Файл: Кейс практических материалов по дисциплине Психология Раздел Социальная и возрастная психология.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сбор и накопление фактов
Измерение и описание количественных и качественных изменений
Рис. 2.2.1. Стратегии, методы и схема организации изучения психического развития человека
Задание 5. Заполните определениями структурно-логическую схему.
Рис. 2.2.2. Виды развития.
Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.
Нормальное развитие - развитие, которое ведёт за собой приобщение к родовой человеческой сущности
Преформированное - такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала.
Непреформированный тип развития -наиболее распространен на нашей планете. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее.
Личностное развитие - процесс приобретения нового опыта и формирования определенного стиля поведения и отношения к окружающим.
Индивидуальное развитие - индивидуальное развитие каждой особи, есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится. Независимо от способа размножения начало новому организму дает одна или несколько клеток.
Задание 6. Заполнить таблицу.
Ознакомившись с рекомендованной литературой, заполните таблицу.
Таблица 2.2.1.
Теории психического развития
Научный подход | Научные школы | Ведущий фактор | Теории | Авторы |
Однофакторный | Нативизм | Наследственность | Преформиз, т.рекапитуляции, т. созревания | Г.сХолл, А.Гезелл, К. Бюлер, |
Эмпиризм | Среда | Ассоционизм бихевиоризм | Дж. Локк Д. Гартли Д.Уотсон, Б.Скиннер, А.Бандура | |
Двухфакторный | | Наследственность и среда, их взаимодействие Наследственность и среда, их противодействие | Т. конвергенции Классический психоанализ Когнитивная теория | В.Штерн З.Фрейд Ж. Пиаже |
Многофакторный | | Наследственность ,среда, активность личности, общение | Эпигенетическая Культурно-историяеская | Э.Эриксон Л.С.Выготский |
Задание 10. Заполнить таблицу.
Изучив рекомендованную литературу, заполните таблицу.
Таблица 2.2 2.
Периодизации психического развития в зарубежной науке
Автор | Основания для построения периодизации | Психологическая характеристика выделенных стадий (периодов) |
З. Фрейд | В основе – способ удовлетворения либидо через разные эрогенные зоны. | Оральная стадия (0-2) Эрогенная зона - слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я"). Анальная стадия (2-3) Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть). Фаллическая стадия (4-5) Высшая стадия детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я". Латентный период (6-12) Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. Генитальная стадия (12-18) Соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. |
Э. Эриксон | В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие. | Раннее младенчество ( 0 - 1 год ) социальное качество – надежда +Доверие к людям, к окружающему миру. взаимная любовь, связь ребенок - родитель удовлетворение потребности в общении с родителями -Недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди Позднее младенчество 1-3 года социальное качество – воля + Самостоятельность уверенность в себе - Сомнения в себе гипертрофированное чувство стыда Возраст игры 3-5 лет социальное качество- целеустремленность +Инициативность активность, живое воображение подражание взрослому признаки поло-ролевого поведения -Чувство вины пассивность отсутствие инициативы отсутствие признаков поло-ролевого поведения Среднее детство 5-11 лет социальное качество- компетентность +Стремление к достижению трудолюбие развитие познавательных и коммуникативных навыков -Чувство собственной неполноценности избегание сложных заданий, ситуаций соревнования слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность Половая зрелость 11-20 лет +Эгоидентичность (собственная уникальность) жизненное самоопределение поиск себя формирование мировоззрения половая поляризация в формах поведения -Диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет),путаница ролей смещение временных перспектив смешение форм поло-ролевого поведения Ранняя взрослость 20-40 (45) лет +Интимность. Cтремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей -Изоляция. Bзбегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) Средняя взрослость 40 (45) - 60 лет +Творчество (особенно в труде) продуктивная и творческая работа над собой и другими -Застой (особенно в труде) эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе ранняя инвалидность |
Ж. Пиаже | В основе – логика развития интеллекта (формирование операций). | Сенсомоторная стадия (0-2) Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный"). Дооперациональная стадия (2-7) Мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья). Стадия конкретных операций (7-12) Возникновение элементарного логического рассуждения Стадия формальных операций (12+) Формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме |
Дж. Брунер | Дж.Брунер не дает жесткой периодизации интеллектуального развития. символических. | Дж.Брунер не дает жесткой периодизации интеллектуального развития. Он не указывает точные сроки появления стадии и выделяет переходы от одной стадии к другой. Этапы развития интеллекта не образуют у него лестницу, каждая ступень которой поднимает ребенка на новый, более высокий уровень, обесценивая предыдущий. Важны все три сферы представлений, сохраняющиеся и у взрослого человека. Богатство интеллекта определяется наличием развитых представлений — действенных, образных и символических. |
Л. Кольберг | В основе – становление морального сознания. Периоды: доморальный уровень (0-7), конвенциональная мораль (7-16), автономная мораль (после 16). | Доморальный уровень (0-7) Делаю то, что мне приятно Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания. Наивный потребительский гедонизм. Делаю, то за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты – мне, я – тебе» Конвенциональный уровень (7-12) Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой». Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины, выполняю свой долг, подчиняюсь правилам. Автономная мораль (18+) Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения. Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности. |
