замечает Фамусов по поводу падений
Максима Петровича на глазах у Екатерины II. Фамусов, как и другие представители московского барства,
– враг просвещения.
Сюжетная линия, отражающая конфликт Чацкого с
Фамусовым и со всем консервативным московским дворянством, завершается разрывом Чацкого с обществом.
Чацкий одерживает моральную победу над фамусовским обществом, однако оказывается при этом, по словам И.А. Гончарова,
«сломлен количеством старой силы». В результате герой терпит горе от своего ума. Похоже, что и сам автор комедии отчасти сомневается в успехе общественных преобразований,
вдохновляемых просветительскими идеями.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
(спор поколений)
В романе «Отцы и дети» освещается жизнь России в предреформенную эпоху и противоречия этой эпохи.
Тургенев показал жизнь либерального дворянства, выявил новый тип русской жизни
– тип нигилиста.
Главный вопрос, стоявший перед русским обществом накануне реформы, сформулирован в третьей главе романа устами Аркадия Кирсанова:
«Преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить?»
Сердце Аркадия Кирсанова сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, совершенно не представляет.
Основным идейным конфликтом являются противоречия между либеральным дворянством, которое, по мысли писателя, исчерпало свои прогрессивные возможности, и демократической интеллигенцией, которая начинает играть все большую роль в общественной жизни.
Либерально настроенное дворянство выступало за путь постепенных реформ, в то время как демократы- разночинцы выступали за революционный путь развития
России.
Идеологические противоречия отражаются в спорах героев
– нигилиста Евгения Базарова и аристократа
Павла Петровича Кирсанова.
Павел Петрович выступает как противник материализма и защитник религии.
Атеистические взгляды Базарова он воспринимает с ужасом. Павел Петрович – либерал. Его идеал – английский парламентаризм, который, по- видимому, привлекает героя тем, что сохраняет многие права и привилегии аристократии.
Базаров же выступает за революционный путь развития России. По причинам цензурного характера
Тургенев не мог вложить в уста героя революционных идей. Однако по отдельным высказываниям Базарова мы можем судить о его убеждениях. «От копеечной свечи
Москва сгорела», – заявляет Базаров. «Мы драться хотим»,
– говорит он Аркадию.
У Базарова нет положительной программы общественного устройства. Будучи нигилистом, он считает, что для начала нужно все разрушить,
расчистить место для нового, но никаких конкретных шагов, которые привели бы Россию к светлому будущему, не предлагает.
Если по своему идеалу общественного устройства Павел
Петрович
– типичный либерал-западник, то в отношении народа его позиция близка славянофилам. Павел
Петрович умиляется патриархальностью и благочестием народа. «Он патриархальный, он не может жить без веры», - говорит Павел Петрович о народе.
Эти черты народной жизни вызывают резкую критику
Базарова. Известно, что революционные демократы критиковали народ за покорность помещикам, долготерпение, пассивность, рабскую психологию. Они часто связывали эти качества народа с его верой в
Бога. Базаров считает, что
«русский человек только тем и хорош, что он о себе прескверного мнения». В споре с Павлом Петровичем
Базаров заявляет, что русский народ вообще
«заслуживает презрения» и что свобода ему едва ли пойдет впрок, поскольку
«мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
(гармоничные отношения между родителями и детьми)
Чтобы отношения между детьми и взрослыми были гармоничными, они должны быть построены на взаимопонимании. Этому учит нас повесть А. Лиханова
«Магазин ненаглядных пособий».
Главный герой повести Коля знакомит читателей с разговорами своих мамы и бабушки, которые обсуждают его будущее. Единство их душевного настроя, взаимопонимание с полуслова, с полувзгляда, неделимость на детское и взрослое придают ребенку ту жизненную опору, которая позволяет ему оставаться мальчишкой и вместе с этим чувствовать себя равноправным среди взрослых. Он мог не только участвовать в принятии серьезных решений, брать на себя обязанности, но надеяться на детские привилегии. У мальчика никогда не возникало мысли о том, что его не поймут или не захотят понять, войти в его положение. Он знал, что мама и бабушка постоянно с ним: думают и беспокоятся о нем.
