Файл: Кейс практических материалов по дисциплине Психология Раздел Социальная и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сбор и накопление фактов


Измерение и описание количественных и качественных изменений

Рис. 2.2.1. Стратегии, методы и схема организации изучения психического развития человека

Задание 5. Заполните определениями структурно-логическую схему.






Рис. 2.2.2. Виды развития.
Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.

Нормальное развитие - развитие, которое ведёт за собой приобщение к родовой человеческой сущности

Преформированное - такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала.

Непреформированный тип развития -наиболее распространен на нашей планете. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее.

Личностное развитие - процесс приобретения нового опыта и формирования определенного стиля поведения и отношения к окружающим. 

Индивидуальное развитие - индивидуальное развитие каждой особи, есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится. Независимо от способа размножения начало новому организму дает одна или несколько клеток. 

Задание 6. Заполнить таблицу.

Ознакомившись с рекомендованной литературой, заполните таблицу.
Таблица 2.2.1.

Теории психического развития


Научный подход

Научные школы

Ведущий фактор

Теории

Авторы

Однофакторный

Нативизм

Наследственность

Преформиз,
т.рекапитуляции,
т. созревания



Г.сХолл,
А.Гезелл,

К. Бюлер,

Эмпиризм

Среда

Ассоционизм

бихевиоризм

Дж. Локк

Д. Гартли
Д.Уотсон, Б.Скиннер,

А.Бандура

Двухфакторный




Наследственность и среда, их взаимодействие
Наследственность и среда, их противодействие

Т. конвергенции

Классический психоанализ

Когнитивная теория

В.Штерн


З.Фрейд


Ж. Пиаже

Многофакторный




Наследственность ,среда, активность личности, общение

Эпигенетическая
Культурно-историяеская

Э.Эриксон

Л.С.Выготский



Задание 10. Заполнить таблицу.

Изучив рекомендованную литературу, заполните таблицу.
Таблица 2.2 2.

Периодизации психического развития в зарубежной науке

Автор

Основания для построения периодизации

Психологическая характеристика выделенных стадий (периодов)

З. Фрейд

В основе – способ удовлетворения либидо через разные эрогенные зоны. 

Оральная стадия (0-2)
Эрогенная зона - слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я"). 
Анальная стадия (2-3)
Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть). 
Фаллическая стадия (4-5)
Высшая стадия детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я". 
Латентный период (6-12)
Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. 
Генитальная стадия (12-18)
Соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

Э. Эриксон

В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие. 

Раннее младенчество ( 0 - 1 год ) социальное качество – надежда 
+Доверие к людям, к окружающему миру. взаимная любовь, связь ребенок - родитель удовлетворение потребности в общении с родителями 
-Недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди 
Позднее младенчество  1-3 года социальное качество – воля 
+ Самостоятельность уверенность в себе 
- Сомнения в себе гипертрофированное чувство стыда 
Возраст игры 3-5 лет социальное качество- целеустремленность 
+Инициативность активность, живое воображение подражание взрослому признаки поло-ролевого поведения 
-Чувство вины пассивность отсутствие инициативы отсутствие признаков поло-ролевого поведения 
Среднее детство 5-11 лет социальное качество- компетентность 
+Стремление к достижению трудолюбие развитие познавательных и коммуникативных навыков 
-Чувство собственной неполноценности избегание сложных заданий, ситуаций соревнования слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность 
Половая зрелость 11-20 лет 
+Эгоидентичность (собственная уникальность) 
жизненное самоопределение 
поиск себя формирование мировоззрения половая поляризация в формах поведения 
-Диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет),путаница ролей 
смещение временных перспектив смешение форм поло-ролевого поведения 
Ранняя взрослость 
20-40 (45) лет 
+Интимность. Cтремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей 
-Изоляция. Bзбегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) 
Средняя взрослость 
40 (45) - 60 лет 
+Творчество (особенно в труде) 
продуктивная и творческая работа над собой и другими 
-Застой (особенно в труде) 
эгоизм, эгоцентризм 
непродуктивность в работе 
ранняя инвалидность

Ж. Пиаже

В основе – логика развития интеллекта (формирование операций).