Л. С. Выготский | В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов. | Кризис новорожденности Роды влекут за собой появления такого новообразования как – индивидуальная психическая жизнь Младенчество 0-1 год Жизнь зарождается в период эмбрионального развития, с рождением эта жизнь становится индивидуальным существованием (отдельно от матери). Эта индивидуальная жизнь, будучи первой формой бытия ребенка как социального существования, является и психической жизнью, т.к. только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Первый год жизни характеризуется переходным процессом, отделением от матери. Еда, сон и рефлексивное освоение мира – главные функции новорожденного Кризис одного года Превращение из новорожденного в ребенка возможно благодаря появлению таких новообразований как речь и хождение Раннее детство 1-3 лет Источником появления речи являются взаимоотношения и взаимодействия со взрослыми. Овладение речью приводит к перестройке всей структуры сознания. Ребенок начинает использовать речь как инструмент. В этот период ребенок открывает значения слов, начинает осмыслять те звуки, которые произносит взрослый, таким образом дает толчок для развития наглядно-действенного мышления. В это время ребенок еще может обобщать название предмета и его свойства, что можно увидеть из детского словообразования Кризис трех лет Ребенок начинает понимать, что он не продолжение матери, а другой, отдельный человек. Впервые говорит - НЕТ и Я САМ. Появляется следующее новообразование – это установление социальных отношений между ребенком и окружающими его людьми, т.е. социализация. Дошкольный возраст 3-7 лет Происходит наиболее сильное развитие всех психических функций (изменение речи, развитие мышления, счета, математики и т.д.). Развивается внутренняя речь и воля. Ребенок уже способен делать то, что ему не интересно. Но основной вид научения – игровая деятельность Кризис семи лет У ребенка появляется осмысленная ориентировка в своих переживаниях, т.е. ребенок открывает для себя мир своих переживаний. И появляются такие новообразования как самолюбие и самооценка. Младший школьный возраст 7 - 12лет Этот период очень напряженный для ребенка. Основная деятельность - социальная (обучение). Накопление пассивного словаря и освоение второй знаковой системы (чисел) дает толчок для развития логического и абстрактного мышления. Следовательно, происходит перекос в развитие левого полушария. Происходит сильное качественное изменение в сознании: формируется самооценка, значимым человеком становится учитель. Кризис тринадцати лет Появление рефлексии. Подростковый (пубертатный) период 12 - 17лет Появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные знаки) здесь вступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции и составляют основу самосознания. Из-за гармонального развития ребенок начинает наиболее ярко примерять на себя половую роль. До 17 лет ребенок живет в хаосе перевоплощения. Значимыми людьми становятся сверстники, родители обесцениваются. Также появляется умение оперировать абстрактными понятиями, освоение планирования и развитие логического мышления. Кризис семнадцати лет Социализация. Юношеский период 17 - 21 года Социальное опробирование себя. Проверка "дружбы" и в зависимости от этого формирование доверия или недоверия к людям. Происходит формирование молодых семей. |
Д. Б. Эльконин | В основе – соотношение 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта. | Младенческий До 1 года Непосредственно-эмоциональное общение Потребность в общении. Эмоциональные отношения, ходьба, первое слово Ранее детство 1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность Речь и наглядно-действенное мышление Дошкольный возраст 3-7 лет Ролевая игра Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности Младший школьный возраст 7-11 лет Учение Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Подростковый возраст 11-15 лет Интимно-личностное общение в процессе обучения, организационной, трудовой деятельности Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни Старший школьный возраст 15-17 лет Учебно-профессиональная деятельность Мировоззрение, профессиональные интересы |
А. В. Петровский | В основе – логика вхождения человека к социальную группу | Эпоха детства 3-7 лет Преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде Эпоха отрочества 11-15 лет Доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность Эпоха юности 15-17 лет Должна произойти интеграция в общество |
Д.И. Фельдштейн | | 1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей. 2. С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. 3. С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность. |
В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман | | 1. Оживление (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. 2. Одушевление (11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. 3. Персонализация (5,5 — 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. 4. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость. 5. Универсализация (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Бого-человечество как сo-участник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия. |
Задание 7. Заполните структурно-логическую схему.
Рис. 2.2.3. Характеристика младенца.
Задание 8. Заполнить таблицу.
Изучив рекомендованные источники, заполните таблицу «Основные достижения раннего возраста»
Таблица 2.2.3.
Основные достижения раннего возраста
Предметный мир | Овладение речью | Развитие психических процессов | Зарождение разнообразных видов деятельности |
Формируются соотносящие действия Формируются орудийные действия | -формирование активной речи -появление автономной речи -развитие связной речи -понимание -регулятивная | Развитие внимания, сенсорных процессов, наглядного мышления, памяти, воображения. | -игровая -продуктивные виды деятельности |
Задание 9. Заполнить таблицу.
Таблица 2.2.4.
Развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет
(по М.И. Лисиной)
Формы общения | Параметры общения | ||||
Дата появления в онтогенезе | Место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка | Содержание потребности в общении | Мотивы общения | Средства общения | |
Ситуативно-личностная | 2-6 мес | В процессе ухаживания | Потребность во внимании | Личностный | Улыбка, взгляд, мимика |
Ситуативно-деловая | 6мес-3года | В процессе совместной деятельности | Потребность во внимании, сотрудничестве | Деловой | Предметно-действенные операции |
Внеситуативно-познавательная | 3-5лет | В ходе совместной деятельности и самостоятельной | Потребность во внимании, сотрудничестве, уважении | Познавательный | Речевые операции |
Внеситуативно-личностная | 5-7 лет | В ходе самостоятельной деятельности | Потребность во внимании, сотрудничестве, уважении, во взаимопонимании, сопереживании | Личностный | Речь |
Приложение 1.
Как составить синквейн
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение (одно существительное), ассоциация с первым словом.
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему форумов:
Форум (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Пример на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Приложение 2.
Как составить словарь терминов / персоналий
Составить словарь терминов.
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса.
Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого.
Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.
При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.