Следовательно, и он не может не учитывать их чувства и мнение, когда принимает самостоятельные решения.
В этом произведении отражены, пожалуй, по-настоящему гармоничные отношения между взрослыми и ребенком. Именно к таким отношениям,
основанным на любви, взаимопонимании, взаимной ответственности, должны стремиться семьи.
Дж. Лондон «Сказание о Кише»
(нравственный пример отца)
«Сказание о Кише» Дж. Лондона
– история жизни мальчика, рано оказавшегося без поддержки взрослых, вынужденного не только выживать, но и заботиться о других людях. Герой родился за Полярным кругом в племени эскимосов, где забота о ближнем была условием выживания. Отец Киша героически погиб в борьбе с медведем. Мужчина навсегда остался для мальчика примером для подражания: будучи одним из лучших охотников племени, он мог получать больше добычи, но всегда отказывался от излишков, чтобы больным и пожилым хватало еды. Поэтому, когда соплеменники забыли о подвигах его отца и стали относиться к мальчику и его матери как к бесполезным членам общества, юный
Киш не растерялся, не повел себя как ребенок и решил сам добывать пропитание. Мальчик стал охотиться и вскоре смог обеспечить себя и мать. Несмотря на несправедливость
, Киш не озлобился на соплеменников: свою добычу он решил делить поровну, помогать тем, кто нуждается, как делал это его отец.
«Сказание о Кише» учит читателя тому, что важно проявлять заботу о других, преодолевать свою гордыню, справляться с обидами и оставаться человеком в любой ситуации.
К. Коллоди «Приключения Пиноккио. История
деревянной куклы»
(пример отца)
Персонаж «Пиноккио» К. Коллоди Джепетто сделал из деревяшки, найденной у мастера Вишни, волшебную озорную куклу по имени Пиноккио. Джепетто
– человек, извлекший из жизни большую мудрость, но не горькую, а помогающую сохранить во всех превратностях простодушное и безгрешное сердце. Именно поэтому он оказывается способным создать не просто куклу, а мальчика, и полюбить его, как родного сына. Герой проявляет необыкновенную доброту к сыну. Ради него
Джепетто готов на все: отдает свой завтрак, продает куртку, бросается в океан. Так, в самом начале своего жизненного пути Пиноккио предстает самонадеянным, легкомысленным, взбалмошным и грубым мальчиком, не прислушивавшимся к советам взрослых. Однако пример отца, его наставления, вера в мир, доброта, любовь и умение прощать помогают Пиноккио пройти очень долгий путь взросления и очеловечивания.
О. Генри «Дары волхвов»
(гармоничные взаимоотношения в семье)
Заботиться о ком-то – значит быть внимательным к человеку, беспокоиться о нем, быть готовым на самопожертвование. Примером искреннего проявления заботы являются поступки главных героев рассказа О. Генри
«Дары волхвов». В канун Рождества супруги дарят друг другу подарки, из-за покупки которых им пришлось принести в жертву самое ценное, что они имели: «Надо вам сказать, что у четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно – золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое
– волосы Деллы». Делла решает продать свои роскошные волосы, чтобы подарить Джиму цепочку для часов, а муж приобретает ей в подарок набор гребней. О.
Генри заканчивает эту историю строками: «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими».
Мудрость героев, по замыслу автора, заключена в бескорыстной заботе и любви друг к другу. Повествуя о самопожертвовании ради любимого человека, писатель показывает высшие человеческие добродетели, которые остаются для него главными в любых житейских ситуациях.
СПОР ПОКОЛЕНИЙ
Как Вы понимаете выражение «конфликт
поколений»? Является ли вечным спор поколений?