Сенсомоторная стадия (0-2) 
Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный"). 
Дооперациональная стадия (2-7)
Мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья). 
Стадия конкретных операций (7-12)
Возникновение элементарного логического рассуждения 
Стадия формальных операций (12+)
Формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме

Дж. Брунер

Дж.Брунер не дает жесткой периодизации интеллектуального развития. символических.

Дж.Брунер не дает жесткой периодизации интеллектуального развития. Он не указывает точные сроки появления стадии и выделяет переходы от одной стадии к другой. Этапы развития интеллекта не образуют у него лестницу, каждая ступень которой поднимает ребенка на новый, более высокий уровень, обесценивая предыдущий. Важны все три сферы представлений, сохраняющиеся и у взрослого человека. Богатство интеллекта определяется наличием развитых представлений — действенных, образных и символических.

Л. Кольберг

В основе – становление морального сознания. Периоды: доморальный уровень (0-7), конвенциональная мораль (7-16), автономная мораль (после 16).

Доморальный уровень (0-7) 
Делаю то, что мне приятно 
Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания. 
Наивный потребительский гедонизм. Делаю, то за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты – мне, я – тебе» 
Конвенциональный уровень (7-12) 
Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой». 
Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины, выполняю свой долг, подчиняюсь правилам. 
Автономная мораль (18+) 
Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения. 
Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности.

Л. С. Выготский

В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов.

Кризис новорожденности 
Роды влекут за собой появления такого новообразования как – индивидуальная психическая жизнь 
Младенчество 0-1 год 
Жизнь зарождается в период эмбрионального развития, с рождением эта жизнь становится индивидуальным существованием (отдельно от матери). Эта индивидуальная жизнь, будучи первой формой бытия ребенка как социального существования, является и психической жизнью, т.к. только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Первый год жизни характеризуется переходным процессом, отделением от матери. Еда, сон и рефлексивное освоение мира – главные функции новорожденного 
Кризис одного года 
Превращение из новорожденного в ребенка возможно благодаря появлению таких новообразований как речь и хождение 
Раннее детство 1-3 лет 
Источником появления речи являются взаимоотношения и взаимодействия со взрослыми. Овладение речью приводит к перестройке всей структуры сознания. Ребенок начинает использовать речь как инструмент. В этот период ребенок открывает значения слов, начинает осмыслять те звуки, которые произносит взрослый, таким образом дает толчок для развития наглядно-действенного мышления. В это время ребенок еще может обобщать название предмета и его свойства, что можно увидеть из детского словообразования 
Кризис трех лет 
Ребенок начинает понимать, что он не продолжение матери, а другой, отдельный человек. Впервые говорит - НЕТ и Я САМ. Появляется следующее новообразование – это установление социальных отношений между ребенком и окружающими его людьми, т.е. социализация. 
Дошкольный возраст 3-7 лет 
Происходит наиболее сильное развитие всех психических функций (изменение речи, развитие мышления, счета, математики и т.д.). Развивается внутренняя речь и воля. Ребенок уже способен делать то, что ему не интересно. Но основной вид научения – игровая деятельность 
Кризис семи лет 
У ребенка появляется осмысленная ориентировка в своих переживаниях, т.е. ребенок открывает для себя мир своих переживаний. И появляются такие новообразования как самолюбие и самооценка. 
Младший школьный возраст 7 - 12лет 
Этот период очень напряженный для ребенка. Основная деятельность - социальная (обучение). Накопление пассивного словаря и освоение второй знаковой системы (чисел) дает толчок для развития логического и абстрактного мышления. Следовательно, происходит перекос в развитие левого полушария. Происходит сильное качественное изменение в сознании: формируется самооценка, значимым человеком становится учитель. 
Кризис тринадцати лет 
Появление рефлексии. 
Подростковый (пубертатный) период 12 - 17лет 
Появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные знаки) здесь вступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции и составляют основу самосознания. Из-за гармонального развития ребенок начинает наиболее ярко примерять на себя половую роль. До 17 лет ребенок живет в хаосе перевоплощения. Значимыми людьми становятся сверстники, родители обесцениваются. Также появляется умение оперировать абстрактными понятиями, освоение планирования и развитие логического мышления. 
Кризис семнадцати лет 
Социализация. 
Юношеский период 17 - 21 года 
Социальное опробирование себя. Проверка "дружбы" и в зависимости от этого формирование доверия или недоверия к людям. Происходит формирование молодых семей.

