Файл: Кейс практических материалов по дисциплине Психология Раздел Социальная и возрастная психология.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составить словарь персоналий.
Используя рекомендованную литературу, составьте словарь персоналий зарубежных и отечественных ученых-психологов, внесших наибольший вклад в развитие возрастной психологии. Словарь персоналий должен включать не менее 10 фамилий авторов.
Приложение 8.
Как написать самоотчет по пройденным психодиагностическим методикам
Психолого-педагогическая диагностика является отраслью общей психологической науки и имеет выраженный прикладной характер. Она используется в разных областях педагогики, психологии и смежных с ними наук. Современному специалисту необходим целый комплекс разнообразных знаний, умений и навыков для оказания такой помощи.
Особую роль имеет психолого-педагогическая диагностика в образовании. Она используется для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, изучения уровня обученности школьников и студентов, разработки индивидуальных образовательных маршрутов и т.п. С помощью диагностики возможно оценить и эффективность методов и средств обучения, поскольку определить их только на основе оценки знаний нельзя.
Одной из форм работы может быть психодиагностическое самообследование с последующим составлением самоотчета.
Самоотчет может быть подготовлен:
- по одной методике (например, тест структуры интеллекта Амтхауэра);
- по нескольким методикам, направленным на исследование одного процесса, личностной черты (например – мышления, памяти, воображения, психодиагностика честности и т.п.)
- итоговый самоотчет по нескольким методикам по нескольким качествам, процессам и т.д.
Психодиагностическое самообследование включает основные этапы:
-
Выбор методики (методик), ознакомление с ней: название, автор (если есть) и главное: цель - что смотрим, что исследуем у себя. Иногда к методике дается расширенное описание - где разработана, на основании чего. Это тоже важно для написания самоотчета, т.к. в самоотчете могут быть использованы грамотные научные формулировки. -
Сначала основные данные. В психологическом самоотчете сначала указываются основные демографические данные (ф.и.о., пол, год и место рождения, учебная группа, дата составления самоотчета). Далее - сбор данных в соответствии с исследовательской задачей, то есть прохождение методики. Если в инструкции нет указания на размышление над ответами, то желательно, чтобы вы выбирали или писали первое, что приходит в голову, ассоциации. При этом не нужно анализировать корректность или не корректность сформулированного в методике вопроса. Нужно просто ответить. -
Переработка и интерпретация полученных данных. Процесс переработки и подсчета данных делается внимательно, по всем показателям. Каждый показатель записывается отдельно, а не выбираются только те, где балл или больше, или меньше. Пока мы не сравниваем, пока просто подсчиываем, получаем результат. -
Вынесение решения (диагноза) и составление отчета (самотчета). Включает несколько этапов: в начале подобрать к полученным количественным результатам краткие описания, которые чаще всего даются в обработке результатов (уровень, например); далее из описания методики, цели, интерпретации (если в методике она есть) подобрать более развернутое описание критериев, которые заслуживают внимания - выше/ниже нормы; наконец, дать самоотчет - что было сложно, с чем согласен, с чем нет, что заставило задуматься. В итоговый самоотчет для наглядности представленных результатов можно добавить рисунок, таблицу, гистограмму, картинку.
Особое внимание необходимо обратить на то, что вы должны быть критичны и толерантны к самому себе, строги и в тоже время мягки, авторитарны и демократичны; не гнаться за идеалами и разумно оценивать свои возможности, желания и потребности (мало ли, что не нравится другим, меня это устраивает в себе - невозможно нравиться всем, НО человек не может жить и быть один - над этим нужно подумать!!! а не бросаться очертя голову к исправлению под шаблон, стандарт).
В самоотчете должна быть видна личность!, отношение к процедуре, к себе, к своим мыслям и т.д.
Обязательно оформите самоотчет по пройденным психологическим методикам на отдельных листах. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольных работ.
Приложение 9.
Как написать эссе (мини-сочинение)
Эссе от французского «essai», англ. «essay» - попытка, проба, очерк.
Эссе - самостоятельная творческая письменная работа, размышление, поэтому в нём используются вопросно-ответная форма изложения, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте.
Алгоритм написания эссе
-
Выберите тему. -
Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать. -
Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:
a) логические доказательства, доводы; б) примеры, ситуации, случаи, из собственной жизни или факты из литературы (мнения авторитетных людей, цитаты).
-
Изложите свою точку зрения. -
Сформулируйте общий вывод.
Прежде чем приступить к написанию эссе:
-
Изучите теоретический материал; -
Определите особенности заявленной темы; -
Определите актуальность заявленной темы; -
Выделите ключевой тезис и сформулируйте по нему свою позицию; -
Отберите теоретические понятия, научные теории, термины, которые помогут вам раскрыть суть тезиса; -
составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
Требования, предъявляемые к эссе
-
Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц -
Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной. -
Надо писать коротко и понятно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, оно должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идей. -
Эссе должно иметь грамотную композиционную конструкцию, быть логичным, понятным по структуре. -
Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. -
Эссе должно показать, что его автор знает и хорошо использует теоретические концепции, термины, обобщения, мировоззренческие идеи. -
Эссе должно содержать убедительный аргумент в пользу изложенной позиции.
Компоненты эссе
Рассмотрим каждый из компонентов эссе
Вступление – сущность и обоснование выбора темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ.
Во введении вы можете написать общую фразу для отражения или интерпретации основного термина темы или использовать второстепенную фразу (основную мысль высказывания), например: «для меня эта фраза является ключом к пониманию. ..»
Основная часть - ответ на поставленный вопрос. Один абзац содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, заключение, которое частично является ответом на вопрос. В основной части необходимо высказать свою точку зрения и аргументировать ее.
Вы можете использовать так называемый аргумент в основной части эссе для выдвижения воспользоваться ПОПС – формулой:
ПОПС – формулой:
П – положение (утверждение) – Я считаю, что …
О – объяснение – Потому что …
П – пример, иллюстрация – Например, …
С – суждение (итоговое) – Таким образом, …
Высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом теоретических источников.
Заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
-
Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). -
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. -
Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.
Приветствуется использование:
-
Эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме); дополнять, углублять основную мысль, логику рассуждения вашего эссе. -
Пословиц, поговорок, афоризмов других авторов, также подкрепляющих вашу точку зрения, мнение, логику рассуждения. -
Мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей. -
Риторические вопросы. -
Непринужденность изложения.
Клише, которые можно использовать при написании эссе
Вступление | Основная часть | Заключение |
Для меня эта фраза является ключом к пониманию… |
|
|
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями… |
| Подведем общий итог рассуждениям |
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание… |
|
|
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… |
|
|
Приложение 10.
Как составить конспект по источнику
Конспект представляет собой выделение важной информации из основного письменного текста и её краткое изложение.
В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы.
Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Правила составления конспекта: записываются только основные мысли, без подробностей и деталей; есть иерархия: заголовки, подзаголовки, списки; простая навигация: выделены вступление, ключевые слова, выводы; конспект написан своими словами.
Порядок действий студента при составлении конспекта
:
-
внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; -
выделите главное, составьте план; -
кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; -
законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно; -
грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
1 Образец выполнения такого задания смотрите в источнике: Практикум по социальной психологии / Под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2008. – С. 16.