Родители и дети: спор или диалог? Конфликт
поколений как общественная проблема. Рождается
ли истина в споре поколений? Возможно ли полное
взаимопонимание между людьми разных поколений?
Всегда ли конфликт поколений – это противостояние
старого и нового? Неизбежен ли конфликт «отцов» и
«детей»? Как избежать конфликта между «отцами»
и «детьми»? «Отцы» и
«дети»: соперники или союзники? Всегда ли
разногласия отцов и детей приводят к конфликту?
Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на
одной стороне? Какая общая цель способна
объединить представителей разных поколений?
«Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли
согласие? «Век нынешний и век минувший»: причины
конфликта.
Почему молодое поколение порой негативно
относится к опыту старших? Чему могут научиться
друг у друга отцы и дети? Когда, по-вашему,
молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
Когда представитель старшего поколения
становится настоящим авторитетом для
молодёжи? Почему старшее поколение так редко
бывает довольно молодёжью? Почему «отцы» часто
опасаются самостоятельности «детей»? Могут ли
идейные разногласия отцов и детей оказаться
сильнее родственных связей? Почему отцам бывает
сложно принять те правила, по которым живут дети?
Всегда ли ценны заветы отцов? Как Вы понимаете
выражение «достойный сын своего отца»?
Может ли старшее поколение понять младшее? Что
может стать основой взаимопонимания между
людьми разных поколений? Что мешает
взаимопониманию
«отцов» и «детей»? Почему дети и родители не
всегда понимают друг друга? Что может помешать
полноценному диалогу людей разных поколений?
Почему нигилизм свойственен именно молодому
поколению? Какого человека можно назвать героем
своего времени? Плохо ли быть несовременным? Как
Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня
не существует авторитетов»?
Почему тема «отцов и детей» часто присутствует
во многих произведениях литературы? Влияет ли
историческая эпоха на отношения «отцов» и
«детей»? В какие времена обостряется конфликт
«отцов и детей»? Согласны ли Вы с французским
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
писателем Альбером Камю, утверждавшим, что
«каждому поколению свойственно считать себя
призванным переделать мир»?
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
(спор поколений)
Чацкий Александр Андреевич
– герой комедии А. С.
Грибоедова «Горе от ума», молодой дворянин, рано потерявший родителей и воспитывавшийся в доме
Фамусова. Факты из прошлого Чацкого напоминают нам о судьбах многих либерально настроенных дворян, в том числе будущих декабристов. Так, Чацкий по идейным убеждениям оставил сначала военную, затем гражданскую службу. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,
– заявляет герой. В Чацком мы находим черты образованного дворянина того времени, человека честного, благородного.
Чацкий
– носитель просветительских идей. Он искренне верит в силу человеческого разума. Герой убеждён в том, что с помощью образования, с помощью научных знаний можно изменить мир в лучшую сторону. При этом Чацкий никак не может понять, почему в обществе так низко ценятся знания,
образованность, а невежество торжествует. Отметим и другие важные идеи героя.
Во-первых, это протест против крайностей крепостничества. Вспомним монолог Чацкого «А судьи кто?», в котором противопоставляет «отечества отцов», проводящих свои дни в пирах и мотовстве, молодому поколению, бескорыстно преданному науке или искусству. Чацкий с горечью вынужден констатировать, что пока ещё сила на стороне «староверов», для которых молодёжь
– «опасные мечтатели». Также герой говорит о
«Несторе негодяев знатных», который своих верных слуг выменял на «борзые три собаки», о владельце крепостного театра, распродавшего поодиночке своих актёров. Основной пафос этих слов Чацкого
– в обличении крепостнических порядков, позволяющих хозяину менять верных слуг на борзых собак или распродавать актёров своего домашнего театра.
Во-вторых, это любовь к свободе. «Вольнее всякий дышит»,
– заявляет Чацкий, имея в виду «век нынешний». «Он вольность хочет проповедать», – говорит о Чацком Фамусов.