Д. Б. Эльконин

В основе – соотношение 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта.

Младенческий 
До 1 года Непосредственно-эмоциональное общение Потребность в общении. 

Эмоциональные отношения, ходьба, первое слово 
Ранее детство 1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность Речь и наглядно-действенное мышление 
Дошкольный возраст 3-7 лет Ролевая игра 

Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности 
Младший школьный возраст 7-11 лет Учение Произвольность. 

Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. 
Подростковый возраст 11-15 лет 
Интимно-личностное общение в процессе обучения, организационной, трудовой деятельности Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни 
Старший школьный возраст 15-17 лет 
Учебно-профессиональная деятельность Мировоззрение, профессиональные интересы

А. В. Петровский

В основе – логика вхождения человека к социальную группу

Эпоха детства 
3-7 лет 
Преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде 
Эпоха отрочества 
11-15 лет 
Доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность 
Эпоха юности 
15-17 лет 
Должна произойти интеграция в общество

Д.И. Фельдштейн




1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.

2. С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

3. С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.


В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман




1. Оживление (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.
2. Одушевление (11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.
3. Персонализация (5,5 — 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.
4. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.
5. Универсализация (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Бого-человечество как сo-участник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия.



Задание 7. Заполните структурно-логическую схему.


Рис. 2.2.3. Характеристика младенца.

Задание 8. Заполнить таблицу.

Изучив рекомендованные источники, заполните таблицу «Основные достижения раннего возраста»
Таблица 2.2.3.

Основные достижения раннего возраста

Предметный мир

Овладение речью

Развитие психических процессов

Зарождение разнообразных видов деятельности

Формируются соотносящие действия

Формируются орудийные действия

-формирование активной речи

-появление автономной речи

-развитие связной речи

-понимание

-регулятивная

Развитие внимания, сенсорных процессов, наглядного мышления, памяти, воображения.

-игровая

-продуктивные виды деятельности



Задание 9. Заполнить таблицу.
Таблица 2.2.4.

Развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет

(по М.И. Лисиной)

Формы общения

Параметры общения

Дата появления в онтогенезе

Место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка

Содержание потребности в общении

Мотивы

общения

Средства

общения

Ситуативно-личностная

2-6 мес

В процессе ухаживания

Потребность во внимании

Личностный

Улыбка, взгляд, мимика

Ситуативно-деловая

6мес-3года

В процессе совместной деятельности

Потребность во внимании, сотрудничестве

Деловой

Предметно-действенные операции

Внеситуативно-познавательная

3-5лет

В ходе совместной деятельности и самостоятельной

Потребность во внимании, сотрудничестве, уважении

Познавательный

Речевые операции

Внеситуативно-личностная

5-7 лет

В ходе самостоятельной деятельности

Потребность во внимании, сотрудничестве, уважении, во взаимопонимании, сопереживании

Личностный

Речь




Приложение 1.

Как составить синквейн
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение (одно существительное), ассоциация с первым словом.
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)
Пример на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Приложение 2.
Как составить словарь терминов / персоналий
Составить словарь терминов.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса.

Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого.

Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.