Наконец, Чацкий защищает идею национальной самобытности России, выступает против иностранного засилья. Особенно ярко эта мысль выражена в монологе о французике из Бордо. Герой восклицает: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».
Фамусов Павел Афанасьевич, главный идейный противник Чацкого, выступает не только как отец Софьи, но и как крупный чиновник и одновременно барин- крепостник, придерживающийся консервативных взглядов.
Всё новое Фамусову кажется сомнительным или просто опасным. Даже дома и тротуары послепожарной Москвы не вызывают у него энтузиазма. Тирады Чацкого он перечёркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Фамусова, могут лишь столпы общества, но и эта критика не должна быть
«чрезмерной»: «А наши старички? <...> И о правительстве иной раз так толкуют, Что, если б кто подслушал их... беда. Не то чтоб новизны вводили
– никогда! <...>
Поспорят, пошумят и... разойдутся».
Идеалы Фамусова в прошлом, в «веке минувшем». В монологе, открывающем второе действие комедии, герой восхищается достоинствами
«почтенного камергера» Кузьмы Петровича. В другом монологе Фамусов преклоняется перед «подвигами» екатерининского вельможи Максима Петровича. С этим внесценическим персонажем прочно связано представление Фамусова об истинном уме. «А? Как, по- вашему? По-нашему, смышлён. / Упал он больно, встал здорово», – замечает Фамусов по поводу падений
Максима Петровича на глазах у Екатерины II. Фамусов, как и другие представители московского барства,
– враг просвещения.
Сюжетная линия, отражающая конфликт Чацкого с
Фамусовым и со всем консервативным московским дворянством, завершается разрывом Чацкого с обществом.
Чацкий одерживает моральную победу над фамусовским обществом, однако оказывается при этом, по словам И.А. Гончарова,
«сломлен количеством старой силы». В результате герой терпит горе от своего ума. Похоже, что и сам автор комедии отчасти сомневается в успехе общественных преобразований,
вдохновляемых просветительскими идеями.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
(спор поколений)
В романе «Отцы и дети» освещается жизнь России в предреформенную эпоху и противоречия этой эпохи.
Тургенев показал жизнь либерального дворянства, выявил новый тип русской жизни
– тип нигилиста.
Главный вопрос, стоявший перед русским обществом накануне реформы, сформулирован в третьей главе романа устами Аркадия Кирсанова:
«Преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить?»
Сердце Аркадия Кирсанова сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, совершенно не представляет.
Основным идейным конфликтом являются противоречия между либеральным дворянством, которое, по мысли писателя, исчерпало свои прогрессивные возможности, и демократической интеллигенцией, которая начинает играть все большую роль в общественной жизни.
Либерально настроенное дворянство выступало за путь постепенных реформ, в то время как демократы- разночинцы выступали за революционный путь развития
России.
Идеологические противоречия отражаются в спорах героев
– нигилиста Евгения Базарова и аристократа
Павла Петровича Кирсанова.
Павел Петрович выступает как противник материализма и защитник религии.
Атеистические взгляды Базарова он воспринимает с ужасом. Павел Петрович – либерал. Его идеал – английский парламентаризм, который, по- видимому, привлекает героя тем, что сохраняет многие права и привилегии аристократии.
Базаров же выступает за революционный путь развития России. По причинам цензурного характера
Тургенев не мог вложить в уста героя революционных идей. Однако по отдельным высказываниям Базарова мы можем судить о его убеждениях. «От копеечной свечи
Москва сгорела», – заявляет Базаров. «Мы драться хотим»,
– говорит он Аркадию.
У Базарова нет положительной программы общественного устройства. Будучи нигилистом, он считает, что для начала нужно все разрушить,
расчистить место для нового, но никаких конкретных шагов, которые привели бы Россию к светлому будущему, не предлагает.
Если по своему идеалу общественного устройства Павел
Петрович
– типичный либерал-западник, то в отношении народа его позиция близка славянофилам. Павел
Петрович умиляется патриархальностью и благочестием народа. «Он патриархальный, он не может жить без веры», - говорит Павел Петрович о народе.
Эти черты народной жизни вызывают резкую критику
Базарова. Известно, что революционные демократы критиковали народ за покорность помещикам, долготерпение, пассивность, рабскую психологию. Они часто связывали эти качества народа с его верой в
Бога. Базаров считает, что
«русский человек только тем и хорош, что он о себе прескверного мнения». В споре с Павлом Петровичем
Базаров заявляет, что русский народ вообще
«заслуживает презрения» и что свобода ему едва ли пойдет впрок, поскольку
«мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только
СКАЧАНОНА
T.ME/EZY_EXAM
напиться дурману в кабаке». Он признается Аркадию, что
«возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или
Сидора, для которого ...должен из кожи лезть и который...даже спасибо не скажет...»
У Николая Петровича Кирсанова, брата Павла Кирсанова, тоже есть гражданская позиция. Его отличает склонность к либерализму. Герой старается перестроить хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями времени. Он говорит: «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел... читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями...». Однако все его модные преобразования лишь расстраивают имение.
Развитием сюжета Тургенев стремился показать, с одной стороны, незаурядность, силу духа Базарова, его идейную и моральную победу над главным противником
– Павлом
Петровичем Кирсановым. С другой стороны, с помощью сюжета писатель выявляет несостоятельность, бесперспективность идей Базарова, его жизненной позиции.
3. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
КНИГИ, ЛИТЕРАТУРА, ЧТЕНИЕ
Какие добрые чувства пробуждает в человеке
литература? Помогает ли литература
сформировать жизненный идеал? Какую роль чтение
художественной литературы играет в становлении
личности? Может ли книга помочь в минуту
отчаяния? Помогает ли человеку книга лучше
понять себя? Согласны ли Вы с утверждением о том,
что чтение учит думать? Способна ли книга сделать
человека лучше? Чтение литературного
произведения – труд или отдых? Какую роль в
достижении целей играет чтение книг? Какие
общечеловеческие ценности утверждаются в
классической литературе? Чем читательский опыт
отличается от жизненного?
Какие произведения становятся классическими?
Какие темы художественной литературы не теряют
своей актуальности с течением времени?
Как история отражается в литературном
произведении? Книга как путешествие в прошлое. В
какой книге изображён портрет современного
поколения? Книга, хранящая память о великом
подвиге.
В чём заключается предназначение писателя?
Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? Как
смелость может проявиться в творчестве?
Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы
считаете актуальными? Согласны ли Вы с
утверждением А.И. Солженицына: «Единственный
заменитель не прожитого нами опыта –
литература»? Какое место литература занимает в
Вашей жизни?
Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература
даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший
опыт жизни»? Согласны ли Вы с мнением, что самое
эффективное изобретение в истории – книга?
«Следовать за мыслями великого человека есть
наука самая занимательная» (А.С. Пушкин) «Книга
для каждого освещает наше личное движение к
истине» (М.М. Пришвин)
«Беседовать с писателями других веков – почти то
же, что путешествовать» (Р. Декарт).
Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий
читать, никогда не будет одинок?
М. Горький «Детство»
(роль книги в жизни человека, влияние книг на
формирование личности)
В автобиографической повести «Детство» М. Горький (в произведении указано его настоящее имя
– Алеша
Пешков) вспоминает события сорокалетней давности, когда он был еще ребенком. Писатель признается:
«Всем, что во мне есть хорошего, я обязан книгам». Книги, которые покупал Алеша Пешков на базаре, были
«славными романами», рисовавшими
«хорошую любовь и добрые, человеческие подвиги, всегда идеально бескорыстные и самоотверженные».
Они подарили будущему писателю нравственное успокоение, позволили познать сначала мир воображаемого добра, красоты, справедливости, затем
– добро окружающей действительности. Книги помогли мальчику жить одновременно и в реальном, и в воображаемом мире, питали душу,
нравственную устойчивость. Благодаря книгам Алеша научился видеть в людях, с которыми общался, добро. Он сам признавался, что рано потерял бы веру в доброту человечества, если бы не познал мир «Атосов, Портосов,
Д'Артаньянов», если бы не научился ценить красоту природы, которая вдохновляла его на единение с окружающими.
«возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или
Сидора, для которого ...должен из кожи лезть и который...даже спасибо не скажет...»
У Николая Петровича Кирсанова, брата Павла Кирсанова, тоже есть гражданская позиция. Его отличает склонность к либерализму. Герой старается перестроить хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями времени. Он говорит: «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел... читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями...». Однако все его модные преобразования лишь расстраивают имение.
Развитием сюжета Тургенев стремился показать, с одной стороны, незаурядность, силу духа Базарова, его идейную и моральную победу над главным противником
– Павлом
Петровичем Кирсановым. С другой стороны, с помощью сюжета писатель выявляет несостоятельность, бесперспективность идей Базарова, его жизненной позиции.
3. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
КНИГИ, ЛИТЕРАТУРА, ЧТЕНИЕ
Какие добрые чувства пробуждает в человеке
литература? Помогает ли литература
сформировать жизненный идеал? Какую роль чтение
художественной литературы играет в становлении
личности? Может ли книга помочь в минуту
отчаяния? Помогает ли человеку книга лучше
понять себя? Согласны ли Вы с утверждением о том,
что чтение учит думать? Способна ли книга сделать
человека лучше? Чтение литературного
произведения – труд или отдых? Какую роль в
достижении целей играет чтение книг? Какие
общечеловеческие ценности утверждаются в
классической литературе? Чем читательский опыт
отличается от жизненного?
Какие произведения становятся классическими?
Какие темы художественной литературы не теряют
своей актуальности с течением времени?
Как история отражается в литературном
произведении? Книга как путешествие в прошлое. В
какой книге изображён портрет современного
поколения? Книга, хранящая память о великом
подвиге.
В чём заключается предназначение писателя?
Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? Как
смелость может проявиться в творчестве?
Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы
считаете актуальными? Согласны ли Вы с
утверждением А.И. Солженицына: «Единственный
заменитель не прожитого нами опыта –
литература»? Какое место литература занимает в
Вашей жизни?
Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература
даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший
опыт жизни»? Согласны ли Вы с мнением, что самое
эффективное изобретение в истории – книга?
«Следовать за мыслями великого человека есть
наука самая занимательная» (А.С. Пушкин) «Книга
для каждого освещает наше личное движение к
истине» (М.М. Пришвин)
«Беседовать с писателями других веков – почти то
же, что путешествовать» (Р. Декарт).
Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий
читать, никогда не будет одинок?
М. Горький «Детство»
(роль книги в жизни человека, влияние книг на
формирование личности)
В автобиографической повести «Детство» М. Горький (в произведении указано его настоящее имя
– Алеша
Пешков) вспоминает события сорокалетней давности, когда он был еще ребенком. Писатель признается:
«Всем, что во мне есть хорошего, я обязан книгам». Книги, которые покупал Алеша Пешков на базаре, были
«славными романами», рисовавшими
«хорошую любовь и добрые, человеческие подвиги, всегда идеально бескорыстные и самоотверженные».
Они подарили будущему писателю нравственное успокоение, позволили познать сначала мир воображаемого добра, красоты, справедливости, затем
– добро окружающей действительности. Книги помогли мальчику жить одновременно и в реальном, и в воображаемом мире, питали душу,
нравственную устойчивость. Благодаря книгам Алеша научился видеть в людях, с которыми общался, добро. Он сам признавался, что рано потерял бы веру в доброту человечества, если бы не познал мир «Атосов, Портосов,
Д'Артаньянов», если бы не научился ценить красоту природы, которая вдохновляла его на единение с окружающими.
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 38